Напоминание

"Развитие эмоциональной сферы через театрализованную деятельность у детей с нарушением зрительного восприятия"


Автор: Лаптева Ольга Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №144 "компенсирующего вида с нарушением зрения"
Населённый пункт: г.Кемерово, Кемеровская оласть
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Развитие эмоциональной сферы через театрализованную деятельность у детей с нарушением зрительного восприятия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №144

«Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения»

Педагогический опыт работы на тему:

«Развитие эмоциональной сферы через театрализованную

деятельность у детей с нарушением зрительного восприятия»

Воспитатель:

Лаптева

Ольга

Павловна

Кемерово 2017

Содержание

1

Введение ……………………………………………………………......

3

2

Теоретический аспект …………………………………………………

5

3

Перспективный план для работы с детьми 4-х лет ………………….

24

4

Перспективный план работы с детьми 5-ти лет …………………......

25

5

Уровни выполнения задач. Сравнения исследований ………………

26

6

Сотрудничество с семьей ……………………………………………..

32

7

Условия и воспитания и обучения детей с нарушением зрения .......

34

8

Заключение …………………………………………………………….

37

9

Список литературы ……………………………………………………

39

10

Приложение …………………………………………………………....

Введение

2

На

протяженности

многих

веков,

в

обыденном

сознании

людей,

складывалось

представление

о

ребенке

с

нарушением

зрения,

о

слепом

человеке, как о глубоко ущербной и неполноценной личности.

Однако, при правильной организации воспитания и обучения ребенка

имеющий

нарушение

зрительного

восприятия,

слепого

ребенка

формирование

позитивных

свойств

личности,

мотивации

общения

и

обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного

анализатора.

Эмоциональная сфера незрячих людей является наименее изученной в

тифлопсихологии,

поэтому

представляет

большой

исследовательский

интерес.

Между зрячими и слабовидящими людьми различия могут наблюдаться

только в динамике становления различных свойств личности. Л.С.Выготский

писал,

что

наступит

время,

когда

аномальные

дети,

оставаясь

слепыми,

перестанут

быть

дефектными,

потому

что

дефектность

есть

понятие

социальное. Социальное воспитание победит дефектность.

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что таким детям необходима

педагогическая

помощь,

влекущая

за

собой

изменения

в

характере

эмоционального состояния: подавление активности настроения, грусти, либо

повышенной раздражительности.

На

мой

взгляд,

недостаточностью

изучения

эмоциональной

сферы

является недооценка значимости эмоциональных переживаний в развитии

личности у детей имеющие нарушение зрительного восприятия.

Анализ изученной литературы, по данной проблеме, приводит к выводу

о том, что компенсаторные процессы, а так же адекватное, специальное

организованное

воспитание

и

обучение

детей

с

нарушением

зрения,

способны

минимизировать

негативное

влияние.

Нарушений

развития

на

эмоциональную сферу, а именно через театрализованную деятельность.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются

у них неизменной любовью.

3

Дети

видят

окружающий

мир

через

образы,

краски,

звуки.

Они

смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут

плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы придти к нему на

помощь. Любимые герои становятся образцами для подражания. Поскольку

положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети,

в большинстве случаев, хотят подражать добрым, честным персонажам.

Спо собно сть

к

такой

идентификации

и

позволяет

ч е р е з

театрализованную деятельность оказывать эмоциональное влияние на детей.

В ходе своей работы с детьми с нарушением зрительного восприятия, я

поставила перед собой цель.

Цель: развивать

положительные

эмоции

через

театрализованную

деятельность.

Исходя из цели, поставила следующие задачи.

Задачи:

1.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

2.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,

фантазию.

3.

Воспитывать

доброжелательность

и

контактность

в

отношении

со

сверстниками.

Коррекционная задача: развивать точность и координацию движений,

умение ориентироваться в малом и большом пространстве (ширма, сцена).

Теоретический аспект

4

Театрализованная

деятельность

позволяет

ребенку

решать

многие

проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это

помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким

образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность

ребенка

позволяет

использовать

их

как

сильное,

но

ненавязчивое

педагогическое

средство,

так

как

сам

малыш

испытывает

при

этом

удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр

усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может

удовлетворить разносторонние интересы детей.

Виды театрализованных представлений

Дошкольники,

как

правило,

бывают

рады

приезду

в

детский

сад

кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие

спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении.

Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют просьбы,

дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Театрализованные

игры

дошкольников

можно

разделить

на

две

основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

5

Театрализованные игры

Режиссерские

игры

Игры - драматизации

К режиссерским играм можно отнести: настольный, теневой театры,

театр на фланалеграфе. Ребенок или взрослый не являются действующим

лицом, а создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа, действуют на

него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена,

ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,

который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или

взрослый

в

этом

случае

играет

сам,

преимущественно

используя

свои

средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

Предлагается следующая классификация режиссерских игр.

6

Режиссерские игры

Роль

Ролевые

действия

Действует за героя

Персонажи

надеты на пальцы

(пальчиковый

)

Ребенок

играет сам

Теневой

театр

Театр на

фланеле-

графе

Настоль-

ный

театр

Типичные признаки

Творческий

замысел

Сюжет

Отношения

Содержание

Настольный

театр

игрушек. Используются

самые

разнообразные

игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не

создавали помех при передвижении.

Разновидности игр-драматизаций. Их своеобразие

Участвуя

в

играх-драматизациях,

ребенок

как

бы

входит

в

роль,

перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное

исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образ.

Атрибут - признак персонажа, который символизирует тип свойства.

