Автор: Ротова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47 "Гусельки"
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование основ безопасного поведения дошкольников»
(консультация для педагогов)
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой
проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью
информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими
опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с
возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему
навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в
ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но
современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и
такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Следует понимать, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а
умение правильно себя вести в различных ситуациях. Ребенок попадает в
различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-
первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком
норм поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той
или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками
поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у
дошкольников самостоятельность и ответственность.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны
быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные
ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает несколько направлений:
1. Ребёнок в общении с другими людьми
2. Ребёнок и природа.
3. Ребёнок дома.
4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
5. Ребёнок на улицах города.
Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом
следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей
опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных
особенностей детей) ;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие
виды) ;
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через
богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и
систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в
жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть
реальными практическими действиями.
Формы организации учебно- воспитательного процесса:
- занятия;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры ;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
- театрализованные представления;
-сюжетно – ролевые игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-личный пример взрослых.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно
лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем
выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе
познаем, делаем открытия,
Работа с родителями . В деле решения вопроса безопасности ребенка не
последнюю роль играют родители , которые должны быть примером и эталоном
для малыша. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя
требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами
не всегда ему следуют.
Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было
как можно меньше опасных ситуаций. Этот вопрос можно решить на
родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными
усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие
родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации,
проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках
рисунка, фотовыставках.
Воспитание безопасности — непрерывный, систематический, последовательный
процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается
фундамент жизненных ориентировок в окружающем и всё, что ребёнок усвоит в
дошкольном возрасте, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться
дальше в начальной школе. Постарайтесь избежать занудных нравоучений –
делайте занятие короткими, прерывайте их на самом интересном месте, чтобы
ребенок с нетерпением ждал продолжения. Во время пути к достижению цели
важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс его
совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесёт
радость.