Автор: Алексеева Валентина Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сиренькинская СОШ"
Населённый пункт: РТ Альметьевский район д.Чувашское Сиренькино
Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Навруз. Встреча Весны".
Раздел: начальное образование
МБОУ «Сиренькинская СОШ»
Внеклассное мероприятие в
начальных классах:
«Навруз. Встреча Весны»
Подготовила и провела учитель
начальных классов
Алексеева Валентина В.
2016-2017 уч. год.
Внеклассное мероприятие «Навруз-Встреча Весны»
Цель: познакомить с традициями и обычаями праздника Навруз; способствовать
воспитанию эстетической культуры; воспитание в учащихся бережного отношения к
сохранению традиций и обычаев татарского народа; создание условий для формирования
этнокультурной идентичности школьников; раскрытие артистических способностей
учащихся; формирование коммуникативных навыков; использование народных игр в
организации активного отдыха и укрепления здоровья учащихся.
Ведущий: Исәнмесез, балалар! Здравствуйте, ребята! Мы сегодня
собрались на праздник Навруз. Навруз отмечался в день весеннего
равноденствия, в этот день встречали весну. Существовало поверье:
чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям
природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались
приходу весны, готовили угощения, ходили в гости.
Ведущая Весна, весна кругом живет и дышит.
Весна, весна шумит со всех сторон.
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поёт, что слышит весь район.
А сейчас послушаем стихи о Навруз, о встрече весны.
Стихи детей
Ученик Когда приходит к нам Навруз
цветут сады, цветут поля.
Когда приходит к нам Навруз,
весною дышет вся земля!
Ученик Когда приходит к нам Весна,
звучит и музыка и смех.
Поздравления принимаем
и сами поздравляем всех!
Ученик Нәүрүз килә, Нәүрүз килә
күктән нурлар сибелә
Туган илем, туган җирем
язны күреп сөенә.
Песня «Весенняя капель»
Звучит музыка
Ведущая. Смотрите, ребята, к нам кто-то летит. Это ведь- Грач.
Здравствуй, Грач. Ты птица весенняя, горластая. Одним из первых
ты появляешься весной. Помоги нам позвать Навруз, пусть скорей
зима уйдет и с собой морозы унесет.
Грач. Крак, крак, крак! Я морозу первый враг.
Птичье пение солнце зовет.
Навруз в гости приглашает
Зиму уйти заставляет.
Крак, крак, крак! (говорит все тише и тише)
Грач. Нет я не смогу один позвать Навруз.
Ведущая. Что же нам, ребята, делать? Нам нужно найти грачу
помощника. Ребята, есть у татар такая примета: “Песи битен юса –
кунак килә. Если кошка умывается - жди гостей”. Давайте позовем
кошку. А как её нужно звать?
Дети: Кис, кис, кис!
Появляется Кошка под музыку
Кошка: Здравствуйте, ребята! Зачем вы меня звали? Мяу-мяу-мяу!
Ведущая. Кошечка, нужно нам Навруз позвать. В народе говорят:
если кошка умывается – жди гостей. Может ты умоешься, и она к нам
придет. Ты у нас такая красивая, пушистая, ласковая. Помоги нам,
пожалуйста.
Кошка: мяу-мяу я вам помогу.
Ведущая Наша Кошка довольная умывается, значит, у нас сейчас
появятся гости.
Ведущая: Появляется девочка Аленка
Кошка: Что же с вами приключилось
В деревне что-нибудь случилось?
Аленка: Не знаем сказать как,
Но мы все в тревоге:
Весна не идет никак,
Медведь спит в берлоге.
Кошка: Навстречу Весне ты можешь пойти,
Скорее сюда к нам ее привести
Аленка: За Весною я пойду,
Её в деревню приведу.
Танец «Солнышко»
Аленка: Солнце ясное, скажи,
Да всю правду доложи,
Не видал ли где на свете
Ты красавицу Весну?
Я навстречу ей иду.
Солнце: Нет не видел я Весну
Ты спросила бы у тучи
Она наверное знает лучше.
(Аленка идет дальше, видит Тучу)
Аленка: Туча, тетушка, скажи,
Да всю правду доложи,
Не видала ли на свете
Ты красавицу Весну?
Я навстречу ей иду.
Туча: Нет, не видела Весну.
Ты спросила бы у Ветра
Он видит дальше километра
Ведущий: Вдруг, откуда ни возьмись
Полетели сверху вниз
Капли звонкие такие,
Даже очень озорные.
Они вовсе не пугают
В прятки капельки играют.
Танец « Тучка, тучка»
Появляется Аленка а навстречу ей Ветер.
Аленка: Ветер, ветер ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Не видал ли где на свете
Ты красавицу Весну?
Я навстречу ей иду.
Ветер: Видел, видел я Весну,
Склонилась красавица ко сну,
Попала в царство колдуна-
Там и спрятана Весна.
Аленка: Как же мне помочь-то ей?
Ветер: Весну, друзья, будить не надо,
Песни, друзья, петь вам надо.
Власть кончится у колдуна,
Тогда проснется вновь Весна.
Песня «Весна»
Появляются Убырлы и Шурале. (под музыку)
Убырлы. Здравствуйте, друзья! Опять меня красивую на праздник не
позвали. Все о Навруз говорите. А я её спрятала, ни за что не
найдете!