Например,

характерную

маску

зверя,

вырезанную

из

бумаги,

шапочку,

фартучек

(элементы

рабочей

одежды),

кокошник,

венок,

пояс

(элементы

национального образа) и т.д. ребенок надевает на себя. Создать образ он

должен сам с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Если нет

полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других

его изготовлением. Общаясь

с детьми, нужно выяснить, какой признак

персонажа наиболее типичен. Вместе с тем не нужно требовать и большей

точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры.

Умение придет постепенно - после неоднократного проигрывания роли и

наблюдений за сверстниками.

Кукольный

театр. Кукла

помогает

установить

контакт

с

ребенком,

особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых

людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасения, и с ней ребенок,

7

Настольный театр

картинок

Настольный театр

игрушек

Фланелеграф

Стенд-книжка

Теневой театр

особенно младшего возраста, быстрее идет на контакт, нежели со взрослым.

Дети,

которые

избегают

прикосновения,

скорее

соглашаются

дать

руку

поздороваться с куклой (зверюшкой, клоуном), чем с педагогом. Активно

взаимодействуя с игрушкой, ребенок постепенно становится более открытым,

смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.

Куклы

помогают

развить

качество,

которое

является

необходимым

условием

творческой работы - внимание.

Ребенок с удовольствием берет в руки героя кукольного театра и от его

лица рассказывает о своих собственных мыслях. Таким образом, он может

выразить

и

отрегулировать

свои

переживания.

Поэтому

персонажи

кукольных театров должны быть постоянно в распоряжении детей, чтобы

служить стимулирующим фактором дл развития их диалоговой речи.

Опосредуя куклами, взаимодействие с другими людьми, робкие дети

начинают

постигать

процесс

общения

со

сверстниками.

Исполняя

роль

персонажей

с

разными

характеристиками,

дети

«примеривают»

на

себя

разные модели социального поведения.

Задача педагогов - сделать так, чтобы каждый ребенок после цикла

театрализованных занятий смог сам, от своего имени выступить перед залом,

громко

произнести

текст

и

услышать

именно

в

свой

адрес

первые

аплодисменты.

Так

что

со

временем,

по

мере

развития

артистических

возможностей ребенка, кукла на сцене должна уступить ему место».

В руках взрослого кукла - помощник в решении многих педагогических

задач.

С

помощью

куклы

можно

создавать

игровую

мотивацию

продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную

оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или

сопротивление. Кроме того, с помощью куклы воспитателю проще отразить

реальную

ситуацию,

в

которой

произошло

нарушение

моральных

норм,

показать

«со

стороны»

ее

последствия

и

переживания

участников.

И,

наконец, кукольные представления - неиссякаемый источник радости для

8

детей. Показ кукольного спектакля должен стать еженедельным событием в

жизни детей.

Игры-драматизации с пальчиками. Пальчиковые игры и упражнения -

развлекательное

и

оздоровительное

занятие.

Поэтому

игровую

технику

необходимо начинать с раннего возраста. Эти игры полезны всем детям,

происходят

положительные

изменения

в

общении

со

сверстниками,

взрослыми,

появляется

интерес

к

возможностям

своей

руки,

улучшается

координация

движений

кисти,

а

чувство

ритма

помогает

ребенку

придумывать собственные текстовки, звуковая сторона речи становится более

качественной (голос звучит четко, ясно, появляется хорошая дикция), они

способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной

речи

(умение

вести

диалог,

рассказывать,

пересказывать).

Но

где

«разговорно-пальцевая»

деятельность

наиболее

естественна?

Конечно,

в

детском театре.

Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа,

изображение которого находится на руке. По ходу разворачиваемого сюжета

действует одним или несколькими пальцами, проговаривает текст. Можно

изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по

комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать

несколько

персонажей.

Например,

в

сказке

«Репка»

друг

за

другом

появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребенок

с помощью своих пальцев. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать

месяцев»,

«Гуси-лебеди»

и

другие,

со

множеством

персонажей

могут

показать

2-3

ребенка,

которые

располагаются

за

ширмой.

изготовить

простейшие атрибуты, декорации, которые бы подчеркивали характерные

особенности персонажа или места действия.

Основные требования к организации театрализованных игр

9

Театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать

ребенка.

Для

этого,

прежде

всего,

необходима

правильная

организация

театрализованных игр.

Основные требования:

- содержательность и разнообразие тематики;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы

организации

педагогического

процесса,

что

делает

их

такими

же

необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;

-

создание

условий

для

развития

творческой

активности

детей

в

театрализованной

деятельности

(поощрять

исполнительское

творчество,

развивать

способность

свободно

и

раскрепощено

держаться

при

выступлении,

побуждать

к

импровизации

средствами

мимики,

выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить устройство театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей

друг с другом и со взрослыми на всех этапах ее организации;

-

последовательность

и

усложнение

содержания

те

и

сюжетов,

избранных

для

игр,

определяются

требованиями

программы

воспитания

для каждой возрастной группы детского сада.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с

ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в

соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно

легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных

воробушков,

смелых

мышек

или

дружных

гусей,

они

учатся,

причем

незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают

воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Д ети младшей

группы

с

удовольствием

перевоплощаются

в

собак,

кошек и других знакомых животных, однако, развить и обыграть сюжет, пока

не

могут.

Они

лишь

подражают

животным,

копируют

их

внешне,

не

10

раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно

научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С.Лапунина

рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята»,

«Медведица

и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие

сценки

из

детского

быта,

организовывать

игры

по

литературным

произведениям: «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского.

Формируя

интерес

к

играм-драматизациям,

необходимо

как

можно

больше

читать

и

рассказывать

детям

сказки

и

другие

литературные

произведения.

В средней группе следует обучать элементам художественно-образных

выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). Можно уже учить

детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-

четырех

действующих

лиц.

Возможно

использование

обучающих

упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о

себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать

простейшие

сказки,

используя

театр

(сказка

«Колобок»).

