Автор: Денисенко Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27 "Микки-Маус"
Населённый пункт: г.Сургут. ХМАУ-ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД развитие речи 5-6 лет (старшая группа).Заучивание стихотворения С.Я. Маршака "Апрель"
Раздел: дошкольное образование
НОД развитие речи 5-6 лет (старшая группа).
Тема : Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»
Цель: Заучивание стихотворения детьми наизусть и его выразительное
чтение.
Задачи:
1.
Систематизировать знания детей о времени года-весна, добиваться
хорошего запоминания стихотворения, используя различные приемы.
2.
Развивать память, поэтический слух.
3.
Воспитывать любовь к поэзии.
Материал: Картины с изображением весны, мнемосхема стихотворения С.Я.
Маршака «Апрель», аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Апрель»
из цикла «Времена года».
Интеграция образовательной области : Социально-коммуникативное,
Физическое
Вид детской деятельности в НОД:
-слушание
-рассуждение
-разучивание
-музыкальная деятельность.
Форма работы: групповая.
Предварительная работа:
-разучивание стихотворения «Подснежник», «День-ночь». (Соловьева).
-составление описательного рассказа о весне.
-беседа «Признаки весны».
-рассматривание иллюстраций
-чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
-прием «Эхо»
-прием чтения стихотворения различными интонациями
-прием вопрос-ответ
-прием рассказывание с помощью мнемосхемы
-анализ детского чтения
Части НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность
детей
1 часть-вводная
Цель: Создать условия детям для
разучивания стихотворения С.Я. Маршака
«Апрель»
Создание
образовательной
ситуации
Здравствуйте ребята! Какое замечательное
утро! Давайте поприветствуем, друг друга и
встанем в круг. Посмотрите, кто стоит с
права от вас, и улыбнитесь, а теперь кто с
лева от вас и улыбнитесь.
Доброе утро лесам и полям!(руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям!(руки в
стороны)
Доброе утро , родной детский сад!
Видеть друзей свих очень я рад!(хлопают в
ладоши)
-Послушайте рассказ о весне и найдите в нем
ошибку.
Наступила весна. Тает снег, ручейки
замерзли. Птицы улетели в теплые края.
Медведь лег спать в берлогу.
-Ребята, что неправильно в рассказе?
-Ребята, какое время года сейчас?
-Мы сегодня поговорим о весне.
-Ребята, присаживайтесь на стульчики.
-Катя , какое время года изображено?
-Ребята, почему время года одно(весна), а
изображения разные?
-Конечно, три месяца весны.
Али, назови месяцы весны.
-Как называется первый месяц весны?
-Посмотрите на картинку и назовите
признаки ранней весны?.
-Апрель- это середина весны. Чем
отличается апрель от марта?
-Май- это последний месяц весны. Опишите
его. Какая погода в мае?
-У каждого месяца свои особенности.
Ответы детей.
Весна.
-Март,апрель,май.
-Тает снег, ярче
светит солнце, день
стал длинней.
-Появляются
проталинки,
природа
пробуждается,
появляются почки.
-Все зеленеет
вокруг, уже совсем
тепло, расцветают
цветы и деревья.
Март с водой, апрель с травой, май с
цветами.
-Мы с вами определили, что сейчас , какое
время года?
-Какой месяц?
-Какой месяц закончился?
-Какой месяц следует за апрелем?
-Ребята давайте поприветствуем весну!
(Физ.минутка)
Улыбаются все люди, -весне, весне, весна.
(Руки в стороны)
Она везде, она повсюду-красна, красна,
красна(повороты туловищем)
По лугу, лесу и полянке-идет, идет,
идет(ритмично шагают)
На солнышке скорей погреться-зовет,
зовет, зовет(обхватывают себя руками)
И в ручейке лесном задорно –звенит,
звенит. Звенит(щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой- журчит,
журчит, журчит(потирают ладошки)
Разносит запахи повсюду-цветов, цветов,
цветов(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот
зов!(сжимают и разжимают кисти).
-Весна.
-Апрель.
-Март.
-Май.
Мотивация детей
на предстоящую
деятельность.
1 мая отмечается замечательный праздник
весны и труда. И я предлагаю вам
приготовить концерт для младших ребят , с
чтением стихов о весне.
-А какие вы уже знаете стихи о весне?
-Прочтите пожалуйста.
-Как вам кажется этих стихотворений
достаточно для концерта?
Как вы думаете это стихотворение подойдет?
-Соловьева.
«Подснежник».Соль
вьева «ночь и день».
2 часть-основная
Цель: Систематизировать знания детей о
времени года-весна, добиться хорошего
запоминания стихотворения, используя
различные приемы.
Формулирование
цели предстоящей
деятельности и
принятие её
детьми.
Я прочту стихотворение Самуила
Яковлевича Маршака «Апрель».
Уточнение знание
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
детей о процессе
деятельности
осуществляемой
в тесном контакте
со взрослым.
По полям бегут ручьи, На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи После зимней
стужи.
Пробирается медведь Сквозь густой
валежник.
Стали птицы песни петь И расцвел
подснежник.
-Понравилось вам стихотворение?
Как оно называется?
-Кто написал его?
Как автор описывает апрель, о каких
признаках говориться в стихотворении?
Что появляется на дорогах?
Кто пробуждается после зимней спячки?
Как стали петь птицы?
Звенит капель, бегут ручьи, на дорогах
лужицы, скоро выйдут муравьи после
зимней стужи, пробирается медведь, стали
птицы громче петь, зацвел подснежник.
-Что означает слово «стужа»
Скажем вместе «стужа» Соня повтори.
Пробирается медведь сквозь густой
валежние, что означает слово «Валежник»
«Валежник»-упавшие на землю в лесу
стволы деревьев или их части:сухие
сучья,ветки.
Скажем все вместе «валежник».
Максим теперь ты повтори.
-Дети, послушайте еще раз, постарайтесь его
запомнить.
-ребята давайте подготовим наши язычки для
игры в «Эхо» и проговорим чистоговорку
Ла-ла-ла-к нам пришла Весна(хлопки)
Пло-пло-пло –на дворе тепло(расжимают
пальцы)
Пель-пель-пель-капает капель(пальцем по
ладошке)
Ля-ля-ля- расцвела,Земля!(руки в
стороны).
Ответы детей
-лужи,
-медведь
Стали громче петь
Сильный мороз
Этап
осуществления
Игра «Эхо»
-Я говорю предложение громко, а вы тихо,
Дети рассказывают
самостоятельной
работы детей
как эхо.
-А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы
громко.
-А теперь я буту показывать вам на схеме
происходящие события , а вы произносить
строки стихотворения.
-Вы молодцы.
Кто хочет рассказать стихотворение?(4-5
человек)
3 часть
заключительная
Цель: создать у детей радостное настроение
от хорошо выполненной работы
Подведение
итогов
деятельности.
Что понравилось?
Что было сложного при заучивание
стихотворения?
Что было легко выполнять?
Ответы детей
Плавный выход
из НОД в
самостоятельную
деятельность.
-О весне сочиняют стихи поэты, пишут
картины художники, а композиторы
сочиняют музыку. Сегодня, мы с вами
послушаем музыкальное произведение
Петра Ильича Чайковского «Апрель» из
цикла «Времена года».
Я предлагаю вам стать подснежниками и
потанцевать на полянке.