Ведущая Ой, ребята, что же нам делать? Как освободить нашу
Весну? А мы сейчас Кыш бабая позовем, он тебя вмиг заморозит.
Убырлы Ой, простите меня, старушку древнюю. Забыла я куда
Навруз спрятала. Может, у моего родственника Шурале спросим. Эй,
Шурале, мой друг иди сюда. Что ты такой грустный?
Шурале: Замерз совсем! Жду не дождусь, когда Навруз придет и тепло
будет.
Убырлы : Далась тебе Навруз! Я же её спрятала. А куда не помню.
Шурале: Вспоминай быстрей, сил нет, сильно замерз.
Убырлы: А пусть дети станцуют и ты Шурале согреешься , и я вспомню
где Навруз.
Татарский танец
Ведущая. Убырлы,ты вспомнила где Навруз?
Убырлы. Ну повеселили нас так уж и быть скажу. Нужно сказать
волшебные слова, она и появится. Навруз, Навруз, Навруз
мөбаракбад!
Дети зовут.
Появляется Навруз под музыку танцуя.
Навруз. Здравствуйте, ребята!
Весну красную встречайте!
Снег да холод прогоню
Тепло с юга принесу
Зазвенят кругом ручьи,
Брызнут солнышка лучи
Ярче вы, лучи, сияйте
И земельку согревайте!
Зеленейте стебельки,
Расцветайте все цветы!
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь птицы.
Ведущая. Мы рады видеть тебя у нас в гостях. Ребята хотят с тобой
веселиться. Вот послушай песню.
Песня исполняется. “ Я сегодня увидала, что на улице Весна”.
Навруз: Ребята, а я тоже подготовила для вас подарок – это
весенний танец.
Танец «Чумачечая Весна!»
Навруз: Ребята вы провели такой замечательный праздник.
Спасли меня от Убырлы. Спасибо вам большое
Ведущая. Вот и наступила долгожданная весна, Навруз остается
вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с
теплым солнышком, с капельками с крыш. Спасибо тебе большое!
Язлар , җәйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.
(Все участники выходят и поют песню «Весна пришла»)
Зима не обижайся, твое времечко прошло,
Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло.
Чтобы запели птицы , и расцвела сирень,
Чтобы гулять могли мы целый день.
Припев:
Весною свежий ветер и светлее небеса
Становятся задорнее ребячьи голоса,
Весною столько света , столько солнечной любви
Весною так прекрасны соловьи
Мы зиму провожаем , встречаем мы весну
Пусть солнышко согреет и елку и сосну
И пусть порхают бабочки , и пусть поет скворец
И пусть, раскрывает клювик, маленький птенец
Припев:
Весною свежий ветер и светлее небеса
Становятся задорнее ребячьи голоса,
Весною столько света , столько солнечной любви
Весною так прекрасны соловьи
Весною так прекрасны соловьи
Занавес.
Самоанализ внеклассного мероприятия «Навруз -Встреча Весны» в 1-3 классах.
Праздник Навруз – это один из самых интересных татарских праздников. Это веселый и
поистине народный праздник. Данное мероприятие относится к серии занятий по
эстетическому воспитанию детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Данное
мероприятие было проведено в школе в актовом зале. На нем присутствовали учащиеся 1-
4 классов.
Форма занятия: театрализация народного праздника.
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения,
познавательный интерес, эффективность и продуктивность учебной деятельности,
обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности,
«раскрепостить» мышление.
Цель: познакомить с традициями и обычаями праздника Навруз; способствовать
воспитанию эстетической культуры; воспитание в учащихся бережного отношения к
сохранению традиций и обычаев татарского народа; создание условий для формирования
этнокультурной идентичности школьников; раскрытие артистических способностей
учащихся; формирование коммуникативных навыков; использование народных игр в
организации активного отдыха и укрепления здоровья учащихся.
Актуальность проводимого мероприятия. В современные дни утрачивается связь с
историей исконно татарских праздников. Поэтому содержание материала к данному
мероприятию построено таким образом, чтобы вызвать интерес к истории, культуре и
традициям татарского народа. Данное мероприятие проведено в форме народного
праздника. Ребята хорошо показали свои знания и умения, полученные в течение года.
Проведена большая подготовительная работа. Дети собрали богатый материал по истории
праздника, его традициях, за две недели до праздника дети посеяли в посуде пшеницу, что
бы показать ребятам , как это делали наши предки. Так же ребята разучивали танцы,
песни, загадки, пословицы и поговорки. Выбранные нами методы соответствовали
задачам праздника, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений
и навыков учащихся.
Содержательный момент, организация, форма и методы мероприятия обеспечивали
комплексность поставленных задач и их взаимосвязь. Главными были воспитательные
задачи, ведь именно при их выполнении реализуются в полной мере и обучающие, и
развивающие задачи. Были учтены особенности учащихся данных классов. В ходе данного
мероприятия дети показали полученные знания: артистизм, пластику, красоту народного
языка, хорошую память.
Психологическая атмосфера на празднике была доброжелательной. Во время проведения
мероприятия присутствовал дух коллективизма. Активность учащихся на разных этапах
мероприятия была высокой.
Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъеме, с высоким темпом.
Успех достигнут благодаря высокому уровню познавательного интереса учащихся, их
активности и сплоченности. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать, и цель
достигнута.