Напоминание

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 2 класс УУО (вариант 2)


Автор: Садовая Юлия Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ АО "Вельская СКОШИ"
Населённый пункт: г. Вельск Архангельской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету "Математические представления" 2 класс УУО (вариант 2)
Дата публикации: 02.12.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Вельская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

на заседании МО

Зам. директора по УР

Директор ________________

Председатель МО____________

_________________

Приказ № _____ от

“___”__________20__ г.

Протокол № _____ от

“___”__________20__ г.

“___”__________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Математические представления»

для 2 класса (УУО) (вариант 2)

на 2019/2020 учебный год

Составлено учителем: Садовой Юлией Михайловной

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) (вариант 2).

Данная программа предназначена для учащихся с тяжелой умственной отсталостью

и носит вариативный характер.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

В

Федеральном

компоненте

государственного

стандарта

математические

представления

и

конструирование

обозначен

как

самостоятельный

предмет,

что

подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение

отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми

и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от

него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно

поставить

три

тарелки,

три

столовых

прибора

и

др.

У

большинства

обычно

развивающихся

детей

основы

математических

представлений

формируются

в

естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть

элементарными

математическими

представлениями

без

специально

организованного

обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для

них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге

важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной

жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет

доехать

домой,

расплатиться

в

магазине

за

покупку,

взять

необходимое

количество

продуктов

для

приготовления

блюда

и

т.п.

Знания,

умения,

навыки,

приобретаемые

ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для

ориентировки

в

окружающей

действительности,

т.е.

во

временных,

количественных,

пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Цель

образовательно-коррекционной

работы

с

учетом

специфики

учебного

предмета:

-формирование элементарных математических представлений и умения применять

их в повседневной жизни.

Задачи:

Формировать умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме,

величине, длине и ширине;

Формировать умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на

плоскости;

Формировать умение различать, сравнивать и преобразовывать множества

один- много-столько же;

Формировать

умение

различать

части

суток,

соотносить

действие

с

временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий;

Формировать умение пересчитывать и сравнивать предметы в пределах 5.

Данная рабочая программа опирается на следующие методы организации,

контроля и мониторинга учебно-познавательной деятельности:

Методы

организации

и

осуществления

учебно-познавательной

деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного

материала).

2.

Репродуктивные,

объяснительно-иллюстративные,

поисковые,

исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной

деятельности).

3.

Индуктивные

и

дедуктивные

(по

логике

изложения

и

восприятия

учебного материала).

Методы

контроля

за

эффективностью

учебно-познавательной

деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями,

умениями и навыками;

Метод мониторингов;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые

поощрения

в

формировании

мотивации,

чувства

ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями

и навыками.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

Подготовка

ребенка

к

нахождению

и

обучению

в

среде

сверстников,

к

эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,

вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)

2) умение выполнять инструкции педагога

3) использование по назначению учебных материалов

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени

2) от начала до конца

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,

действия) к другому:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный

план) с помощью педагога.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов.

Различение множеств («один», «много»,

«мало», «пусто»). Представление о

числовой последовательности. Пересчет

предметов. Узнавание цифр.

Н а хо ж д е н и е

о д и н а ко в ы х

п р е д м е т о в .

Разъединение множеств. Объединение предметов в

единое множество. Различение множеств («один»,

«много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без

пересчета, с пересчетом).

Преобразование

множеств

(у ве л и ч е н и е

множества,

уменьшение

множества,

уравнивание

множеств).

Представление о числовой последовательности.

Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение

цифры с количеством предметов. Написание цифры.

Представления о величине.

Нахождение одинаковых предметов по

величине, длине, ширине, высоте.

Различение

по

величине

однородных

и

разнородных

предметов.

Сравнение

предметов

по

величине.

Составление

упорядоченного

ряда

(по

убыванию, по возрастанию). Различение по длине

(ширине,

высоте)

однородных

и

разнородных

предметов.

Представление о форме.

Узнавание и называние геометрических

фигур (круг, квадрат, треугольник, овал,

ромб). Дифференциация предметов по

форме. Представления о геометрических

телах (элементарный уровень)

Различение

геометрических

фигур

и

тел.

Соотнесение

геометрических

тел

с

названием

( « ш а р » ,

« к у б » ,

« ко н у с » ) .

С о о т н е с е н и е

геометрического

тела

с

геометрической

фигурой

(куб

квадрат,

шар

круг,

треугольник-конус).

Соотнесение

предмета

с

геометрическим

телом,

геометрической фигурой. Рисование геометрической

фигуры («треугольник», «квадрат», «круг», «овал»,

«ромб»).

