Напоминание

"Международные отношения в 30-е годы 20-го века"


Автор: Скоробогатая Анжелика Александровна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ТАГМЕТ"
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Международные отношения в 30-е годы 20-го века"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка урока истории

Международные отношения накануне Второй мировой войны.

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление о международных отношениях в 30-е годы;

выявить очаги предвоенных конфликтов;

- сформировать представление об агрессивном характере внешней политике Японии,

Германии, Италии;

- уяснить роль СССР в международной политике накануне Второй мировой войны.

Развивающие:

- развитие основных общих учебных умений и навыков, таких как анализ текста,

планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей

работы;

- развитие аналитических умений, таких как классификация, сравнение, обобщение

исторических фактов;

- развитие коммуникативных умений учащихся (умение вступать в речевое общение,

использовать монологическую и диалогическую речь), умение работать в группах.

Воспитательные:

- способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как

способа разрешения конфликта;

- воспитание таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность;

- формирование гражданско-патриотической позиции.

Основные понятия:

Лига Наций организация, созданная по решениям Версальско-Вашингтонской системы

для защиты мира;

очаги агрессии, государства Япония, Италия, Германия;

система коллективной безопасности предполагала, что её участники придут на помощь

любому государству – жертве агрессии;

политика «умиротворения агрессора» означала умиротворить агрессоров путём уступок

и уговоров, чтобы избежать «большой» войны;

антикоминтерновский пакт заключён Германией и Японией в 1936 г. для совместной

борьбы с коммунистами;

аншлюс Австрии, присоединение Австрии к Германии;

«Мюнхенский сговор»- соглашение о разделе Чехословакии.

Тип урока: урок передачи и усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, интерактивный – «кейс-метод».

Оборудование урока:

Компьютер; мультимедиапроектор, иллюстративный материал-слайды, пакет кейсов,

включающих в себя набор исторических документов, учебная литература, атласы, карты,

таблица «Хронология событий», рабочая тетрадь.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Давайте вспомним, каковы итоги I мировой войны?

Ученик: Германия была вынуждена подписать Версальский договор (28 июня 1919г.),

который был составлен государствами – победителями на Парижской мирной

конференции.

Учитель: Какие государства стали победителями в первой мировой?

Ученик: Англия, Франция, США.

Учитель: Каковы были условия Версальского мирного договора для Германии?

Ученик: Версальский мирный договор оказался весьма далеким от «справедливого и

демократического мира». Германия, согласно этому документу, лишалась всех колоний, 1/8

части территории, армии и флота, должна была выплачивать репарации.

Учитель: Как вы думаете, могла ли Германия смириться с такими унизительными

условиями мира?

Ученик: Конечно, нет.

Учитель: Когда возникла Лига Наций? В чем заключалось основное назначение этой

организации?

Ученик: Международная организация, основанная в результате Версальско –

Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919 году. Основная задача этой

организации – обеспечение мира и международной безопасности, предотвращение новой

мировой войны, предусматривалась система мер воздействия против стран агрессоров,

включая военные вмешательства.

Учитель: В чем была непрочность Версальско-Вашингтонской системы?

Ученик: Мандатная система – официальный раздел колонии;

Ученик: Образования новых мелких государств в Юго-Восточной Европе, создавало

дополнительные условия для нестабильности и как следствие конфликтов и интриг

великих держав;

Ученик: Советская Россия не была представлена на Парижской мирной конференции, ее

отстранили не только от создания мирного послевоенного устройства, но и сделали

объектом интервенции Западных держав;

Ученик: Последствием Версальско-Вашингтонской системы стало формирование в ряде

стран Западной Европы 1918-1919гг. (Италия, Германия) экстремистского движений

фашизма.

Ученик: Не было программы европейского экономического восстановления.

3. Формирование новых понятий и способов действия.

Учитель: Международные отношения 30-х годов отличались от международных

отношений в канун первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран

стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная

возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества

организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал

экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было

сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили

самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс

фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие

страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война,

которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис.

До начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. сохранялась относительная

стабильность в отношениях между государствами. Но в начале 30-х годов происходят

значительные

изменения

в

международных

отношениях.

И

они

были

связаны

с

нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Усвоение нового материала в ходе самостоятельно – познавательной деятельности

учащихся.

Работа в группах.

