Напоминание

Рабочая программа по черчению 7-8 класс


Автор: Белых Надежда Ивановна
Должность: Учитель черчения и ИЗО
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 129
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: учебная программа по черчению
Тема: Рабочая программа по черчению 7-8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ЧЕРЧЕНИЮ

Нормативный срок освоения 2 года

Составитель:

ФИО. Белых Надежда Ивановна, учитель черчения и изобразительного искусства,

первой квалификационной категории

Рабочая программа по черчению для 7- 8 классов создана на основе федерального

компонента

государственного

стандарта

основного

общего

образования

и

программы

общеобразовательных

учреждений

«Черчение»,

авторы:

А.Д.

Ботвинников,

И.С.

Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993.

Целью учебного курса «черчение» на уровне основного общего

образования

Является

общая

система

развития

мышления,

пространственных

представлений

и

графической

грамотности

учащихся.

Школьный

курс

черчения

помогает

школьникам

овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для

общего

и

политехнического

образования

обучающихся;

приобщает

школьников

к

элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного

производства;

содействует

развитию

технического

мышления,

познавательных

способностей. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание

у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,

являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют

на формирование эстетического вкуса обучающихся , что способствует разрешению задач

их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения

Формирование обучающихся технического мышления, пространственных представлений,

а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. В число

задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских

способностей,

изучение

роли

чертежа

в

современном

производстве,

установление

логической

связи

черчения

с

другими

предметами,

выражающейся,

в

частности,

в

повышении

требовательности

к

качеству

графических

работ

школьников

на

уроках

математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая

графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка

школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для

решения возникающих проблем.

Целью обучения «черчение» в школе

-

научить

школьников

читать

и

выполнять

чертежи

деталей,

а

также

применять

графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Задачи обучения «черчение» в школе:

-ознакомить

обучающихся

с

правилами

выполнения

чертежей,

установленными

государственными стандартами ЕСКД;

- сформировать у обучающихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании

на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций

(диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его

составные элементы;

- сформировать у обучающихся основные правила выполнения, чтения и обозначения

видов, сечений и разрезов на чертежах;

-развивать

все

виды

мышления,

соприкасающиеся

с

графической

деятельностью

обучающихся;

-обучить

самостоятельно,

пользоваться

учебными

и

справочными

материалами;

-прививать культуру графического труда.

Структурно предмет «черчение» курс изучается интегрировано с 7 по 8 класс.

Предмет «черчение» изучается на ступени основного общего образования в качестве

обязательного предмета в 7-8 классах в общем объеме 34 часов, по 0,5 часа в неделю.

1) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение»

В

соответствии

с

требованиями

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

общего

образования

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

обучение

на

занятиях

направлено

на

достижение

учащимися

личностных,

метапредметных и предметных результатов.

К концу освоения учебного предмета «Черчение»

Выпускник научится:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы

основных геометрических построений;

-приводить

примеры

использования

графики

в

жизни,

быту

и

профессиональной

деятельности человека

-основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные

плоскости

и

иметь

понятие

о

способах

построения

несложных

аксонометрических

изображений;

-выбирать необходимое число изображений на чертежах;

-осуществлять

несложные

преобразования

формы

и

пространственного

положения

предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении

задач с творческим содержанием.

-основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные

плоскости

и

иметь

понятие

о

способах

построения

несложных

аксонометрических

изображений;

-анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

-читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

Выпускник получит возможность научиться:

-осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;

-применять

графические

знания

в

новой

ситуации

при

решении

задач

с

творческим

содержанием (в том числе с элементами конструирования);

-развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.

-осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;

7класс

Личностные результаты

-отображают

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию,

ценностно-

смысловые

установки

и

личностные

качества;

сформированность

основ

российской,

гражданской идентичности:

-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и

настоящее многонационального народа России;

-готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

личностному

самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;

-готовность

и

способность

обучающихся

к

формированию

ценностно-смысловых

установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению и мировоззрению;

-

формированию

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;

Метапредметные результаты

-освоения

основной

образовательной

программы

по

черчению

основного

общего

образования должны отражать:

-умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

ставить

и

формулировать

новые задачи в учебе;

-умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе

альтернативные;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся задачей;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

-умение

организовывать

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое

мнение.

Предметные результаты

-представляют собой освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового

знания,

его

преобразованию

и

применению,

а

также

систему

основополагающих

элементов научного знания:

-приобщение

к

графической

культуре

как

совокупности

достижений

человечества

в

области освоения графических способов передачи информации;

-развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;

-развитие визуально – пространственного мышления;

- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования;

- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.

Выпускник научится:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы

основных геометрических построений;

-приводить

примеры

использования

графики

в

жизни,

быту

и

профессиональной

деятельности человека

Выпускник получит возможность научиться:

- осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим

содержанием (в том числе с элементами конструирования);

- развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.