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх,

низ, перед, за, право, лево). Ориентация

на плоскости («верх», «низ»,

«середина», «правая сторона», «левая

сторона»). Составление картинки из

нескольких частей. Составление ряда из

предметов, изображений

Пространственные

представления

(верх,

низ,

п е р е д ,

з а ,

п р а в о ,

л е в о ) .

О п р е д е л е н и е

месторасположения

предметов

в

пространстве

«сверху»,

«снизу»,

«спереди»,

«посередине»,

«сзади»,

«справа»,

«слева»).

Перемещение

в

пространстве

в

заданном

направлении

(«вверх»,

«вниз»,

«вперёд»,

«назад»,

«вправо»,

«влево»).

Ориентация

на

плоскости

(«верх»,

« н и з » ,

«середина»,

«правая

сторона»,

«левая

сторона»).

Определение месторасположения предметов в ряду.

Оценка знаний, умений и навыков

Формы контроля успеваемости:

• практические работы, задания, опросы.

Критерии оценки: степень самостоятельности и потребности в посторонней

помощи

(самостоятельно,

направляющая,

контролирующая,

стимулирующая),

полнота

знаний, прочность усвоения и умения их применять.

Оценка

Критерии

Оценка не ставится

недостаточный

уровень

о ц е н к а

н е

ставится, обучающийся не понимает смысла задания и

не выполняет его совместно с учителем.

О ц е н к а

« 3 »

удовлетворительно

допустимый

уровень

-

п редложе н н о е

задание

выполняет

с

контролирующей

помощью,

в

отдельных

ситуациях

самостоятельно.

Задания

подбираются с учетом индивидуальных особенностей

и возможностей ребенка.

Оценка «4» хорошо

достаточный

уровень

обучающийся

способен самостоятельно выполнить задание (иногда

только в определенных условиях), допускает ошибки,

которые

может

исправить

по

замечанию

учителя.

Задания

подбираются

с

учетом

индивидуальных

особенностей и возможностей ребенка.

Оценка «5» отлично

оптимальный

уровень

обучающийся

самостоятельно

выполняет

предложенное

задание.

Задания

подбираются

с

учетом

индивидуальных

особенностей и возможностей ребенка.

Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с

учетом

особенностей

психофизического

развития

и

особых

образовательных

потребностей

каждого

обучающегося.

В

связи

с

этим,

оценивание

знаний,

умений,

навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам,

положительным

достижениям

в

обучении

и

воспитании

каждого

обучающегося

с

применением индивидуального и дифференцированного подхода.

Материально-техническое обеспечение:

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и

др.);

- пирамидки разные по величине, высоте;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных

представлений);

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами;

- карточки с цифрами (от 1 до 5);

-

Знаки «<», «>», «=».

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у

детей доступных математических представлений.

Список литературы:

1.

Антропология

серий

развивающих

компьютерных

игр

«Супердетки»

-

«Учим

цифры», «Арифметика малышка».

2.

«Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;

3.

Прописи

4.

Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В;

5.

Учебник

для

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

VIII

вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические

представления» для 2 класса УУО (2 вариант)

п/п

Дата

Наименование разделов,

тем программы

Элементы содержания урока

по

плану

фактич.

1

Вводный урок.

Входящая диагностика.

2

Повторение материала за

прошлый год по теме «Цвет»

(красный, желтый, синий,

зеленый)

Дифференциация предметов по цвету

3

Голубой

Знакомство с цветом. Подбор предметов на

заданный цвет.

4

Фиолетовый

Знакомство с цветом. Подбор предметов на

заданный цвет.

5

Оранжевый

Знакомство с цветом. Подбор предметов на

заданный цвет.

6

Голубой - фиолетовый -

оранжевый

Дифференциация предметов и картинок по

изученным цветам

7

Оттенки цветов

Формирование умения различать оттенки

цветов. Выстраивание рада по насыщенности

цвета

8

9

Контрольная работа. Тема

«Цвет»

Диагностика и коррекция полученных знаний

10

Повторение темы «Большой –

маленький»,

Выкладывание картинок в порядке

увеличения, уменьшения величины

11

Самостоятельная работа по теме

«Величина предметов»

Диагностика полученных знаний

12

Повторение темы «Длина

предметов»

Выкладывание картинок в порядке

увеличения, уменьшения длины

13

Самостоятельная работа по теме

«Длина предмета»

Диагностика полученных знаний

14

Повторение темы «Ширина

предметов»,

Выкладывание полосок в порядке увеличения,

уменьшения ширины

15

Самостоятельная работа по теме

«Ширина предмета»

Диагностика полученных знаний

16

Контрольная работа. «Цвет,

величина, длина и ширина

предметов»

Диагностика и коррекция полученных знаний

17

«Высокий – низкий»

Формирование представление о высоте

предметов

18

Выше

Формирование умения подбирать предметы

нужной высоты, сравнивать предметы по

высоте, выстраивать ряд в порядке увеличения

высоты

19

Ниже

Формирование умения подбирать предметы

нужной высоты, сравнивать предметы по

высоте, выстраивать ряд в порядке

уменьшения высоты

20

Самостоятельная работа по теме

«Высота предметов»

Диагностика полученных знаний

21

«Дни недели».