I этап. Распределение ролей в группе:

модератор – организует работу в группе, распределяет вопросы между участниками, несет

ответственность за принимаемые решения;

секретарь – фиксирует результаты группы;

шкипер – представляет проект.

II этап. Обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе; постановка

проблемы.

III этап. Извлечение смысловой информации из кейса, обмен мнениями и составление

плана работы над проблемой.

IV этап. Анализ содержания кейса.

Vэтап. Выводы учащихся по проблеме. Подготовка доклада.

VI. Аргументированный краткий доклад.

(Регламент работы 10 минут).

Остальные учащиеся выступают в роли слушателей и оппонентов докладчиков, оценивают

доклад модератора.

Критерии эффективности работы группы:

- полнота и глубина проработки знаний;

- использование источников информации;

- оригинальность представления;

- участие каждого в подготовке и представлении результатов.

Кейс №1

Документы из кейса для I группы:

Пу И. Из воспоминаний

В августе 1932 г. было оформлено секретное соглашение между Японией и

Маньчжоу

Го.

Основное

содержание

его

было

таково:

охрана

государственной

безопасности и общественного порядка в Маньчжоу – Го полностью возлагалась на

Японию, она будет контролировать железные дороги, порты, водные и воздушные пути.

Япония

имеет

право

проводить

разведку

недр

и

строить

шахты,

японцы

могут

назначаться

на

должности

в

Маньчжоу

Го,

Япония

имеет

право

переселять

в

Маньчжоу – Го японцев. Япония прислала своего посла в Маньчжоу – Го, именно он стал

настоящим правителем этой территории, истинным императором Маньчжоу – Го. В

мае 1932 года на Северо – Восток прибыла комиссия Лиги Наций по обследованию так

называемого маньчжурского вопроса. 3 мая произошла моя встреча с членами комиссии,

длившаяся не более четверти часа. На ней мне задали 2 вопроса: как я прибыл на Северо –

Восток и как было основано Маньчжоу – Го. Я послушно стал говорить то, что мне

было

велено.

Члены

комиссии

кивали

головами,

улыбались

и

больше

ни

о

чем

не

спрашивали. Затем вместе сфотографировались, выпили шампанского и пожелали друг

другу здоровья. Комиссия удалилась.

Комиссия

заявила,

что

она

понимает,

почему

Япония

считает

Манчжурию

жизненно важной линией. Она не раз подчеркивала, что уважает интересы Японии на

Северо – Востоке Китая, и даже рассматривала события 1931 г. как акт самозащиты

со стороны Японии.

С начала 1933 года, после выхода из Лиги Наций, Япония начала еще более открыто

увеличивать свою армию и расширять подготовку к войне. Особенно усилились ее

приготовления к захвату всей территории Китая и укрепление тыла.

Вопросы к кейсу:

1. О каких событиях говорится в воспоминаниях Пу и – последнего императора

Китая?

2. Как автор оценивает действия Японии по отношению к части Китая – Манчжурии?

3. Как автор описывает деятельность представителей Лиги Наций?

4. Проанализируйте, какие цели преследовала Япония в Северо – Восточном Китае, и

удалось ли их осуществление?

5. Объясните позицию Лиги Наций по этому вопросу.

6. Почему Япония вышла из состава Лиги Наций?

7. Какое место события, описанные в документе, занимают в развитии международных

отношений в 30 – е годы?

Кейс №2

Документы из кейса для II группы:

Шарль де Голль. Из воспоминаний

Гитлер не терял времени. Уже в октябре 1933 г. он полностью порвал с Лигой Haций

и произвольно предоставил себе полную свободу действий в области вооружений. В 1934

—1935 гг. Германия предприняла огромные усилия в производстве оружия и

укомплектовании своих вооруженных сил. Национал-социалистический режим открыто

заявил о своем намерении разорвать Версальский договор и завоевать «жизненное

пространство». Гитлер, разумеется, готовил всеобщую мобилизацию. Вскоре после

прихода к власти он ввел трудовую повинность, а затем и всеобщую воинскую

повинность. Но, помимо этого, ему нужна была армия вторжения, чтобы разрубить

гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве и одним ударом вонзить германский меч в

сердце Франции. Для людей осведомленных не было секретом, что фюрер намерен

воспитать германскую армию в духе своих идей. В ноябре 1934 г. стало известно, что

Германия создает первые три танковые дивизии.

