Напоминание

"Памятник природы -озеро Муртазы"


Авторы: Сабирова Фарзана Жалиловна, Сабирова Альбина Айдаровна
Должность: учитель начальных классов,социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ " Шариповская начальная общеобразовательная школа
Населённый пункт: Курганская область, село Шарипово
Наименование материала: Проект
Тема: "Памятник природы -озеро Муртазы"
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ « ШАРИПОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ - ОЗЕРО МУРТАЗЫ »

АВТОР ПРОЕКТА : УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

САБИРОВА ФАРЗАНА ЖАЛИЛОВНА

СОАВТОР ПРОЕКТА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

САБИРОВА АЛЬБИНА АЙДАРОВНА-

Социальный проект "Памятник природы

– озеро Муртазы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шариповская

начальная общеобразовательная школа»

Социальный проект:

«Памятник природы – озеро

Муртазы»

ФИО участников проектной группы: Сабирова Фарзана Жалиловна,

Сабирова Альбина Айдаровна, Байбулатова Флура Загидуллиновна, учащиеся

Шариповской начальной школы и участники фольклорного коллектива «

Бахыт»-учащиеся Катайской СОШ.

I. Краткое описание проекта

Тип проекта

Проект общественного взаимодействия, решающий социальные задачи во

взаимодействии с различными слоями общества.

Участники

Сабирова Фарзана Жалиловна, Сабирова Альбина Айдаровна, Байбулатова

Флура Загидуллиновна, учащиеся Шариповской начальной школы, средней

школы МКОУ « Катайская СОШ».

Рассматриваемая проблема

Данный проект направлен на изучение экологического состояния и сохранения

памятника природы – озера Муртазы

.

Цели проекта:

экологическое обследование озера Муртазы и прилегающей к нему

территории;

вовлечение молодёжи в практическую деятельность по изучению природы

своего края через природоохранную деятельность;

формирование потребности в защите родной природы.

Задачи проекта:

- образовательные:

познакомиться с историческим прошлым озера;

изучить водные организмы озера и оценить состояние водоёма;

выявить антропогенное влияние на озеро;

определить физические и химические показатели воды;

разработать план работы по сохранению озера Муртазы.

- развивающие:

развитие познавательного интереса к историческому прошлому озера,

села;

формирование навыков самостоятельной поисковой исследовательской

работы;

освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;

- воспитательные:

воспитание уважительного отношения к родному краю, гордости за него,

бережного отношения к памятникам природы;

формирование чувства гражданской ответственности в решении

актуальных проблем местного сообщества.

Методы работы:

теоретические:

эмпирические:

статистические:

изучение, анализ, обобщение, систематизация специальной и методической

литературы по теме, школьных архивных материалов;

наблюдение, описание, анализ причинно-следственных связей, исследование

физических и химических показателей воды, их обработка и обобщение;

анализ и обработка результатов анкетирования, бесед.

Этапы реализации проекта:

1.

Подготовительный.

2.

Сбор и анализ информации.

3.

Программа действий.

4.

Реализация плана действий.

Пути решения проблемы:

1.

Привлечение внимания общественности и представителей власти к

проблеме сохранения памятника природы.

2.

Практическая деятельность (очистка берега от мусора, размещение

аншлагов, проведение экскурсий ).

Конечные результаты проекта:

повысить уровень заинтересованности в защите и сохранении природной

среды;

благоустроить и очистить берег озера;

привлечь внимание к проблемам благоустройства территории озера и

сохранения его экологической безопасности;

повысить экологическую культуру населения.

Перспективы дальнейших действий:

1.

продолжим проводить акцию «Чистые берега;

2.

проведём школьную экологическую конференцию «Забота о

гидрологическом памятнике природы»;

3.

продолжим информационно–просветительскую работу;

II. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Земля моих отцов, земля родных людей,

Любовь моя, забота и награда!

Наверно, земли есть и краше, и милей.

Наверно есть. Но мне другой не надо!

Р.Рождественский

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающей его природе,

нелегко. В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху своих

взаимоотношений с окружающей средой. И эти взаимоотношения складываются

не всегда в пользу природы. Мы живём в небольшом селе Шарипово. В

последние годы для жителей нашего села одной из актуальных проблем

является сохранение памятника природы областного значения является озера

Муртазы.

Памятник природы представляет собой заболоченное пресное озеро с

березняком на сформированной тростниково-осоково-сфагновой сплавине.

