Напоминание

«Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»


Автор: Богданова Александра Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №130
Населённый пункт: г. Мурманска
Наименование материала: Конспект тематического занятия
Тема: «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»
Дата публикации: 14.11.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и

педагогами»

Сенсорная комната - в литературе встречаются и другие названия: комната

п с и х о л о г и ч е с к о й

р а з г р у з к и, комната

релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная

комната.

Представляет

собой

помещение,

оборудованное

по

стандартному

или

индивидуальном

проекту,

где

ребенок

или

взрослый,

пребывая

в

безопасной

и

комфортной

обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при

ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная

комната является

мощным

инструментом

для

расширения

и

развития

мировоззрения, сенсорного и

п о з н а в а т е л ь н о г о

р а з в и т и я ,

проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты

способствует

нормализации психического состояния

у

здоровых

и

больных

людей.

В сенсорной

комнате происходит

воздействие

на

три

основных

канала

восприятия человеком окружающего мира - кинестетический,

аудиальный и визуальный.

Сенсорная комната предназначена для: обучения на основе сенсорной

стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации. «Комната – доктор»

способствуе: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и

агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации

сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.

Теоретические основы по работе с сенсорным оборудованием.

В

образовательном

учреждении сенсорная

комната

используется в

следующих направлениях:

Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше;

Психолого-

педагогические групповые

коррекционно-развивающие

занятия с детьми;

• Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния;

• Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Основными целями и задачами занятий в сенсорной комнате являются:

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

• Снятие психоэмоционального напряжения;

• Саморегуляция и самоконтроль;

• Умение управлять своим телом, дыханием;

• Умение передавать свои ощущения в речи;

• Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

• Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

• Уверенность в себе.

2. Развитие коммуникативной сферы детей:

• Эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и

физическую поддержку;

Формирование

мотивации

к

общению

и

развитие

коммуникативных

навыков;

П р е о д о л е н и е

н е г а т и в н ы х

э м о ц и й

п о

о т н о ш е н и ю

к

сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики детей:

• Произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость

• Мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое,

умственные способности;

• Развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах:

Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию

и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и

слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

Непосредственно

общение,

которое

имеет

огромное

значение

для

общего психологического

развития

человека,

развития

его

самооценки

и

становления как личности;

Релаксационные

тренинги

для

детей

и

взрослых,

которые

уменьшают

тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Все занятия в сенсорной комнате имеют следующую структуру:

• Ритуал начала занятия;

• Игры и упражнения на развитие психических процессов;

• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматера-пия,

мышечная релаксация);

• Рефлексия, подведение итогов;

• Ритуал окончания занятия.

Результатом посещения сенсорной комнаты являются:

• Умение взаимодействовать в группе;

Сформированность

умения

понимать

и

принимать

эмоциональное

состояние свое и окружающих;

• Снижение агрессивности, тревожности;

• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;

• Достижение состояния расслабления.

Основными

показаниями

для

проведения работы

в

сенсорной

комнате

являются:

Психически з д о р о в ы е

д е т и

и

в з р о с л ы е ,

к о т о р ы м

необходима психологическая поддержка;

• Дети, имеющие трудности в общении;

• Дети младшего возраста, испытывающие проблемы адаптации к детскому

саду.

Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:

• Инфекционные заболевания;

Ограниченно использовать интерактивное

оборудование сенсорной

комнаты

с

детьми или

взрослыми

с

астеническими

проявлениями

(патологическая

усталость

после

нормальной

активности,

резкое

снижение работоспособности.

Сопровождается

вялостью,

сонливостью,

раздражительностью);

• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);

• Эпилиптический синдромом;

• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;

Психоневрологические

заболевания,

лечение

которых

проходит

с

помощью психотропных препаратов.

Оборудование

для сенсорной

комнаты условно

можно

разделить

на

два

функциональных блока:

Релаксационный

блок

-

в

него

входят

мягкие

покрытия,

пуфики

и

подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии

и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа на мягких

формах,

может

принять

комфортную

позу

и

расслабиться.

Медленно

проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей

музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости,

дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую

работу с пациентом.

