Напоминание

«Механизм поддержки педагога в освоении практико-ориентированной модели образовательного процесса»


Автор: Неверова Анжела Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад №54 Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: п. Металлострой г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Механизм поддержки педагога в освоении практико-ориентированной модели образовательного процесса»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентация образовательной среды средней группы «Сюрприз»,

создание условий для поддержки интересов и инициативы детей,

реализации их потребностей и возможностей

Выступление на районном семинаре

«Механизм поддержки педагога в освоении практико-ориентированной

модели образовательного процесса»

Воспитатель ГБДОУ №54Неверова Анжела Вячеславовна

Наша группа называется «Сюрприз», потому что каждый из

27 воспитанников – копилка интересных идей, вопросов, интересов

и

п р е д п о ч т е н и й . С р е д н и й

в о з р а с т

в о з р а с т

«почемучек». Дети очень

активны, подвижны,

любознательны

и инициативны. Как

удовлетворить

их

потребности и

желания,

помочь реализовать себя? В этом нам помогают центры активности,

это

закрепленные

в

группе

места,

имеющие

соответствующие

обозначения, где дети могут самостоятельно в паре или компании

сверстников реализовать свои замыслы, идеи. Такая организация

образовательной

среды позволяет

детям свободно

заниматься в

соответствии со своими интересами и желаниями.

Каждое

утро,

во

время

группового

сбора

или

после

занятия, дети выбирают центр и фиксируют свой выбор на стенде

«Я выбираю». В течение недели ребята могут побывать в каждом

центре. Чтобы научить детей

согласовывать

свои

желания

и

возможности в

каждом

центре

установлено

максимальное

количества человек, которые могут в нём взаимодействовать. Дети

учатся

уступать,

договариваться,

выстраивать

свои

желания

по

важности для себя, распределять время нахождения в любимых

центрах.

Учитывая

активность

наших

ребят, иногда

приходится

напоминать о правилах поведения в группе. Для этого у нас создан

стенд

«Наши

правила»,

с помощью

которого

дети

могут

самостоятельно разрешать некоторые конфликты. Например, если

ребята

поссорились

по

какой-то

причине,

они

могут

найти

на

стенде

соответствующее

правило

и

доказать

свою

правоту,

или

обратное.

Для

того, чтобы

дети

учились

планировать

свой

день,

распределять своё время, работает стенд «Мой день», в котором

чётко обозначен распорядок нашего дня, разграничение времени

суток. На нём дети могут менять карточки в соответствии со сменой

времени года, выполняемыми заданиями, играми.

Центр

«Природы»- удивляет

не

только

красотой

и

обилием

комнатных

растений,

но

и

является

настоящей

мастерской для наших деятелей. Кора и плоды различных деревьев

и др. природный материал, схемы и картинки с предлагаемыми

творческими заданиями - то, что мотивирует детей к деятельности.

Конечно,

в

этом

центре

предпочитают

действовать

не

все

дети. Работы

детей

мы

фотографируем

и

помещаем

в

портфолио. Дети с большим желанием ухаживают за комнатными

растениями. В данный момент у нас проходит выставка творческих

работ

из

природного

материала

«Осенний

сюрприз».

Эта

совместное

творчество

родителей

и

детей. Благодаря

таким

выставкам

у

нас

становится

все

больше

и

больше

детей,

выбирающих деятельность в этом центре.

Работу с календарем природы нам удалось тоже превратить в

увлекательное

дело.

Дежурным

по

данному

уголку очень

нравится менять

карточки

на

календаре,

так

как

проявление

внимания и наблюдательности, а также ответственное выполнение

поручение фиксируется в портфолио, как достижение ребенка. Еще

важный

момент

организации

работы:

прежде

чем

поменять

карточки дежурные должны обсудить с детьми наблюдения, этим

мы

занимаемся

перед

обедом. Ребята

сравнивают

изменения

в

погоде, что было утром и что стало в обед. Так мы побуждаем детей

рассказывать о погоде.

Центр «Экспериментирования» - одно из самых любимых

мест большинства детей нашей группы. Каждую неделю в центре

появляются

новые

материалы

для

проведения

самостоятельных

экспериментов. В этом центре можно действовать самостоятельно.