Привлекая

малоактивных

детей,

можно

драматизировать

произведения,

в

которых

наибольшее количество действий (потешка «Кисонька-мурысонька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать художественно-

образные

исполнительные

умения.

Воспитатель

их

учит

самостоятельно

находить

способы

образной

выразительности.

Драматический

конфликт,

становление характеров, острота ситуации, эмоциональная насыщенность,

короткие, выразительные диалоги, образность языка - все это создает

благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Наблюдая

за

играми

старших

дошкольников,

Д.Б.Менджерицкая

отмечала: «Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание события в

жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев,

поведение, выучить и запомнить текст произведения».

11

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят

отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников

6-7

лет игра-драматизация

часто

становится

спектаклем,

в

котором

они

играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте

становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие

игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это

требует

от

него умения регулировать свое поведение, обдумывать слова, сдерживать

свои движения.

Для

выполнения

данных

требований,

необходимо

создание

определенных условий. Это в первую очередь, соответствующая организация

работы.

Театрализованная

деятельность

в

детском

саду

может быть

организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время,

ограниченно

включена

в

различные

другие

занятия

(музыкальное,

изодеятельность

и

др.),

а

также

запланирована

специально

в

недельном

расписании

по

родному

языку

и

ознакомлению

с

окружающим

миром.

Желательно,

чтобы

все

организованные

формы

театрализованной

деятельности

проводились

небольшими

подгруппами,

чтобы

обеспечить

индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы

должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

Полезно,

когда

итогом

совместной

деятельности

взрослых

и

детей

детского сада становится концерт, спектакль или какой-нибудь праздник. В

таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива,

объединенного единой целью.

Такая

организация театрализованной

деятельности

дошкольников

позволяет ребенку вступить в контакты с детьми из других групп, с разными

взрослыми. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и

непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы

поведения.

Кроме

того,

в

совместной

деятельности

воспитатели

лучше

узнают детей особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Создается

микроклимат,

в

основе

которого

лежит

уважение

к

личности

12

маленького

человека,

забота

о

нем,

доверительное

отношение

между

взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,

источником

его

индивидуальных

занятий

и

социального

опыта.

Причем

предметно-пространственная

среда

не

только

должна

обеспечивать

совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой

самостоятельного

творчества

каждого

ребенка,

своеобразной

формой

его

самообразования.

Поэтому

при

проектировании

предметно-пространственной

среды,

обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес к творческой способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной

театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна

быть оборудована театральная зона или уголок сказки. В целях реализации

индивидуальных

интересов,

склонностей

и

потребностей

дошкольников

предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу

выбора

каждого

ребенка

на

любимое

занятие

или

на

театрализацию

любимого произведения. Поэтому в зоне театральной деятельности должны

быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, бибабо, марионеточный),

детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление

материала, ориентированного на интересы разных детей. В зоне театральной

деятельности

необходимо

иметь

разнообразный

природный

и

бросовый

материал

ткани,

костюмы

для

ряжений.

Также

необходимо

при

проектировании зоны в группе предусматривать возрастную адресованность

оборудования и материалов.

Учитывая

полоролевые

особенности

детей,

в

13

зонах

для

театрализованной

деятельности

размещают

оборудование

и

материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Структура и содержание театрализованных занятий.

Этапы театрализованной деятельности

В дошкольном детстве, как известно, ведущий вид деятельности - игра,

в которой развиваются все познавательные процессы.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения

по

формированию

выразительности

исполнения

(вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно,

что

в

театрализованной

деятельности

огромную

роль

играет

воспитатель.

Следует

подчеркнуть,

что

театрализованные

занятия

должны

выполнять

одновременно

познавательную,

воспитательную

и

развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке

выступлений.

Их

содержание,

формы

и

методы

проведения

должны

способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию

речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию

атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с

текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами,

мимикой,

движением,

костюмами,

мизансценой,

т.е.

со

«знаками»

визуального языка. В соответствии с этим, практическое действие каждого

ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных

занятий.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или

рассказывал что-либо, уел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был

14

готовы

к

любому

«превращению»,

т.е.

владел

основами

актерского

мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий, эмоциональное

отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не только

артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для

малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или

иным ситуациям.

Причем,

чем

меньше

ребенок,

те

определеннее,

акцентированнее

должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется - дети очень

тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим

дошкольникам

можно

читать

более

сдержанно,

менее

эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению

ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение

к прочитываемому. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность

высказаться,

проявить

эмоциональную

активность.

Нельзя допускать

в

атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти на

сцену.

Поэтому,

предлагая

«сыграть»

или

«показать»

что-либо,

педагог

должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

Подготовка

к

театрализованной

деятельности

должна

проходить

в

несколько этапов.

1-й

этап.

Знакомство

с

литературным

произведением

(чтение,

рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание

картин и иллюстраций).

В

начале

воспитателю

необходимо

выразительно

прочитать

произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую

понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, чем легче им

будет потом театрализовывать прочитанное. Поэтому при чтении желательно

широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и

синтаксической

выразительности.

От педагога требуется глубокое знание

детей, чтобы понять, что и как ребенок чувствует, слушая чтение.

15

Именно поэтому, перед воспитателем, встают две основные задачи: во-

первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены

его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь

ему

полнее

выразить

свои

чувства,

создать

для

него

особые

условия,

в

которых проявится его активность, его содействие те, о ком он услышал.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность

детей

во

время

чтения

произведения

или

просмотра

видеофильма?

Разумеется, не следует делать детям замечаний, призывая их сидеть тихо. Это

помешает полноценно переживать события сказки, а педагогу не позволит

наблюдать их эмоциональную реакцию, что в свою очередь, затруднит ему

дальнейшую работу.