Вопросы к кейсу:

1. О чем говорится в документе?

2. Как французский генерал Ш. де Голль оценивает цели и действия Германии в первой

половине 30-х гг.?

3. Объясните, что имеется в виду под фразой «разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене,

Праге, Варшаве».

4. Предположите, почему, зная о намерениях Германии во внешней политике, Франция,

другие европейские страны и Лига Наций не предпринимали соответствующих шагов.

5. Как можно оценить ситуацию в Европе к середине 30-х гг. по данному документу?

Кейс № 3

Документы из кейса для III группы:

М. М. Литвинов. Из речи в Лиге Наций в связи со вступлением СССР в

эту организацию

Советское правительство, следившее внимательно за всеми явлениями

международной жизни, не могло не заметить усиливающуюся активность в Лиге Наций

государств, заинтересованных в сохранении мира и в борьбе с агрессивными

воинственными элементами. Более того, оно заметило, что эти агрессивные элементы

считают для себя рамки Лиги стеснительными и стараются от них избавиться. Все это

не могло не оказать влияния на отношение СССР к Лиге Наций в его поисках дальнейших

путей к той организации мира, ради сотрудничества с которой мы приглашены в Лигу...

Я далек от преувеличения возможностей и средств Лиги Наций по организации мира. Я

больше, чем кто-либо из вас, сознаю ограниченность этих средств. Я знаю, что Лига

Наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден,

однако, в том, что при твердой воле и дружном сотрудничестве всех ее членов многое

может быть сделано для максимального уменьшения шансов войны. Над той задачей

Советское правительство не переставало работать в течение всего времени своего

существования. Отныне оно хочет объединить свои усилия с усилиями других

государств, представленных в Лиге.

Вопросы к кейсу:

1. О каком событии говорит данный документ?

2. Как оценивает автор документа цели Лиги Наций и цели вступления в нее Советского

Союза?

3. Как оценивает автор деятельность и возможности Лиги Наций? Предположите, почему

он дает подобные оценки.

4. Вспомните материалы по истории Отечества и подумайте, не противоречат ли

объявленные цели внешней политики СССР целям «мировой революции». Объясните

свою точку зрения.

5. Сформулируйте, какое место в международных отношениях 30-х гг. занимает событие,

описанное в документе.

Кейс № 4

Документы из кейса для IV группы:

Из воззвания Исполнительного Комитета

Коммунистического Интернационала 1937 г.

Пролетарии и трудящиеся! Борьба испанского и китайского народов за свободу,

независимость

и

мир

кровное

дело

международного

пролетариата,

дело

всех

народов.Ни

один

рабочий,

ни

один

демократ

не

может

не

содействовать

победе

испанского и китайского народов. Нет более важной задачи всех искренних сторонников

демократии и мира, чем всемирное содействие поражению германского и итальянского

фашизма в Испании, японской фашистской военщины в Китае.

Защищая сегодня Испанию и Китай, вы защищаете дело всеобщего мира, вы

защищаете от фашистского нападения другие народы, вы защищаете себя, свой очаг,

своих детей от разбоя фашизма.

Не верьте лицемерам и обманщикам, которые говорят, что они своей политикой

«невмешательства» спасают дело мира. Требуйте от всех правительств буржуазно-

демократических стран решительной борьбы против фашистских агрессоров.

Крепите ваш братский союз с СССР для беззаветной защиты дела мира.

Вопросы к кейсу:

1. О каких событиях международной политики упоминается в документе?

2. Какие сторонники и противники мира перечисляются в документе?

3. Какие пути сохранения мира предлагаются в документе? Проанализируйте эти пути

борьбы с фашизмом.

4. Подумайте, какое отношение в странах Европы мог вызвать этот документ и почему.

5. Как вы можете оценить деятельность Коммунистического Интернационала в 30-е гг.?

Свое мнение аргументируйте

Кейс № 5

Документы из кейса для V группы:

Уинстон Черчилль. Беседа с И. Риббентропом

Однажды в 1937 г. я встретился с германским послом в Англии Риббентропом.

