Напоминание

Формирование навыков композиции изобразительного искусства на примере упражнений


Автор: Данилюк Любовь Ивановне
Должность: Преподаватель декоративно-прикладного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: с. Эссо
Наименование материала: Композиция в изобразительном искусстве
Тема: Формирование навыков композиции изобразительного искусства на примере упражнений
Раздел: дополнительное образование





Назад




1.

Что такое композиция.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью

передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и

убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа

Композиция как учебный предмет появилась значительно позже, чем такие

дисциплины, как рисунок и живопись

Вначале изучение композиции сводилось лишь к сочинению картины на

библейские, мифологические, позже на сказочные и свободные темы.

Отставание композиции как учебного предмета связано с тем, что сочинение

произведений искусства признавалось долгое время делом сугубо

индивидуальным и весьма сложным, доступным ограниченному кругу

учеников. Художники-педагоги считали, что их главная задача научить

рисовать и писать красками, и как итог обучения предлагали ученикам

сочинить эскиз, а на основе его и картину. Конечно, исходя из своего личного

творческого опыта, педагоги давали выпускникам школы какие-то общие

указания, но все же создание картины не выделялось четко в специальный

предмет. Более позднее формирование композиции как самостоятельной

учебной дисциплины обусловлено так же и тем, что процесс сочинения,

создания произведения действительно очень сложен, он представляет собой

своего рода творческий феномен; явление во многом интуитивное, трудно

поддающееся изучению

Композиционные формы и закономерности складывались одновременно с

развитием изобразительного творчества начиная с первобытных времен.

Параллельно с возникновением художественных школ, прямо или косвенно

связанных с преобладающим направлением в искусстве, мировоззрением и

вкусами господствующих классов, композиционные формы превращались

порой в догматические, рецептурные.

С течением времени, от эпохи к эпохе, изобразительное искусство

совершенствовалось как с точки зрения чисто технической (улучшался

инструментарий, технология изготовленных материалов и т. д.), так и с точки

зрения художественных средств.

1.1 Предмет композиции

«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение,

составление, расположение.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке,

их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в

растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из

частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое

гармоническое целое.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися

композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и

ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения

или конструкции предмета, симметрия - в равновесии, похожести левой и

правой частей объекта, ритм - в повторяемости одного или нескольких

элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно

относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна

большая или меньшая степень движения.

Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру

природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.

начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и

литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и

кинофильмов. Говоря об определении понятия «композиция» следует

отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое

содержание и различную степень разработанности сремится сочетать

утилитарное с эстетическим. [9.с.161-168].

В определение композиции, данное Н.Н. Волковым, этих вопросов более

полное определение понятия «композиция» будет звучать так: «Композиция

произведения изобразительного искусства есть главная художественная

форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все

остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными,

закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), в

котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя

отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному

образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей,

содержанием) произведения». Это определение понятия «композиция» в

изобразительном искусстве в основном, главном смысле, т. е., как главной

художественной формы произведения искусства.

1.2 Виды композиции

Выделение видов композиции связано со значительной разницей в показе

пространства в различных композициях, что проявляется в разных видах и

жанрах изобразительного, прикладного, декорационно-театрального,

дизайнерского и архитектурного искусств. Различают и выделяют три вида

композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Но все

эти три вида композиции тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, например,

в глубинно-пространственную композицию (интерьерное пространство фойе

театра) входят и объемная (скульптурные изображения и другие объемные

вещи) и фронтальная (картины, панно, витражи, стенды и т. д.). Объемная

композиция состоит из ряда небольших фронтальных, плоскостных

элементов. Фронтальная же композиция, могущая быть самой разнообразной

по степени передачи ощущения пространства, иногда показывает

пространство в высшей степени иллюзорно. Примером этого могут служить

театральные декорации на плоскости с изображением пространства, которое

как бы продолжает реальное пространство сцены, представляющей собой

глубинно-пространственную композицию.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или

абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно

(картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями),

или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы,

горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что

фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а

иногда и небольшой глубиной. [10.с.96].