Для

развития

у

детей

умения

внимательно

слушать,

запоминать

последовательность

событий,

свободно

ориентироваться

в

тексте,

представлять образы героев нужно использовать специальные упражнения,

проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель

читает

отрывок

из

сказки

и

спрашивает:

«Вы

согласны,

что

эта

речь

принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»

(«Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...»). Отвечая на вопросы,

дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.

Огромную

роль

в

осмыслении

материала

играют

иллюстрации

в

детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При

рассматривании

с

детьми

иллюстраций,

особое

внимание

необходимо

уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на

картинках.

2-й этап. Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком,

поэтому обязательна обратная связь (пересказ, настольный театр, подвижные

игры с персонажами сказок и т.п.).

2.1. После беседы о прочитанном, необходимо вновь вернуться к тексту,

привлекая

детей

к

проговариванию

его

отдельных

фрагментов.

Причем

никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. Однако

16

когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и

выразительность его изложения.

2.2.

Имитационным

движениям

(сказочных

животных)

можно

обучать

на

физкультурных

и

музыкальных

занятиях,

в

свободной

деятельности.

Передать

характер

персонажей

в

движении

помогает

музыка.

Например, после прослушивания мелодии воспитатель просит детей сказать,

подходит ли эта музыка образу персонажа, и просит показать данный образ в

движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки,

имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за

исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного

образа.

2.3.

При

обучении

детей

средствам

речевой

выразительности,

необходимо

использовать

знакомые

и

любимые

сказки,

которые

концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского

языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления

богатой языковой культурой русского народа.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка, или как

медведь, после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похож по

голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить

это задание, предложив одному ребенку разыграть диалог двух персонажей.

Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному

перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки

легко узнавались всеми.

В

старших

группах

используются

более

сложные

упражнения

(«Произнеси с разной интонацией»). Причем нельзя забывать, что интонация

голоса воспитателя - образец для подражания.

Выполнение этих упражнений приводит к необходимости ознакомления

детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, стресс.) и

17

способами

их

невербального

и

вербального

выражения.

Без

глубокого

понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления

невозможна

выразительность

речи

(«Разные

настроения»,

«Я

радуюсь,

когда...» и т.д.).

Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и

особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса,

темпом,

интонационными

и

логическими

ударениями).

Для

этого

можно

использовать

упражнение

«говорящие

картинки»

-

рассказы

по

схематическим

картинкам,

которые

рисуются

в

ходе

совместного

обсуждения, или когда один ребенок рассказывает, а другие (3-5 человек)

разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности.

Большую

пользу

оказывают

ролевые

диалоги

по иллюстрациям

с

использованием вербальных средств выразительности. Работа строится по

трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности

воспроизведения.

3-й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому

объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании,

изготовлении атрибутов для игр.

4-й

этап.

Подготовка

к

самостоятельному

разыгрыванию

сюжета,

подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета

сказки, театрализованной игры.

Все игры организуются с учетом основных педагогических принципов.

Во-первых, надо избегать излишней дидактики: эту роль выполнит

дидактическая

игра,

а

творческая

деятельность

должна

развиваться

как

свободная деятельность самих детей.

Во-вторых, воздействуя на ребенка через игру, воспитатель только на

первых

порах

учит

играть,

формирует

технику

игровых

действий,

в

дальнейшем

он

играет

только

роль

организатора

и

регулятора

взаимоотношений.

18

В-третьих,

игра

-

ведущий

вид

деятельности

детей,

но

далеко

не

единственный. В частности, продуктивные виды деятельности (рисование,

лепка, конструирование, аппликация) вносят существенный вклад в развитие

личности.

Таким

образом,

театрализованные

занятия

могут

включать

как

разыгрывание

сказок,

каких-либо

сценок,

так

и

ролевые

диалоги

по

иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни

(смешной случай, интересные события и т.д.).

Занятия строятся в основном по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

-

театрализованная

деятельность

разных

формах),

где

воспитатель

и

каждый

ребенок

имеют

возможность

реализовывать

свой

творческий

потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной

деятельности.

Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли более робких, застенчивых детей;

- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую

карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Проводить театрализованные занятия желательно 2 раза в неделю в

утренние часы.

Продолжительность

занятий

соответствует

возрасту

детей:

во

2-й

младшей группе - 15 мин., в средней группе - 20 мин., в старшей группе - 25

мин., в подготовительной группе - 30 минут.

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с

персонажем;

19

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы

они могли подействовать или проговаривать с ними;

-

в

заключение

различными

способами

вызвать

у

детей

радость.

Развитие театрализованной деятельности - длительная работа,

которая

требует

участия

родителей.

Желательно

привлечь

родителей

к

активному

участию

в

качестве

исполнителей

ролей,

авторов

текста,

изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и

родителей

будет

способствовать

интеллектуальному,

эмоциональному

и

эстетическому развитию.

Таким

образом,

театрализованная

деятельность

способствует

социализации детей, раскрытию их творческого потенциала, объединению

дошкольников в дружный коллектив, способный в режиме импровизации

создавать

сценическое

действие,

в

котором

дети

одновременно

являются

авторами, исполнителями и свидетелями того, как придумываются сюжеты,

образ, как в спектакль включаются игры, песни, стихи.

Свою

работу

по

формированию

эмоциональной

сферы

через

театрализованную деятельность, я строила на следующих принципах:

системности;

учета возрастных особенностей детей и доступности;

учета индивидуальных особенностей детей;

преемственности взаимодействия ребенка в условиях детского сада и

семьи.

Для решения поставленной цели я определила содержание работы по

проблеме.

1.

Разработала цели и задачи, формы организации деятельности с детьми.