Окружение - сырой солонцовый луг, используемый как пастбище, грунтовые

дороги.по северному , наиболее нарушенному берегу –территория села

Шарипова.По периферии болота сохраняется узкое кольцо открытой чистой

воды, местами развит осоковый кочкарник ( осоки омская, острая сытевидная),

перемежающийся зарослями тростника южного.

Край болотной сплавины образован длиннокорневищными геолофитами:

осоками береговой, острой , черноколосой, телиптерисом болотным, тростником

южным, сабельником болотным. Местами край сплавины обрамлён ивами

пепельной и сибирской. Центральную часть занимает подушка сфагновых мхов,

закреплённая густым низкорослым березняком( болотная форма берёзы

пушистой)и болотными кустарниками: ивами лапландской пепельной и

сибирской , кассандрой болотной .В травяном ярусе растут : вахта трехлистная,

сабельник болотный, телиптерис болотный, осоки : топяная, обеднённая,

бутыльчатая, наумбергия кистецветная , редкий вид растения - росянка

круглолистная.

Режим охранной зоны

Определяется в соответствии положением о водоохранных зонах водных

объектов и их прибрежных защитных полосах, утверждённых Постановлением

Правительства РФ от 23.11.1996 г.№ 1404 и Постановлением Администрации

Курганской обла от27.05.1997г , № 344 « О водоохранных зонах и прибрежных

защитных полосах водных объектов .И в соответствии с этими

Постановлениями, озеро Муртазы по праву считается государственным

гидрологическим памятником природы.

Исследовав состояние берега озера Муртазы, его водной глади, мы обеспокоены

его экологическим состоянием. Всерьёз задумываемся: сохраним ли мы его для

потомков или совсем утратим его первоначальный вид и содержание.

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон:

экологической, социальной, биологической. Озеро испытывает интенсивное

антропогенное воздействие, ведущее к процессам заиливания, накопления

донных отложений и обмеления водоёма. В результате этого происходит

нарушение кислородного баланса, снижение прозрачности воды, изменяется

структура биоценозов, проявляется устойчивое “цветение” воды, засорение

берегов остатками растительности, появление неприятного запаха в результате

гниения массы отмирающих нитчатых водорослей и высшей водной и

прибрежной растительности. В результате хозяйственной деятельности

человека в него попадают различные виды мусора.. Очистных сооружений озеро

не имеет. Несанкционированная свалка мусора вдоль берега озера также

оказывает негативное влияние на его состояние. С этой свалки вместе с

дождевыми и талыми водами в озеро попадают разные нечистоты. Все это ведет

к ухудшению санитарно-биологического состояния воды.

Став участниками проекта, мы хотим обратить внимание представителей власти,

общественности на данную проблему и просим помочь нам сохранить и

приумножить красоту и богатство памятника природы – озера Муртазы.

Цели проекта:

экологическое обследование озера Муртазы и прилегающей к нему

территории;

вовлечение молодёжи в практическую деятельность по изучению природы

своего края через природоохранную деятельность;

формирование потребности в защите родной природы.

Задачи:

образовательные:

познакомиться с историческим прошлым озера;

изучить водные организмы озера и оценить состояние водоёма;

выявить антропогенное влияние на озеро;

определить физические и химические показатели воды;

разработать план работы по сохранению озера Муртазы.

развивающие:

развитие познавательного интереса к историческому прошлому озера,

села;

формирование навыков самостоятельной поисковой исследовательской

работы;

освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;

воспитательные:

воспитание уважительного отношения к родному краю, гордости за него,

бережного отношения к памятникам природы;

формирование чувства гражданской ответственности в решении

актуальных проблем местного сообщества.

III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

Содержание работы

Анализ экологического состояния озера. Формулировка проблемы. Определение

темы, целей и задач проекта, его исходного положения.. Изучение реальных

возможностей своей проектной группы.

Деятельность проектной группы

Обсуждают тему проекта с учителями , учащимися старших классов,

социальным педагогом, местной библиотекой , получают при необходимости

дополнительную информацию. Определяют цели и задачи проекта. Выявляют

реальные возможности каждого члена группы. Приобретают знания,

необходимые для успешной реализации проекта. Распространяют информацию

среди учащихся и педагогов школы.

Результат работы

Нами было проведено анкетирование - предварительное исследование - опрос

среди учащихся и сотрудников школы, целью которого было информирование о

теме исследования и выявление отношения коллектива школы к этой проблеме.

