Автор: Неверова Анжела Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад №54 Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: п. Металлострой г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Механизм поддержки педагога в освоении практико-ориентированной модели образовательного процесса»
Раздел: дошкольное образование
Презентация образовательной среды средней группы «Сюрприз»,
создание условий для поддержки интересов и инициативы детей,
реализации их потребностей и возможностей
Выступление на районном семинаре
«Механизм поддержки педагога в освоении практико-ориентированной
модели образовательного процесса»
Воспитатель ГБДОУ №54Неверова Анжела Вячеславовна
Наша группа называется «Сюрприз», потому что каждый из
27 воспитанников – копилка интересных идей, вопросов, интересов
и
п р е д п о ч т е н и й . С р е д н и й
в о з р а с т
–
в о з р а с т
«почемучек». Дети очень
активны, подвижны,
любознательны
и инициативны. Как
удовлетворить
их
потребности и
желания,
помочь реализовать себя? В этом нам помогают центры активности,
это
закрепленные
в
группе
места,
имеющие
соответствующие
обозначения, где дети могут самостоятельно в паре или компании
сверстников реализовать свои замыслы, идеи. Такая организация
образовательной
среды позволяет
детям свободно
заниматься в
соответствии со своими интересами и желаниями.
Каждое
утро,
во
время
группового
сбора
или
после
занятия, дети выбирают центр и фиксируют свой выбор на стенде
«Я выбираю». В течение недели ребята могут побывать в каждом
центре. Чтобы научить детей
согласовывать
свои
желания
и
возможности в
каждом
центре
установлено
максимальное
количества человек, которые могут в нём взаимодействовать. Дети
учатся
уступать,
договариваться,
выстраивать
свои
желания
по
важности для себя, распределять время нахождения в любимых
центрах.
Учитывая
активность
наших
ребят, иногда
приходится
напоминать о правилах поведения в группе. Для этого у нас создан
стенд
«Наши
правила»,
с помощью
которого
дети
могут
самостоятельно разрешать некоторые конфликты. Например, если
ребята
поссорились
по
какой-то
причине,
они
могут
найти
на
стенде
соответствующее
правило
и
доказать
свою
правоту,
или
обратное.
Для
того, чтобы
дети
учились
планировать
свой
день,
распределять своё время, работает стенд «Мой день», в котором
чётко обозначен распорядок нашего дня, разграничение времени
суток. На нём дети могут менять карточки в соответствии со сменой
времени года, выполняемыми заданиями, играми.
Центр
«Природы»- удивляет
не
только
красотой
и
обилием
комнатных
растений,
но
и
является
настоящей
мастерской для наших деятелей. Кора и плоды различных деревьев
и др. природный материал, схемы и картинки с предлагаемыми
творческими заданиями - то, что мотивирует детей к деятельности.
Конечно,
в
этом
центре
предпочитают
действовать
не
все
дети. Работы
детей
мы
фотографируем
и
помещаем
в
портфолио. Дети с большим желанием ухаживают за комнатными
растениями. В данный момент у нас проходит выставка творческих
работ
из
природного
материала
«Осенний
сюрприз».
Эта
совместное
творчество
родителей
и
детей. Благодаря
таким
выставкам
у
нас
становится
все
больше
и
больше
детей,
выбирающих деятельность в этом центре.
Работу с календарем природы нам удалось тоже превратить в
увлекательное
дело.
Дежурным
по
данному
уголку очень
нравится менять
карточки
на
календаре,
так
как
проявление
внимания и наблюдательности, а также ответственное выполнение
поручение фиксируется в портфолио, как достижение ребенка. Еще
важный
момент
организации
работы:
прежде
чем
поменять
карточки дежурные должны обсудить с детьми наблюдения, этим
мы
занимаемся
перед
обедом. Ребята
сравнивают
изменения
в
погоде, что было утром и что стало в обед. Так мы побуждаем детей
рассказывать о погоде.
Центр «Экспериментирования» - одно из самых любимых
мест большинства детей нашей группы. Каждую неделю в центре
появляются
новые
материалы
для
проведения
самостоятельных
экспериментов. В этом центре можно действовать самостоятельно.
