Напоминание

"Применение исследовательского метода в изучении музыкального произведения на уроках Музыка и окружающий мир"


Автор: Кузьмина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Куйбышевского района "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Город Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение исследовательского метода в изучении музыкального произведения на уроках Музыка и окружающий мир"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кузьмина Ирина Геннадьевна,

учитель музыки первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

,

Новосибирской области, города Куйбышева.

Применение исследовательского метода в изучении музыкального

произведения на уроке «Музыка и окружающий мир»

для учащихся школ искусств .

Современное

преподавание

музыки

в

школе

приобрело

новый

облик

развивающего

обучения.

Итогом

развивающего

музыкального

образования

должно

стать представление учащихся о деятельности музыканта - композитора, исполнителя,

слушателя в их триединстве - как о высоком проявлении человеческого творческого

потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о

высшей потребности в преобразовании человека. Задача учителя пробудить в учащихся

творческое

познание,

многогранность

восприятия

жизненных

явлений.

Сделать

философское воплощение художественного образа доступным и понятным учащимся

дело не простое.

Это требует от учителя большого знания материала связывающего

музыкальный образ

образно- ассоциативный и эмоционально- духовный опыт

у

учащихся. Трудности возникают из-за отсутствия общения учащихся с произведениями

культуры

вне

урока,

редкого

посещения

культурных

мероприятий,

ограниченности

кругозора в области искусства, интересов

детей, родителей.

Поэтому приходится

искать такие приемы, которые за короткий отрезок времени урока музыки позволили и

почувствовать и осознать, т.е. принять эмоциональные переживания, заложенные

в

произведении как ценность, без которой трудно понять природу красоты, духовного

проживания жизни с ее удивительным многообразием.

Музыка для ребёнка - мир

переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него

способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Эффективность

современного

обучения

основывается

на

формировании

интереса учащихся к знанию через исследовательскую деятельность. Лично пройдя

путь от знакомства с произведением до раскрытия

содержания художественного

образа, позволяет осознанно погрузиться в материал и самостоятельно прийти к выводу.

Задача педагога заинтересовать на первом этапе работы, обеспечить поддержку на пути

исследования

и

помочь

выразить

понимание

художественного

образа

в

доступном

материале, будь то литературная, художественно-творческая работа.

Сложности возникают на каждом этапе постижения, поэтому следует находить

индивидуальный

подход

к

определенной

группе

учащихся,

учитывая

и

уровень

способностей, и

круг их

интересов. На основании этого строится

работа над

постановкой

проблемного

вопроса.

Ведь

главная

задача

-

сделать

содержание

произведения искусства доступным и понятным. Только в этом случае цель духовно-

нравственного

воспитания

будет

достигнута.

Л.Н

Толстой

цитировал

Шеллинга

«Искусство

есть

соединение

субъективного

с

объективным,

природы

и

разума,

бессознательного с сознательным. Прекрасное производит не художник своим знанием

или волей, а производит в нем сама идея красоты». Цель будет достигнута, если ученик

поймет идею красоты произведения. В этом есть некая тайна и загадка, которую следует

разгадать. Она и становится для учащихся отправной точкой в мир познания самого

себя,

переосмысления

обыденного

представления

о

мире

на

более

высоком

художественном уровне музыкального произведения.

Постановка

вопроса

может

быть

разной,

а

план

работы

сохраняется.

Так,

например, на первом этапе перед прослушиванием произведения не следует углубляться

в подробности, а лишь привести пример цитаты, или факта истории связанной с этим

произведением, как самого композитора, его современников или произошедшего в наше

время. Этот момент и становиться проблемным вопросом, загадкой, которую следует

разгадать. Учащиеся из множества версий, возникающих в ходе работы,

находят

наиболее близкое к замыслу композитора. А прийти к ней помогут дополнительные

факты и наблюдения, подробности, которые требуются для уточнения

найденной

отгадки

идеи

произведения.

Задаваемые

вопросы,

их

постановка

так

же

играют

решающую роль. На первом прослушивании это вопросы: Что ты чувствуешь? Какая

музыка? Работа с эмоциональным словарем здесь помогает наиболее точно определить

эмоциональное содержание произведения. Вопрос: Почему ты так решил? Позволяет

проанализировать музыкальный

язык произведения. «Ведь что-то подсказало тебе

именно эти чувства? Какие моменты в музыки стали для тебя подсказкой?». Этот этап

исследования

регулируется

схемами,

таблицами,

для

того

чтобы

разделить

произведения на части и элементы музыкального языка. Очень интересны варианты

ассоциаций, которые заставляют учащихся обратиться к своему опыту, а если их не

хватает, тогда приходит на помощь подсказка учителя в виде дополнительных фактов из

жизни композитора, времени в котором он жил. Применение полихудожественного

дохода только расширяет

представление учащихся о том или ином явлении жизни,

представленном в различных видах искусств. Таким образом,

познается природа

творчества, вдохновение

композитора, представление о многообразии и способов

выражения идеи. Проделав путь такого исследования: сравнивая, анализируя, выдвигая

гипотезы, учащиеся делают вывод, отвечая на вопрос для чего? зачем?

Что хотел

«сказать» композитор? В чем ценность этого произведения?

Результат

понимания,

эмоционального

отклика

может

быть

закреплен

в

творческой работе: рисунке, литературном сочинении-эссе, пластике, драматической

игре. Идея воплощения

затрагивает идею исполнения и способов интерпретации

художественного

образа.

Многообразие

мира

становится

для

учащихся

явным

воплощением в индивидуальной или групповой творческой работе. Таким образом,

достигается

понимание

еще

одного

назначение

искусства

-

вдохновлять

и

переосмысливать уже известный жизненный опыт по-новому.



В раздел образования