2.

Разработала систему планирования возрастных групп.

3.

Изготовила разновидности театра.

4.

Создала развивающую среду в группе.

С

целью

развития

эмоциональной

сферы

детей

средствами

театрализованной

деятельности

создала

соответствующую

развивающую

20

среду. Оборудовала уголок театра, в котором ребенок, в моей группе, может

уединиться,

побыть

один,

«поупражняться»

в

какой-либо

роли

еще

раз,

посмотреть

иллюстрации

к

спектаклю.

Подготовила

место,

где

ребенок

может

рассмотреть

себя

в

зеркало:

настольное,

настенное,

карманное.

Оборудовала уголок театрализованной деятельности, доступной для детей,

где расположила режиссерские игры, это:

- настольный театр «Три поросенка», «Красная шапочка», «Колобок»;

- театр на фланелеграфе «Кошкин дом», «Репка» и т.д.;

- пальчиковый театр «Кошкин дом» «Теремок»;

-

теневой

театр

«Где

обедал

воробей»,

«Колобок»,

силуэты

предметных

картинок.

Ширма

для

показа

представления

(высокая,

низкая,

настольная),

театральные билеты, программы. Атрибуты для ряженья: головные уборы,

шапочки сказочных героев, украшения.

В целях учета полоролевых особенностей детей учла интересы как,

девочек, так и мальчиков.

Для девочек приготовила шкатулки для принадлежностей, в которых:

бусы, заколки, сумочки и т.д.

Для мальчиков: ремни, головные уборы, галстуки, портмоне.

Работая с детьми 4-х летнего возраста в моей группе был создан уголок

ряженья, игрушки: резиновые, деревянные, пластмассовые, мягкие, игрушки

– матрешки по сказкам: «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок»; игрушки

для

театрализации

знакомых

сказок:

«Колобок»,

«Рукавичка»,

«Бычок

смоляной бочок», «Лисичка со скалочкой».

Когда

дети

достигли

пятилетнего

возраста,

дополнила

театральный

уголок разновидностями театра (теневой театр, пальчиковый театр).

На следующем этапе шестилетнего возраста планирую разнообразить

материалы для изготовления атрибутов к спектаклям: элементы декораций,

костюмы, элементы быта.

21

Создала полочку «Эмоций» и хорошего настроения, где есть шкатулка,

которую охраняют два маленьких человечка «Радость» и «Весельчак». В этой

шкатулке закрыты отрицательные эмоции, рядом расположила дидактические

игры «Домик настроения», «Эмоции».

При создании развивающей

с р е д ы

в

г р у п п е

п о

театрализованной деятельности учитывала:

индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

особенности эмоционально-личностного развития ребенка;

индивидуальные интересы;

склонности и потребности;

возрастные и полоролевые особенности.

Разработала формы работы по этой теме:

1. Фронтальная работа.

Организовала цикл походов в театры: театр Драмы, театр Кукол

(представления

«Кошкин

дом»,

«Самый

лучший

папа»,

«Любуша»). Экскурсии в Кукольный театр, Драматический театр

(наблюдали за рабой кассира, контролера, осмотрели зрительный

зал и сцену).

Оформила альбом «Наши эмоции».

Оформила

подбор

упражнений

по

эмоциональному

развитию

детей (Приложение 1) по формированию выразительности речи

(Приложение

2).

Упражнения

для

профилактики

нарушения

зрения (Приложение 3). Упражнения для развития воображения

(Приложение 4).

Разработала цикл занятий по данной тематике (Приложение 5).

Осуществила подбор игр – драматизаций, составила картотеку к

ним.

2. Индивидуальная работа.

Большое внимание уделяла индивидуальной работе в утренние и в

вечерние часы. Многие дети моей группы страдают неточностью движений,

22

слабой двигательной памятью. Такие как: Спирин Никита, Василицин Костя,

Анисимова

Даша,

Дмитриева

Вика,

Иванилов

Никита.

Для

этих

детей

подобрала следующие игры и упражнения:

Игры, имитирующие движения и повадки различных животных.

Игры, развивающие способность передавать различные действия по

средствам

точных

и

координирующих

движений:

«Зеркало»,

«Обезьянка», «Море волнуется», «Где мы были», «Сделай так».

Учила кукловождению. Заучивала с детьми роли по сказкам: «Репка»,

«Колобок»,

«Кошкин

дом».

Развивала

умение

рассматривать

свои

эмоции перед зеркалом.

3. Подгрупповая работа.

Учила детей быть в парах, подгруппой.

Создавала

ситуацию

для

проигрывания

небольших

этюдов

на

выражение эмоций.

23

Перспективный план для работы с детьми 4-х лет

Октябрь

I-II неделя

Игра «Зоопарк»

Игра «Подбери пару»

Упражнения в пантомимике

III-IV неделя

Игра «Чей, чья, чье?»

Игра «Звери на болоте»

Игра «Не намочи ноги»

Ноябрь

I-II неделя

Игра «Зеркало», изображение эмоций со схемами

III-IV неделя

Игра «Почемучки»

Схемы-эмоции «Зеркало»

Упражнение «Травинка»

Декабрь

I-II неделя

Речевое дыхание «Ракета»

III-IV неделя

Упражнение «Травинка»

Упражнение «Деревце»

Январь

I-II неделя

Упражнение «Волна»

Упражнение «Деревце»

III-IV неделя

Упражнение «Придумай слова-признаки и слова-

действия»

Февраль, Март

Упражнение «Цветок»

Упражнение «Кто я?»

Рисуем глазами треугольники

Нарисуй себя

Апрель

Упражнение «Кто я?»

Игра «Зеркало»

Упражнение «Нарисуй себя»

Май

Диагностика

24

Перспективный план для работы с детьми 5-ти лет

Октябрь

I неделя

Знакомство с детьми

II неделя

Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?

