Автор: Богданова Александра Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №130
Населённый пункт: г. Мурманска
Наименование материала: Конспект тематического занятия
Тема: «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»
Раздел: дошкольное образование
«Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и
педагогами»
Сенсорная комната - в литературе встречаются и другие названия: комната
п с и х о л о г и ч е с к о й
р а з г р у з к и, комната
релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная
комната.
Представляет
собой
помещение,
оборудованное
по
стандартному
или
индивидуальном
проекту,
где
ребенок
или
взрослый,
пребывая
в
безопасной
и
комфортной
обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при
ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная
комната является
мощным
инструментом
для
расширения
и
развития
мировоззрения, сенсорного и
п о з н а в а т е л ь н о г о
р а з в и т и я ,
проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты
способствует
нормализации психического состояния
у
здоровых
и
больных
людей.
В сенсорной
комнате происходит
воздействие
на
три
основных
канала
восприятия человеком окружающего мира - кинестетический,
аудиальный и визуальный.
Сенсорная комната предназначена для: обучения на основе сенсорной
стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации. «Комната – доктор»
способствуе: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и
агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации
сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.
Теоретические основы по работе с сенсорным оборудованием.
В
образовательном
учреждении сенсорная
комната
используется в
следующих направлениях:
• Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше;
• Психолого-
педагогические групповые
коррекционно-развивающие
занятия с детьми;
• Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния;
• Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Основными целями и задачами занятий в сенсорной комнате являются:
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
• Снятие психоэмоционального напряжения;
• Саморегуляция и самоконтроль;
• Умение управлять своим телом, дыханием;
• Умение передавать свои ощущения в речи;
• Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• Уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы детей:
• Эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и
физическую поддержку;
•
Формирование
мотивации
к
общению
и
развитие
коммуникативных
навыков;
•
П р е о д о л е н и е
н е г а т и в н ы х
э м о ц и й
п о
о т н о ш е н и ю
к
сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей:
• Произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
• Мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое,
умственные способности;
• Развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах:
• Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию
и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и
слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
•
Непосредственно
общение,
которое
имеет
огромное
значение
для
общего психологического
развития
человека,
развития
его
самооценки
и
становления как личности;
•
Релаксационные
тренинги
для
детей
и
взрослых,
которые
уменьшают
тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
Все занятия в сенсорной комнате имеют следующую структуру:
• Ритуал начала занятия;
• Игры и упражнения на развитие психических процессов;
• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматера-пия,
мышечная релаксация);
• Рефлексия, подведение итогов;
• Ритуал окончания занятия.
Результатом посещения сенсорной комнаты являются:
• Умение взаимодействовать в группе;
•
Сформированность
умения
понимать
и
принимать
эмоциональное
состояние свое и окружающих;
• Снижение агрессивности, тревожности;
• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;
• Достижение состояния расслабления.
Основными
показаниями
для
проведения работы
в
сенсорной
комнате
являются:
• Психически з д о р о в ы е
д е т и
и
в з р о с л ы е ,
к о т о р ы м
необходима психологическая поддержка;
• Дети, имеющие трудности в общении;
• Дети младшего возраста, испытывающие проблемы адаптации к детскому
саду.
Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:
• Инфекционные заболевания;
•
Ограниченно использовать интерактивное
оборудование сенсорной
комнаты
с
детьми или
взрослыми
с
астеническими
проявлениями
(патологическая
усталость
после
нормальной
активности,
резкое
снижение работоспособности.
Сопровождается
вялостью,
сонливостью,
раздражительностью);
• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);
• Эпилиптический синдромом;
• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;
• Психоневрологические
заболевания,
лечение
которых
проходит
с
помощью психотропных препаратов.
Оборудование
для сенсорной
комнаты условно
можно
разделить
на
два
функциональных блока:
Релаксационный
блок
-
в
него
входят
мягкие
покрытия,
пуфики
и
подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии
и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа на мягких
формах,
может
принять
комфортную
позу
и
расслабиться.
Медленно
проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей
музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости,
дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую
работу с пациентом.
