Напоминание

"Заглавная буква в именах собственных"


Автор: Петросянц Нина Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Урок по русскому языку
Тема: "Заглавная буква в именах собственных"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект открытого урока по теме

«Заглавная буква в именах собственных».

1 класс

Составила: Петросянц Н.В., учитель начальных классов

МБОУ СПШ №22, г.Ставрополь

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

С русским языком можно творить

чудеса. Нет ничего такого в жизни и

в нашем сознании, что нельзя было

бы передать русским языком…

К. Паустовский.

Цель: углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах

собственных и географических названиях, создать условия для осознания и

осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в

знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы

организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания о правописании заглавной буквы в

именах людей и кличках животных, формировать систему знаний о

правописании заглавной буквы в названиях стран.

Развивающие: Развивать умения находить в тексте имена собственные и

аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную

речь, орфографическую зоркость и фонематический слух.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, прививать

интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и

познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.

Методы:

1.

Частично-поисковый.

2.

Объяснительно-иллюстративный.

Образовательные результаты, которые будут достигнуты

учащимися. Сформированность навыка правописания заглавной буквы в

именах собственных, в географических названиях. Дети научаться видеть

данную орфограмму, а также узнают Родину сказочных героев данного

урока.

Оборудование:

1.

Выставка детских книг: К. Чуковский «Федорино горе», Н.Носов

«Приключения Незнайки и его друзей», Г. Андерсен «Дюймовочка», Ш.

Перро «Золушка», А.Милн «Винни-Пух и все-все-все», А. Линдгрен

«Карлсон, который живет на крыше».

2.

Изображения литературных героев.

3.

Карточки для индивидуальной работы, для работы в парах.

4.

Мультимедийная презентация «Заглавная буква в словах».

5.

Выставка фотографий и детских рисунков с изображением домашних

животных.

Ход урока:

1.

Мобилизация учащихся на урок.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Ребята, покажите мне свое настроение. Я надеюсь, что вы сохраните

такое же настроение до конца нашего урока. Учиться надо весело, чтоб

хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням

знаний к новым открытиям . А девизом нашего урока сегодня возьмем слова

(слайд 3): НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.

2.

Каллиграфическая минутка.

Мм Мм Мм Мм Мм

Миша Мария Мурзик Мухтар

- Что общего в написанных словах? Для чего нужны заглавные буквы?

- Разделите слова на группы.

- Найдите слово, где звуков больше чем букв ( Мария)

- Найдите слово, где согласные все твердые. (Мухтар)

- Спишите красиво.

Самооценка.

Рыбку ловят на пруду

Гномик Кре и гномик Ду

Помогите им скорей

Наловить плотвы, ершей.

Сколько красивых букв написали

Столько же гномики рыбок поймали. ( слайд 3)

3.

Сообщение цели и темы урока. Актуализация опорных знаний.

- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди

них лишнюю (м, з, п, Б, н, ф) и объясните свой выбор.

- Определите тему урока, послушав стихотворение , которое прочитает нам

Алиса

Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):

Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше

Всех букв-подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твое,

имя улицы,

города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой – уважения знак.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?

(Научиться писать большую букву в именах собственных).

Учитель предлагает отгадать загадки о литературных героях.

В одной веселой книжке

Живет смешной мальчишка.

Он многого не знает,

Учиться не желает. (Незнайка)

Летает, но не самолет,

С пропеллером, но не вертолет,

Сладкое любит, но не медведь,

Любит на люстре он посидеть. (Карлсон)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал. (Золушка)

Он весел и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин,

Он зовется …(Пятачок)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. (Федора) .

- Кто это такие? (Герои сказок)

Учитель обращает внимание детей на выставку книг с портретами писателей.

- Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы:

(Н, н)езнайка, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка, (Ф,ф)едора.

- Почему выбрали заглавные буквы?

- Вспомните правило правописания имен людей.

Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.

Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.

(П,п)ятачок.

-Докажите, что это слово нужно писать с большой буквы (кличка

животного)

Стихотворение шутка (читает ученик)

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё у них была

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка.

А ещё – два козла:

Сивка да Бурка!

-Почему стихотворение называется шуточным?

- «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?

Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.

собака Мурка

курица Буренка

корова Сивка да Бурка

кошка Жучка

жеребята Хохлатка

- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия

животных? (Со строчной).

Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.

А сейчас, ребята оцените свою работу. Если вам работалось вместе хорошо,

вы ставите смайлик с улыбкой, если … и т.д.)

- А сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию и имя. Давайте запишем

предложение о том, как вас зовут. А какая у вас фамилия?

(Вспоминаем правила записи предложения)

- как пишутся имена, фамилии , отчества людей.

Вывод:

Физкультминутка.

В темном лесу стоит избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке живет старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос – крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

4.