III неделя

Пойми меня

IV неделя

Язык жестов

Ноябрь

I неделя

Язык жестов

II неделя

Чтение пьесы Л.Поляк «Репка»

III неделя

Импровизация русской народной сказки «Репка»

IV неделя

Репетиция пьесы «Репка»

Декабрь

I неделя

Новогодние праздники

II неделя

Новогодняя сказка

III-IV неделя

В гостях у Деда Мороза

Январь

II неделя

Репетиция пьесы «Репка»

III неделя

Играем пьесу «Репка»

IV неделя

Театрализованная игра «Колобок»

Февраль

I неделя

Воображаемое путешествие

II неделя

Животные во дворе

III неделя

Игровой урок

IV неделя

Игровой урок

Март

I неделя

Театрализованная игра «Колобок»

II неделя

Театрализованная игра «Колобок»

III неделя

Эмоции

IV неделя

Эмоции

Апрель

I неделя

Репетиция спектакля «Теремок»

II неделя

Репетиция спектакля «Теремок»

III неделя

Репетиция спектакля «Теремок»

IV неделя

Показ спектакля «Теремок»

Май

Диагностика

25

Уровни выполнения задач. Сравнения исследований

Задания для изменения эмоциональной сферы ребенка.

1 Задание. Изучение восприятия детьми графического изображения

эмоций. Проводится индивидуально.

Ребенку предлагала карточки с графическим изображением веселого,

грустного, удивленного, сердитого, испугшанного лица. Показывала их по

одной с вопросом «Какое это лицо?». Ответы детей отмечала в таблице

кружочками определенного цвета

(Таблица для детей средней группы I-II

полугодие).

2 Задание. Изучение особенностей детьми мимики при демонстрации

заданной эмоции.

Ребенку предлагают назвать и изобразить мимикой лица героя сказки

или мультфильма, который был веселым, грустным, удивленным, сердитым,

испуганным. Ответы детей отмечала в таблице кружочками определенного

цвета (Таблица для детей старшей группы I полугодие).

26

Средняя группа I полугодие

Ф.И. ребенка

Эмоциональное развитие

Веселый

Грустный

Удивленный

Сердитый

Испуганный

Анисимова Даша

Анкудинова Катя

Агабекян Артем

Бизюкова Даша

Бессонов Коля

Рунк Данил

Иванилов Никита

Спирин Никита

Спирина Майя

Доронина Алина

Дмитриева Вика

Марков Влад

Потапова Настя

Василицин Костя

Левашова Ульяна

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

Средняя группа II полугодие

Ф.И. ребенка

Эмоциональное развитие

Веселый

Грустный

Удивленный

Сердитый

Испуганный

Анисимова Даша

27

Анкудинова Катя

Агабеляк Артем

Бизюкова Даша

Бессонов Коля

Рунк Данил

Иванилов Никита

Спирин Никита

Спирина Майя

Доронина Алина

Дмитриева Вика

Марков Влад

Потапова Настя

Василицин Костя

Левашова Ульяна

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

Старшая группа I полугодие

Ф.И. ребенка

Эмоциональное развитие

Веселый

Грустный

Удивленный

Сердитый

Испуганный

Анисимова Даша

Анкудинова Катя

Агабеляк Артем

Бизюкова Даша

Бессонов Коля

Рунк Данил

Иванилов Никита

Спирин Никита

28

Спирина Майя

Доронина Алина

Дмитриева Вика

Марков Влад

Потапова Настя

Василицин Костя

Левашова Ульяна

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

Старшая группа II полугодие

Ф.И. ребенка

Эмоциональное развитие

Веселый

Грустный

Удивленный

Сердитый

Испуганный

Анисимова Даша

Анкудинова Катя

Агабеляк Артем

Бизюкова Даша

Бессонов Коля

Рунк Данил

Иванилов Никита

Спирин Никита

Спирина Майя

Доронина Алина

Дмитриева Вика

Марков Влад

Потапова Настя

Василицин Костя

Левашова Ульяна

29

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

30

Средняя группа I полугодие – 22%

Эмоциональное развитие детей средней группы на декабрь месяц с

возрастными показателями составил – 22%, то есть 4 ребенка.

Средняя группа II полугодие – 35%

На

конец

года

обследование

детей

средней

группы

показало,

что

эмоциональное развитие детей по возрастным показателям составил – 35%,

то есть 5 человек.

Старшая группа I полугодие – 43%

Работая

с

детьми

старшей

группы

и

проведя

диагностику

за I

полугодие,

выявила

следующие:

по

возрастным

показателям

уровень

эмоционального развития составил – 43%, то есть 7 человек.

В результате проведенной работы с детьми в реализации поставленных

задач

считаю,

что

результаты

диагностики,

на

конец

года,

покажут

положительную динамику эмоционального развития детей.

Сотрудничество с семьей

Родители моей группы – это первые помощники моей работы с детьми.

Работа с родителями, одно из важнейших направлений воспитательно-

образовательной работы с детьми с нарушением зрения. Только совместными

усилиями можно получить положительный результат.

Моя цель работы с родителями: Получить положительный результат по

данной теме.

Задачи:

1. Актуальность.

2. Важность проблемы эмоциональной сферы через театрализованную

деятельность.

3. Повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме.

Для этого я разработала план работы с родителями.

43%

старшая I пол.

22%

средняя I пол.

35%

средняя II пол.

Средняя группа

Тема

Ответственный

1. Анкетирование родителей.

Родители, воспитатель

2.

Родительское

собрание

«Влияние

эмоциональной сферы на детей»

Воспитатель

3. Экскурсия в театр Кукол

Воспитатель,

Родители: Анкудинова, Потапова

4.