Помощники

детей:

правила

безопасности

виде

картинок)

и

схематичный план проведения опыта (карточки). Результаты опытов

дети фиксируют в специальных карточках и отмечают в портфолио,

что юным экспериментатором достигнуты значительные успехи в

исследовании

окружающего

мира.

Так

мы

мотивируем

детей

к

а к т и в н о м у

п о з н а н и ю

и

в с е г д а

п о д д е р ж и в а е м

и х

инициативу. Конечно,

не

все

дети сразу проявляют

активность.

Проведение опытов в паре (когда активный деятель проводит опыт,

а наблюдатель – фиксирует результат) помогает почувствовать свою

успешность каждому ребенку.

Многие дети

очень

любят

заниматься

художественным

творчеством, и преуспевают в этом виде деятельности, поэтому в

центре «Юный художник» находится стенд «Наш вернисаж», где

художник может устроить выставку собственных работ, рассказать

о своих рисунках, организовать мастер-класс. Так, активные дети

увлекают заманчивой идеей детей, у которых интересы еще только

развиваются. Дети с удовольствием выполняют задания на рабочих

листах: «Дорисуй», «Обведи», «Подумай и нарисуй», с интересом

осваивают технику пластилинографию.

Наблюдая

за

детьми,

общаясь

с

ними,

мы

стараемся

услышать их идеи и поддержать детские инициативы. Так, идею

создания «Книжкиной больницы» подсказали дети. После случая с

порванной

книгой

и

беседы

о том,

почему

нужно

беречь

книги, заботиться об их «здоровье» ребята сами стали складывать

«больные»

книжки

в отдельную

корзинку,

так

зародилась

идея

создать «Книжкину больницу». Вместе с детьми мы «лечим» наши

книги. Наши импульсивные ребята начинают понимать, что если ты

не смог удержать свои порывы и нечаянно что-то испортил, сломал,

есть

выход:

постараться

исправить,

починить,

склеить.

Самостоятельное исправление ситуации это тоже путь к успеху,

приобретение жизненного опыта.

Традиция группы «Игрушка дня» - так же детская идея.

Принесённая из дома игрушка, проживает день с ребятами. Её лечат

у

доктора,

угощают

вкусным

обедом,

читают

к н и г и ,

укладывают спать, строят для неё дом, рисуют для неё рисунки,

делают

поделки. С

этой

игрушкой

мы

разыгрываем

ролевые

диалоги, ставим мини-спектакли, придумываем смешные истории,

приключения. Так игрушки становятся участниками нашей жизни,

помогают детям налаживать контакты, играть вместе и дружно.

Е щ ё

о д н а

т р а д и ц и я

г р у п п ы «Копилка

вопросов» - это уже н а ш а

с о в м е с т н а я

и д е я .

Д е т и нашей

группы очень любознательны, задают много вопросов, а ответить

на

них

не

всегда

хватает

времени

и

возможности. Вот

мы

и

придумали «Копилку вопросов». Вопросы, которые остались без

ответов,

помещают ся

в

копилку,

а уходя домой, ребёнок

забирает вопрос к о п и л к и ,

ч т о б ы

у з н а т ь

о т в е т

вместе со взрослыми. Утром,

на

групповом

сборе,

р е бя т а

рассказывают о том, что узнали, кто как может: с использованием

картинок, странички для портфолио, или просто ответ на вопрос. За

проявленную любознательность ребята получают фишки, которые

тоже собираются в портфолио.

Портфолио дошкольника очень помогает ребенку следить

за своими успехами, поддерживает самооценку. Дети с огромным

удовольствием представляют своё портфолио. На групповых сборах

мы распределяем участие детей в презентации своих достижений. В

течение года

каждый

ребёнок неоднократно

представляет

свои

успехи. Создание портфолио было бы невозможным без поддержки

и

участия родителей. Родители

являются

неотъемлемой

частью нашей образовательной среды. Мы чувствуем их поддержку

и

участие,

поэтому

нам

хочется

совершенствоваться

и

реализовывать наши общие увлекательные идеи.



В раздел образования