Авторы: Усманова Софья Ганизяновна, Куаныш Ардак Берребек Кызы
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, магистрант 1 курса
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО
Населённый пункт: г. Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: высшее образование
УДК 371.1
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
А.Б. Куаныш,
магистрант 1курса напр. «Руководство образовательной
организацией», СФ БашГУ, г. Стерлитамак
С.Г. Усманова,
к.пед.н., доц., СФ БашГУ, г. Стерлитамак
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема
создания условий, обеспечивающих работу школы с родительской
общественностью.
Большое
место
в
работе
занимают
усилия
школы и семьи по
созданию однородной воспитательной и
развивающей
среду.
В
работе
анализируется
процесс
формирования
сотрудничества
отношений
между
всеми
участниками педагогического процесса. Решению общей задачи
способствует
формирование
у
родителей
правильных
представлений
о
своей
роли
в
воспитании
ребенка,
о
необходимости
участия
в
учебно-воспитательном
процессе
школы.
В
статье
освещаются
вопросы
единства
щкольго
и
семейного воспитания обучающихся.
Ключевые
слова:
образовательная
организация,
родительская общественность, сотрудничество.
Сотрудничество
школы
и
семьи
–
одним
из
ведущих
направлений деятельности образовательных организаций России.
Важным
для
руководителей
образовательных
организаций
является создание условий, которые обеспечат работу школы с
родительской
общественностью.
Эти
требования
находят
от ражение
в
Концепции
долго срочного
с о ц и а л ь н о -
экономического развития РФ на период до 2020 г.; Национальной
доктрине
образования
в
РФ
до
2025
г.;
Постановление
Правительства РФ от 7.02.2011г. №61 «О Федеральной целевой
программе развития образования на 2011-2015г.г.
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»
определяет
заинтересованное
сотрудничество
родительской
общественности
ьи
и
образовательной
организации.
Новые
задачи
обеспечивают,
открытость,
тесное
сотрудничество
и
взаимодействие
шкоды
с
другими
социальными
институтами,
способствующие решать образовательные задачи.
В трудах В.А. Беликова, А.Г. Гостева, С.М. Дружина, Э.Ф.
Зеер,
И.О.
Котляровой,
А.И.
Кочетова,
А.М.
Кузьмина,
Л.М.
Кустова, Ю.Н. Кулюткина, А.К.Марковой, С.Г. Молчанова, К.А.
Нефедовой,
С.А.
Репина,
Л.Д
Рогожкиной,
М.Л.
Портнова
раскрываются
содержание
и
особенности
управленческой
деятельности руководителей образовательных учреждений, пути
повышения их управленческой компетенции.
Методы
и
сравнительно-педагогический
анализ
опыта
организации работы с семьей рассматриваются в концепциях:
культурологический подход в образовании (Н.А.
Бердяев,
И.А.
Ильин,
Н.О.
Лосский,
М.М.
Поташник,
В.
В.Розанов, Л.Н. Толстой и др.);
психолого-педагогические
основы
управления
(Б.А.Душков, Ю.А. Конаржевский, А.А. Крылов, Н.В. Кузьмина,
А.А. Найн, В.А. Онищук, В.П. Панасюк, В.А. Петровский, Г.Н.
Сериков, А.Г. Соколов, Т.И. Шамова и др.);
внутришкольное
управление
(Г.И.
Горская,
А.Г.
Гостев, Л.М. Кустов, К.А. Нефедова, Г.Н. Сериков, И.К. Шалаев и
др.);
роли
семьи
в
процессе
обучения
и
воспитания
школьников (О.А. Абдуллина, Ю.П. Азаров, Е.Г. Замолоцких, К.Е.
Игошев,
И.В.
Крупина,
Н.Б.
Крылова,
Е.И.
Наседкина,
А.С.
Макаренко,
Г.М.
Миньковский,
Т.А.
Стефановская,
В.А.
Сухомлинский, К.М. Ушаков и др.).
Сегодня
школа
является
открытой
образовательной
системой, так как:
1.
Гуманистическое, свободное, гибкое отношение со
стороны педагогического коллектива.
2.
Педагоги
ориентируются
на
сотрудничество
и
взаимодействие
с
родителями
и
ближайшими
социальными
институтами.
Т а к и м
о б р а з о м ,
с о ц и а л ь н о е
п а р т н е р с т в о
–
взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества,
направленное
на
решение
социальных
проблем,
обеспечение
устойчивого
развития
социальных
отношений
и
повышение
качества
жизни,
осуществляемое
в
рамках
действующего
законодательства.
Преимущества новой системы взаимодействия школы с
семьей
неоспоримы
и
многочисленны.
Во-первых,
это
положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей
на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в
том, что школа всегда поможет им в решении педагогических
проблем
и
в
то
же
время
никак
не
повредит,
так
как
будут
учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с
ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со
стороны
родителей
в
решении
педагогических
проблем.