Индивидуальная

консультация

«Наша группа – наш театр»

Воспитатель

Родители

Старшая группа

Тема

Срок

выполнения

Ответственный

1. Экскурсия детей в

Драматический театр

Октябрь

Василицина

Потапова

2. Посещение театра, сказка

«Кошкин дом»

Ноябрь

Декабрь

Маркова

Иванилова

3. «Новогодняя сказка»

театрализованное

представление

Декабрь

Дети, родители,

воспитатель,

специалисты

4. Родительское собрание. Тема:

«Изготовление театральных

костюмов»

Январь

Родители

5. Театрализованное

представление «Кошкин дом»

Февраль

Дети

Родители

32

6. выставка поделок, рисунков

по сказке «Кошкин дом»

Февраль

Март

Дети

Родители

7. День открытых дверей

«Наша группа – наш театр»

Апрель

Май

Спирина

Доронина

Дмитриева

Родителями

было

изготовлено:

одежда

для

театральных

кукол,

украшения для ширм, шитье пальчикового театра «Кошкин дом». Выставка

поделок «Наши эмоции».

Приняли

участие

в

кукольном

театре

«Колобок».

Оказали

помощь

транспортного

средства

в

запланированных

экскурсиях

в

Драматический

театр, театр Кукол.

Родители,

участвуя

в

планировании,

организации,

а

затем

и

в

отслеживании результатов, приобрели необходимые знания.

Условия воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном

восприятии окружающего мира, они плохо видят отдельные объекты: дома,

движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д. Поэтому,

чтобы

обеспечить

детям

обстановку

благоприятствующую

процессу

обучения, необходимо:

1.

Создать соответствующие условия для зрительного восприятия;

2.

.Оптимально использовать наглядные пособия;

3. Применять специальные методы обучения и вести коррекционно-

педагогическую работу с учетом особенностей - нарушения зрения каждого

ребенка;

4. Подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизические

особенности детей.

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия:

1.

достаточная освещенность помещения;

33

2.

удобное размещение детей за столами;

3.

расположение

наглядного

материала

на

уровне

глаз

детей

и

на

доступном расстоянии;

4.

разнообразие коррекционных упражнений для глаз.

В

понятие

достаточной

освещенности

помещения

входит:

яркость

фона, равномерное распределение яркости поле зрения устранение слепящего

действия источников света, а так же резких и глубоких теней приближения

спектра

излучения

искусственных

источников

к

спектру

дневного

света.

Предпочтительнее всего иметь в детских садах светильники типа СК-300, в

комнате

размером

62

кв.м.,

размещается

6

светильников,

общая

электромощность составит 1800 Вт, а удельная мощность на 1 кв. м. – 30 Вт.

Правильное размещение светильников обеспечивает равномерное освещение.

Для

обеспечения

достаточной

освещенности

рабочего

места,

столы,

за

которыми сидят дети, ставят не далее чем 0,5 м. к светонесущей стене, так,

чтобы свет падал слева. Не рекомендуется закрывать шторами верхнюю часть

окна, занавески надо располагать по краям оконных проемов. Детей с

низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к

окнам. Мебель должна быть подобрана по росту детей.

Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего

занятия. Воспитатель смотрит за тем, чтобы дети не снимали очки и не

смотрели поверх стекол, как это часто делают дети младшего дошкольного

возраста.

В обучении дошкольников чаще всего используется наглядный метод в

сочетании со словесным. Так как у детей с нарушением зрения страдают

различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение

или

выпадение

поля

зрения,

Поля

взора

и

цветоразличение)

к

использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются

специальные требования.

Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует

использовать

сами

предметы

или

их

реалистическое

изображение.

34

Предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, то есть для

всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного

восприятия расстоянии.

Не следует задавать вопросы, пока воспитатель не убедится в том, что

ребенок видит то, о чем его спрашивают. Следует учитывать то, что детям с

нарушением

зрения.

Значительное

время

требуется

для

рассмотрения

предмета, выделения характерных признаков. Зная особенности зрительного

восприятия

детей,

воспитатели должны

способствовать

полноценному

познанию

детьми

окружающего

мира.

Все

предметы,

с

которыми

сталкиваются дети, должны быть ими всесторонне обследованы.

Индивидуальный

иллюстрационный

материал:

игрушки,

рисунки,

и

другие предметы - детям следует рассматривать на расстоянии не менее 30-

35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние

является наиболее оптимальным для зрительной работы.

Для рисования хорошо использовать мольберты, а при рассматривании

иллюстраций на стол следует ставить подставки для книг. Это позволяет

ребенку наклоняться над столом.

Доска

должна

быть

покрашена

в

темно-зеленый

цвет

и

не

иметь

бликов. Meл

должен

быть

мягким,

и

хорошего

качества.

Хорошо

использовать

цветные

мелки.

При

показе

практических

действий

(вырезывание, лепка, рисование, конструирование).

35

Заключение

Театральные

игры

помогли

детям

сформировать

обобщенное

отношение к добру и злу. Дети в группе стали более добрыми, реже ссорятся,

охотно помогают друг другу и взрослым. При возникновении конфликтных

ситуаций быстро разрешают их, не проявляют отрицательных эмоций при

неудачах товарищей.

Дети научились видеть и воспроизводить характерные особенности

эмоциональных

состояний

(радость,

грусть,

испуг,

злость).

Для

этого

я

использовала иллюстрированный материал театрализованную деятельность.

У детей сформировались новые формы поведения, театрализованные игры

создали благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений.

В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач дети

непроизвольно получали положительные эмоции и научились ими владеть.

Дети

могут

самостоятельно

выразить

сове

эмоциональное

состояние

в

36

рисунке,

выполнить

упражнение

поз

и

жестов

для

передачи

различных

эмоциональных состояний.

