Автор: Петросянц Нина Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Урок по русскому языку
Тема: "Заглавная буква в именах собственных"
Раздел: начальное образование
Предмет «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект открытого урока по теме
«Заглавная буква в именах собственных».
1 класс
Составила: Петросянц Н.В., учитель начальных классов
МБОУ СПШ №22, г.Ставрополь
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
С русским языком можно творить
чудеса. Нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании, что нельзя было
бы передать русским языком…
К. Паустовский.
Цель: углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах
собственных и географических названиях, создать условия для осознания и
осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в
знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы
организации познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о правописании заглавной буквы в
именах людей и кличках животных, формировать систему знаний о
правописании заглавной буквы в названиях стран.
Развивающие: Развивать умения находить в тексте имена собственные и
аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную
речь, орфографическую зоркость и фонематический слух.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, прививать
интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и
познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.
Методы:
1.
Частично-поисковый.
2.
Объяснительно-иллюстративный.
Образовательные результаты, которые будут достигнуты
учащимися. Сформированность навыка правописания заглавной буквы в
именах собственных, в географических названиях. Дети научаться видеть
данную орфограмму, а также узнают Родину сказочных героев данного
урока.
Оборудование:
1.
Выставка детских книг: К. Чуковский «Федорино горе», Н.Носов
«Приключения Незнайки и его друзей», Г. Андерсен «Дюймовочка», Ш.
Перро «Золушка», А.Милн «Винни-Пух и все-все-все», А. Линдгрен
«Карлсон, который живет на крыше».
2.
Изображения литературных героев.
3.
Карточки для индивидуальной работы, для работы в парах.
4.
Мультимедийная презентация «Заглавная буква в словах».
5.
Выставка фотографий и детских рисунков с изображением домашних
животных.
Ход урока:
1.
Мобилизация учащихся на урок.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Ребята, покажите мне свое настроение. Я надеюсь, что вы сохраните
такое же настроение до конца нашего урока. Учиться надо весело, чтоб
хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням
знаний к новым открытиям . А девизом нашего урока сегодня возьмем слова
(слайд 3): НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.
2.
Каллиграфическая минутка.
Мм Мм Мм Мм Мм
Миша Мария Мурзик Мухтар
- Что общего в написанных словах? Для чего нужны заглавные буквы?
- Разделите слова на группы.
- Найдите слово, где звуков больше чем букв ( Мария)
- Найдите слово, где согласные все твердые. (Мухтар)
- Спишите красиво.
Самооценка.
Рыбку ловят на пруду
Гномик Кре и гномик Ду
Помогите им скорей
Наловить плотвы, ершей.
Сколько красивых букв написали
Столько же гномики рыбок поймали. ( слайд 3)
3.
Сообщение цели и темы урока. Актуализация опорных знаний.
- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди
них лишнюю (м, з, п, Б, н, ф) и объясните свой выбор.
- Определите тему урока, послушав стихотворение , которое прочитает нам
Алиса
Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше
Всех букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
имя улицы,
города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?
(Научиться писать большую букву в именах собственных).
Учитель предлагает отгадать загадки о литературных героях.
В одной веселой книжке
Живет смешной мальчишка.
Он многого не знает,
Учиться не желает. (Незнайка)
Летает, но не самолет,
С пропеллером, но не вертолет,
Сладкое любит, но не медведь,
Любит на люстре он посидеть. (Карлсон)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал. (Золушка)
Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин,
Он зовется …(Пятачок)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Федора) .
- Кто это такие? (Герои сказок)
Учитель обращает внимание детей на выставку книг с портретами писателей.
- Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы:
(Н, н)езнайка, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка, (Ф,ф)едора.
- Почему выбрали заглавные буквы?
- Вспомните правило правописания имен людей.
Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.
Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.
(П,п)ятачок.
-Докажите, что это слово нужно писать с большой буквы (кличка
животного)
Стихотворение шутка (читает ученик)
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё у них была
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачка Мурка.
А ещё – два козла:
Сивка да Бурка!
-Почему стихотворение называется шуточным?
- «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?
Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.
собака Мурка
курица Буренка
корова Сивка да Бурка
кошка Жучка
жеребята Хохлатка
- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия
животных? (Со строчной).
Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.
А сейчас, ребята оцените свою работу. Если вам работалось вместе хорошо,
вы ставите смайлик с улыбкой, если … и т.д.)
- А сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию и имя. Давайте запишем
предложение о том, как вас зовут. А какая у вас фамилия?
(Вспоминаем правила записи предложения)
- как пишутся имена, фамилии , отчества людей.
Вывод:
Физкультминутка.
В темном лесу стоит избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке живет старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос – крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
4.
Формирование новых ЗУН.