Наша беседа продолжалась более двух часов. Суть речей Риббентропа сводилась к тому,

что Германия хочет дружбы с Англией. Германия оберегала бы все величие Британской

империи. Немцы, быть может, и попросят вернуть им немецкие колонии, но это не

кардинальный вопрос. Важнее было, чтобы Англия предоставила Германии свободу рук на

востоке Европы. Германии нужно жизненное пространство. Поэтому она вынуждена

поглотить Польшу и Данцигский коридор. Что касается Белоруссии и Украины, то эти

территории абсолютно необходимы для обеспечения будущего существования

германского рейха. Единственное, чего немцы просили от Британского содружества и

империи, не вмешиваться.

Я сразу же выразил свою уверенность в том, что английское правительство не

согласится предоставить Германии свободу рук в Восточной Европе. Хотя мы

ненавидели коммунизм не меньше, чем его ненавидел Гитлер, но Великобритания никогда

бы не утратила интереса к судьбам континента настолько, чтобы позволить Германии

установить свое господство над Центральной и Восточной Европой. Риббентроп сказал:

«В таком случае война неизбежна. Иного выхода нет. Фюрер на это решился. Ничто его

не остановит, и ничто не остановит нас».

Вопросы к кейсу:

1.

О

каких

событиях

и

процессах

международных

отношений

30-х

гг.

говорится

в

документе?

2. Как формулируется позиция Германии и Великобритании в вопросах мировой политики

по документу?

3. Как вы можете оценить позицию Германии и Великобритании?

4. Какие аргументы в защиту своей позиции приводят немецкая и английская стороны?

Проанализируйте эти доводы.

Примерные ответы к кейсам:

Кейс № 1

Автор предложенного документа -

Пу И последний император Китая повествует нам о

вторжении (захвате) в 1931г. Японии на территорию Китая Маньчжурии. Цель этого

вторжения: политическое и военное господство в Китае для захвата огромных сырьевых

ресурсов, которых ей так не хватало. Япония имела право производить добычу полезных

ископаемых, контролировать железные дороги, порты, водные и воздушные пути.

Анализируя этот документ, мы видим, что Лига Наций не смогла справиться со своей

основной задачей: мирное урегулирование международных конфликтов. В данном случае

предотвратить нападение Японии на Китай. Лига Наций ограничилась лишь формальным

осуждением этой агрессии, проявив равнодушие к судьбе Китая. Ободренная своими

успехами Япония в1933г. выходит из Лиги Наций и начинает увеличивать свой военный

потенциал с целью дальнейшего захвата Китая. Вывод: Япония вела политику агрессора

на Дальнем востоке, что в любой момент могло спровоцировать военный конфликт.

Кейс № 2

Анализируя этот документ, мы видим, что Германия покидает Лигу Наций в 1933г.,

освободившись тем самым от обязательств, возложенных на нее Версальским мирным

договором. Германия наращивала свою военную мощь: производство оружия, всеобщая

мобилизация, всеобщая трудовая и воинская повинность. Выражение «разрубить

гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве…» означает, по нашему мнению, захват

территорий. Сначала Майнц – Рейнская область, затем Вена – столица Австрии,

Чехословакия, Польша и, наконец, Франция. Франция и другие европейские государства,

а также Лига Наций, вероятно, считали, что получив достаточное количество территорий

Германия будет содействовать в стабилизации международной обстановки и сохранении

мира. Возможно, проводя политику уступок фашистской Германии, западные державы

надеялись создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на

восток, на СССР.

Кейс № 3

В данном документе речь идет о приглашении СССР вступить в Лигу Наций. В

своем выступлении М.М. Литвинов подчеркивает, что основной целью вступления в эту

организацию СССР является: сотрудничество СССР с другими народами в сохранении

мира, объединение своих усилий с усилиями других государств, представленных в Лиге

Наций, в борьбе против агрессоров. Основное предназначение Лиги Наций – охрана всех

народов от агрессии, сохранение мира на Земле. М.М. Литвинов указывает на то, Лига

Наций не выполняет свои назначения. Принятие СССР в состав этого объединения

указывало на мощный авторитет социалистического государства. Таким образом,

произошло международно-правовое закрепление положения (давно очевидного), что без

участия Советского Союза невозможно решать вопросы в международной жизни.

Кейс № 4

Коммунистический интернационал – международная организация, объединявшая

коммунистические партии различных стран в 1919 -1943 годах.

