Автор: Белых Надежда Ивановна
Должность: Учитель черчения и ИЗО
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 129
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: учебная программа по черчению
Тема: Рабочая программа по черчению 7-8 класс
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ЧЕРЧЕНИЮ
Нормативный срок освоения 2 года
Составитель:
ФИО. Белых Надежда Ивановна, учитель черчения и изобразительного искусства,
первой квалификационной категории
Рабочая программа по черчению для 7- 8 классов создана на основе федерального
компонента
государственного
стандарта
основного
общего
образования
и
программы
общеобразовательных
учреждений
«Черчение»,
авторы:
А.Д.
Ботвинников,
И.С.
Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993.
Целью учебного курса «черчение» на уровне основного общего
образования
Является
общая
система
развития
мышления,
пространственных
представлений
и
графической
грамотности
учащихся.
Школьный
курс
черчения
помогает
школьникам
овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для
общего
и
политехнического
образования
обучающихся;
приобщает
школьников
к
элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного
производства;
содействует
развитию
технического
мышления,
познавательных
способностей. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание
у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют
на формирование эстетического вкуса обучающихся , что способствует разрешению задач
их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения
Формирование обучающихся технического мышления, пространственных представлений,
а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. В число
задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских
способностей,
изучение
роли
чертежа
в
современном
производстве,
установление
логической
связи
черчения
с
другими
предметами,
выражающейся,
в
частности,
в
повышении
требовательности
к
качеству
графических
работ
школьников
на
уроках
математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая
графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка
школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для
решения возникающих проблем.
Целью обучения «черчение» в школе
-
научить
школьников
читать
и
выполнять
чертежи
деталей,
а
также
применять
графические знания при решении задач с творческим содержанием.
Задачи обучения «черчение» в школе:
-ознакомить
обучающихся
с
правилами
выполнения
чертежей,
установленными
государственными стандартами ЕСКД;
- сформировать у обучающихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании
на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций
(диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его
составные элементы;
- сформировать у обучающихся основные правила выполнения, чтения и обозначения
видов, сечений и разрезов на чертежах;
-развивать
все
виды
мышления,
соприкасающиеся
с
графической
деятельностью
обучающихся;
-обучить
самостоятельно,
пользоваться
учебными
и
справочными
материалами;
-прививать культуру графического труда.
Структурно предмет «черчение» курс изучается интегрировано с 7 по 8 класс.
Предмет «черчение» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 7-8 классах в общем объеме 34 часов, по 0,5 часа в неделю.
1) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение»
В
соответствии
с
требованиями
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучение
на
занятиях
направлено
на
достижение
учащимися
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
К концу освоения учебного предмета «Черчение»
Выпускник научится:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы
основных геометрических построений;
-приводить
примеры
использования
графики
в
жизни,
быту
и
профессиональной
деятельности человека
-основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости
и
иметь
понятие
о
способах
построения
несложных
аксонометрических
изображений;
-выбирать необходимое число изображений на чертежах;
-осуществлять
несложные
преобразования
формы
и
пространственного
положения
предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении
задач с творческим содержанием.
-основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости
и
иметь
понятие
о
способах
построения
несложных
аксонометрических
изображений;
-анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
-читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
Выпускник получит возможность научиться:
-осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;
-применять
графические
знания
в
новой
ситуации
при
решении
задач
с
творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
-развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.
-осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;
7класс
Личностные результаты
-отображают
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию,
ценностно-
смысловые
установки
и
личностные
качества;
сформированность
основ
российской,
гражданской идентичности:
-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
-готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
-готовность
и
способность
обучающихся
к
формированию
ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению и мировоззрению;
-
формированию
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
Метапредметные результаты
-освоения
основной
образовательной
программы
по
черчению
основного
общего
образования должны отражать:
-умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать
новые задачи в учебе;
-умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся задачей;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-владение основами самоконтроля, самооценки;
-умение
организовывать
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Предметные результаты
-представляют собой освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового
знания,
его
преобразованию
и
применению,
а
также
систему
основополагающих
элементов научного знания:
-приобщение
к
графической
культуре
как
совокупности
достижений
человечества
в
области освоения графических способов передачи информации;
-развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
-развитие визуально – пространственного мышления;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования;
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Выпускник научится:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы
основных геометрических построений;
-приводить
примеры
использования
графики
в
жизни,
быту
и
профессиональной
деятельности человека
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.
