Автор: Семёнова Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 253
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Консультация для воспитателей.
Тема: "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №253 комбинированного вида»
Орджоникидзевского района городского округа
Город Уфа
Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей.
«Значение сюжетно-ролевой игры
в развитии речи детей».
Учитель-логопед
Семёнова Наталья Михайловна
Философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств
человеческой
культуры.
Играя,
люди
не
преследуют
каких-то
конкретных
практических целей. Цель игры - доставить удовольствие её участникам. В игре
формируется
символическая
деятельность:
кубик
может
стать
машиной,
карандаш- ложкой. Такое превращение готовит к восприятию более сложных
символических обозначений, в том числе и письменной речи.
От уровня развития игровой деятельности в значительной степени
зависит уровень мышления, воображения, речи.
Во время игры ребенок учится планировать и регулировать свои действия.
В
сюжетно-ролевых
играх
формируется
выразительность
речи,
они
способствуют
проявлению
творческих
задатков,
помогают
раскрепоститься.
Эти игры можно бесконечно варьировать.
Игра-это
ведущий
вид
деятельности.
Сюжетно-ролевая
игра
в
её
типичной
форме-это
свободный
вид
совместной
деятельности
детей.
Дети
объединяются
по
собственной
инициативе,
берут
на
себя
роли,
сами
определяют сюжет игры, распределяют игровой материал, выполняют те или
иные
игровые
действия.
Важно,
что
сюжет
и
содержание
они
берут
из
окружающей жизни. Отражают в игре дети те моменты, которые привлекли
особый интерес, внимание. Конечно же, все это возможно лишь при условии,
что
дети
уже
в
достаточной
мере
с
помощью
педагога
овладели
игровой
деятельностью.
Развивающее
значение
игры
очень
огромно
и
многообразно.
В
игре
ребёнок
познаёт
окружающий
мир,
формируются
взаимоотношения
между
детьми,
происходит
становление
самооценки
и
самосознания,
развивается
мышление,
речь,
воля,
чувства,
способность к моделированию. Я остановлюсь
на том, как развивается речь в сюжетно-ролевой игре.
Организовывая сюжетно-ролевую игру «Телевидение»,
можно провести
большую работу по развитию связной речи. Я беру в этой игре следующие
программы;
- «В мире животных». В этой игре дети берут на себя роль ведущего
программы и респондента, которые ведут описательный рассказ о животных,
птицах, насекомых.
-«Спокойной
ночи,
малыши»,
где
проводится
работа
по
развитию
монологической
и
диалогической
речи,
а
также
над
эмоциональной
выразительностью
речи.
В
этой
игре
дети
рассказывают
сказки
или
инсценируют их.
-«Поле
чудес»,
целями
которой
являются
обучение
детей
звуковому
анализу
и
синтезу
слов,
умение
решать
ребусы
и
кроссворды,
а
также
заниматься расширением и формированием словаря дошкольников.
-«Угадай мелодию». Здесь формируется фонематический слух, слуховое
внимание и память. Можно отработать падежные формы, задавая вопросы
детям: «О чём поётся в этой песне?» и так далее.
-«Клуб кинопутешественников». В этой игре дети составляют рассказ о
родном
городе,
о
его
достопримечательностях,
о
лесе
и
его
обитателях,
растительности, о море и его обитателях, о Севере, жителях и природе Севера,
об Африке...
-«Красный, жёлтый, зелёный». В этой игре можно отработать предметный
и
глагольный
словарь
по
теме
«Транспорт»,
закрепить
правила
дорожного
движения,
отработать
слова
сложной
слоговой
структуры:
регулировщик,
светофор, жезл и т.д.
-«Что, где, когда?». В этой игре можно решить очень много задач по
развитию речи. Дети могут придумывать загадки о животных, о птицах, о
предметах быта, мебели, транспорта, посуды и т. д. Можно проработать много
тем по обучению грамоте. Например, дети подбирают слова на заданный звук,
или
пары
слов,
похожих
по
звучанию,
составляют
предложения
по
схеме,
составляют слова по звуковой схеме, находят спрятавшееся слово, находят
пропавшие буквы из слова, определяют количество слогов и т. д.
На
примере
одной
игры
«Телевидение»
я
показала,
какие
задачи
по
развитию речи можно решить.
Игра
обогащает
детей
знаниями,
развивает
умения
и
навыки,
будит
фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки
ребенка
и
превратить
их
в
способности.
Именно
в
игре
ребенок
впервые
испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом
зависит от старания.
Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться...
Игра
является
подготовительным
этапом
развития
ребенка,
переходным
моментом для включения его в учебу. Играя с детьми, организуя и направляя их
игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и
все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед.