Напоминание

"Поговорим об ответственности"


Автор: Попова Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Разработка деловой игры
Тема: "Поговорим об ответственности"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа" № 71 города Кирова

Разработка деловой игры «Поговорим об ответственности»

Ра

зработала:

учитель начальных классов

Попова Марина Викторовна

Киров 2018

«Поговорим об ответственности»

Цели: способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и

черты

характера,

прогнозировать

последствия

своих

действий;

убедить

учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин

уважения.

Подготовительная работа

1.

Подбор

науч но-методич е ской,

публицистич е ской

и

художественной литературы по теме.

2.

Определение учителем совместно с учащимися перечня вопросов

для обсуждения в ходе подготовки и проведения данной игры:

1)

Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?

2)

Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких

действий можно исправить?

3)

Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?

4)

Какие черты характера проводят к неправильным поступкам?

5)

Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке

3.

Формирование пяти групп учащихся для совместного обсуждения

и

поиска

ответов

на

перечисленные

вопросы.

Каждая

группа

получает задание: подготовить ответ на один из пяти вопросов и

постараться

творчески

его

проиллюстрировать

(нарисовать,

инсценировать, описать).

4.

Изготовление карточек с заданиями, которые будут выполняться

группами учащихся.

Оформление, оборудование, инвентарь: написанные на доске тема и

вопросы для коллективного обсуждения; оборудованные места для работы

пяти микрогрупп учащихся; карточки с заданиями для каждой микрогруппы.

Ход проведения

1.

Учитель

предлагает

учащимся

вместе

поразмышлять

об

ответственности человека и постараться найти ответы на пять вопросов,

которые были предложены для обсуждении группам в ходе подготовки.

2. Учащиеся первой группы отвечают на первый вопрос. Они дают

определение

ответственности,

характеризуют

ситуации,

в

которых

это

чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А.П. Гайдара «Честное

слово» в качестве примера проявления чувства ответственности. По просьбе

учителя ученики проводят другие примеры о проявлениях данного чувства.

Учитель,

подводя

итог

размышления

детей

над

первым

вопросом,

обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых

событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу,

другие

проходят

почти

бесследно.

Он

спрашивает,

какие

поступки,

по

мнению учащихся, следует отнести к непоправимым, а последствия каких

действий можно исправить.

3. Представители второй группы высказывают свое мнение, а педагог

записывает на доске в две колонки (непоправимые и поправимые житейские

поступки)

называемые учащимися поступки. К непоправимым поступкам

ученики относят такие, как убийство, казнь, предательство, неверное лечение

и

др.

Поправимыми

они

называют

множество

житейских

поступков,

к

которым относят опоздание, шалость, порчу вещи, потерю чего-то и др.

Учитель

обращает

внимание

на

то,

что

большинство

житейских

ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как

многое

можно

исправить.

Педагог

замечает,

что

практически

любое

ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить

о нем не принято. Почему же на вопрос можно ответить легко, а за поступок

– трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность?

Чего он боится?

4.

Члены

третьей

группы

говорят

о

чувстве

стыда,

страхе

перед

наказанием,

боязни

унижения,

опасении,

что

люди

не

смогут

понять

провинившегося.

Они

иллюстрируют

свой

ответ

с

помощью

плаката,

составленного

по

рассказу

Н.Н.

Носова

«О

походе

в

зоопарк»,

а

также

вспоминают, что все страдания и приключения Оли и Яло в «Королевстве

кривых зеркал» произошли из-за разбитой банке варенья.

Завершая обсуждение третьего вопроса, учитель делает акцент на то, что

эти неприятные последствия можно было предвидеть, и просить четвертую

группу перечислить те черты характера, которые, по их мнению, приводят к

непоправимым поступкам.

5.

Учащиеся

называют

излишнюю

доверчивость,

подтверждая

свое

суждение

чтением

по

ролям

басни

И.А.

Крылова

«Ворона

и

лисица»;

легкомыслие, называя для примера сказку о Царевне-Лягушке.

Затем каждая группа учащихся получает от учителя карточку с заданием,

выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа

на один из пяти предлагаемых вопросов:

1)

Какая черта характера премудрого пескаря, героя сказки М.Е.

Салтыкова – Щедрина, заставила его всю жизнь прятаться в норе

и жить скучной однообразной жизнью (Ответ: трусость).

2)

Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (ответ: из-за

непослушания)

3)

Что заставило царя в сказке «Конек - Горбунок» прыгнуть в

кипящий котел? (ответ: зависть красоте и молодости Ивана)

4)

Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям

в сказке «Красная Шапочка»? (ответ: болтливость)

5)

Что погубило Раджу, героя мультфильма «Золотая Антилопа»?

(ответ: жадность, жажда наживы)

6. На этом этапе происходит обсуждение пословицы «Не ошибается тот,

кто

ничего

не

делает».

Учитель

предлагает

учащимся

ответить

на

три

вопроса:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Возможно ли избежать ошибок в жизни?

- Что хуже: безделье или ошибка?

Далее представители пятой группы высказывают свое мнение о том, что

совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых

случаях – даже уважать. Например, Буратино, который по глупости поверил

коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его подтолкнула к неверным

действиям не жадность, а желание купит папе Карло новую куртку. Свою

версию ответа на пятый вопрос учащиеся представляют в форме интервью с

Буратино.

В заключении учитель задает учащимся вопрос: «Достоин уважения тот

человек,

который

совершает

ошибочные

действия,

но

признает

свои

ошибки?» Школьники приходят к выводу, что такой шаг могут сделать люди

с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.



В раздел образования