Результаты опроса были обработаны и отражены в виде диаграммы.

Диаграмма результатов предварительного опроса коллектива школы

Исследование качества воды физическими и химическими методами.

Физический анализ воды.

1. Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду.

Возле берега вода грязная: много взвешенных частиц, много сухой прибрежной

растительности, встречается мелкий бытовой мусор.

2. Определение запаха.

Одним из показателей качества воды является запах. Запах зависит от

содержания в воде химических веществ, наличия живых и отмирающих

микроорганизмов. Для определения запаха в колбу отбирают 100 мл воды,

закрывают стеклянной пробкой, затем нагревают до температуры 20

0

С. После

этого колбу взбалтывают и, открыв пробку нюхают.

Шкала оценки интенсивности запаха

Оценка интенсивности запаха воды – 5. В питьевой воде интенсивность запаха

не должна превышать 2 балла.

По характеру запах может быть естественного и искусственного происхождения.

Запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших

организмов, от влияния почв и т.п.)

Характер и род запаха естественного происхождения

Запах озёрной воды – болотный.

3. Определение цветности.

Цвет воды зависит от характера дна, водной растительности, от наличия в воде

гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают ей

окраску, присутствия в воде солей железа и других химических веществ.

Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой. Два

стакана из бесцветного стекла заполняем водой: один – дистиллированной

водой, другой – исследуемой. Цвет воды рассматриваем, сравнивая стаканы на

фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, положив

лист белой бумаги под дно стакана.

Окрашивание воды наблюдается и сбоку, и сверху. Вода – серо-зелёная.

Значит, цветность воды не соблюдается.

4. Определение мутности воды.

Прозрачность и мутность воды определяются по ее способности

пропускать видимый свет. Степень прозрачности воды зависит от наличия

в ней взвешенных частиц. Заполняем пробирку водой до высоты 10-12 см.

Рассматриваем пробирку сверху на темном фоне при дневном освещении.

Выводы.

При обследовании водоёма и с помощью доступных для нас

лабораторных исследований физических и химических показателей воды,

была произведена оценка экологического состояния водоема. Мы пришли

к выводам:. вода в озере мутная, серо-зелёного цвета из-за большого

количества содержащихся в ней водорослей и тины, имеет неприятный

болотный запах от отмирающих растений и микроорганизмов.

Экологическое состояние озера находится в бедственном положении и

нуждается в неотложной помощи.

Проводя исследование, мы хотели, как можно больше узнать об озере,

чтобы потом рассказать одноклассникам, односельчанам о его ценности.

Ведь, как известно, невозможно любить то, о чём ты не знаешь. А если

люди будут больше знать об озере, то станут бережнее к нему относиться

и ценить.

3. Программа действий

Содержание работы

1) Разработка направлений работы.

2) Составление программы действий.

Результат работы

Для решения поставленной проблемы сохранения и приумножения

красоты и богатства памятника природы – озера Муртазы, проектная

группа разработала следующие направления работы:

1.

Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения

озера, как уникального объекта природы.

2.

Поиск заинтересованных организаций, общественных деятелей для

поддержания в должном состоянии памятника природы.

3.

Формирование у населения ответственного отношения к

окружающей среде, её охране.

4.

Практическое участие школьников и местных жителей в

исследовательской и природоохранной деятельности.

5.

Повышение уровня экологической культуры населения.

6.

Обращение к главе сельского поселения с предложениями:

- ликвидация несанкционированной свалки вдоль береза озера;

- введение штрафов за несанкционированные свалки мусора в поселении,

4. Реализация плана действий

Результаты работы

В ходе реализации проекта мы внесли наш вклад в развитие социально-

экономической, экологической, духовно-нравственной культуры жителей

нашего села. Повысили уровень заинтересованности в защите и

сохранении природной среды.

V. Заключение

В ходе исследования нам удалось познакомиться с удивительным

памятником природы - озером Муртазы, лучше представить и понять

сложность и многогранность связей между человеком и природой.

Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта, позволили нам

ощутить свою значимость, взрослость, свою способность делать важные,

полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить

радость окружающим, создавать прекрасное.

Мы будем и дальше работать над улучшением экологии озера. Озеро

Муртазы со своей красивой природой является настоящим природным

богатством. И от того, как мы будем к нему относиться, зависит будущее

нашего села и наших потомков.



В раздел образования