Основное требование, которое должно учитываться при создании

фронтальной композиции -- это ее плоскостность, ощущение плоскости как

целого независимо от того, абсолютная это плоскость (картина) или это

барельеф, горельеф, и независимо от того, какой формы эта плоскость

(квадрат, прямоугольник, овал, ромб и т. д.). Для того чтобы это требование

выполнять, необходимо учитывать характер тоновых и цветовых контрастов

частей и элементов, а также линий и фактур, образующих плоскость или

разрушающих ее, делящих на какие-то части. Характер контрастов

фронтальной композиции будет различным в разных видах и жанрах

искусства. Необходимо учитывать степень как реальной, так и иллюзорной

глубины, которая передается во фронтальной композиции в соответствии с ее

замыслом. Именно характер контрастов частей и элементов фронтальной

композиции создает целостность ее как плоскости. Так, например, в

однотоновой фронтальной композиции (чистой плоскости -- светлой или

темной) главную роль показа частей, элементов композиции и многообразие

характеров этих частей и композиции в целом играют линии, их характер

(направление, толщина, длина), которые и выделяют все элементы

композиции. Тональные и цветовые контрасты могут создавать и

«уплощение» фронтальной композиции и большее или меньшее движение

взгляда в глубину.

Закономерностями фронтальной композиции являются, во-первых, общие

закономерности, действующие во всех видах и жанрах изобразительного

искусства, и, во-вторых, специфические закономерности, присущие

фронтальной композиции любого вида и жанра изобразительного искусства в

отдельности (в станковой картине, графических листах, в оформлении книги,

в плакате, портрете, пейзаже, натюрморте, в панно, витраже, барельефе и

др.).

Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три

измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и

глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни

одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим

объем в плоскость.

На объемную композицию распространяются все общие закономерности,

относящиеся ко всем видам и жанрам изобразительного искусства. В то же

время в объемной композиции действуют специфические закономерности,

присущие только ей в разных видах и жанрах изобразительного искусства (в

монументальной, станковой, прикладной скульптуре, произведениях

прикладного искусства и дизайна, архитектуры и др.).

Глубинно-пространственная композиция строится из различных

материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и

поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и

интервалов между ними. [7.с.34].

Глубинно-пространственная композиция используется при создании

полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или

общественного помещения, в частности жилой комнаты, фойе кинотеатра,

выставочного зала, сцены театра, архитектурного ансамбля и др.

Есть в глубинно-пространственной композиции и свои специфические

закономерности, приемы и методы построения, компоновки.

Если в живописи композиция помогает передавать иллюзию пространства,

его глубину то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник

композиционными приемами, наоборот стремиться подчеркнуть объем и

плоскость украшаемого объекта. В декоративной композиции тема может

быть выражена способами, принципиально отличающимися от композиции

картины. Тематическую декоративную композицию можно сравнить не

только с орнаментом, но и с узором свободно заполняющим плоскость.

Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со

своими условным порядком, иногда конкретным, легко узнаваемыми

персонажами, которые соотносятся друг с другом не так как в реальной

действительности. Основная отличительная особенность декоративного

изображения от реалистичного состоит в том, что цвет предмета может быть

дан без учета света и тени, возможен полный отказ от реального цвета.

Важно, чтобы с помощью цвета создавался художественный образ.

2.

Основные законы композиции

Закон целостности

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое,

проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический

закон.

Благодаря соблюдению первого закона композиции - закона целостности -

произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Главная черта закона целостности - неделимость композиции означает

невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой

степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции

через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая

способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

[3.с.53-60].

При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные

массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей

допустима лишь после определения положения основных частей композиции.

Закон контрастов

Закон контрастов -один из основных законов композиции.

Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.

Трудно всеобъемлюще представить масштабы действия контраста, его роль и

значение, так как, исходя из законов диалектики, действие его

распространяется не только на материальный мир Земли, но и всей

Вселенной.

Контрасты как резкая противоположность сторон проявляется как в природе,

так и в обществе. Например, в природе существуют электрические частицы,

заряженные положительно и отрицательно; магнитное поле имеет

противоположные полюса.

