Автор: Савенкова Валентина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Астраханская область, Лиманский район, с.Караванное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технологическая карта урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Урок математики в 5 классе по теме " Умножение натуральных чисел и его свойства " показывает реализацию системно-
деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Савенкова Валентина Анатольевна
Место работы: МКОУ «Караванненская СОШ», с. Караванное, Лиманского района, Астраханской области.
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Умножение натуральных чисел и его свойства "
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о действии умножения натуральных чисел и его свойствах;
- повторить название компонентов действия умножения;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правилом умножения натуральных чисел;
- познакомить со свойствами действия умножения;
-способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- формирование представлений о значимости математики в развитии современного общества;
- развитие логического и критического мышления;
- развитие умения работать в группе, в паре;
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию;
-строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- выполнять умножение многозначных чисел;
- научиться называть компоненты при умножении;
- использовать свойства умножения;
- делать проверку вычислений.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2016 г.
Этап урока
Содержание учебного
материала.
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Универсальные учебные
действия
Мотивация к учеб-
ной деятельности
Приветствует учащихся,
оценивает их готовность к
учебной деятельности, поясняет,
что сегодня урок открытия новых
знаний, создает благоприятный
психологический настрой на
работу.
(Слайд №1):
Выясняет как ученики понимают
данное высказывание.
Включаются в деловой ритм уро-
ка: выполняют необходимые дей-
ствия, демонстрируют готовность
для работы.
Высказывают свои мысли по дан-
ному вопросу, рассуждают.
Регулятивные: прогнози-
рование своей деятельно-
сти
Коммуникативные: пла-
нирование учебного со-
трудничества с учителем и
одноклассниками
Личностные: мотивация
учения
Познавательные: умение
извлекать информацию,
обобщать, делать выводы.
Актуализация зна-
ний и фиксация за-
- Ответьте на вопросы:
Решают примеры (результаты за-
писывают в Лист самоконтроля) и
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
труднения в пробном
действии
(Слайд № 2):
1) Как умножить число на 10; 100;
1000?
Вычислите с последующей про-
веркой:
1) 123∙10
2) 65∙100
3) 34∙1000
4) 8 + 8 +8+8+8+8+8
5) 127+127+127
Предлагает проверить результаты
(Слайд № 3):
1) 123∙10 = 1230
2) 65∙100 = 6500
3) 34∙1000 = 34000
4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 = 56
5) 127+127+127= 381
понимают, что в примерах 2) и 5)
разделить нацело нельзя.
Проверяют свои результаты.
Выражают вслух свои затруднения
информации; построение
своих высказываний, вывод
на основе анализа.
Регулятивные:
контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности,
фиксация
индивидуального
затруднения, пути решения
проблемы
.
Коммуникативные: выра-
жение своих мыслей, аргу-
ментация своего мнения,
уважение чужой точки зре-
ния
Выявление места и
причины затрудне-
ния Постановка цели
деятельности
– Вы смогли выполнить все зада-
ния?
Ребята, чтобы быстро считать, нам
необходимо узнать тему сегодняш-
него урока. Вы сможете прочитать
ее, если правильно решите уравне-
ния и заполните таблицу (Слайд
№4):
35-х = 17 (У)
29+х=45 (О)
у-37 = 18 (Е)
90-х = 62 (И)
31 +х = 16+44 (Ж)
80-х = 21 + 19 (Н)
40-3 = у + 13 (М)
- Следовательно, тема нашего уро-
ка .... (Слайд №5).
-Отсюда, цели урока ...
Примеры 4) и 5) - не удобно счи-
тать.
Решают примеры и работают с та-
блицей (Приложение 2), ответы за-
писывают в Лист самоконтроля
(Приложение1).
Формулируют тему урока само-
стоятельно и записывают в Лист
самоконтроля.
Формулируют цели (Слайд №6):
- повторить умножение и его
свойства;
-повторить название компонентов
при умножении.
Познавательные: умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание в устной
форме.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные: уме-
ние вступать в диалог,
участвовать в коллектив-
ном обсуждении вопроса.
