Напоминание

"Формирование основ безопасного поведения дошкольников"


Автор: Ротова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47 "Гусельки"
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование основ безопасного поведения дошкольников»

(консультация для педагогов)

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях

дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой

проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью

информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими

опыта безопасного поведения в быту.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с

возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему

навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые

выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в

ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но

современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и

такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Следует понимать, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а

умение правильно себя вести в различных ситуациях. Ребенок попадает в

различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-

первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком

норм поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той

или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками

поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у

дошкольников самостоятельность и ответственность.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны

быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные

ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает несколько направлений:

1. Ребёнок в общении с другими людьми

2. Ребёнок и природа.

3. Ребёнок дома.

4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

5. Ребёнок на улицах города.

Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом

следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей

опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных

особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие

виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через

богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и

систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в

жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть

реальными практическими действиями.

Формы организации учебно- воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-личный пример взрослых.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно

лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем

выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе

познаем, делаем открытия,

Работа с родителями . В деле решения вопроса безопасности ребенка не

последнюю роль играют родители , которые должны быть примером и эталоном

для малыша. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя

требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами

не всегда ему следуют.

Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было

как можно меньше опасных ситуаций. Этот вопрос можно решить на

родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными

усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие

родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации,

проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках

рисунка, фотовыставках.

Воспитание безопасности — непрерывный, систематический, последовательный

процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается

фундамент жизненных ориентировок в окружающем и всё, что ребёнок усвоит в

дошкольном возрасте, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться

дальше в начальной школе. Постарайтесь избежать занудных нравоучений –

делайте занятие короткими, прерывайте их на самом интересном месте, чтобы

ребенок с нетерпением ждал продолжения. Во время пути к достижению цели

важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс его

совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесёт

радость.



В раздел образования