Без контрастов света и тени, а отсюда и контрастов форм, величин и т. д., без

контрастов цветов, при условии, что различные цвета будут одинаковыми по

светлотным тонам и сильно разбелены, человек не увидит ни формы, ни

объема. В абсолютной темноте человек ничего не видит. При слабом свете

или в относительной темноте человек слабо воспринимает объем и цвет. В

других случаях, если, например, объемный гипсовый шар, помещенный на

темном фоне, осветить с разных сторон так, что не будет ни тени, ни

полутени, то человек воспримет форму (светлый плоский шар на темном

фоне), но не объем. В случае если взять плоский круг зеленого цвета и

поместить его на зеленом фоне, человек этого круга не увидит (если

светлотный и цветовой тон зеленых фона и круга совпадает). В первых двух

случаях отсутствует контраст света и тени (тоновой), а в третьем -- цветовой.

Эти примеры показывают, что в жизни контрасты тона и цвета играют роль

объективных законов, связанных с условиями жизни на Земле, со значением

света и отсюда с устройством организма человека, его зрительной системы.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой

(светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и

действуют другие виды контрастов -- контрасты линий, форм, размеров,

характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты

идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении

конструктивной идеи) и т. д

Закон новизны

Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое

действие в том, что художественный образ -- это всегда новое в искусстве и

по форме, и по содержанию. И поскольку художественный образ всегда

решается а новой композиции, то новизна в композиции, как в главной

художественной форме произведения искусства, действует как закон и, таким

образом, принимает форму закона композиции.

Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического

познания мира, проявляется прежде всего в эстетическом «открытии мира».

Предметы и явления действительности, которые обычный человек

воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит

необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в

их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет

отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным

решениям. Выдающееся в искусстве отличается неожиданностью решения,

ощущением впервые созданного и увиденного, сильным эстетическим

зарядом. Несмотря на то что мы много раз видели произведения великих

мастеров разных эпох, они каждый раз заново волнуют нас своей

нестареющей красотой и гармонией.

Закон подчинённости

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает

художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно

содержательное и высокохудожественное произведение. Этот закон требует,

чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не

мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному

содержанию.

В работе над произведением художник через композицию выражает то, что

его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому,

его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким

образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению,

становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено

идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае

это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной

действительности.

Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а

также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного

покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения

размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям

композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как

гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало

впечатление единого целого

3. Правила композиции

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-

композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение

главного на втором пространственном плане.

Ритм

Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую

периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных,

аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Если

симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм

подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности.

Ритм -- это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое.

Именно через него сообщаются произведению поэтические, музыкальные

свойства, неотделимые от художественности». К вышесказанному можно

сделать некоторые уточнения и добавления.

Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве

Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью,

наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной

формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные

элементы.

Сюжетно-композиционный центр

Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает

главное в идейном содержании сюжета. Центр выделяется объемом,

освещенностью и другими средствами в соответствии с основными законами

композиции.

Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание

зрителя. Конечно, в сюжете, в пластическом мотиве не все одинаково важно,

и второстепенные части, детали должны быть строго взаимосвязаны,

подчинены главному, образуя вместе с ним единое целое -- произведение

искусства. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными

действующими лицами и аксессуарами. Построение всего произведения со

всеми его частями ведется во имя выявления идейного содержания с опорой

на действие закона целостности.

Смысловой центр имеет место не только в живописи, но и в скульптуре,

графике, декоративном искусстве, архитектуре.

Симметрия

Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность

ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна

часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях

чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с

геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от

центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится

по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере

нарушает идеальное равновесие.

Асимметрия

Асимметрия по структуре своей противоположна явлению симметрии. Если

композиция построена асимметрично, то она, как правило, не симметрична,

и, наоборот, если композиция симметрична, то она, как правило, не

асимметрична. Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия

являются взаимно обусловленными правилами композиции.

Если симметричное расположение изображаемых предметов в живописи,

рисунке, декоративном панно, фреске, плакате, в барельефе, скульптурной

группе создает впечатление композиционного равновесия и порою почти

зеркальной схожести левой и правой частей произведения, то в

асимметричной композиции равновесие достигается введением

пространственных пауз между предметами, которые при этом либо

приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и

через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и

светлого, яркого и приглушенного по цвету.