Помощники
детей:
правила
безопасности
(в
виде
картинок)
и
схематичный план проведения опыта (карточки). Результаты опытов
дети фиксируют в специальных карточках и отмечают в портфолио,
что юным экспериментатором достигнуты значительные успехи в
исследовании
окружающего
мира.
Так
мы
мотивируем
детей
к
а к т и в н о м у
п о з н а н и ю
и
в с е г д а
п о д д е р ж и в а е м
и х
инициативу. Конечно,
не
все
дети сразу проявляют
активность.
Проведение опытов в паре (когда активный деятель проводит опыт,
а наблюдатель – фиксирует результат) помогает почувствовать свою
успешность каждому ребенку.
Многие дети
очень
любят
заниматься
художественным
творчеством, и преуспевают в этом виде деятельности, поэтому в
центре «Юный художник» находится стенд «Наш вернисаж», где
художник может устроить выставку собственных работ, рассказать
о своих рисунках, организовать мастер-класс. Так, активные дети
увлекают заманчивой идеей детей, у которых интересы еще только
развиваются. Дети с удовольствием выполняют задания на рабочих
листах: «Дорисуй», «Обведи», «Подумай и нарисуй», с интересом
осваивают технику пластилинографию.
Наблюдая
за
детьми,
общаясь
с
ними,
мы
стараемся
услышать их идеи и поддержать детские инициативы. Так, идею
создания «Книжкиной больницы» подсказали дети. После случая с
порванной
книгой
и
беседы
о том,
почему
нужно
беречь
книги, заботиться об их «здоровье» ребята сами стали складывать
«больные»
книжки
в отдельную
корзинку,
так
зародилась
идея
создать «Книжкину больницу». Вместе с детьми мы «лечим» наши
книги. Наши импульсивные ребята начинают понимать, что если ты
не смог удержать свои порывы и нечаянно что-то испортил, сломал,
есть
выход:
постараться
исправить,
починить,
склеить.
Самостоятельное исправление ситуации это тоже путь к успеху,
приобретение жизненного опыта.
Традиция группы «Игрушка дня» - так же детская идея.
Принесённая из дома игрушка, проживает день с ребятами. Её лечат
у
доктора,
угощают
вкусным
обедом,
читают
к н и г и ,
укладывают спать, строят для неё дом, рисуют для неё рисунки,
делают
поделки. С
этой
игрушкой
мы
разыгрываем
ролевые
диалоги, ставим мини-спектакли, придумываем смешные истории,
приключения. Так игрушки становятся участниками нашей жизни,
помогают детям налаживать контакты, играть вместе и дружно.
Е щ ё
о д н а
т р а д и ц и я
г р у п п ы «Копилка
вопросов» - это уже н а ш а
с о в м е с т н а я
и д е я .
Д е т и нашей
группы очень любознательны, задают много вопросов, а ответить
на
них
не
всегда
хватает
времени
и
возможности. Вот
мы
и
придумали «Копилку вопросов». Вопросы, которые остались без
ответов,
помещают ся
в
копилку,
а уходя домой, ребёнок
забирает вопрос к о п и л к и ,
ч т о б ы
у з н а т ь
о т в е т
вместе со взрослыми. Утром,
на
групповом
сборе,
р е бя т а
рассказывают о том, что узнали, кто как может: с использованием
картинок, странички для портфолио, или просто ответ на вопрос. За
проявленную любознательность ребята получают фишки, которые
тоже собираются в портфолио.
Портфолио дошкольника очень помогает ребенку следить
за своими успехами, поддерживает самооценку. Дети с огромным
удовольствием представляют своё портфолио. На групповых сборах
мы распределяем участие детей в презентации своих достижений. В
течение года
каждый
ребёнок неоднократно
представляет
свои
успехи. Создание портфолио было бы невозможным без поддержки
и
участия родителей. Родители
являются
неотъемлемой
частью нашей образовательной среды. Мы чувствуем их поддержку
и
участие,
поэтому
нам
хочется
совершенствоваться
и
реализовывать наши общие увлекательные идеи.