Авторы: Сабирова Фарзана Жалиловна, Сабирова Альбина Айдаровна
Должность: учитель начальных классов,социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ " Шариповская начальная общеобразовательная школа
Населённый пункт: Курганская область, село Шарипово
Наименование материала: Проект
Тема: "Памятник природы -озеро Муртазы"
Раздел: начальное образование
МКОУ « ШАРИПОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ - ОЗЕРО МУРТАЗЫ »
АВТОР ПРОЕКТА : УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
САБИРОВА ФАРЗАНА ЖАЛИЛОВНА
СОАВТОР ПРОЕКТА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
САБИРОВА АЛЬБИНА АЙДАРОВНА-
Социальный проект "Памятник природы
– озеро Муртазы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шариповская
начальная общеобразовательная школа»
Социальный проект:
«Памятник природы – озеро
Муртазы»
ФИО участников проектной группы: Сабирова Фарзана Жалиловна,
Сабирова Альбина Айдаровна, Байбулатова Флура Загидуллиновна, учащиеся
Шариповской начальной школы и участники фольклорного коллектива «
Бахыт»-учащиеся Катайской СОШ.
I. Краткое описание проекта
Тип проекта
Проект общественного взаимодействия, решающий социальные задачи во
взаимодействии с различными слоями общества.
Участники
Сабирова Фарзана Жалиловна, Сабирова Альбина Айдаровна, Байбулатова
Флура Загидуллиновна, учащиеся Шариповской начальной школы, средней
школы МКОУ « Катайская СОШ».
Рассматриваемая проблема
Данный проект направлен на изучение экологического состояния и сохранения
памятника природы – озера Муртазы
.
Цели проекта:
экологическое обследование озера Муртазы и прилегающей к нему
территории;
вовлечение молодёжи в практическую деятельность по изучению природы
своего края через природоохранную деятельность;
формирование потребности в защите родной природы.
Задачи проекта:
- образовательные:
познакомиться с историческим прошлым озера;
изучить водные организмы озера и оценить состояние водоёма;
выявить антропогенное влияние на озеро;
определить физические и химические показатели воды;
разработать план работы по сохранению озера Муртазы.
- развивающие:
развитие познавательного интереса к историческому прошлому озера,
села;
формирование навыков самостоятельной поисковой исследовательской
работы;
освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;
- воспитательные:
воспитание уважительного отношения к родному краю, гордости за него,
бережного отношения к памятникам природы;
формирование чувства гражданской ответственности в решении
актуальных проблем местного сообщества.
Методы работы:
теоретические:
эмпирические:
статистические:
изучение, анализ, обобщение, систематизация специальной и методической
литературы по теме, школьных архивных материалов;
наблюдение, описание, анализ причинно-следственных связей, исследование
физических и химических показателей воды, их обработка и обобщение;
анализ и обработка результатов анкетирования, бесед.
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный.
2.
Сбор и анализ информации.
3.
Программа действий.
4.
Реализация плана действий.
Пути решения проблемы:
1.
Привлечение внимания общественности и представителей власти к
проблеме сохранения памятника природы.
2.
Практическая деятельность (очистка берега от мусора, размещение
аншлагов, проведение экскурсий ).
Конечные результаты проекта:
повысить уровень заинтересованности в защите и сохранении природной
среды;
благоустроить и очистить берег озера;
привлечь внимание к проблемам благоустройства территории озера и
сохранения его экологической безопасности;
повысить экологическую культуру населения.
Перспективы дальнейших действий:
1.
продолжим проводить акцию «Чистые берега;
2.
проведём школьную экологическую конференцию «Забота о
гидрологическом памятнике природы»;
3.
продолжим информационно–просветительскую работу;
II. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Земля моих отцов, земля родных людей,
Любовь моя, забота и награда!
Наверно, земли есть и краше, и милей.
Наверно есть. Но мне другой не надо!
Р.Рождественский
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающей его природе,
нелегко. В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху своих
взаимоотношений с окружающей средой. И эти взаимоотношения складываются
не всегда в пользу природы. Мы живём в небольшом селе Шарипово. В
последние годы для жителей нашего села одной из актуальных проблем
является сохранение памятника природы областного значения является озера
Муртазы.
Памятник природы представляет собой заболоченное пресное озеро с
березняком на сформированной тростниково-осоково-сфагновой сплавине.