Активационный
блок
-
в
него
входит
все
интерактивное
оборудование,
оборудование
со
светооптическими
и
звуковыми
эффектами, сенсорные
панели, мягкие кубики и маты. Яркие светооптические эффекты привлекают,
стимулируют
и
поддерживают
внимание,
создают
радостную
атмосферу
п р а з д н и к а .
П р и м е н е н и е
о б о р уд о в а н и я
э т о г о
б л о к а сенсорной
комнаты направлено
на
стимуляцию
исследовательского
интереса
и
двигательной активности.
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
Все
составляющие сенсорной
комнаты,
к
ним
относится
световое
и
звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, приборы и
специальные
масла
для
ароматерапии,
многофункциональные
развивающие
панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие
и коррекцию психологического состояния детей и взрослых.
Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития
на
основе
активного сенсорного воздействия
и
повышения
уровня
информированности об окружающем мире.
Сенсорная комната в детском саду может стать настоящим «помощником»
для психолога,
которому
приходится
периодически
проводить
беседы
с детьми, оценивать их психоэмоциональное состояние.
Тематическое занятие в сенсорной комнате
Цель:
Сформировать
практические
навыки
снятия психологического
напряжения в работе психолога ДОУ с педагогами в условиях интерактивной
среды сенсорной комнаты.
Задачи:
• Нормализация эмоционального состояния педагогов.
• Создание оптимальных условий для психофизиологической релаксации.
Необходимое время: 30-40 минут.
Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.
Участникам предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее
оборудованием. Поочередно рассказать о приборах и ответить на возникающие
вопросы.
Ритуал начала занятия
«Улыбка»
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча
самую добрую улыбку (по очереди).
Игра для установления контакта
«Знакомство»
Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку.
При
этом
вы
говорите
простые слова: «Привет!
Как
твои
дела?» Говорите
только
эти
простые
слова
и
больше
ничего.
Но
в
этой
игре
есть
одно
простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить
руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то.
Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
«Мысленная картина»
Друзья, теперь я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и
посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и
попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от
увиденного.
После
того,
как
каждый
из
присутствующих
опишет
свои
ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что
это
живой
фонтан
и
так
же
описать
свои
ощущения,
эмоции
которые
появляются.
Релаксация
Процедура:
звучит
музыка,
руководитель
произносит
текст
спокойным
тоном, напоминая участникам о том, что напряжение их покидает:
«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на
бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза.
Сделайте
два-три
глубоких
вдоха,
обращая
внимание
на
то,
как
воздух
наполняет легкие до самой диафрагмы.
Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение
в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку.
Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место
чувству расслабленности и комфорта.
Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-
20
секунд
снова
сожмите
правую
руку
в
кулак,
испытывайте
чувство
напряжения
в
руке
в
течение
5-10
секунд
и
опять
разожмите
кулак.
Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.
Через
15-20
секунд
повторите
всю
процедуру
левой
рукой.
Старайтесь
сосредоточиться
только
на
тех
группах
мышц,
которые
вы
напрягаете
и
расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».
Используйте имеющееся
у
вас
время
на
выполнение
таких
же
циклов
напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия,
необходимые для напряжения мышц):
руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;
руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;
плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;
шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;
рот – открывайте его как можно шире;
язык – надавливайте им на нёбо;
глаза – крепко их зажмуривайте;
лоб – поднимайте брови как можно выше;
спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у
вас не в порядке);
ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;
живот – втягивайте его к позвоночнику;
икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.
Добиваясь
расслабления
определенной
группы
мышц,
каждый
раз
убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три
глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему
телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам.
Аутогенная тренировка «Маяк»
«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине
острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком.
Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове,
не
могут
покачнуть
вас.
Днем
и
ночью,
в
хорошую
и
плохую
погоду
вы
посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много
энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот
луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.
Вы
–
символ
безопасности
для
людей
в
море
и
на
берегу.
Ощутите
внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».
Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке
от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.
Рефлексия:
- Как вы себя чувствуете?
- Какое у вас настроение?
- Что понравилось, что не понравилось?
- Есть ли пожелания?
Ритуал прощания:
Упражнение «В лучах солнца»
Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок
передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.
Материал подготовила: педагог-психолог
МБДОУ №130 г. Мурманска Богданова А.В