Автор: Попова Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Разработка деловой игры
Тема: "Поговорим об ответственности"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа" № 71 города Кирова
Разработка деловой игры «Поговорим об ответственности»
Ра
зработала:
учитель начальных классов
Попова Марина Викторовна
Киров 2018
«Поговорим об ответственности»
Цели: способствовать развитию у школьников чувства ответственности;
содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и
черты
характера,
прогнозировать
последствия
своих
действий;
убедить
учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин
уважения.
Подготовительная работа
1.
Подбор
науч но-методич е ской,
публицистич е ской
и
художественной литературы по теме.
2.
Определение учителем совместно с учащимися перечня вопросов
для обсуждения в ходе подготовки и проведения данной игры:
1)
Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
2)
Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких
действий можно исправить?
3)
Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?
4)
Какие черты характера проводят к неправильным поступкам?
5)
Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке
3.
Формирование пяти групп учащихся для совместного обсуждения
и
поиска
ответов
на
перечисленные
вопросы.
Каждая
группа
получает задание: подготовить ответ на один из пяти вопросов и
постараться
творчески
его
проиллюстрировать
(нарисовать,
инсценировать, описать).
4.
Изготовление карточек с заданиями, которые будут выполняться
группами учащихся.
Оформление, оборудование, инвентарь: написанные на доске тема и
вопросы для коллективного обсуждения; оборудованные места для работы
пяти микрогрупп учащихся; карточки с заданиями для каждой микрогруппы.
Ход проведения
1.
Учитель
предлагает
учащимся
вместе
поразмышлять
об
ответственности человека и постараться найти ответы на пять вопросов,
которые были предложены для обсуждении группам в ходе подготовки.
2. Учащиеся первой группы отвечают на первый вопрос. Они дают
определение
ответственности,
характеризуют
ситуации,
в
которых
это
чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А.П. Гайдара «Честное
слово» в качестве примера проявления чувства ответственности. По просьбе
учителя ученики проводят другие примеры о проявлениях данного чувства.
Учитель,
подводя
итог
размышления
детей
над
первым
вопросом,
обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых
событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу,
другие
проходят
почти
бесследно.
Он
спрашивает,
какие
поступки,
по
мнению учащихся, следует отнести к непоправимым, а последствия каких
действий можно исправить.
3. Представители второй группы высказывают свое мнение, а педагог
записывает на доске в две колонки (непоправимые и поправимые житейские
поступки)
называемые учащимися поступки. К непоправимым поступкам
ученики относят такие, как убийство, казнь, предательство, неверное лечение
и
др.
Поправимыми
они
называют
множество
житейских
поступков,
к
которым относят опоздание, шалость, порчу вещи, потерю чего-то и др.
Учитель
обращает
внимание
на
то,
что
большинство
житейских
ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как
многое
можно
исправить.
Педагог
замечает,
что
практически
любое
ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить
о нем не принято. Почему же на вопрос можно ответить легко, а за поступок
– трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность?
Чего он боится?
4.
Члены
третьей
группы
говорят
о
чувстве
стыда,
страхе
перед
наказанием,
боязни
унижения,
опасении,
что
люди
не
смогут
понять
провинившегося.
Они
иллюстрируют
свой
ответ
с
помощью
плаката,
составленного
по
рассказу
Н.Н.
Носова
«О
походе
в
зоопарк»,
а
также
вспоминают, что все страдания и приключения Оли и Яло в «Королевстве
кривых зеркал» произошли из-за разбитой банке варенья.
Завершая обсуждение третьего вопроса, учитель делает акцент на то, что
эти неприятные последствия можно было предвидеть, и просить четвертую
группу перечислить те черты характера, которые, по их мнению, приводят к
непоправимым поступкам.
5.
Учащиеся
называют
излишнюю
доверчивость,
подтверждая
свое
суждение
чтением
по
ролям
басни
И.А.
Крылова
«Ворона
и
лисица»;
легкомыслие, называя для примера сказку о Царевне-Лягушке.
Затем каждая группа учащихся получает от учителя карточку с заданием,
выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа
на один из пяти предлагаемых вопросов:
1)
Какая черта характера премудрого пескаря, героя сказки М.Е.
Салтыкова – Щедрина, заставила его всю жизнь прятаться в норе
и жить скучной однообразной жизнью (Ответ: трусость).
2)
Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (ответ: из-за
непослушания)
3)
Что заставило царя в сказке «Конек - Горбунок» прыгнуть в
кипящий котел? (ответ: зависть красоте и молодости Ивана)
4)
Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям
в сказке «Красная Шапочка»? (ответ: болтливость)
5)
Что погубило Раджу, героя мультфильма «Золотая Антилопа»?
(ответ: жадность, жажда наживы)
6. На этом этапе происходит обсуждение пословицы «Не ошибается тот,
кто
ничего
не
делает».
Учитель
предлагает
учащимся
ответить
на
три
вопроса:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Возможно ли избежать ошибок в жизни?
- Что хуже: безделье или ошибка?
Далее представители пятой группы высказывают свое мнение о том, что
совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых
случаях – даже уважать. Например, Буратино, который по глупости поверил
коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его подтолкнула к неверным
действиям не жадность, а желание купит папе Карло новую куртку. Свою
версию ответа на пятый вопрос учащиеся представляют в форме интервью с
Буратино.
В заключении учитель задает учащимся вопрос: «Достоин уважения тот
человек,
который
совершает
ошибочные
действия,
но
признает
свои
ошибки?» Школьники приходят к выводу, что такой шаг могут сделать люди
с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.