Автор: Крыкина Наталья Николаевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ Липницкая СОШ
Населённый пункт: поселок Косицы Севского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: полное образование
Аспект о новых технологиях и развитии ребёнка.
Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребёнку
определённые знания, но и научить его добывать эти знания самостоятельно раз-
вивать умение пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
В связи с этим стараюсь пробудить в школьнике интерес к предмету. Нахо-
жусь в постоянном поиске:
как предупредить отставание слабых и добиться высокой успеваемости
каждого?
Как заинтересовать класс и сделать процесс обучения радостным?
В процессе обучения и в воспитательной работе по предмету использую
современные образовательные технологии с учётом возрастных особенностей
учащихся: методы и приёмы личностно ориентированного обучения, игровые,
здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.
Внедряю учебно-методические комплекты нового поколения. Вот некоторые
из них:
Обеспечиваю решение задач с помощью компьютера, при котором программа
проверяет каждый шаг ученика, указывая на его текущие ошибки и подсказывая
выход из трудной ситуации.
Целенаправленно вношу в свою работу опыт педагогов-новаторов. Из учеб-
ного пособия «Система профессиональной подготовки учителя основной школы при
изучении курса теории и методики обучения математике», разработанного ав-
торским коллективом под руководством Ирины Евгеньевны Маловой при изучении
темы «Функция
х
у
и её график» для установления связей с изученным материа-
лом учащимся были предложены вопросы для повторения.
Разрабатываю тематические презентации, в которых использую иллюстратив-
ный материал:
построение графиков функций;
применение
свойств функции для нахождения наименьшего и наи-
большего значений функции.
1
На слайдах формулирую вопрос, учитывая возрастные особенности ученика.
Чтобы услышать от ребёнка полный ответ, прошу его ответить на поставлен-
ный вопрос спокойно, без раздражения.
Предлагаю посмотреть вместе примеры из реальной жизни, движение кото-
рых описывается графиком данной функции:
радуга;
прыжок дельфина;
полёт мяча во время игры;
тень от обруча;
взлёт вертолёта.
При решении математических задач соблюдаю этапы работы над задачей, вы-
деленные в учебном пособии «Базовые методики обучения математике», разработан-
ном авторским коллективом под руководством Ирины Евгеньевны Маловой. На
этапе анализа условия задачи и схематической записи задачи стараюсь сопроводить
специальный диалог с учащимися графическими иллюстрациями.
Для повышения интереса к математике каждого учащегося прослеживаю её
связь с жизнью. Например, на следующей задаче. Затем в этой задаче изменяю чи-
словые данные и предлагаю учащимся самостоятельно составить задачу с этими
данными. Вот результат выполнения задания. В новом правиле выделяю цветом и
голосом ключевые моменты. А также ученики учатся вместо учителя находить, ис-
правлять ошибку и объяснять причину её появления. При изучении темы «Деление
обыкновенных дробей» в 6 классе провожу пропедевтическую работу для изучения
в будущем темы «Деление рациональных дробей» в 8 классе.
При подготовке к изучению нового материала на этапе актуализации знаний
предлагаю заполнить пропуски в карточках, чтобы получился верный ответ. При
проверке ученик читает ответ, выясняет, правильно ли он выполнил. Если неверно
выполнено задание, то чем была вызвана ошибка?
2
При формировании нового математического понятия на этапе усвоения опре-
деления
необходимо
запомнить определение и научиться проверять, подходит
объект под рассматриваемое понятие или нет. Этот этап можно осуществить на
основе заполнения таблицы, в которой содержатся упражнения на «да» и «нет».
Учащиеся комментируют заполнение таблицы.
Осуществляю дифференцированный контроль знаний, так как задания рас-
пределены по трём уровням сложности А, В и С. Уровень А соответствует обяза-
тельным программным
требованиям, В – среднему уровню сложности, задания
уровня С предназначены для учеников, проявляющих повышенный интерес к мате-
матике. Ученикам предоставлена возможность ознакомиться с заданием, выбрать
карточку любого из уровней, которую сегодня считает себе по силам решить.
Учащиеся проявляют своё творчество при выполнении проектов. Вот некото-
рые странички из электронного справочника, составленного учениками 8 класса.
Изучение информатики начинается с 5 класса. Это способствует качествен-
ной подготовке к усвоению базового уровня программы 9-11 классов и позволяет
изучать учебный материал на повышенном уровне. На уроках использую приёмы
создания положительного эмоционального фона. Поиск решения
задачи
осуще-
ствляю совместно с учащимися с применением демонстрации результата выпол-
нения какой-либо команды. В результате учащиеся овладевают глубокими
и прочными знаниями. Выполняют задания опережающего уровня. Это отражено в
их работах.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здо-
ровья детей. Несколько минут на уроке уделяю оздоровительным моментам. Потра-
ченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением
здоровья учащихся.
3
Программы элективных курсов по информатике подготавливают учащихся
к решению практических задач в условиях информационного общества, то есть
обучают пользоваться средствами компьютерной техники. Итогом изучения курса
является тестирование по пройденному
материалу
и
выполнение
творческого
проекта.
Провожу внеклассную работу по математике и по информатике: предмет-
ные недели, математические вечера.
В кружке «ЭВМчик» с большим интересом к знаниям занимаются учащиеся
третьего, четвёртого и пятого классов. На первом учебном занятии у учащихся
нулевые навыки работы с компьютером, а по окончании учебного года умеют
самостоятельно найти учебную информацию в Интернете и выполнить проект.
Эффективность
названных
технологий
проверяется
с
помощью
контрольно-измерительных
материалов
(тестов,
контрольных
работ,
опросников,
кроссвордов).
Сравниваю качество знаний по предмету со средним
показателем ЗУН по
школе.
Отслеживаю качество обученности по каждому учащемуся в классе и прово-
жу диагностику индивидуальных способностей учащихся.
4