Автор: Леднева Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждений дополнительного образования "Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: Свердловская область, город Красноуфимск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что мы едим, зачем мы едим"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
«Рациональное питание – что мы едим, зачем мы едим?»
Конспект открытого занятия
для детей младшего школьного возраста
(естественно-научное направление)
Автор:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Леднева Елена Анатольевна
г. Красноуфимск
2015
Аннотация:
Как объяснить младшему школьнику, что такое рациональное питание, почему в
пище главное не вкус, а польза, что полезно и необходимо для здоровья…
На эти и некоторые другие важные вопросы ищем ответы на данном занятии.
Учимся не только слушать, но и проводить простейшие эксперименты,
анализировать информацию и делать выводы. При этом не забываем, о
возрастных особенностях аудитории. На занятии используются различные
педагогические технологии, в том числе и здоровьесберегающие.
Рациональное питание – что мы едим, зачем мы едим?
Цель: познакомить учащихся с основами рационального питания, раскрыть
значение питания для здоровья человека.
Задачи:
Образовательная; познакомить учащихся с основами рационального
питания, исследовать питание с точки зрения рациональности,
сбалансированности по составу белков, жиров и углеводов.
Развивающая: развитие логического мышления и умения анализировать
рацион питания, развитие умения обобщать материал по данному вопросу,
делать выводы.
Воспитательная: формирование позитивного отношения к собственному
здоровью.
Тип занятия: получение новых знаний.
Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Оборудование: карта - схема, клей, ножницы; свежий хлеб, влажные салфетки;
2 фартука, 2 банки с крупой, 2 ложки, 2 кастрюли; бумажные салфетки, ложка,
грецкие орехи, арахис; дольки свежего яблока и дольки сушенных яблок.
Формирование УУД:
Личностные:
Формирование понимания ценности здорового образа жизни
Формирование коммуникативной компетенции в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской
деятельности;
Метапредметные:
Получать новую информацию на основе анализа иллюстративной
информации;
Умение сравнивать, делать выводы;
Организовывать самостоятельную деятельность в парах, группах;
Умение договариваться, приходить к общему решению в команде
Предметные:
Формирование убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни;
Знание и умение применять правила питания в жизни;
Ход занятия:
1.
Организационный момент
2.
Повторение пройденного.
Загадки «Продукты питания» (растительного и животного происхождения)
Белая водица всем нам пригодится.
Из водицы белой все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок, кушай, Ванюшка-дружок!
Ешь да пей, гостям налей и коту не пожалей!
(молоко)
Бабушка достанет банку
С гречкой, рисом или манкой.
Вскипятит потом бабуля
С молоком крупу в кастрюле.
Ешьте, ешьте утром, дети,
Лучшую еду на свете!
(каша)
Ромашка в сковородке,
Только это не цветок.
Желтый круг у ней в середке
Называется желток.
А белок идет вокруг.
Ну-ка съешь ее, мой друг!
(яйцо)
Зелёный, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»? …
(чай)
- Что такое пищеварение? Где и как начинается?
3.
Практическая работа: «Как начинается переработка пищи в организме».
Цель: познакомить детей с принципами работы пищеварительной системы
человека.
Оборудование: кусочки свежего хлеба, влажные салфетки.
Пища «варится» начинает еще во рту.
Чтобы в этом убедиться, возьмите кусочек свежего хлеба. (Не забудьте
протереть руки салфеткой).
Понюхайте его.
-Что происходит во рту? (если хлеб нам нравится, то начинает вырабатываться
слюна.)
- Тщательно разжуйте хлеб, превратив его в жидкую кашу. Какой вкус
чувствуете? (ферменты, входящие в состав слюны, начинают разрушать
крахмал и он превращается в глюкозу – мы ощущаем сладковатый вкус.)
Вывод: пища начинает перевариваться уже во рту.
4.
Новая тема.
- А что значит перевариваться? Зачем ей вообще это делать?
Как известно, пища является источником энергии, которая необходима для
нормальной работы всего организма человека. Поэтому очень важно, чтобы
количество потраченной за день энергии обязательно было восполнено. Если
человек тратит больше энергии, чем получает, его масса тела снижается. В
ситуации, когда тратится меньше энергии, чем приходит с пищей, человек
стремительно набирает лишний вес.
Многие из нас привыкли оценивать качество блюд с точки зрения вкуса, запаха
и внешней привлекательности. К сожалению, при этом не учитывается наличие
в пище полезных (питательных) веществ. То есть того из чего наш организм
растет и развивается - соотношения белков, углеводов и жиров, витаминов и
воды.
Давайте разберемся, зачем нам нужны эти странные слова. Чтобы лучше
в них разобраться, мы будем заполнять таблицу. Для этого нужно будет
разрезать и приклеить карточку с продуктом в нужной графе.
Белки
имеют исключительное значение в жизнедеятельности организма. Без
них невозможны жизнь, рост и развитие организма. Это материал для
«строительства» клеток. Эти «строительные материалы» мы берем из продуктов
растительного и животного происхождения.
Недостаточность белков ослабляет умственную деятельность и снижает
работоспособность человека.
-В каких продуктах питания содержится большое количество белков?
(работа с
таблицей)
Жиры
снабжают организм энергией, защищают наш организм. Они тоже
бывают, и растительные и животные.
Недостаточное поступление их в организм может привести к нарушению
функции центральной нервной системы, заболеванию кожи, почек, органов
зрения, снижению сопротивляемости организма.
-В каких продуктах питания содержится большое количество жиров? (работа с
таблицей)
Практическая работа: «Содержание жиров в орехах»
Цель: показать наличие жиров в составе орехов.
Оборудование: бумажные салфетки, ложка, грецкие орехи, арахис.