Окружение - сырой солонцовый луг, используемый как пастбище, грунтовые
дороги.по северному , наиболее нарушенному берегу –территория села
Шарипова.По периферии болота сохраняется узкое кольцо открытой чистой
воды, местами развит осоковый кочкарник ( осоки омская, острая сытевидная),
перемежающийся зарослями тростника южного.
Край болотной сплавины образован длиннокорневищными геолофитами:
осоками береговой, острой , черноколосой, телиптерисом болотным, тростником
южным, сабельником болотным. Местами край сплавины обрамлён ивами
пепельной и сибирской. Центральную часть занимает подушка сфагновых мхов,
закреплённая густым низкорослым березняком( болотная форма берёзы
пушистой)и болотными кустарниками: ивами лапландской пепельной и
сибирской , кассандрой болотной .В травяном ярусе растут : вахта трехлистная,
сабельник болотный, телиптерис болотный, осоки : топяная, обеднённая,
бутыльчатая, наумбергия кистецветная , редкий вид растения - росянка
круглолистная.
Режим охранной зоны
Определяется в соответствии положением о водоохранных зонах водных
объектов и их прибрежных защитных полосах, утверждённых Постановлением
Правительства РФ от 23.11.1996 г.№ 1404 и Постановлением Администрации
Курганской обла от27.05.1997г , № 344 « О водоохранных зонах и прибрежных
защитных полосах водных объектов .И в соответствии с этими
Постановлениями, озеро Муртазы по праву считается государственным
гидрологическим памятником природы.
Исследовав состояние берега озера Муртазы, его водной глади, мы обеспокоены
его экологическим состоянием. Всерьёз задумываемся: сохраним ли мы его для
потомков или совсем утратим его первоначальный вид и содержание.
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон:
экологической, социальной, биологической. Озеро испытывает интенсивное
антропогенное воздействие, ведущее к процессам заиливания, накопления
донных отложений и обмеления водоёма. В результате этого происходит
нарушение кислородного баланса, снижение прозрачности воды, изменяется
структура биоценозов, проявляется устойчивое “цветение” воды, засорение
берегов остатками растительности, появление неприятного запаха в результате
гниения массы отмирающих нитчатых водорослей и высшей водной и
прибрежной растительности. В результате хозяйственной деятельности
человека в него попадают различные виды мусора.. Очистных сооружений озеро
не имеет. Несанкционированная свалка мусора вдоль берега озера также
оказывает негативное влияние на его состояние. С этой свалки вместе с
дождевыми и талыми водами в озеро попадают разные нечистоты. Все это ведет
к ухудшению санитарно-биологического состояния воды.
Став участниками проекта, мы хотим обратить внимание представителей власти,
общественности на данную проблему и просим помочь нам сохранить и
приумножить красоту и богатство памятника природы – озера Муртазы.
Цели проекта:
экологическое обследование озера Муртазы и прилегающей к нему
территории;
вовлечение молодёжи в практическую деятельность по изучению природы
своего края через природоохранную деятельность;
формирование потребности в защите родной природы.
Задачи:
образовательные:
познакомиться с историческим прошлым озера;
изучить водные организмы озера и оценить состояние водоёма;
выявить антропогенное влияние на озеро;
определить физические и химические показатели воды;
разработать план работы по сохранению озера Муртазы.
развивающие:
развитие познавательного интереса к историческому прошлому озера,
села;
формирование навыков самостоятельной поисковой исследовательской
работы;
освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;
воспитательные:
воспитание уважительного отношения к родному краю, гордости за него,
бережного отношения к памятникам природы;
формирование чувства гражданской ответственности в решении
актуальных проблем местного сообщества.
III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
Содержание работы
Анализ экологического состояния озера. Формулировка проблемы. Определение
темы, целей и задач проекта, его исходного положения.. Изучение реальных
возможностей своей проектной группы.
Деятельность проектной группы
Обсуждают тему проекта с учителями , учащимися старших классов,
социальным педагогом, местной библиотекой , получают при необходимости
дополнительную информацию. Определяют цели и задачи проекта. Выявляют
реальные возможности каждого члена группы. Приобретают знания,
необходимые для успешной реализации проекта. Распространяют информацию
среди учащихся и педагогов школы.
Результат работы
Нами было проведено анкетирование - предварительное исследование - опрос
среди учащихся и сотрудников школы, целью которого было информирование о
теме исследования и выявление отношения коллектива школы к этой проблеме.