Формирование новых ЗУН.

-

Мы

работали

над

правописанием

имён

собственных:

имён,

отчеств,

фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы.

Но

есть

ещё

другие

слова,

которые

пишем

с

заглавной

буквы

это

географические

названия.

Что

обозначают

географические

названия?

(названия городов, морей, стран). Увидеть географические названия можно

на карте.

Работа в группах по картам.

- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.

- Прочитайте еще раз и сделайте вывод, как они пишутся.

-

Как

вы

думаете,

почему

названия

стран

пишутся

с

большой

буквы? (Название – имя страны)

- Дополните правило написания слов с заглавной буквы. Сформулируйте его.

Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы.

Самооценка.

Если

ваша

команда

разобралась

и

каждому

все

понятно,

поставьте

восклицательный знак,

если вы разобрались, но у вас есть вопросы поставьте плюс,

если вам многое непонятно поставьте знак вопроса.

5.

Осознание и осмысление учебной информации.

Учитель организует самостоятельную работу: каждому ученику предлагает

прочитать одно предложение на карточке и выбрать нужные буквы в именах и

фамилиях людей, кличках животных и названиях стран.

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.

Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.

Книгу

про

(Н,н)езнайку

сочинил

писатель

(Н,н)осов,

который

жил

в

(Р,р)оссии.

(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.

Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.

Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.

В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который

написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.

Самопроверка, самооценка. Волшебные линеечки.

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз) .

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где крыльцо и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

6.

Закрепление опорных знаний.

Игра «Полубуковки».

- Какие буквы странные, совсем как иностранные.

- Расшифруйте название страны.

- Вспомните и расскажите правило о правописании названий стран.

- Напишите название нашей страны.

7.

Подведение итогов урока.

- Дополните одну из фраз:

Сегодня на уроке

я узнал…

я понял…

мне было интересно…

мне было трудно…

8.

Рефлексия.

- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Вы научились и можете помочь другим, положите в корзину розовый

цветочек.

- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах

собственных, но вам ещё нужна помощь, прикрепите синий цветочек.

- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, прикрепите оранжевый

цветочек.

- Очень приятно, что преобладают красные и синие цветочки. Тема нашего

урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней

возвращаться.

- Спасибо за урок!

Приложение 1

Работа в статической паре

Задание: соединить линиями кого, как

зовут.

Цель:

закрепление

правила

написания

заглавной

буквы в именах собственных.

собака

Шарик

курица

Буренка

корова

Сивка да Бурка

кошка

Жучка

жеребята

Хохлатка

Приложение 2

Самостоятельная работа

Цель: Увидеть, насколько качественно дети усвоили тему, выяснение и

исправление ошибок по теме.

Книгу про (Н,н)езнайку сочинил

писатель (Н,н)осов, который жил в

(Р,р)оссии.

(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а

(П,п)ятачок – (А,а)нглии.

Историю про грязнулю (Ф,ф)едору

знают все дети (Р,р)оссии.

Волшебная сказка про (З,з)олушку

пришла к нам из (Ф,ф)ранции.

В маленькой стране (Д,д)ании жил

великий сказочник (А,а)ндерсен,

который написал прекрасную сказку о

девочке (Д,д)юймовочке.

Самопроверка и самооценка.

Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак

«Угомон»

Учитель:Петросянц Н.В.

(УМК «Школа России»)

Тема: С.Я.Маршак « Угомон».

Цель:

создать условия для развития интереса к литературному

творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического

слуха.

Задачи:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;

расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские

сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Тип урока: Урок новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно, пересказывать

произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои

поступки и знания, внимание к переживаниям других людей,

сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать

произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать

правильность выполнения действий, планировать свои действия в

соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение

к литературным произведениям и героям, ориентироваться на

позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная;

непродуктивный.

Образовательные ресурсы: презентация, «Азбука»

Ход урока:

1.Орг. Момент.

-Дорогие друзья! Чтобы чувствовать себя бодрыми .

жизнерадостными, нужно быть добрым. Встаньте и тепло своих

ладошек передайте друг другу. А сейчас опустите руки и давайте все

вместе вспомним стихотворение Берестова «Читалочка»

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

-Ребята, правда ведь, что хорошо уметь читать?

2. Артикуляционная разминка.

Регулятивные УУД:

уметь выполнять учебные действия в устной форме в

соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их

выполнения, вносить необходимые коррективы.

- На уроках литературного чтения мы много говорим. Что нужно

сделать для улучшения работы нашего речевого аппарата?

(Разминку.)

Упражнения «Свеча», «Конфета», «Хомячок».

-Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через

рот, задувая пламя свечи.

- Подготовим голосовые связки

_ Прочитаем чистоговорку все вместе.

Ра- ра-ра- начинается игра.