В данном документе речь идет об установлении фашистского режима на территории

Испании, о вторжении Японии на территорию Китая. Коминтерн призывал трудящихся

всех народов встать на борьбу с фашизмом, объединить свои усилия против войны. Под

противниками мира Коминтерн подразумевает государства, ведущих агрессивную

политику: Германию, Италию, Японию. Коминтерн указывает на то, что фашизм – это

угроза для всех жителей Земли, для всего мира. Под «лицемерам и обманщикам»

подразумеваются государства, ведущие политику «невмешательства»: Англия, Франция,

США. Коминтерн призывает объединяться с СССР в борьбе против фашистских

агрессоров.

Кейс № 5

Эта беседа состоялась в 1937 году. Германия готовилась к войне. Расширение

жизненного пространства – основная цель, которую преследовала в то время фашистская

Германия.

Она

намеревалась

захватить

территории

Польши,

Данцигского

коридора,

Украины, Белоруссии. Германия хотела заручиться поддержкой Англии на данном этапе

или ее нейтралитетом. Черчилль подчеркивает, что хоть Англия и находились в плохих

отношениях с Советской Россией из-за ее коммунистической идеологии, но не позволила

бы Германии установить свою гегемонию в Центральной и Восточной Европе. Из слов

министра

иностранных

дел

Германии

Риббентропа

мы

понимаем,

что

новая

война

неизбежна, ничто не сможет ее остановить.

Учитель:

В

создавшейся

международной

обстановке

Гитлер

продолжал

политику

наращивания военной мощи Германии. В 1938г. решил приступить ко второму этапу

реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в

состав Германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия-

родина Гитлера. В ультимативном порядке он потребовал передать власть в Австрии в

руки местных нацистов. Для их поддержки 12 марта 1938г. Вермахт вторгся в Австрию. Ее

независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Это присоединение

называли «аншлюс». И большинство австрийцев приняли его с энтузиазмом.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к

Германии Судетской области. Чехословакия сопротивлялась. Гитлер решил добиться своей

цели,

пугая

всемирные

державы

перспективой

начала

новой

войны.

Была

созвана

Мюнхенская

конференция

с

участием

Англии,

Германии

и

Франции,

без

участия

Чехословакии. Было решено удовлетворить претензии Гитлера. Судетская область была

оккупирована Вермахтом, и граница проходила в 40 километрах от Праги. Так появилась

н а

с в е т политика

умиротворения

Германии.

Германия

после

отторжения

Судет

превратилась

в

сильнейшее

государство

Центральной

Европы.

Гитлер

окончательно

уверовал в свою безнаказанность. Все это приблизило начало войны.

4. Повторение и обобщение изученного материала.

Учитель: Давайте подведем итоги. Что мы узнали сегодня нового? Что способствовало

обострению мировых отношений?

Ученик: Мировой экономический кризис. Возникновение очагов агрессии.

Учитель: Какие государства выступили в роли агрессоров?

Ученик: Германия, Япония, Италия.

Учитель: В чем проявился кризис Версальско-Вашингтонской системы?

Ученик: Германия отказалась соблюдать условия Версальского мира. Страны-гаранты этой

системы (Франция, Англия) оказались не способны ей помешать, проводя политику

умиротворения.

Учитель: Кульминацией этой политики стало…

Ученик: Мюнхенское соглашение.

Учитель: Основные ориентиры СССР?

Ученик: Вступление СССР в Лигу Наций указывало на мощный авторитет

социалистического государства на международной арене, что без участия Советского

Союза невозможно решать вопросы в международной жизни.

Какие цели были достигнуты?

5. Выставление оценок. Рефлексия (учащиеся заполняют оценочный лист).

Домашнее задание. § 83.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

Расположите события в хронологическом порядке.

События

Даты

1.

Вступление СССР в Лигу Наций.

а) 1933

2.

Захват Италией Эфиопии.

б) 1934

3.

Заключение антикоминтерновского пакта.

в) 1935–1936

4.

Оккупация Германией Рейнской области.

г) март 1936

5.

Захват Германией Чехословакии

д) ноябрь 1936

6.

Выход Японии из Лиги Наций.

е) март 1938

7.

Мюнхенское соглашение.

ж) сентябрь 1938

8.

Захват Австрии Германией.

з) март 1939

9.

Выход Германии из Лиги Наций.

август 1939

Ответы: 1-б; 2-в; 3-д; 4-г; 5-з; 6-а; 7-ж; 8-е; 9-а.

Подумайте над проблемой, проанализировав развитие международных отношений в 30-

е гг., было ли начало второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе ее можно

было предотвратить.



В раздел образования