Результаты опроса были обработаны и отражены в виде диаграммы.
Диаграмма результатов предварительного опроса коллектива школы
Исследование качества воды физическими и химическими методами.
Физический анализ воды.
1. Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду.
Возле берега вода грязная: много взвешенных частиц, много сухой прибрежной
растительности, встречается мелкий бытовой мусор.
2. Определение запаха.
Одним из показателей качества воды является запах. Запах зависит от
содержания в воде химических веществ, наличия живых и отмирающих
микроорганизмов. Для определения запаха в колбу отбирают 100 мл воды,
закрывают стеклянной пробкой, затем нагревают до температуры 20
0
С. После
этого колбу взбалтывают и, открыв пробку нюхают.
Шкала оценки интенсивности запаха
Оценка интенсивности запаха воды – 5. В питьевой воде интенсивность запаха
не должна превышать 2 балла.
По характеру запах может быть естественного и искусственного происхождения.
Запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших
организмов, от влияния почв и т.п.)
Характер и род запаха естественного происхождения
Запах озёрной воды – болотный.
3. Определение цветности.
Цвет воды зависит от характера дна, водной растительности, от наличия в воде
гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают ей
окраску, присутствия в воде солей железа и других химических веществ.
Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой. Два
стакана из бесцветного стекла заполняем водой: один – дистиллированной
водой, другой – исследуемой. Цвет воды рассматриваем, сравнивая стаканы на
фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, положив
лист белой бумаги под дно стакана.
Окрашивание воды наблюдается и сбоку, и сверху. Вода – серо-зелёная.
Значит, цветность воды не соблюдается.
4. Определение мутности воды.
Прозрачность и мутность воды определяются по ее способности
пропускать видимый свет. Степень прозрачности воды зависит от наличия
в ней взвешенных частиц. Заполняем пробирку водой до высоты 10-12 см.
Рассматриваем пробирку сверху на темном фоне при дневном освещении.
Выводы.
При обследовании водоёма и с помощью доступных для нас
лабораторных исследований физических и химических показателей воды,
была произведена оценка экологического состояния водоема. Мы пришли
к выводам:. вода в озере мутная, серо-зелёного цвета из-за большого
количества содержащихся в ней водорослей и тины, имеет неприятный
болотный запах от отмирающих растений и микроорганизмов.
Экологическое состояние озера находится в бедственном положении и
нуждается в неотложной помощи.
Проводя исследование, мы хотели, как можно больше узнать об озере,
чтобы потом рассказать одноклассникам, односельчанам о его ценности.
Ведь, как известно, невозможно любить то, о чём ты не знаешь. А если
люди будут больше знать об озере, то станут бережнее к нему относиться
и ценить.
3. Программа действий
Содержание работы
1) Разработка направлений работы.
2) Составление программы действий.
Результат работы
Для решения поставленной проблемы сохранения и приумножения
красоты и богатства памятника природы – озера Муртазы, проектная
группа разработала следующие направления работы:
1.
Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения
озера, как уникального объекта природы.
2.
Поиск заинтересованных организаций, общественных деятелей для
поддержания в должном состоянии памятника природы.
3.
Формирование у населения ответственного отношения к
окружающей среде, её охране.
4.
Практическое участие школьников и местных жителей в
исследовательской и природоохранной деятельности.
5.
Повышение уровня экологической культуры населения.
6.
Обращение к главе сельского поселения с предложениями:
- ликвидация несанкционированной свалки вдоль береза озера;
- введение штрафов за несанкционированные свалки мусора в поселении,
4. Реализация плана действий
Результаты работы
В ходе реализации проекта мы внесли наш вклад в развитие социально-
экономической, экологической, духовно-нравственной культуры жителей
нашего села. Повысили уровень заинтересованности в защите и
сохранении природной среды.
V. Заключение
В ходе исследования нам удалось познакомиться с удивительным
памятником природы - озером Муртазы, лучше представить и понять
сложность и многогранность связей между человеком и природой.
Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта, позволили нам
ощутить свою значимость, взрослость, свою способность делать важные,
полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить
радость окружающим, создавать прекрасное.
Мы будем и дальше работать над улучшением экологии озера. Озеро
Муртазы со своей красивой природой является настоящим природным
богатством. И от того, как мы будем к нему относиться, зависит будущее
нашего села и наших потомков.