Автор: Саенко Наталья Геннадиевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с.Сорвижи Арбажского района
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Урок по творчеству А.Ахматовой
Тема: "И всё-таки узнают голос мой"
Раздел: полное образование
« И всё – таки узнают голос мой».
Творческая судьба Анны Андреевны Ахматовой.
(Урок литературы в 11 классе)
Цели урока.
1.
Познакомить учащихся с биографическими фактами А. Ахматовой; творческой судьбой,
ее сборниками стихов.
2.
Совершенствовать
умение
составлять
план
лекции
учителя,
читать
стихотворения
наизусть; самостоятельно готовить материал к уроку.
3.
Прививать любовь к литературе; воспитывать патриотические чувства на примере жизни
поэтессы; справедливость, честность.
Оборудование урока.
1. Портрет А.А.Ахматовой.
2. Фотографии поэтессы и ее семьи.
3. Сборники стихотворений А.А.Ахматовой.
4. Запись песни «Смятение».
Ход урока.
1. Учитель читает стихотворение.
И мы шарахаемся, и глухое:
Ох!
Стотысячное – тебе присягает. –
Анна
Ахматова – это имя – огромный вздох,
И в глубь она падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо
над нами то же!
И тот, кто ранен смертельной
твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное
сходит ложе.
2. Сообщение учителем целей урока и запись темы в тетради.
Анна Андреевна
Ахматова
(1889-1966)
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Есть на тебе печать Господня.
О.Мандельштам.
3. Задание классу: составить план лекции.
4. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
1
Анна Андреева Ахматова (псевдоним, настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня
1889 года в семье офицера флота под Одессой.
В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна.
Детство
ее
прошло
в
Царском
селе,
близ
лицея.
Первые
впечатления:
«зелёное
великолепие парков, ипподром, старый вокзал».
Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей… друзей и врагов.
И шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И всё перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Первое стихотворение она написала в 11 лет, когда
училась в Царскосельской
женской гимназии. В 14 лет чернокосая гимназистка познакомилась с 17-летним учащимся
мужской гимназии, который сразу же влюбился в нее. Звали его Николай Гумилёв. 7 лет
ухаживал он за Анной, был многократно отвергаем. Наконец, в 1910 году она сказала «да»
и вышла за него замуж. Николай Гумилёв к тому времени уже был признанным лидером
нового литературного течения – акмеизма.
А.Ахматова показала ему свои стихи, а он посоветовал ей заняться танцами и сказал
«быть поэтом женщине нелепость».
Имя молодой Ахматовой тоже тесно связано с акмеизмом.
- Что вы знаете об этом?
Сообщение учащегося «А.Ахматова и акмеизм».
Учитель: В 1912 году вышел первый сборник стихов А.Ахматовой «Вечер» тиражом
всего в триста экземпляров и принес ей известность.
- Чем же примечателен был этот сборник? Какие стихотворения вошли в него? Как
сама поэтесса относилась к своему раннему творчеству?
Сообщение учащейся о сборнике стихов «Вечер».
Учитель: В сборник вошли интересные, красивые стихотворения о любви, овеянные
грустью. Такие нотки звучат в стихотворении «Сердце к сердцу не приковано».
Читает стихотворение ученица.
Иногда стихотворения похожи на короткие сценки-финалы повестей любви. Любовь у
Ахматовой
похожа
на
войну,
на
поединок.
К
таким
стихотворениям
можно
отнести
«Сжала руки под темной вуалью».
Выразительно читает стихотворение ученица.
В этом же году, 1 октября 1912 года у четы Гумилевых родился единственный сын –
Лев (известный историк и географ).
Вскоре в семье начались размолвки, которые закончились разводом.
Тебе покорной! Ты сошел с ума!
Покорна я одной господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли,
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
Но, видишь ли! Ведь я пришла сама…
2
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьется в зимнее ненастье.
И кровь пятнает белое крыло.
Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
За то, что в дом свой странницу пустил.
