Напоминание

"Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка"


Авторы: Быканова Алла Константиновна, Кургалина Юлия Михайловна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №1 "Умка"
Населённый пункт: г. Семилуки Воронежская обл
Наименование материала: Презентация
Тема: "Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ детский сад №1 «Умка»

Роль речевого окружения и

речевого общения в

развитии речи ребенка

Подготовили:

Старший воспитатель – Быканова

Алла Константиновна

Воспитатель – Кургалина Юлия

Михайловна

2017

Г. Семилуки

Речь – это средство человеческого общения, причем

главное и основное. Благодаря слову человек

общается с другими поколениями, передавая,

накапливая, сохраняя опыт человечества.

Информацию, которую нельзя передать с помощью

органов чувств – понятия, определения, эмоции,

обычаи, нравы, - можно передать только с помощью

речи. Но речь, не только средство общения, - это

главный инструмент мышления.

Все психические процессы у ребенка —

воспитание, память, внимание, воображение,

мышление, целенаправленное поведение —

развиваются с прямым участием речи (Л. С.

Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).

У ребенка с нарушениями речи при отсутствии

соответствующих коррекционных

мероприятий может замедляться темп его

интеллектуального развития. В силу дефекта

речи он мало общается с окружающими, круг

представлений в связи с этим значительно

ограничивается, темп развития мышления

замедляется.

Речь не является врожденной способностью,

а развивается параллельно с его

физическим и умственным развитием и

служит общим показателем развития.

Речь ребенка формируется под влиянием

речи взрослых и в большей степени зависит

от речевой практики, нормального речевого

окружения и от воспитания, которое

начинаются с первых дней его жизни.

Предпосылки нормального речевого

развития ребенка:

Биологические:

Социальные:

отсутствие наследственной

отягощенности;

нормальное течение

внутриутробного развития и

родов;

отсутствие хронических

соматических и инфекционных.

заболеваний в первые 3 года

жизни;

нормативное функционирование

всех анализаторных систем;

Полноценное развитие ЦНС

целостность и сохранность

переферического речевого

аппарата.

правильное воспитание ребенка;

отсутствие шумового окружения

ребенка;

целенаправленное, планомерное

развитие речи ребенка;

потребность эмоционального

контакта ребенка с близкими;

отсутствие психотравмирующих

ситуаций в семье;

отсутствие билингвизма в семье

благоприятное речевое окружение.

Условия нормального речевого онтогенеза

Для нормального развития речи, ребенок

должен быть:

1) психически и соматически здоровым;

2) иметь нормальный слух и зрение;

3) обладать достаточной психической

активностью;

4) иметь потребность в речевом общении;

5) иметь полноценное речевое окружение.

Процесс формирования речевой

деятельности, в концепции А.А. Леонтьева,

подразделяется на ряд последовательных

стадий, или периодов:

Дошкольный

(от 3 до 7 лет);

Школьный

(от 7 до 17 лет).

Подготовительный

(с момента рождения до 1 года);

Преддошкольный

(

от 1 года до 3 лет);

Важную роль М.Е. Хватцев отводил социально-

психологическим причинам, понимая под ними

различные неблагоприятные влияния

окружающей среды.

Л.С. Выготский, подчеркивая связь психического

развития с воздействием окружающей среды,

ввел понятие социальной ситуации развития.

Она представляет собой сочетание внутренних

процессов развития и внешних условий,

являющихся специфичными для каждого

возрастного этапа.

Роль речевого

окружения и речевого

общения очень велика

и их недостаточность

может быть одной из

основных причин,

нарушающих

формирование речи.

Дети раннего возраста,

воспитывающиеся в

среде с ограниченным

или дефектным

речевым окружением,

отстают в развитии

речи.

Для нормального речевого развития

ребенка, общение должно быть значимым,

проходить на эмоционально

положительном фоне и побуждать ребенка

к ответу.

Детям недостаточно просто слышать звуки

(радио, магнитофон, телевизор),

необходимо прежде всего прямое

общение со взрослыми на основе

характерной для данного возрастного

этапа ведущей формы деятельности.

Неправильная речь окружающих ребёнка

взрослых людей, равно как и их невнимание к

его речи — частые причины нарушений речи.

Если ребёнок в качестве образца для

подражания имеет неправильно произносимые

взрослыми звуки, то он и следует этому

образцу за неимением другого.

Безразличное отношения со стороны

взрослых к речи ребёнка, отрицательно

сказывается на формировании не только

звукопроизношения, но и всей речи в целом.

В таких случаях приходится говорить о

педагогической запущенности. С этой точки

зрения вредно и длительное пребывание

ребёнка среди неправильно говорящих

сверстников, поскольку здесь также

отсутствует образец правильного

произношения звуков речи.

Спасибо

за внимание



В раздел образования