Работая

во

взаимодействии

с

тифлопедагогом,

логопедом,

музыкальным работником - помогла раскрепощению ребенка, способствовала

развитию речи, зрительного внимания, и в целом улучшению положительных

эмоций.

Работая над данной темой, я столкнулась с трудностями связанными с

ориентировкой

в

большом

и

малом

пространстве.

Поэтому,

большое

внимание

уделила

процессу

кукловедения,

подробно

объясняя

детям

расположение кукол. В результате постепенной, поэтапной работы, пришла к

положительным результатам. Это показывает диагностика:

- средняя группа I полугодие – 22% - 4 человека;

- средняя группа II полугодие – 35% - 5 человек;

- старшая группа I полугодие – 43% - 7 человек.

В результате проведенной работы с детьми и реализации поставленных

задач

считаю,

что

результаты

диагностики

на

конец

года

покажут

положительную динамику эмоционального развития детей.

Результатом

моей

работы

стало

показанное

театрализованное

представление на «город» «Кошкин дом», связанное с месячником пожарной

безопасности «Останови огонь 2008», и занявшее III место по городу.

Перспектива на будущее:

- продолжить начатую работу в дальнейшем;

-

осуществить

проектную

работу

«Создание

условий

эмоционального

благополучия для детей с нарушением зрительного восприятия».

37

Список литературы

1.

А.Михайлова

«Кукольный

театр

в

рисунках

детей».

Дошкольное

воспитание. 1988. №7

2.

Особенности

восприятия

художественного

произведения

/под

рук.

А.Д.Коменевой/. М.: Просвещение. 1985

3.

Программа воспитания в детском саду. изд. . 9-е. М. 1982

4.

Г.Л.Рошаль «Театр в жизни» сб. «Эстетическое воспитание в семье».

М.: Искусство. 1963

5.

А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей». Академия

развития. 1997

6.

И.Зина

«Народная

сказка

в

системе

воспитания

дошкольника».

Дошкольное воспитание. 2005. №1. с. 18-26

7.

М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». М.: ТЦ

СФЕРА. 2004. с. 128

38

8.

М.Сорокин «Театр – творчество – дети». Дошкольное воспитание.

2002. №7. с. 10

9.

Е.Соловьева «Кукольный театр». Дошкольное воспитание. 2002. №2. с.

60-68

10.

Н.Сорокина «Театрализованные занятия в детском саду». дошкольное

воспитание. 2002. «8. с. 111-113

11.

Н.П.Аникеева «Воспитание игрой» дошкольное воспитание. 2002. №5.

с. 70-74

12.

Кошелева

«Эмоциональное

развитие

дошкольника»

дошкольное

воспитание. 1985. №2. с. 112-146

13.

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольника». 1991

14.

И.Медведева, Т.Шишкова «Улыбка судьбы». 2002

15.

А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». 2007

16.

В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры». 2003

17.

В.Гудонис

«Теоретические

предиосники

интеграции

лиц

с

нарушением зрения». Дефектология. 1996. с. 2-7

18.

С.С.Лебедев

«Актуальные

проблемы

образования

инвалидов

как

средства их социальной адаптации» 1998. с. 5

19.

А.Г.Литвак.

Тифлопсихология:

учебное

пособие

для

студентов

педагогических институтов. М.: Просвещение. 1985

20.

Л.И.Солнцева

«Адаптация

диагностических

методик

при

изучении

детей с нарушением зрения». Дефектология. 1998. с.с. 4, 9

21.

Л.И.Солнцева

«Модели

интегрированного

обучения

детей

с

нарушением зрения». Дефектология. 1997. с. 6

22.

С.А.Хрусталев «Работа с лицами со сниженной адаптацией». М.: ВОС.

1990

23.

А.И.Савенков «Маленький исследователь. Как научить дошкольника

приобретать знания». Ярославль. 2002

24.

А.В.Мудрик «Общение в процессе игры». М. 1994

25.

В.П.Вахмеров «Основы новой педагогики». М. 1966

39

26.

Дж.Брунер «Психология познания». М.: Прогресс. 1977

27.

Д.Б.Боявлевская «Психология творческих способностей». М. 2001

28.

Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М. 1984

29.

Л.А.Венгер «Дошкольная школа». М. 1994

30.

Д.Годовикова

«Формирование

познавательной

активности».

Дошкольное воспитание. 1986. №1

31.

Развитие самостоятельной активности

в дошкольном возрасте /под.

Ред. С.Д.Ермаковой/. 1996

32.

Т.Н.Вараманенко «Кукольный театр в детском саду». М. 1960

33.

Г.В.Генова «Театр для малышей». М. 1968

34.

Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам». М. 1973

35.

П.П.Федоренко

«Методика

развития

речи

детей

дошкольного

возраста». М. 1977

36.

М.К.Боголюбская

«Хрестоматия

по

детской

литературе».

М.:

Просвещение. 1975

37.

Е.И.Бойко «К постановке проблемы умений и навыков в современной

психологии». 1970. №1

38.

Е.В.Вбарыгина

«Перспективное

планирование

по

формированию

игры». М. 1989

39.

Т.Г.Казакова «Развитие у дошкольников творчество». М. 1984

40.

Т.Н.Караманенко

«Кукольный

театр

дошкольникам».

М.:

Просвещение. 1982

41.

У.А.Караизина «Театр кукол в детском саду». Якутск. 1978

42.

Я.И.Ковальчук

«Индивидуальный

подход

в

воспитании

детей».

М.

1977

43.

Т.С.Коморова «Дети в мире творчества». М. 1995

44.

А.А.Люблинская. Детская психология. Учебное пособие для студентов

педагогических институтов. М. 1971

45.

Н.Я.Михайленко. Педагогические принципы организации сюжетной

игры. М. 1977

40

41



В раздел образования