Автор: Сечная Вера Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Социально-реабилитационный центр "Маленький принц"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние художественной литературы на формирование личности подростков"
Раздел: дополнительное образование
«Влияние художественной литературы на формирование личности
подростков»
Автор: Сечная Вера Викторовна, воспитатель.
Организация: «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Маленький принц».
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово.
Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-
нравственными
ценностями. Художественная
литература
представляет
собой
одно
из
важнейших
средств
духовно-нравственного
воспитания.
Она
играет
ведущую
роль
в
формировании мировоззрения
человека, становлении его личности.
Книга, считается
уникальной
формой
хранения
и
распространения
накопленных
за
долгое
время
ч е л о в е ч е с т в о м
з н а н и й ,
э т о
ф у н д а м е н т
д у хо в н о й
к ул ьт у р ы
н а р о д а .
Художественная
литература,
несомненно,
играет
неоценимую
роль
в формировании
личности
подростков. С детства книга сопровождает нас, художественная литература в
свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у него развивается воображение,
память,
внимание,
формируются
красивые
образцы
литературного
языка.
Слушая
любимую сказку, он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними.
Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при
этом
происходит
формирование
его
как
личности.
Знакомясь
с
художественной
литературой, подростки знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг,
справедливость,
совесть,
честь,
смелость.
С
ней
связываются
большие
возможности
развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения
кругозора
детей,
формирования
у
них
основ
мировоззрения
и
нравственных
представлений. Художественная литература является мощным фактором социализации, с
помощью
которой
человек
приобщается
к
опыту
человеческой
истории,
проживает
особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы и
ценности.
Но сейчас в связи с развитием информационных технологий, появлением различных
гаджетов в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной
литературе. Дети не любят и не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность,
мышление, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. И эта проблема становится
актуальной
во
всем
мире.
Часто
мы
говорим:
«Книга
-
это
открытие
мира».
Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом
людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово
воздействует не только на сознание, но и на чувства и по ступки ребенка. Слово может
окрылить
ребенка,
вызвать
желание
стать
лучше,
сделать
что-то
хорошее,
помогает
осознать
человеческие
взаимоотношения,
познакомиться
с
нормами
поведения.
Формированию
нравственных
представлений
и
нравственного
опыта
способствует
сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Ведущей
деятельностью
у
подростков
становится
учебная
деятельность,
от
результативности, которой непосредственно зависит развитие его личности. Успешная
учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания
приводят к становлению чувства компетентности. Чтение художественной литературы в
этом
возрасте
становится
средством
понимания
своего
отношения
к
жизненным
ситуациям
и
поступкам.
Учебная
деятельность,
необходимость
взаимодействия
в
коллективе сверстников, формируют сознательное отношение к себе, своему поведению,
заставляют
подростков
осознавать
некоторые
свои
особенности,
оценивать
их,
анализировать, вырабатывать сознательную установку на познание действительности.
Таким образом, подростки уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей
со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они
поступили на месте данного персонажа. Именно поэтому чтение литературы становится
не просто одним из способов получения информации, а средством осознания себя, своего
отношения к жизненным ситуациям и поступкам. У них формируются некие эталоны
поведения, которые проявляются в той или иной ситуации. И нравственное развитие
подростка при этом в большой мере будет зависеть от того, насколько у него развита
способность
соотносить
свои
действия
с
этическими
эталонами.
Поэтому
педагоги
должны уметь чётко определять, что подросток сможет перенести из художественного
произведения в свой нравственный опыт, а что требует определённой коррекции.
Для лучшего восприятия литературного материала, анализа прочитанных материалов
педагоги могут использовать в своей работе следующие приёмы:
1. Драматизация художественного произведения. Этот приём даёт возможность
подросткам стать на позицию литературного героя и проникнуться его эмоциями. Можно
предложить кому-либо из детей играть сначала одну роль, а затем тут же другую роль. Это
поможет
подростку
за
короткий
промежуток
времени
прочувствовать
эмоциональное
состояние разных персонажей, иногда абсолютно противоположных по характеру.
2. Моделирование ситуации, произошедшей с персонажами. При этом подросткам
предлагается обыграть конец истории, так как они считают необходимым. Продуктивность
этого метода заключается в том, что подросток сознательно сопоставляет свои реальные
действия со знакомыми этическими эталонами. Эмоционально негативное отношение к
отрицательной
модели
поведения
приводит
к
стремлению
больше
соответствовать
положительной.
3. Предложить детям находить ситуации во взаимоотношениях с взрослыми и
сверстниками, аналогичные литературным по своей нравственной сути. Таким образом,
анализируя происходящее и сравнивая с поступками персонажей, учащиеся стремятся
найти правильный выход из создавшихся проблемных ситуаций.
Знакомя подростков на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы,
в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма.
Уроки
героизма
во
имя
человека,
во
имя
гуманности,
во
имя
самых
прекрасных
человеческих идеалов. Художественная литература делает эмоциональный опыт героев
произведения
—
в
большей
или
меньшей
степени
—
частью
читательского
эмоционального
опыта.
Обогащение
духовного
мира
личности
происходит
через
постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие.
Выводы:
Художественная
литература
формирует
у
детей
такие
чувства,
как
отзывчивость, взаимопомощь, любовь к своей Родине, к своему краю благородство и
доброта. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в
руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации
общественных
ценностей
остаются
книги,
проверенные
временем,
наполненные
в о з в ы ш е н н ы м
с м ы с л о м
и
д о б р о с е р д е ч н о с т ь ю .
Также, педагоги должны обращать особое внимание на отбор художественных
произведений,
методику
чтения
и
проведения
бесед
с
целью
формирования
у
детей
гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и
деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их
деятельности, в их общении с окружающими людьми).