-
Мы
работали
над
правописанием
имён
собственных:
имён,
отчеств,
фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы.
Но
есть
ещё
другие
слова,
которые
пишем
с
заглавной
буквы
–
это
географические
названия.
Что
обозначают
географические
названия?
(названия городов, морей, стран). Увидеть географические названия можно
на карте.
Работа в группах по картам.
- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.
- Прочитайте еще раз и сделайте вывод, как они пишутся.
-
Как
вы
думаете,
почему
названия
стран
пишутся
с
большой
буквы? (Название – имя страны)
- Дополните правило написания слов с заглавной буквы. Сформулируйте его.
Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы.
Самооценка.
Если
ваша
команда
разобралась
и
каждому
все
понятно,
поставьте
восклицательный знак,
если вы разобрались, но у вас есть вопросы поставьте плюс,
если вам многое непонятно поставьте знак вопроса.
5.
Осознание и осмысление учебной информации.
Учитель организует самостоятельную работу: каждому ученику предлагает
прочитать одно предложение на карточке и выбрать нужные буквы в именах и
фамилиях людей, кличках животных и названиях стран.
Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.
Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу
про
(Н,н)езнайку
сочинил
писатель
(Н,н)осов,
который
жил
в
(Р,р)оссии.
(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.
Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.
В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который
написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.
Самопроверка, самооценка. Волшебные линеечки.
Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка (для глаз) .
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где крыльцо и где окно,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
6.
Закрепление опорных знаний.
Игра «Полубуковки».
- Какие буквы странные, совсем как иностранные.
- Расшифруйте название страны.
- Вспомните и расскажите правило о правописании названий стран.
- Напишите название нашей страны.
7.
Подведение итогов урока.
- Дополните одну из фраз:
Сегодня на уроке
я узнал…
я понял…
мне было интересно…
мне было трудно…
8.
Рефлексия.
- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.
Вы научились и можете помочь другим, положите в корзину розовый
цветочек.
- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах
собственных, но вам ещё нужна помощь, прикрепите синий цветочек.
- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, прикрепите оранжевый
цветочек.
- Очень приятно, что преобладают красные и синие цветочки. Тема нашего
урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней
возвращаться.
- Спасибо за урок!
Приложение 1
Работа в статической паре
Задание: соединить линиями кого, как
зовут.
Цель:
закрепление
правила
написания
заглавной
буквы в именах собственных.
собака
Шарик
курица
Буренка
корова
Сивка да Бурка
кошка
Жучка
жеребята
Хохлатка
Приложение 2
Самостоятельная работа
Цель: Увидеть, насколько качественно дети усвоили тему, выяснение и
исправление ошибок по теме.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил
писатель (Н,н)осов, который жил в
(Р,р)оссии.
(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а
(П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору
знают все дети (Р,р)оссии.
Волшебная сказка про (З,з)олушку
пришла к нам из (Ф,ф)ранции.
В маленькой стране (Д,д)ании жил
великий сказочник (А,а)ндерсен,
который написал прекрасную сказку о
девочке (Д,д)юймовочке.
Самопроверка и самооценка.
Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак
«Угомон»
Учитель:Петросянц Н.В.
(УМК «Школа России»)
Тема: С.Я.Маршак « Угомон».
Цель:
создать условия для развития интереса к литературному
творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического
слуха.
Задачи:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;
расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские
сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Тип урока: Урок новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать выразительно, пересказывать
произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои
поступки и знания, внимание к переживаниям других людей,
сопереживание.
Метапредметные: (критерии сформированности УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать
произведения.
Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать
правильность выполнения действий, планировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение
к литературным произведениям и героям, ориентироваться на
позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная;
непродуктивный.
Образовательные ресурсы: презентация, «Азбука»
Ход урока:
1.Орг. Момент.
-Дорогие друзья! Чтобы чувствовать себя бодрыми .
жизнерадостными, нужно быть добрым. Встаньте и тепло своих
ладошек передайте друг другу. А сейчас опустите руки и давайте все
вместе вспомним стихотворение Берестова «Читалочка»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
-Ребята, правда ведь, что хорошо уметь читать?
2. Артикуляционная разминка.
Регулятивные УУД:
уметь выполнять учебные действия в устной форме в
соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их
выполнения, вносить необходимые коррективы.
- На уроках литературного чтения мы много говорим. Что нужно
сделать для улучшения работы нашего речевого аппарата?
(Разминку.)
Упражнения «Свеча», «Конфета», «Хомячок».
-Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через
рот, задувая пламя свечи.
- Подготовим голосовые связки
_ Прочитаем чистоговорку все вместе.
Ра- ра-ра- начинается игра.
Са- са –са в лесу бегает лиса.
