Автор: Спивак Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: д.Лампово Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности в группах старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ безопасности жизнедеятельности в
группах старшего дошкольного возраста
2019г
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка
вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем
за самых беззащитных граждан — маленьких детей.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей- дать каждому
ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей
поведения в них.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно
вести себя в различных ситуациях.
Актуальность темы
–
«Безопасность дошкольников» обусловлена объективной
необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения,
приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью
целенаправленной деятельности в этой области.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы
оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с
различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Цель:
-Научить ребенка с правилами и нормами безопасного поведения для
приобретения социального опыта.
-Формирование ценностей здорового образа жизни, осознанного отношения к
своему здоровью.
Задачи: 1. Знакомить воспитанников с опасными ситуациями, которые могут
возникнуть во дворе, на улице, в общественном транспорте; с правила
безопасного поведения во время игр; с правилами поведения с незнакомыми
людьми, при встрече с бездомными и незнакомыми животным.
2.Формировать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение
к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
3.Разъяснить правила поведения, которые воспитанники должны выполнять
неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
4.Закреплять навыки практических действий при учебной эвакуации по
причине возникновения пожара, а также оказания первой медицинской помощи
"пострадавшим".
5.Приобщать родителей воспитанников к проведению совместных
мероприятий, направленных на формирование у воспитанников основ
безопасности жизнедеятельности.
Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, мы
используем разнообразные формы и методы работы:
• тематические занятия • беседы. • чтение художественной литературы •
рассматривание картин, плакатов. • дидактические, подвижные, сюжетно-
ролевые игры. • совместная творческая деятельность детей и родителей.
Работа по ОБЖ осуществлялась на тематических занятиях «Пожарная
безопасность», «Безопасность на дорогах» и через чтение художественных
произведений С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С.Волков «Про
правила дорожного движения», Н.Никитин «Правила маленького пешехода»,И.
Серебряков «Улица, где все спешат», "Красная шапочка» ,Н. Калинина «Как
ребята переходили улицу», С. В Михалков «Дядя Степа». Решающим условием
безопасности детей является формирование у них с детства навыков личной
безопасности. В группах старшего дошкольного возраста «Пчелке» и
«Лучиках» в ноябре были проведены недели безопасности, на занятиях с
детьми проводились беседы о «Пожарной безопасности», ПДД «Для чего
нужны дорожные знаки,«Я - пешеход» , «Домашние вещи могут быть
опасными: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке», «Кошки тоже
могут быть опасны»
,
«Спички-детям не игрушки!» дети знают, что в случиии
пожара нужно обязательно звонить на номер телефона «01». После прочитали с
детьми наиболее яркие сюжеты из литературного произведения «Кошкин дом»
С. Маршака. МЧС России разработало много познавательных мультфильмов о
правилах поведения в разных ситуациях. Вместе с Спасиком и его командой
ребята узнают о самом важном! Смешарики, Аркадий Паровозов.
Вспомнили и обсудили с детьми содержание темы «Использование и хранение
опасных предметов» по возможности применяя личный опыт детей, к каким
травмам приводит неосторожное обращение с такими предметами. В группах
былы проведены сюжетно-ролевых игры «Больница», «Поликлиника», «мы
-пожрные», «Шофёры», «Что ты купишь в магазине?», «Готовим обед»,
«Служба спасения» .Для закрепления пройденного материала детям
предлагаются всевозможные настольные игры, например: «Законы улиц и
дорог», «Домино»
настольная игра «О чем говорят знаки», « Найди правильное
решение», «Узнай по описанию», «Кому это нужно»
;
«Будь внимателен».
Для занятий с детьми по теме: « Безопасность на дороге» использовали игры
«Путешествие за город» , «Дорожные знаки ». В игре представлены основные
дорожные знаки, которые дети расставляют на макета, и они должны запомнить
как нужно двигаться, учили отгадывать и загадывать загадки о транспорте,
правилах дорожного движения. Кроме того, непосредственно образовательная
деятельность с воспитанниками групп была организована согласно плана, цель
которого направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения
в различных жизненных ситуациях:деятельность по конструированию «Гараж
для машины », «Машины»,"служба спасения из Лего», по рисованию
«Пожарная машина», «дорожные знаки», по лепке и аппликация, «Наши друзья-
светофоры»
Как нам известно ребенок может попасть в различные опасные жизненные
ситуации.Наиболее распространенными являются контакты с незнакомыми
людьми, остался один в квартире или в доме, нашел подозрительный предмет и
др. И чтобы помочь себе, он должен усвоить элементарные знания о том, как
вести себя в каждом конкретном случае. Эти знания давались детям через
систему игровых заданий и моделирование ситуаций «Сформулируй правило»,
«Как бы ты поступил», направленных на формирование основ личной
безопасности ребенка, также была проведена экскурсия по детскому саду к
пожарному щиту, в кабинет мед.сестры;организована прогулка по деревне к
пешеходу, знакам дорожного движения. Прогулка идеальное время для того,
чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как
правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в
опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с
привязкой» к конкретным обстоятельствам. Так во время прогулки наблюдали
за проезжим транспортом, за пешеходами, рассматривали дорожные знаки,
расположенные возле детского сада, играли в
подвижные игры:
«Берегись
автомобиля», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Переходим
улицу»,«Веселый пешеход».
Но конечно вопросы о профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма, о правилах пожарной безопасности и о других различных опасных
жизненных ситуациях актуальны в работе с родителями. Совместно с
родителями были проведены выставки рисунков. В старшей группе «Пожарная
безопасность глазами детей», «Пчелке»- «Все о безопасности», оформлены
фотоотчеты и стенгазета мы за безопасность наших детей. В связи с этим
проведены консультации и оформлены памятки для родителей.
Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге.
Памятка « Жизнь без опасности!» (профилактика возникновения пожаров).
Пожарная безопасность 01
Консультация «Безопасность ребёнка при встрече с незнакомыми людьми».
Консультация «Настольные игры для закрепления дорожного движения»
П/П Советы и рекомендации для родителей «Ребенок на улице»
П/п «Безопасность ребенка при перевозке в автомобиле»,
п/П «О правилах поведения детей в транспорте»
Проведено анкетирование родителей "Безопасность детей дома»
Благодаря целенаправленной работе и систематизации мероприятий у детей
сформировался фундамент знаний правил безопасности и умение регулировать
своё поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями,а у
родителей повысился уровень знаний о методах и приёмах ознакомления детей
с правилами безопасности. Каждому нужно знать правила поведения в
экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и
тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей
и просто взрослых людей.