8 класса
Личностные результаты
-отображают
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию,
ценностно-
смысловые
установки
и
личностные
качества;
сформированность
основ
российской,
гражданской идентичности:
-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
-готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
-готовность
и
способность
обучающихся
к
формированию
ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению и мировоззрению;
-
формированию
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
Метапредметные результаты
-освоения основной образовательной программы по черчению основного общего
образования должны отражать:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся задачей;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-владение основами самоконтроля, самооценки;
-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Предметные результаты
-представляют собой освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового
знания,
его
преобразованию
и
применению,
а
также
систему
основополагающих
элементов научного знания:
-приобщение
к
графической
культуре
как
совокупности
достижений
человечества
в
области освоения графических способов передачи информации;
-развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
-развитие визуально – пространственного мышления;
-приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования;
-формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Выпускник научится:
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости
и
иметь
понятие
о
способах
построения
несложных
аксонометрических
изображений;
-рационально использовать чертежные инструменты;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
-
осуществлять
несложные
преобразования
формы
и
пространственного
положения
предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении
задач с творческим содержанием.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.
2) Содержание учебного предмета.
7класс
Предмет «черчение». Краткие сведения из истории развития чертежей. Значение черчения
в
практической
деятельности
людей.
Инструменты
и
принадлежности
и
материалы,
необходимые для занятий. Техника безопасности при работе с ними. Стандарты. ГОСТ.
ЕСКД.
Виды
линий,
их
начертание
и
назначение
на
чертеже.
Линейные
и
угловые
размеры. Применение масштаба, обозначение на чертеже. Деление окружностей на равные
части. Сопряжение. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических
построений
Контрольно-измерительные материалы
Г.Р.№1 «Линии чертежа». На формате А4 вычертите рамку и графы основной надписи по
размерам, указанные на рис.19 (учебника). Проведите различные линии, как показано на
рис.24 (учебника).
Г.Р.№2 «Чертеж «плоской детали». Выполните чертеж детали «Прокладка» по имеющимся
половинам изображений, разделенных осью симметрии (рис.36 учебника). Нанесите
размеры, укажите толщину детали 5мм.
Работу выполните на листе формата А 4.
Масштаб 2:1
Графический диктант. Выполните чертеж «плоской» детали «Прокладка» в М1:1.
1. Проведите две взаимно перпендикулярные штрихпунктирные линии на длине 135-
138мм.
2. Проведите окружность диаметром 40мм., через центр штрихпунктирных линий.
3. Проведите квадрат со стороной 130мм., центр квадрата должен совпадать с центром
окружности.
4. На пересечении штрихпунктирной линии и верхней стороной квадрата постройте вырез
радиусом 10мм.
5. точно такой же вырез, но радиусом 15мм. постройте в нижней части квадрата.
6. Обведите контур детали.
7. Проставьте размеры. Толщина детали 3мм. Материал – резина.
Г.Р.№6
«Сопряжение».
Выполните
чертеж
детали,
содержащие
сопряжение
(индивидуальные к-з).
8класс
Чертежи
в
системе
прямоугольных
проекций.
Проецирование.
Центральное
и
параллельное
проецирование.
Прямоугольные
проекции.
Выполнение
изображений
предметов
на
одной,
двух
и
трех
взаимно
перпендикулярных
плоскостях
проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных
видах
(расположенных
в
проекционной
связи).
Аксонометрические
проекции.
Технический рисунок.
Контрольно-измерительные материалы
П.Р.№3 «Моделирование по чертежу». Моделирование — это процесс изготовления по
чертежу
модели
какого-либо
предмета.
Моделирование
из
проволоки,
картона,
пластилина. По индивидуальным к-з.
Г.Р.№4
«Чертеж
и
аксонометрические
проекции
предметов».
По ст ройте
аксонометрическую
проекцию
одной
из
деталей
(рис.98
учебника).
На
аксонометрической проекции постройте изображение точек А, В, С. обозначьте их.
Г.Р.№7 «Чтение чертежей». 1. Прочитайте чертеж (рис.146 учебника). Ответы на вопросы
запишите в тетради.
2. Решение занимательных задач (рис.147-148).
Г.Р.№8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы»
(путем удаления части предмета). Условие задачи в учебнике стр.117.
Г.Р.№10 «Эскиз и технический рисунок детали» с элементами конструирования (учебник
стр.122-123).
3) Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Разделы программы
Кол-во часов
7 класс
Введение
1
Правила оформления и выполнения чертежей
8
Геометрические построения
8
итого
17
8 класс
Способы проецирования
9
Аксонометрические проекции
7
итого
16
Список литературы:
Учебно-методическое обеспечение
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9
классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
Василенко
Е.А.
Методика
обучения
черчению.
Учебное
пособие
для
студентов
и
учащихся.
–
М.:
Просвещение,
1990.Преображенская
Н.Г.
Черчение:
Учебник
для
учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2004.
Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с
задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа,
1978.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Техническое обеспечение курса
1.
Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.
2.
Карточки-задания.
3.
Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.