Жу-жу-жу молока дадим ежу.
Ру-ру-ру мы закончили игру.
3.Включение в учебную деятельность.
Актуализация знаний .
А что мы видим, когда читаем? (Буквы)
-А что произносим? (звуки)
-А какие у нас существуют звуки? (гласные и согласные)
-Какими могут быть гласные? (ударными и безударными, обозначать
один или несколько звуков)
-Все ли гласные могут обозначать 2 звука? (нет, только я, ю, е, ё)
-В каких случаях они обозначают 2 звука? ( в начале слова или когда
стоят после гласной)
-Расскажите мне все что вы знаете о согласных звуках. (они могут
быть звонкими и глухими, мягкими и твердыми)
- Какие буквы не обозначаю никаких звуков? (ъ и ь)
- Ребята, вы любите сказки?
- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?
Сказки
Народные авторские
Почему сказки называются народные? А почему авторские?
- Приведите примеры народных сказок.
- Какие авторские сказки вы читали? ( Сказки А.С. Пушкина)
- А сейчас прослушайте ещё одно небольшое произведение. И
попробуйте определить что это?
Сказка о глупом мышонке
-Отрывок какого произведения мы прослушали?
- А как вы считаете, эта сказка авторская или народная? ( Авторская)
3. Постановка целей и определение темы урока.
-Ребята, а может быть кто- нибудь знает автора этой сказки? (С.
Маршак)
- Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке? (Знакомиться с
произведениями С. Маршака)
4. Работа по теме урока.
С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей
стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки
в стихах.
-Вглядитесь это в лиц . Что бы вы сказали об этом человеке? (Это
человек с добрыми глазами, он любит детей).
- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с
волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше
желание.
Работа с учебником.
Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную
информацию из текстов разного вида.
- Прочитайте сведения о С.Я.Маршаке на с. 100 «Азбуки». (Учащиеся
читают.)
-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом
знаменитом человеке? (Нет.)
- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)
Работа в паре.
- У вас на столах карточки. Прочитав текст , каждая пара должна
ответить на вопрос»Что вы узнали о жизни Маршака?»
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже.
Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в
маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно.
В семье было 6 детей.
Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать
стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался
сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал
целые поэмы.
Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет.
Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась
—
«Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.
- Где и когда родился Самуил Яковлевич Маршак? (В Воронеже, 3
ноября 1887 года)
- В каком городе провёл ранее детство и первые школьные годы
будущий писатель? (В Острогожске.)
- Сколько детей было в семье? (6 детей)
Когда Самуил Маршак начал сочинять стихи? (В 4 года)
- Как называлась первая детская книга С.Маршака? («Детки в клетке»)
Физ. Минутка.
- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из
слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения,
отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)
- Объясните смысл заголовка. Как вы думаете, о чём это
произведение?
Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого
понадобится? ( Толковый словарь)
Угомон: угомо́
н м. разг. Успокоение от шума, возни.
Чтение стихотворения учителем.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к
литературным произведениям и героям
-Ребята ,понравилось вам произведение? Какую картину вы
представили , когда слушали его?
- Совпали ли ваши предположения с прочитанным?
- Кто главный герой? (Угомон)
- А кто или что такое Угомон? (учитель, милиционер…)
- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к.
вымышленный персонаж)
- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)
- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)
2) Чтение детей по 2 строчки
-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.
-Что делают дети? ( Я считаю, что ребята успокаивают друг друга
- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)
- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.
-Давайте найдём и про читаем слова, которые произнёс Угомон в
стихотворении. (Чтение строк)
-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый
ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и
дисциплина, будут хорошие знания.
Сейчас предлагаю разделиться на 2 группы. Первая группа
собирается на 1 парте, вторая – на последней. Я сейчас дам вам по
слову. Вы должны будете составить схему этого слова и
продемонстрировать их всем для проверки. Давайте вспомним
правила работы в группе.
Выбираем.Уважаем. Слушаем и предлагаем.
- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Я
думаю для того ,чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим
ученикам, чтобы вы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не
было травм, и все были здоровы). А какие правила поведения вы
знаете?
На уроке я сижу,
Не кричу, и не стучу.
Ручку прямо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
Учитель спросит- надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь, не кричи
А только руку подними.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
Регулятивные: стимулировать активность учащихся, их стремление к
диагностике успехов, формировать умение самооценки своей
деятельности, удовлетворенности на уроке.
-С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С
творчеством С.Я. Маршака)
- С каким его стихотворением? Назовите еще, которые знаете?
(«Угомон»,…)
- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению
друг к другу)
- Я для себя сделал открытие:
- Меня удивило :
- Оказывается, что:
Рекомендации учителя уч-ся .
Пофантазируйте и нарисуйте Угомона.