8 класса

Личностные результаты

-отображают

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию,

ценностно-

смысловые

установки

и

личностные

качества;

сформированность

основ

российской,

гражданской идентичности:

-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и

настоящее многонационального народа России;

-готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

личностному

самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;

-готовность

и

способность

обучающихся

к

формированию

ценностно-смысловых

установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению и мировоззрению;

-

формированию

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;

Метапредметные результаты

-освоения основной образовательной программы по черчению основного общего

образования должны отражать:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

новые задачи в учебе;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся задачей;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое

мнение.

Предметные результаты

-представляют собой освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового

знания,

его

преобразованию

и

применению,

а

также

систему

основополагающих

элементов научного знания:

-приобщение

к

графической

культуре

как

совокупности

достижений

человечества

в

области освоения графических способов передачи информации;

-развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;

-развитие визуально – пространственного мышления;

-приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования;

-формирование стойкого интереса к творческой деятельности.

Выпускник научится:

- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные

плоскости

и

иметь

понятие

о

способах

построения

несложных

аксонометрических

изображений;

-рационально использовать чертежные инструменты;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

-

осуществлять

несложные

преобразования

формы

и

пространственного

положения

предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении

задач с творческим содержанием.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим

содержанием (в том числе с элементами конструирования);

- развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.

2) Содержание учебного предмета.

7класс

Предмет «черчение». Краткие сведения из истории развития чертежей. Значение черчения

в

практической

деятельности

людей.

Инструменты

и

принадлежности

и

материалы,

необходимые для занятий. Техника безопасности при работе с ними. Стандарты. ГОСТ.

ЕСКД.

Виды

линий,

их

начертание

и

назначение

на

чертеже.

Линейные

и

угловые

размеры. Применение масштаба, обозначение на чертеже. Деление окружностей на равные

части. Сопряжение. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических

построений

Контрольно-измерительные материалы

Г.Р.№1 «Линии чертежа». На формате А4 вычертите рамку и графы основной надписи по

размерам, указанные на рис.19 (учебника). Проведите различные линии, как показано на

рис.24 (учебника).

Г.Р.№2 «Чертеж «плоской детали». Выполните чертеж детали «Прокладка» по имеющимся

половинам изображений, разделенных осью симметрии (рис.36 учебника). Нанесите

размеры, укажите толщину детали 5мм.

Работу выполните на листе формата А 4.

Масштаб 2:1

Графический диктант. Выполните чертеж «плоской» детали «Прокладка» в М1:1.

1. Проведите две взаимно перпендикулярные штрихпунктирные линии на длине 135-

138мм.

2. Проведите окружность диаметром 40мм., через центр штрихпунктирных линий.

3. Проведите квадрат со стороной 130мм., центр квадрата должен совпадать с центром

окружности.

4. На пересечении штрихпунктирной линии и верхней стороной квадрата постройте вырез

радиусом 10мм.

5. точно такой же вырез, но радиусом 15мм. постройте в нижней части квадрата.

6. Обведите контур детали.

7. Проставьте размеры. Толщина детали 3мм. Материал – резина.

Г.Р.№6

«Сопряжение».

Выполните

чертеж

детали,

содержащие

сопряжение

(индивидуальные к-з).

8класс

Чертежи

в

системе

прямоугольных

проекций.

Проецирование.

Центральное

и

параллельное

проецирование.

Прямоугольные

проекции.

Выполнение

изображений

предметов

на

одной,

двух

и

трех

взаимно

перпендикулярных

плоскостях

проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.

Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных

видах

(расположенных

в

проекционной

связи).

Аксонометрические

проекции.

Технический рисунок.

Контрольно-измерительные материалы

П.Р.№3 «Моделирование по чертежу». Моделирование — это процесс изготовления по

чертежу

модели

какого-либо

предмета.

Моделирование

из

проволоки,

картона,

пластилина. По индивидуальным к-з.

Г.Р.№4

«Чертеж

и

аксонометрические

проекции

предметов».

По ст ройте

аксонометрическую

проекцию

одной

из

деталей

(рис.98

учебника).

На

аксонометрической проекции постройте изображение точек А, В, С. обозначьте их.

Г.Р.№7 «Чтение чертежей». 1. Прочитайте чертеж (рис.146 учебника). Ответы на вопросы

запишите в тетради.

2. Решение занимательных задач (рис.147-148).

Г.Р.№8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы»

(путем удаления части предмета). Условие задачи в учебнике стр.117.

Г.Р.№10 «Эскиз и технический рисунок детали» с элементами конструирования (учебник

стр.122-123).

3) Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.

Разделы программы

Кол-во часов

7 класс

Введение

1

Правила оформления и выполнения чертежей

8

Геометрические построения

8

итого

17

8 класс

Способы проецирования

9

Аксонометрические проекции

7

итого

16

Список литературы:

Учебно-методическое обеспечение

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9

классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.

Василенко

Е.А.

Методика

обучения

черчению.

Учебное

пособие

для

студентов

и

учащихся.

М.:

Просвещение,

1990.Преображенская

Н.Г.

Черчение:

Учебник

для

учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2004.

Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с

задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа,

1978.

Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

Техническое обеспечение курса

1.

Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.

2.

Карточки-задания.

3.

Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.



В раздел образования