Автор: Кузьмина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Куйбышевского района "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Город Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение исследовательского метода в изучении музыкального произведения на уроках Музыка и окружающий мир"
Раздел: дополнительное образование
Кузьмина Ирина Геннадьевна,
учитель музыки первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
,
Новосибирской области, города Куйбышева.
Применение исследовательского метода в изучении музыкального
произведения на уроке «Музыка и окружающий мир»
для учащихся школ искусств .
Современное
преподавание
музыки
в
школе
приобрело
новый
облик
развивающего
обучения.
Итогом
развивающего
музыкального
образования
должно
стать представление учащихся о деятельности музыканта - композитора, исполнителя,
слушателя в их триединстве - как о высоком проявлении человеческого творческого
потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о
высшей потребности в преобразовании человека. Задача учителя пробудить в учащихся
творческое
познание,
многогранность
восприятия
жизненных
явлений.
Сделать
философское воплощение художественного образа доступным и понятным учащимся
дело не простое.
Это требует от учителя большого знания материала связывающего
музыкальный образ
образно- ассоциативный и эмоционально- духовный опыт
у
учащихся. Трудности возникают из-за отсутствия общения учащихся с произведениями
культуры
вне
урока,
редкого
посещения
культурных
мероприятий,
ограниченности
кругозора в области искусства, интересов
детей, родителей.
Поэтому приходится
искать такие приемы, которые за короткий отрезок времени урока музыки позволили и
почувствовать и осознать, т.е. принять эмоциональные переживания, заложенные
в
произведении как ценность, без которой трудно понять природу красоты, духовного
проживания жизни с ее удивительным многообразием.
Музыка для ребёнка - мир
переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него
способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Эффективность
современного
обучения
основывается
на
формировании
интереса учащихся к знанию через исследовательскую деятельность. Лично пройдя
путь от знакомства с произведением до раскрытия
содержания художественного
образа, позволяет осознанно погрузиться в материал и самостоятельно прийти к выводу.
Задача педагога заинтересовать на первом этапе работы, обеспечить поддержку на пути
исследования
и
помочь
выразить
понимание
художественного
образа
в
доступном
материале, будь то литературная, художественно-творческая работа.
Сложности возникают на каждом этапе постижения, поэтому следует находить
индивидуальный
подход
к
определенной
группе
учащихся,
учитывая
и
уровень
способностей, и
круг их
интересов. На основании этого строится
работа над
постановкой
проблемного
вопроса.
Ведь
главная
задача
-
сделать
содержание
произведения искусства доступным и понятным. Только в этом случае цель духовно-
нравственного
воспитания
будет
достигнута.
Л.Н
Толстой
цитировал
Шеллинга
«Искусство
есть
соединение
субъективного
с
объективным,
природы
и
разума,
бессознательного с сознательным. Прекрасное производит не художник своим знанием
или волей, а производит в нем сама идея красоты». Цель будет достигнута, если ученик
поймет идею красоты произведения. В этом есть некая тайна и загадка, которую следует
разгадать. Она и становится для учащихся отправной точкой в мир познания самого
себя,
переосмысления
обыденного
представления
о
мире
на
более
высоком
художественном уровне музыкального произведения.
Постановка
вопроса
может
быть
разной,
а
план
работы
сохраняется.
Так,
например, на первом этапе перед прослушиванием произведения не следует углубляться
в подробности, а лишь привести пример цитаты, или факта истории связанной с этим
произведением, как самого композитора, его современников или произошедшего в наше
время. Этот момент и становиться проблемным вопросом, загадкой, которую следует
разгадать. Учащиеся из множества версий, возникающих в ходе работы,
находят
наиболее близкое к замыслу композитора. А прийти к ней помогут дополнительные
факты и наблюдения, подробности, которые требуются для уточнения
найденной
отгадки
идеи
произведения.
Задаваемые
вопросы,
их
постановка
так
же
играют
решающую роль. На первом прослушивании это вопросы: Что ты чувствуешь? Какая
музыка? Работа с эмоциональным словарем здесь помогает наиболее точно определить
эмоциональное содержание произведения. Вопрос: Почему ты так решил? Позволяет
проанализировать музыкальный
язык произведения. «Ведь что-то подсказало тебе
именно эти чувства? Какие моменты в музыки стали для тебя подсказкой?». Этот этап
исследования
регулируется
схемами,
таблицами,
для
того
чтобы
разделить
произведения на части и элементы музыкального языка. Очень интересны варианты
ассоциаций, которые заставляют учащихся обратиться к своему опыту, а если их не
хватает, тогда приходит на помощь подсказка учителя в виде дополнительных фактов из
жизни композитора, времени в котором он жил. Применение полихудожественного
дохода только расширяет
представление учащихся о том или ином явлении жизни,
представленном в различных видах искусств. Таким образом,
познается природа
творчества, вдохновение
композитора, представление о многообразии и способов
выражения идеи. Проделав путь такого исследования: сравнивая, анализируя, выдвигая
гипотезы, учащиеся делают вывод, отвечая на вопрос для чего? зачем?
Что хотел
«сказать» композитор? В чем ценность этого произведения?
Результат
понимания,
эмоционального
отклика
может
быть
закреплен
в
творческой работе: рисунке, литературном сочинении-эссе, пластике, драматической
игре. Идея воплощения
затрагивает идею исполнения и способов интерпретации
художественного
образа.
Многообразие
мира
становится
для
учащихся
явным
воплощением в индивидуальной или групповой творческой работе. Таким образом,
достигается
понимание
еще
одного
назначение
искусства
-
вдохновлять
и
переосмысливать уже известный жизненный опыт по-новому.