Активационный

блок

-

в

него

входит

все

интерактивное

оборудование,

оборудование

со

светооптическими

и

звуковыми

эффектами, сенсорные

панели, мягкие кубики и маты. Яркие светооптические эффекты привлекают,

стимулируют

и

поддерживают

внимание,

создают

радостную

атмосферу

п р а з д н и к а .

П р и м е н е н и е

о б о р уд о в а н и я

э т о г о

б л о к а сенсорной

комнаты направлено

на

стимуляцию

исследовательского

интереса

и

двигательной активности.

Перечень оборудования сенсорной комнаты:

Все

составляющие сенсорной

комнаты,

к

ним

относится

световое

и

звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, приборы и

специальные

масла

для

ароматерапии,

многофункциональные

развивающие

панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие

и коррекцию психологического состояния детей и взрослых.

Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития

на

основе

активного сенсорного воздействия

и

повышения

уровня

информированности об окружающем мире.

Сенсорная комната в детском саду может стать настоящим «помощником»

для психолога,

которому

приходится

периодически

проводить

беседы

с детьми, оценивать их психоэмоциональное состояние.

Тематическое занятие в сенсорной комнате

Цель:

Сформировать

практические

навыки

снятия психологического

напряжения в работе психолога ДОУ с педагогами в условиях интерактивной

среды сенсорной комнаты.

Задачи:

• Нормализация эмоционального состояния педагогов.

• Создание оптимальных условий для психофизиологической релаксации.

Необходимое время: 30-40 минут.

Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.

Участникам предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее

оборудованием. Поочередно рассказать о приборах и ответить на возникающие

вопросы.

Ритуал начала занятия

«Улыбка»

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча

самую добрую улыбку (по очереди).

Игра для установления контакта

«Знакомство»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку.

При

этом

вы

говорите

простые слова: «Привет!

Как

твои

дела?» Говорите

только

эти

простые

слова

и

больше

ничего.

Но

в

этой

игре

есть

одно

простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить

руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то.

Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

«Мысленная картина»

Друзья, теперь я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и

посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и

попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от

увиденного.

После

того,

как

каждый

из

присутствующих

опишет

свои

ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что

это

живой

фонтан

и

так

же

описать

свои

ощущения,

эмоции

которые

появляются.

Релаксация

Процедура:

звучит

музыка,

руководитель

произносит

текст

спокойным

тоном, напоминая участникам о том, что напряжение их покидает:

«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на

бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза.

Сделайте

два-три

глубоких

вдоха,

обращая

внимание

на

то,

как

воздух

наполняет легкие до самой диафрагмы.

Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение

в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку.

Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место

чувству расслабленности и комфорта.

Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-

20

секунд

снова

сожмите

правую

руку

в

кулак,

испытывайте

чувство

напряжения

в

руке

в

течение

5-10

секунд

и

опять

разожмите

кулак.

Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.

Через

15-20

секунд

повторите

всю

процедуру

левой

рукой.

Старайтесь

сосредоточиться

только

на

тех

группах

мышц,

которые

вы

напрягаете

и

расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».

Используйте имеющееся

у

вас

время

на

выполнение

таких

же

циклов

напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия,

необходимые для напряжения мышц):

руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;

руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;

плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;

шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;

рот – открывайте его как можно шире;

язык – надавливайте им на нёбо;

глаза – крепко их зажмуривайте;

лоб – поднимайте брови как можно выше;

спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у

вас не в порядке);

ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;

живот – втягивайте его к позвоночнику;

икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.

Добиваясь

расслабления

определенной

группы

мышц,

каждый

раз

убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три

глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему

телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам.

Аутогенная тренировка «Маяк»

«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине

острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком.

Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове,

не

могут

покачнуть

вас.

Днем

и

ночью,

в

хорошую

и

плохую

погоду

вы

посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много

энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот

луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.

Вы

символ

безопасности

для

людей

в

море

и

на

берегу.

Ощутите

внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».

Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке

от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.

Рефлексия:

- Как вы себя чувствуете?

- Какое у вас настроение?

- Что понравилось, что не понравилось?

- Есть ли пожелания?

Ритуал прощания:

Упражнение «В лучах солнца»

Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок

передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.

Материал подготовила: педагог-психолог

МБДОУ №130 г. Мурманска Богданова А.В



В раздел образования