Построение проекта
выхода из затрудне-
ния
Предлагает рассмотреть теорию
по учебнику.
Вернемся к решению примеров 4)
и 5) из начала урока. Рассмотрим
более легкий способ решения с
Убеждаются, что таким способом
вычислять быстрее.
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации, структуриро-
вание знаний, анализ
объектов
помощью умножения (Слайд №
7):
4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 = 8 ∙ 7 =56
5) 127+127+127= 127 ∙ 3 = 381
Сформулируем определение
(Слайд № 8):
Сформулируем правило (Слайд №
9):
Сформулируем и запишем свой-
ства умножения (Слайд № 10):
Формулируют с помощью учителя
определение и правило.
Записывают в тетради свойства.
Регулятивные: формиро-
вание умений ставить лич-
ные цели деятельности,
планировать свою работу,
действовать по плану, оце-
нивать полученные ре-
зультаты
Коммуникативные: фор-
мирование умений сов-
местно с другими детьми в
группе, находить решение
задачи и оценивать полу-
ченные результаты
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить
эмоциональную разгрузку уча-
щихся, даёт рекомендации по вы-
полнению.
(Слайд №11; 12)
"Это лёгкая забава —
Повороты влево, вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты
туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
(Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на
месте)".
Так же выполняют гимнастику для
глаз
Коммуникативные: уме-
ние работать по заданию
Личностные: формирова-
ние ЗОЖ
Реализация
построенного
проекта
(закрепление форми-
руемых знаний и
-Решите задания № 404 и сделайте
проверку.
Проверка (Слайд № 13):
707+707+707 = 707∙3
Решают примеры, результаты
записывают в Лист самоконтроля.
Познавательные: выделе-
ние и формулирование по-
знавательной цели, рефлек-
сия способов и условий
действия. Анализ и синтез
умений)
50+50+50+50+50+50 = 50∙6
х+х+х+х+х+х =х∙6
-Решите задания № 405 и сделайте
проверку.
Проверка (Слайд № 14):
712∙3 = 712+712+712
а∙6 = а+а+а+а+а+а
(х+у)∙4 = (х+у)+(х+у)+(х+у)+(х+у)
(к+m+4)∙2= (к+m+4)+ (к+m+4)
- Продолжим нашу работу и ре-
шим задачи № 408.
Проверка (Слайд № 15):
1) 8∙3= 24(см) - длина отрезка СВ.
2) 24+8 =32(см) -длина отрезка
АВ.
- Продолжим нашу работу и ре-
шим задачи № 407.
Проверка (Слайд № 16):
2мин30с= 150с
1) 150∙6 = 900(с)
900с = 15мин
Решают примеры, результаты
записывают в Лист самоконтроля.
Решают задачи у доски и на
местах, результат записывают в
Лист самоконтроля.
объектов.
Регулятивные: планирова-
ние своей деятельности для
решения поставленной за-
дачи, контроль и коррекция
полученного результата,
саморегуляция.
Коммуникативные: уме-
ние слушать и вступать в
диалог, работать в паре;
учатся формулировать соб-
ственное мнение .
Первичное
закрепление во
Предлагает зафиксировать изучен-
ное учебное содержание во внеш-
Проговаривают понятия
(фронтально, в парах).
Познавательные:
самостоятельный учет
внешней речи
ней речи (организует повторно ра-
боту с учебником: предлагает
рассмотреть все понятия, связан-
ные с умножением, предлагаемые
авторами учебника).
Разберём еще примеры, используя
опорную схему:
Решите задание № 412(а-г).
Проверка (Слайд № 17):
а) 154∙8 = 1232
б) 39∙57 = 2223
в) 64∙23 = 1472
г) 76∙81 = 6156
Решают два ученика у доски, а
остальные решают самостоятель-
но с последующей самопроверкой
(результаты записывают в Лист
самоконтроля):
установленных ориентиров
действия в новом учебном
материале.
Регулятивные:
контроль, коррекция
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Предлагает выполнить самостоя-
тельную работу (Приложение 3) с
последующей проверкой.