Са- са –са в лесу бегает лиса.

Жу-жу-жу молока дадим ежу.

Ру-ру-ру мы закончили игру.

3.Включение в учебную деятельность.

Актуализация знаний .

А что мы видим, когда читаем? (Буквы)

-А что произносим? (звуки)

-А какие у нас существуют звуки? (гласные и согласные)

-Какими могут быть гласные? (ударными и безударными, обозначать

один или несколько звуков)

-Все ли гласные могут обозначать 2 звука? (нет, только я, ю, е, ё)

-В каких случаях они обозначают 2 звука? ( в начале слова или когда

стоят после гласной)

-Расскажите мне все что вы знаете о согласных звуках. (они могут

быть звонкими и глухими, мягкими и твердыми)

- Какие буквы не обозначаю никаких звуков? (ъ и ь)

- Ребята, вы любите сказки?

- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?

Сказки

Народные авторские

Почему сказки называются народные? А почему авторские?

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие авторские сказки вы читали? ( Сказки А.С. Пушкина)

- А сейчас прослушайте ещё одно небольшое произведение. И

попробуйте определить что это?

Сказка о глупом мышонке

-Отрывок какого произведения мы прослушали?

- А как вы считаете, эта сказка авторская или народная? ( Авторская)

3. Постановка целей и определение темы урока.

-Ребята, а может быть кто- нибудь знает автора этой сказки? (С.

Маршак)

- Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке? (Знакомиться с

произведениями С. Маршака)

4. Работа по теме урока.

С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей

стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки

в стихах.

-Вглядитесь это в лиц . Что бы вы сказали об этом человеке? (Это

человек с добрыми глазами, он любит детей).

- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с

волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше

желание.

Работа с учебником.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную

информацию из текстов разного вида.

- Прочитайте сведения о С.Я.Маршаке на с. 100 «Азбуки». (Учащиеся

читают.)

-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом

знаменитом человеке? (Нет.)

- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)

Работа в паре.

- У вас на столах карточки. Прочитав текст , каждая пара должна

ответить на вопрос»Что вы узнали о жизни Маршака?»

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже.

Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в

маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно.

В семье было 6 детей.

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать

стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался

сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал

целые поэмы.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет.

Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась

«Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

- Где и когда родился Самуил Яковлевич Маршак? (В Воронеже, 3

ноября 1887 года)

- В каком городе провёл ранее детство и первые школьные годы

будущий писатель? (В Острогожске.)

- Сколько детей было в семье? (6 детей)

Когда Самуил Маршак начал сочинять стихи? (В 4 года)

- Как называлась первая детская книга С.Маршака? («Детки в клетке»)

Физ. Минутка.

- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из

слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения,

отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)

- Объясните смысл заголовка. Как вы думаете, о чём это

произведение?

Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого

понадобится? ( Толковый словарь)

Угомон: угомо́

н м. разг. Успокоение от шума, возни.

Чтение стихотворения учителем.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к

литературным произведениям и героям

-Ребята ,понравилось вам произведение? Какую картину вы

представили , когда слушали его?

- Совпали ли ваши предположения с прочитанным?

- Кто главный герой? (Угомон)

- А кто или что такое Угомон? (учитель, милиционер…)

- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к.

вымышленный персонаж)

- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)

- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)

2) Чтение детей по 2 строчки

-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.

-Что делают дети? ( Я считаю, что ребята успокаивают друг друга

- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)

- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.

-Давайте найдём и про читаем слова, которые произнёс Угомон в

стихотворении. (Чтение строк)

-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый

ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и

дисциплина, будут хорошие знания.

Сейчас предлагаю разделиться на 2 группы. Первая группа

собирается на 1 парте, вторая – на последней. Я сейчас дам вам по

слову. Вы должны будете составить схему этого слова и

продемонстрировать их всем для проверки. Давайте вспомним

правила работы в группе.

Выбираем.Уважаем. Слушаем и предлагаем.

- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Я

думаю для того ,чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим

ученикам, чтобы вы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не

было травм, и все были здоровы). А какие правила поведения вы

знаете?

На уроке я сижу,

Не кричу, и не стучу.

Ручку прямо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

Учитель спросит- надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь, не кричи

А только руку подними.

VIII. РЕФЛЕКСИЯ.

Регулятивные: стимулировать активность учащихся, их стремление к

диагностике успехов, формировать умение самооценки своей

деятельности, удовлетворенности на уроке.

-С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С

творчеством С.Я. Маршака)

- С каким его стихотворением? Назовите еще, которые знаете?

(«Угомон»,…)

- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению

друг к другу)

- Я для себя сделал открытие:

- Меня удивило :

- Оказывается, что:

Рекомендации учителя уч-ся .

Пофантазируйте и нарисуйте Угомона.



В раздел образования