Параллельность

Практика показывает, что не следует помещать по краям композиции формы,

параллельные раме, если по смыслу не требуется соединения их с рамой, так

как они почти всегда оптически воспринимаются как бы прилипшими к

обрамлению картинной плоскости.

Прямолинейные формы допустимы вблизи края картины лишь в тех случаях,

когда их вертикали (или горизонтали) частично перекрываются

первопланным изображением. Например, в портрете Александра Борро

(долгое время портрет приписывался Веласкесу) стоящая в профиль фигура с

огромным выпяченным животом заключена между колонной и пилястрой,

которые прямо параллельны раме картины. «И поразительно, -- пишет Е.А.

Кибрик, -- фигура его не только становится в этих условиях комичной, но,

наоборот, получается особенно величественной и мощной, а линии пилястры

и колонны великолепно держат композицию, нисколько ее не разрушая».

Расположение главного на втором плане

В большинстве случаев главное действующее лицо или группа размещается в

композиции на втором плане, в то время как первый план служит как бы

подходом к ним. Все остальные пространственные планы осуществляют

функцию дополнительную. Вместе с первым планом они создают окружение,

обстановку для главного действия, образуют его «декоративное обрамление»,

так или иначе связанное с происходящим на втором плане

Композиция является важнейшим организующим компонентом

художественной формы, придающий произведению единство и цельность,

соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с

распределением предметов и фигур в пространстве, установлением

соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п. Можно суверенностью

сказать, что ни один урок не может существовать без базовых знаний и

навыков по композиции.

Разработка упражнений для изучения композиции на уроках

изобразительного искусства.

1.

Определите, где находится центр композиции в произведениях

народного и декоративно-прикладного искусства.

2.

Сделайте аппликацию из геометрических фигур (кругов ,

треугольников, квадратов) и добейтесь равновесия композиции.

3.

Нарисуйте динамичную неуравновешенную композицию «Звездное

небо» (смешанная техника).

4.

Разместите на листе несколько геометрических фигур, не допуская

впечатления перевеса той или иной части. Фигуры должны

восприниматься по отдельности, пусть они составляют единое целое.

Возможны контрастные цветовые сочетания, но композиция может

быть выполнена и в одной цветовой гамме.

5.

Рассмотрите рисунки и скажите, где допущены ошибки в изображении.

6.

Рассмотрите схемы, определите, к какому приему композиции они

относятся. Выполните серию упражнений: по каждой из схем

нарисуйте натюрморт, пейзаж и декоративную композицию.

7.

Выполните зарисовки композиционных решений любимых мастеров

живописи, графики, народного и декоративного искусства.

8.

Из одних и тех же фигур (абстрактных) создайте две композиции

(уравновешенную).

9.

Выполните серию упражнений по свободному использованию

картинной плоскости (без горизонта и без перспективы). Это могут

быть композиции из линий, пятен, точек, геометрических ,

растительных или декоративных элементов.

10.Выполните серию упражнений по созданию композиций из линий,

пятен, точек, геометрических, растительных или декоративных

элементов с использованием перспективы.

11.Нарисуйте динамичную композицию «Ветер», «Ритмы города»,

«Волны».

Литература

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.-

М.,1985.

2. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.- М.,1973.

3. Беда Г.В. основы изобразительной грамоты.- М.,1989.

4. Волков Н.Н. Восприятие картины.- М.,1976.

5.Голубева О.Л. Основы композиции.- М., 1985.

6. Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике.- М., 1990.

7. Иконников А.В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции.- М.,

1971. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура.- М., 1987-1989.

8. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве

.- М., 1986.

9. Кузин В.С. Психология.- М.,1982.

10. Лебедева Е.В, Черных Р.М. Искусство художника- оформителя.- М., 1981.

11. Левин С.Д. Беседы с юным художником.- М., 1988.

12. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси.- М., 1981.

Содержание

1. Что такое композиция

1.1 Предмет композиции

1.2 Виды композиции

2. Основные законы композиции

3. Правила композиции

4. Разработка упражнений для изучения композиции на уроках

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Быстринская детская школа искусств»

Методическое сообщения

«Композиция изобразительного искусства»

Выполнила: Данилюк Л.И

С. Эссо

2018г.



В раздел образования