Выполняют самостоятельную ра-
боту по вариантам (карточки с за-
даниями на партах), сравнивают и
записывают ответы в Лист само-
контроля.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что еще подле-
жит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения
Личностные: самоопреде-
ление;
Коммуникативные: управ-
ление своим поведением
Познавательные: анализ,
синтез, использование об-
щих правил
Включение в
систему знаний и
повторение
Предлагает решить задачу №
447(а) по ранее изученному мате-
риалу с помощью уравнения ( с
последующей проверкой).
Проверка (Слайд № 18):
Составим и решим уравнение:
(х - 10) + 14 = 85
х - 10 = 85 - 14
х-10 = 71
х = 71 + 10
х = 81
Выполняют решение задачи под
руководством учителя(записывают
ответ в Лист самоконтроля)
Познавательные: построе-
ние речевого высказывания
в устной форме
Регулятивные: планирова-
ние своей деятельности для
решения поставленной за-
дачи, контроль полученно-
го результата
Коммуникативные: уме-
ние выражать свои мысли,
аргументация
Личностные: осознание
ответственности за общее
дело
11. Рефлексия учеб-
ной деятельности
Предлагает ученикам закончить
предложения (Слайд №19):
-Сегодня на уроке я узнал ...
-Я повторил …
-Я закрепил…
-Я научился…
-Было трудно ...
- Было интересно ...
- Я смогу ...
Предлагает оценить свою работу и
результаты.
(Слайд №20).
Учащиеся самостоятельно подво-
дят итоги, вспомнив поставленные
цели, озвучивают свои успехи и
затруднения, которые появлялись
в процессе работы.
Ученики показывают смайлики.
Познавательные: построе-
ние речевого высказывания
в устной форме.
Регулятивные: оценивание
собственной деятельности
на уроке
Коммуникативные: умени
е выражать свои мысли,
аргументировать,
планировать учебное
сотрудничество
Личностные: позитивная
оценка результатам своей
учебной деятельности
Домашнее задание
Учитель предлагает дозированное
домашнее задание, дает коммента-
рий по его выполнению.
(Слайд №21)
Учащиеся записывают в дневники
домашнее задание в зависимости
от уровня освоения темы:
№ 451, 452, 455(а-г).
Познавательные: рефлек-
сия способов и условий
действия, понимание при-
чин успеха и неудач.
Регулятивные: адекватная
оценка деятельности на
уроке
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания
Ответ, способ решения
Шкала баллов
Суммарный балл за
задание
Выполняют задание с последующей про-
веркой
2
Определение темы урока при работе с та-
блицей
2
Решение задания № 404 с проверкой
2
Решение задания № 404 с проверкой
2
Решение задачи № 407
2
Решение задачи № 408
2
Решите задание № 412(а-г)
2
Самостоятельная работа
4
Задания по ранее изученному материалу с
последующей проверкой, № 447(а)
2
Суммарный балл за работу
20
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
18
24
40
16
29
55
40
28
55
Приложение 3:
1вариант
1) Как называются компоненты умножения:
а) множители
б) частные
в) разности
г) слагаемые
2) Выберите произведение, на которое можно заменить сумму 7+7+7+7+7:
а) 7∙7
б) 7∙5
в) 7+5
г)7+7
3) Выберите неверное равенство:
а) 0∙56=56
б) 31∙0 = 0
в) 45∙1= 45
г) 67+0 = 67
Найдите произведение чисел 3287 и 1:
а) 1
б) 0
в) 3288
г) 3287
2вариант
1) Как называется результат умножения:
а) множитель
б) произведение
в) сумма
г) уменьшаемое
2) Выберите произведение, на которое можно заменить сумму 9+9+9+9:
а) 9∙4
б) 9∙9
в) 9+9
г)9+4
3) Выберите неверное равенство:
а) 0∙18=18
б) 14∙0 = 0
в) 1∙32= 32
г) 37+0 = 37
Найдите произведение чисел 6923 и 1:
а) 1
б) 6924
в) 6922
г) 6923