Ход работы: (показ)
Положить кусочек грецкого ореха в салфетку, надавить ложкой.
- Что осталось на салфетке? (жирное пятно)
Вывод: значит, в составе орехов действительно есть жир.
ФИЗМИНУТКА
Углеводы
являются основным источником энергии. Они необходимы для
обеспечения обмена веществ. Углеводы помогают усваиваться белкам,
способствуют нормальной деятельности печени, мышц, нервной системы,
сердца и других органов. Их разделяют на те, которые быстро отдают энергию,
и такие которые долго усваиваются организмом.
-В каких продуктах питания содержится большое количество углеводов?
(работа с таблицей)
Витамины обеспечивают нормальное течение биохимических и
физиологических процессов в организме, являясь биологическими
регуляторами обмена веществ и входя в состав ферментов.
Деятельность всех систем и органов, защитные функции организма зависят от
степени обеспеченности его витаминами. Поскольку витамины в организме
человека синтезируются в очень малых количествах, а многие совсем не
синтезируются, то они должны в достаточном количестве поступать с пищей.
Их недостаток может привести к авитаминозу и как следствие повышению
утомляемости, снижению работоспособности, уменьшению иммунитета и
сопротивляемости организма различным инфекциям.
Минеральные вещества имеют жизненно важное значение для организма
человека и, наряду с другими пищевыми компонентами, являются обязательной
составной частью рациона питания. Они играют большую роль в пластических
процессах, входят в состав всех тканей организма, особенно костной ткани.
Роль воды в рациональном питании
Вода – составляющая любой живой клетки организма. Все основные процессы
связаны с ней. Известно, что организм человека погибает через несколько дней
в отсутствии воды, в то же время без пищи человек может существовать
длительное время. Среднее кол-во воды, поступающее в организм человека с
едой и питьём 2,5 литра. Если происходит превышение этой нормы, то
«перегружаются» почки и сердце, а минеральные вещества вымываются водой.
Поэтому крайне желательно использовать то количество воды, которое
требуется организму.
Посмотрите, как выглядят дольки свежего яблока, а вот так они выглядят после
сушки. (демонстрация)
6. Игра «Варим кашу»
Цель: развиваем координацию, ловкость, сноровку.
Оборудование: 2 фартука, 2 банки с крупой, 2 ложки, 2 кастрюли.
Ход игры: дети делятся на 2 команды. Каждая получает фартук, ложку и банку с
крупой. На определенном расстоянии поставлены кастрюли.
Задача: надеть фартук, перенести в ложке крупу в кастрюлю, минимально ее
рассыпав, вернуться и передать фартук и ложку следующему игроку.
7. Как же питаться правильно, с пользой для здоровья?
Рациональное питание - полноценное питание здорового человека,
учитывающее его пол, возраст, трудовую деятельность и климатические
условия проживания. Такое питание способствует сохранению здоровья,
повышает физическую и умственную работоспособность на долгие годы.
Рассматривание пирамиды питания.
Видите, что расположено в основе пирамиды питания? Правильно: зерно,
злаки. Именно они составляют основу нашего питания. Тот белый хлеб, к
которому вы, наверное, с детства привыкли и который постоянно находится на
вашем столе, - он не совсем настоящий. Дело в том, что его исходный элемент –
белая мука – это целиком рафинированный продукт. В процессе довольно
сложной обработки (основная её цель – увеличения сроков хранения) из зерна
самым зверским образом «вымыты» практически все полезные вещества,
витамины и микроэлементы, которые нашему организму крайне необходимы.
Есть ли альтернатива белому хлебу? Есть. Это хлеб из цельнозерновой
(обойной, грубого помола) муки. Только мука из цельного зерна содержит в
себе витамины группы В, микро- и макроэлементы и зародыш, который
обладает фантастическими лечебными свойствами. Простое употребление в
пищу цельно зернового хлеба способно восполнить дефицит многих жизненно
необходимых организму веществ, и в первую очередь это пищевые волокна,
которых ему катастрофически не хватает.
И так: 1-й – Цельнозерновые продукты, хлеб грубого помола, каши, отруби,
неочищенный (бурый) рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки;
растительные масла. Продукты данной группы следует употреблять каждый
день.
2-й – Овощи (в изобилии), фрукты, ягоды (2-3 порции ежедневно).
3-й – Орехи, бобовые (1-3 порции).
4-й – Рыба, птица (лучше филе без кожи), яйца (0-2 порции каждый день).
5-й – Молоко и молочные продукты (1-2 порции).
6-й – Сливочное масло, маргарин, сладости, картофель, белый хлеб и рис,
газированные напитки (употреблять крайне редко).
Суть рационального питания состоит из нескольких правил (для 1 класса
первые 3)
1. Обязательное соблюдение режима питания.
2. Разнообразие продуктов.
3. Пропорциональность питания.
4. Индивидуальность.
5. Умеренность.
6. Двигательная активность.
8. Работа в «Дневнике здоровья»
Правильное питание:
- Есть ли продукты, в которых есть все питательные вещества?
- Какие из питательных веществ самые важные?
9. Рефлексия.
- Что из услышанного на занятии, вы расскажете дома маме?
- О чем узнали только сегодня?
- Что считаете важным для своего здоровья?
Источники информации:
Езушина Е.В. Уроки здоровья. 4 класс: программа, конспекты занятий. –
Волгоград: Учитель,2009.
Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу
«Валеология» для учащихся 5-7 классов. Санкт-Петербург,» Петроградский и
К» 1998.
kladraz
ped-kopilkaigry-konkursy-razvlechenija/podvizhnye-igry-dlja-
detei-ot-7-do-10-let-motornye-igry.html
u4isna5