А
в
самом большом выигрыше находятся дети, ради которых
и
осуществляется это взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог,
постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и
привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в
свою
очередь,
ведет
к
повышению
э ф ф е к т и в н о с т и
педагогического процесса.
Образовательная
организация
–
мобильная
система
и
находится
в
режиме
развития.
За
тысячелетнюю
историю
человечества сложились две ветви воспитания подрастающего
поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей,
представляет социальный институт воспитания, обладает своими
специфическими
возможностями
в
формировании
личности
ребёнка. Семья и школьное учреждение – два важных института
социализации детей. Их воспитательные функции различны, но
для
всестороннего
развития
ребёнка
необходимо
их
взаимодействие.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на семью как
на общественный институт воспитания, в контексте современной
социальной
ситуации
в
России.
Социально-экономическая
дифференциация общества под влиянием внедрения рыночных
отношений:
резкое
социально-экономическим
расслоением
общества, появление «новых русских – богатых и сверхбогатых»
и
«новых
бедных»;
по стоянный
дефицит
в
о бл а с т и
государственного
финансирования
бюджетной
сферы;
рост
скрытой
и
явной
безработицы;
нарастание
вынужденной
миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
ум е н ь ш е н и е
ч и с л а
д е т с к и х
с а д о в
и
в н е ш ко л ь н ы х
образовательных
учреждений;
коммерциализация
социальных
сфер (здравоохранения, культуры, образования) и снижение их
доступности для большинства населения. Ослаблена роль семьи
как гаранта экономической безопасности и развития детей.
Вхождение
России
в
открытое
информационное
общество.
С
одной
(позитивной)
стороны
–
подрастающее
поколение включаются в анализ, сопоставляет свою позицию и
позицию других, сопереживают происходящее. Это, по мнению
некоторых
исследователей,
укрепляет
гражданскую
позицию
школьников.
Однако
более
заметна
негативная
сторона
воздействия СМИ на подрастающее поколение.
П е р е х о д
о т
м о н о к у л ь т у р н о г о
о б щ е с т в а
к
многокультурному.
На
этом
фоне
возникает
особое
явление,
которое Е.Е. Вяземский и И.В. Следзевский формулируют, «…как
тенденцию «негативного восприятия нарастающих социальных и
культурных различий, негативной адаптации к этим различиям
через
отторжение
«иного»,
самоидентификацию
себя
и
своей
группы путем противопоставления «своих» «чужим»».
Формирование новой системы ценностей, основанной на
приоритете индивидуального «Я» (С.П. Акутина, В.В. Николина):
«…хотя
ценность
семьи
по-прежнему
велика
в
массовом
сознании жителей России, но при этом семья воспринимается уже
не как «ячейка общества», а как продолжение своего «Я», как
некий «кокон», в котором комфортно находиться в изоляции от
общенациональных целей, дел и проблем].
Распространение социально опасных явлений, в том числе
в подростково-молодёжной среде. Речь идёт о криминализации
общества, росте преступности, усилении влияния асоциальных
криминогенных групп в микросреде.
Современный этап в развитии общества актуализирует
проблему
взаимодействия
школы
и
семьи.
Организация
этого
взаимодействия всегда была и остаётся сложным делом, но его
необходимость
в
современных
условиях
объясняется
рядом
обстоятельств.
Социально-экономическая,
политическая
ситуация
в
обществе
оказала
влияние
на
семью:
изменился
уровень
взаимопонимания в семье, культура общения родителей и детей
находится в критическом состоянии, авторитет родителей утерял
прежнюю
однозначность,
утеряны
традиции
семейного
воспитания и т.д. Усиливается размежевание между поколениями,
что ведёт к снижению потенциала и возможностей семейного
воспитания.
В
связи
с
этим
возрастает
роль
педагогического
просвещения
родителей.
Передача
родителям
необходимых
знаний о воспитании детей является одной из первостепенных
задач школы.
Список литературы
1.
Григорьев,
Д.
Школа
и
родители:
социальное
партнёрство
/
Д.
Григорьев,
О.
Кожурова
//
Воспитательная
работа в школе. – 2009. – №1. – С. 47 – 51.
2. Николина, В.В. Профессионально-ценностное обучение
будущего
педагога
к
взаимодействию
семьи
и
школы
в
ф о р м и р о в а н и и
д у х о в н о - н р а в с т в е н н ы х
ц е н н о с т е й
старшеклассников
/
В.В.
Николина
//
Высшее
образование
сегодня, 2009. – № 2. – С. 94-96.
3.
Хоменко,
И.А.
Система
работы
образовательного
учреждения с семьёй. Ч.2 Изучение семьи / И.А. Хоменко. – М.:
Сентябрь, 2010. – 192
4.
Ярулов,
А.А.
Технология
включения
семьи
в
образовательную
деятельность
/А.А.
Ярулов
//
Народное
образование, 2013. – № 6. – С. 149-155.