Автор: Кривоносова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Нижнекисляйский детский сад №2
Населённый пункт: п. Н-Кисляй Бутурлиновского района Воронежской области
Наименование материала: Лепбук,как современное средство образования и воспитания дошкольников
Тема: использование лепбука
Раздел: дошкольное образование
Лепбук, как современное средство образования и воспитания детей.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного
возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о
значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно
сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей
действительности. И мы, взрослые, сами в этом виноваты. Зачастую даём детям
готовые решения, стараемся уберечь их от опыта, приобретенного
самостоятельно.
В связи с внедрением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача поиска новых
нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог должен
проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе
образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои
интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его
родителей.
Уверена, что следует не заменять традиционные образовательные технологии
новыми, а расширять их возможности, поэтому решила использовать в своей
работе совершенно новое, интересное, незаменимое методическое пособие –
лэпбук.
Лэпбук
(lapbook)
в
дословном
переводе
с
английского
языка
значит
«наколенная
книга».
Она
представляет
собой
книжку-раскладушку
с
кармашками,
дверками,
окошками,
вкладками
и
подвижными
деталями,
в
которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему
желанию
организовать
информацию
по
изучаемой
теме,
лучше
понять
и
запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. При
создании лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать
познавательную
информацию.
Создание
лэпбука
является
одним
из
видов
совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Интерес детей к
папке объясняется не только красочностью и необычностью, но и знакомым
содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с
удовольствием убеждаются в том, как много они знают.
Когда ребенок сам действует с объектами – сам придумывает и изобретает, он
лучше познает окружающий мир. В этих «необычных книжках» есть игры и
задания, которые дети могут использовать самостоятельно, а есть и такие, где
необходима помощь взрослого.
На родительском собрании мы информировали родителей о назначении и
воспитательном потенциале лэпбука, провели мастер-класс по его изготовлению.
Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или
проектной
деятельности.
Такой
подход
будет
способствовать
реализации
принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного
образования. В результате проектной деятельности в средней группе «Что за
прелесть
эти
сказки»
был
создан
лепбук
«Сестрица
Аленушка
и
братец
Иванушка».
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс,
лэпбук дает педагогу:
– возможность
построить
деятельность
на
основе
индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования.
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
– информативен;
– полифункционален;
– способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской
деятельности;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого, как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами;
– является
средством
художественно-эстетического
развития
ребенка,
приобщает его к миру искусства;
– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Лепбук «Театр» ярко иллюстрирует сказанное.
Зачем воспитателю использовать лэпбук в работе?
Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше
систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому
ребенку. Таким лепбуком является «Математика для малышей». Часто
использую его на занятиях кружка «Занимательная математика»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в
занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает
лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет
наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
Рассматривая с интересом лепбук «Овощи и фрукты», ребенок вспоминает и
закрепляет изученное.
Лепбук
«Правила дорожного
движения»
часто используется в
самостоятельной
деятельности детей.
В
процессе изучения быта и
традиций
русского народа использую
лепбук
«Русская изба».
Лэпбук помогает:
структурировать сложную информацию
развивает познавательный интерес и творческое мышление
разнообразить даже самую скучную тему
научить простому способу запоминания
объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного
и полезного занятия.
Таким образом, лепбук- это эффективный и перспективный метод , который
должен занять свое место в системе образования и воспитания дошкольников.