Формирование временных представлений

22

23

Позавчера – вчера – сегодня –

завтра - послезавтра

Формирование временных представлений

24

25

«Времена года»

Формирование временных представлений

26

«Последовательность месяцев в

году»

Формирование временных представлений

27

28

Повторение темы «Ориентация

на листе бумаги»

Формировать умение расставлять предметы на

листе в соответствии с инструкцией.

29

«Графический диктант»

Формировать умение чертить линии в

определенном направлении и нужной длины

30

31

Самостоятельная работа по теме

«Ориентировка на листе бумаги»

Диагностика полученных знаний

32

Повторение темы «Форма

предметов»

Закрепить представления о формах предмета

(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

33

«Найди предмет»

Закрепление умения дифференцировать

предметы по 2 признакам (цвет и форма

предмета)

34

«Овал»

Формирование представлений о форме

предметов. Формировать умение подбирать

предметы овальной формы

35

«Ромб»

Формирование представлений о форме

предметов. Формировать умение подбирать

предметы ромбовидной формы

36

«Овал-ромб»

Дифференциация понятий ромб, овал

37

Контрольная работа по теме

«Геометрические фигуры»

Диагностика полученных знаний

38

«Шар»

Знакомство с геометрическим телом «Шар».

Формировать умение подбирать предметы

шарообразной формы. Дать представление о

том, чем геометрическая фигура отличается от

геометрического тела

39

Круг - шар

Дифференциация понятий «круг» - «шар»

40

Куб

Знакомство с геометрическим телом «Куб».

Формировать умение подбирать предметы

кубической формы. Дать представление о том,

чем геометрическая фигура отличается от

геометрического тела

41

Квадрат-куб

Дифференциация понятий «квадрат» - «куб»

42

Конус

Знакомство с геометрическим телом

«Конусом». Формировать умение подбирать

предметы конусовидной формы. Дать

представление о том, чем геометрическая

фигура отличается от геометрического тела

43

Треугольник - Конус

Дифференциация понятий «треугольник» -

«конус»

44

Контрольная работа по теме

«Геометрические тела: Шар-Куб-

Пирамида».

Дифференциация геометрических тел.

45

Цифра 1.

Знакомство с цифрой 1. Узнавание, выделение,

конструирование цифры 1. Прописывание

цифры 1.

46

Цифра 1.

Соотнесение количества предметов с цифрой

1.

47

Цифра 2.

Знакомство с цифрой 2. Узнавание, выделение,

конструирование цифры 2. Прописывание

цифры 2.

48

Цифра 2.

Соотнесение количества предметов с цифрой

2.

49

Цифра 3.

Знакомство с цифрой 3. Узнавание, выделение,

конструирование цифры 3. Прописывание

цифры 3.

50

Цифра 3.

Соотнесение количества предметов с цифрой

3.

51

Счет 1-2-3

Пересчет предметов в пределах 3. Прямой счет

в пределах 3. Формирование умения отвечать

на вопрос: «Сколько предметов?»

52

Контрольная работа по теме

«Пересчет предметов в пределах

3. Состав чисел 1, 2, 3.»

Диагностика и коррекция полученных знаний.

53

Цифра 4.

Знакомство с цифрой 4. Узнавание, выделение,

конструирование цифры 4.

54

Цифра 4.

Соотнесение количества предметов с цифрой

4.

55

Цифра 5.

Знакомство с цифрой 5. Узнавание, выделение,

конструирование цифры 5.

56

Цифра 5.

Соотнесение количества предметов с цифрой

5.

57

Счет от 1 до 5

Пересчет предметов в пределах 5. Прямой счет

в пределах 5. Формирование умения отвечать

на вопрос: «Сколько предметов?»

58

59

Счет от 5 до 1

Обратный счет в пределах 5.

60

61

Порядковый счет

Формирование представлений о

порядковом счете

62

63

Контрольная работа по теме

«Пересчет предметов в пределах

Диагностика и коррекция полученных знаний.

64

Знак «<», «>», «=»

Формирование умения сравнивать числа.

65

66

Самостоятельная работа по теме

«Сравнение чисел. Знаки «<»,

«>», «=»».

Диагностика полученных знаний

67

Итоговая контрольная работа

Диагностика и коррекция полученных знаний.

68

Резерв



В раздел образования