Напоминание

"Влияние художественной литературы на формирование личности подростков"


Автор: Сечная Вера Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Социально-реабилитационный центр "Маленький принц"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние художественной литературы на формирование личности подростков"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Влияние художественной литературы на формирование личности

подростков»

Автор: Сечная Вера Викторовна, воспитатель.

Организация: «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Маленький принц».

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово.

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-

нравственными

ценностями. Художественная

литература

представляет

собой

одно

из

важнейших

средств

духовно-нравственного

воспитания.

Она

играет

ведущую

роль

в

формировании мировоззрения

человека, становлении его личности.

Книга, считается

уникальной

формой

хранения

и

распространения

накопленных

за

долгое

время

ч е л о в е ч е с т в о м

з н а н и й ,

э т о

ф у н д а м е н т

д у хо в н о й

к ул ьт у р ы

н а р о д а .

Художественная

литература,

несомненно,

играет

неоценимую

роль

в формировании

личности

подростков. С детства книга сопровождает нас, художественная литература в

свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у него развивается воображение,

память,

внимание,

формируются

красивые

образцы

литературного

языка.

Слушая

любимую сказку, он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними.

Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при

этом

происходит

формирование

его

как

личности.

Знакомясь

с

художественной

литературой, подростки знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг,

справедливость,

совесть,

честь,

смелость.

С

ней

связываются

большие

возможности

развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения

кругозора

детей,

формирования

у

них

основ

мировоззрения

и

нравственных

представлений. Художественная литература является мощным фактором социализации, с

помощью

которой

человек

приобщается

к

опыту

человеческой

истории,

проживает

особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы и

ценности.

Но сейчас в связи с развитием информационных технологий, появлением различных

гаджетов в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной

литературе. Дети не любят и не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность,

мышление, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. И эта проблема становится

актуальной

во

всем

мире.

Часто

мы

говорим:

«Книга

-

это

открытие

мира».

Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом

людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово

воздействует не только на сознание, но и на чувства и по ступки ребенка. Слово может

окрылить

ребенка,

вызвать

желание

стать

лучше,

сделать

что-то

хорошее,

помогает

осознать

человеческие

взаимоотношения,

познакомиться

с

нормами

поведения.

Формированию

нравственных

представлений

и

нравственного

опыта

способствует

сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Ведущей

деятельностью

у

подростков

становится

учебная

деятельность,

от

результативности, которой непосредственно зависит развитие его личности. Успешная

учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания

приводят к становлению чувства компетентности. Чтение художественной литературы в

этом

возрасте

становится

средством

понимания

своего

отношения

к

жизненным

ситуациям

и

поступкам.

Учебная

деятельность,

необходимость

взаимодействия

в

коллективе сверстников, формируют сознательное отношение к себе, своему поведению,

заставляют

подростков

осознавать

некоторые

свои

особенности,

оценивать

их,

анализировать, вырабатывать сознательную установку на познание действительности.

Таким образом, подростки уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей

со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они

поступили на месте данного персонажа. Именно поэтому чтение литературы становится

не просто одним из способов получения информации, а средством осознания себя, своего

отношения к жизненным ситуациям и поступкам. У них формируются некие эталоны

поведения, которые проявляются в той или иной ситуации. И нравственное развитие

подростка при этом в большой мере будет зависеть от того, насколько у него развита

способность

соотносить

свои

действия

с

этическими

эталонами.

Поэтому

педагоги

должны уметь чётко определять, что подросток сможет перенести из художественного

произведения в свой нравственный опыт, а что требует определённой коррекции.

Для лучшего восприятия литературного материала, анализа прочитанных материалов

педагоги могут использовать в своей работе следующие приёмы:

1. Драматизация художественного произведения. Этот приём даёт возможность

подросткам стать на позицию литературного героя и проникнуться его эмоциями. Можно

предложить кому-либо из детей играть сначала одну роль, а затем тут же другую роль. Это

поможет

подростку

за

короткий

промежуток

времени

прочувствовать

эмоциональное

состояние разных персонажей, иногда абсолютно противоположных по характеру.

2. Моделирование ситуации, произошедшей с персонажами. При этом подросткам

предлагается обыграть конец истории, так как они считают необходимым. Продуктивность

этого метода заключается в том, что подросток сознательно сопоставляет свои реальные

действия со знакомыми этическими эталонами. Эмоционально негативное отношение к

отрицательной

модели

поведения

приводит

к

стремлению

больше

соответствовать

положительной.

3. Предложить детям находить ситуации во взаимоотношениях с взрослыми и

сверстниками, аналогичные литературным по своей нравственной сути. Таким образом,

анализируя происходящее и сравнивая с поступками персонажей, учащиеся стремятся

найти правильный выход из создавшихся проблемных ситуаций.

Знакомя подростков на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы,

в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма.

Уроки

героизма

во

имя

человека,

во

имя

гуманности,

во

имя

самых

прекрасных

человеческих идеалов. Художественная литература делает эмоциональный опыт героев

произведения

в

большей

или

меньшей

степени

частью

читательского

эмоционального

опыта.

Обогащение

духовного

мира

личности

происходит

через

постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие.

Выводы:

Художественная

литература

формирует

у

детей

такие

чувства,

как

отзывчивость, взаимопомощь, любовь к своей Родине, к своему краю благородство и

доброта. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в

руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации

общественных

ценностей

остаются

книги,

проверенные

временем,

наполненные

в о з в ы ш е н н ы м

с м ы с л о м

и

д о б р о с е р д е ч н о с т ь ю .

Также, педагоги должны обращать особое внимание на отбор художественных

произведений,

методику

чтения

и

проведения

бесед

с

целью

формирования

у

детей

гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и

деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их

деятельности, в их общении с окружающими людьми).



В раздел образования