Учитель: В 1914 году вышла вторая книга поэтессы, которая называлась «Четки».
-Что особенного в этом сборнике? Почему он имел шумный успех?
Сообщение ученика о сборнике «Четки».
Учитель: В этом сборнике та же приговоренность Ахматовой к любви – страданию,
скорбь расставаний, отрава наслажденья. В стихотворении «Смятение» (1913) она пишет:
«Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь».
Послушайте песню Д.Тухманова на стихи Анны Ахматовой.
/Звучит песня «Смятение»/.
«Я не любви твоей прошу», - так называется еще одно стихотворение, вошедшее в
этот сборник. /Читает ученица/.
Учитель: В 1917 году вышла книга «Белая стая». Она появилась при грозных
обстоятельствах: революция, разруха, голод.
Сообщение ученика о сборнике «Белая стая».
Учитель:
А
потом
был
сборник
«Подорожник»
(1921).
Многие
друзья
Анны
Андреевны Ахматовой уехали за границу, но она оставить Родину не смогла. В 1917 году
она пишет стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно».
Стихотворение читает ученица.
Учитель: После революции работала в библиотеке Агрономического института. И
еще раз она говорит о верности своей Родине.
Звучит стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю».
С середины 20-х годов ее стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать.
Она была объявлена «внутренней эмигранткой».
В начале 30-х годов первый раз был арестован сын. Долгими месяцами она стояла в
длинных очередях в тюрьму, там и родился замысел поэмы «Реквием», много позже будет
опубликована еще одна поэма «Поэма без героя».
Немало было создано поэм А.Ахматовой.
- Что вы знаете о них?
Сообщение ученицы о поэмах поэтессы.
Учитель: Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Она копала траншеи,
дежурила на крышах. В 1941 году вылетела в Москву. А потом эвакуировалась в город
Ташкент.
В 1942 году на страницах «Правды» рядом с военными сводками было напечатано
стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».
Ученик читает стихотворение наизусть.
Учитель: После войны она возвращается в родной город. А потом…разразилась
гроза.
В докладе А.Жданова и в постановлении ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
беспощадно
и
безосновательно
поэзия
Ахматовой
клеймилась.
Говорили,
что
она
с
буржуазным уклоном. Ее исключили из Союза писателей. А дальше…10 лет забвения.
После смерти Сталина в жизни Анны Андреевны наступают перемены: в 1955 году
освобожден сын, в 1956 году напечатан сборник ее переводов.
В 1964 году Ахматовой исполнилось 75 лет. В том же году ей присуждена премия
3
«Этна Таормино», в 1965 году Оксфордский университет присвоил ей почетное звание
доктора
университета.
Тогда
же
вышла
последняя
при
жизни
поэтессы
книга
«Бег
времени», куда вошли стихотворения последнего десятилетия.
В
феврале 1966 года Анна Ахматова тяжело заболела. Скончалась от сердечного
приступа. Похоронена на уединенном кладбище в Комарове.
Протянется надолго, мнилось,
Гряда ее тяжелых дней.
Себе самой она отснилась,
И нам явилась, словно милость.
Ушла – увиделась полней.
Как многозвучно, как зеркально
Ее душа воплощена
В строках, звучащих изначально
Железно, медленно, хрустально,
Но то не строки – письмена
Л.Озеров.
Обобщение учителя: Итак, ребята, мы сегодня на уроке познакомились с частичкой
творчества необычайной поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Были названы сборники
стихов поэтессы, но, к сожалению, не обо всех поговорили подробно. Невозможно на
одном уроке объять необъятное. У нас еще будет время рассмотреть другие произведения
Анны Ахматовой, которые, я думаю, вы полюбите.
А сейчас проверим, какие планы у вас получились.
2-3 ученика зачитывают планы, составленные во время урока.
Учитель выставляет оценки за урок и задает домашнее задание.
Домашнее задание:
- выучить одно понравившееся стихотворение;
-принести сборники стихов поэтессы;
-прочитать по учебнику (Журавлев) стр. 146-152.
4