Автор: Дегодий Татьяна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: ЗАТО Александровск г. Снежногорск, Мурманская область
Наименование материала: Проект по ПДД
Тема: "Правила дорожные детям знать положено"
Раздел: дошкольное образование
Проект по ПДД в подготовительной группе компенсирующей направленности
"Правила дорожные детям знать положено".
Название проекта: " Правила дорожные детям знать положено".
Тип: информационный, игровой.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2018 г.- апрель 2019 г.)
Возраст участников проекта: подготовительная группа компенсирующей
направленности.
Участники: воспитатель - Дегодий Т.Д., дети, родители.
Актуальность.
В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-
транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП
является ребёнок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного
движения, их незнанием. Представленные самим себе дети мало считаются с
реальными опасностями на дороге, т.к. недооценивают собственные
возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них ещё не выработалась
способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро
меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной
грамоте, правилам поведения на улице. Известно, что привычки, закреплённые в
детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в
обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского
дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Интеграция образовательных областей.
"Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество",
"Чтение художественной литературы", "Безопасность", "Физическая культура",
"Здоровье", "Музыка".
Цель проекта.
Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
• Создавать условия в группе для сознательного изучения детьми Правил
дорожного движения;
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного
поведения.
• Распространять и пропагандировать среди родителей знания о правилах
дорожного движения;
• Воспитывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
Ожидаемый результат:
- воспитание грамотного пешехода;
- расширение кругозора воспитанников;
- повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
- умение принять правильное решение в сложной дорожно - транспортной
ситуации.
Этапы проекта.
1 этап – подготовительный.
На этом этапе составляют планирование по проектной деятельности, пишут
сценарии всех мероприятий, подбирают информацию для работы с детьми и
родителями.
2 этап – планирование деятельности по проекту.
Проведение
всех
мероприятий
по
составленному
планированию.
Сам
проект представляет собой разные виды деятельности в течение 7 месяцев.
Каждый месяц, в рамках темы, проводится непосредственно образовательная
деятельность
(познание,
коммуникация,
социализация,
художественная
деятельность,
чтение
художественной
литературы).
Закрепление
полученных
знаний осуществляется при обсуждении ситуаций (на дороге, в транспорте), в
игровой
деятельности,
развлечениях,
просмотре
видеофильмов.
Родители
знакомятся
с
информацией
в
родительском
уголке,
на
собрании,
в
индивидуальной консультации.
Формы работы
Непосредственно образовательная деятельность.
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, словесные).
Чтение художественной литературы.
Театрализованная деятельность.
Видеоматериалы по теме ПДД, разбор и анализ ситуаций.
Наглядная агитация для родителей (информационные листы, тематические
консультации).
Выставки (игрушек, поделок, рисунков).
Викторина.
Развлечение.
Перспективное планирование в подготовительной группе
Формы работы с детьми и
родителями
Содержание работы
Октябрь. Тема: Светофор и пешеходный переход.
Беседа.
Тема:
«Наш
друг
-
светофор».Цель:
формировать
знания
детей о правилах перехода через дорогу. Познакомить детей с
разнообразием
знаков
для
разных
видов
перехода:
наземного, подземного и надземного.
Ц е л е в а я
п р о г ул к а
к
светофору.
Цель:
закрепить
сигналы
светофора;
обозначение
пешеходного перехода (зебра).
Чтение
художе ственной
литературы.
С. Михалков "Бездельник светофор".
Е. Житков "Светофор".
Загадки о светофоре.
Дидактиче ские
игры
и
упражнения
Плакат «Правила дорожного движения». Цель: закреплять
знания детей о сигналах светофора и о пешеходном переходе.
Сюжетно-ролевые игры
«Перекрёсток» - грузовые и легковые автомашины едут по
улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются
сигналам
транспортного
светофора,
пешеходы
обращают
внимание на светофор для пешеходов
Работа с родителями
I.
Информационный лист:
- «Наш помощник - светофор».
- «Правила, которые должен знать каждый».
II.
Изготовление
атрибутов
(светофор,
пешеходный
переход, для сюжетно - ролевых игр).
Ноябрь. Тема: Улица.
Беседа.
Тема: «Безопасная улица». Цель: формировать знания об
участниках
дорожного
движения
(пешеходах,
водителях).
Познакомить
детей
с
частями
дороги
(тротуар,
проезжая
часть, «островок безопасности»).
Непосредственно
образовательная
деятельность
Художественное
творчество.
Рисование.
Тема:
«Улица».
Цель: закреплять умения отражать в рисунке впечатления от
окружающего
мира,
изображать
тротуар,
пешехода,
пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки.
Художественная литература
Аким Я. "Улица".
Михалков С. "Моя улица".
Загадки.
Дидактиче ские
игры
и
упражнения
«Азбука
пешехода»
Цель:
знакомить
детей
с
участками
дорожного
движения
(пешеходы,
водители)
и
дорожной
разметкой.
Сюжетно-ролевые игры
«Улица»
-
сотрудники
автоинспекции
наблюдают
за
порядком на дорогах, следят за пешеходами и водителями.
Экскурсия
Тема: «Улица моего города». Цель: закреплять знания детей о
тротуаре и проезжей части.
Другие
формы
работы
с
детьми
Изготовление макета «Улица».
Работа с родителями
I. Информационный лист:
- «Участники дорожного движения».
II.
Собрание
(общесадовое).
Тема:
«Безопасность
на
дороге».
Декабрь. Тема: Дорожные знаки.
Беседа
Тема: «Дорожные знаки». Цель: научить детей различать и
понимать что обозначают некоторые дорожные знаки.
Непосредственно
образовательная
деятельность.
Составление рассказа на тему: «Дорога от дома до детского
сада». Цель: развивать наблюдательность, любознательность,
внимание. Формировать монологическую речь, ориентировку
на местности.
Чтение
художе ственной
литературы
Серяков И. "Законы улиц и дорог".
Семернин В. "Запрещается – разрешается".
Емельянова О. "Стихи про дорожные знаки".
Загадки.
Дидактические игры
Лото «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Да - нетка»,
«Какой знак лишний?»
Сюжетно-ролевые игры
«Улицы города» с использованием дорожных знаков.
«Автозаправка», «Станция техобслуживания».
Развлечение
Спектакль «В школе светофорных наук».
Работа с родителями
Рекомендации:
- предложить родителям познакомить детей с дорожными
знаками города.
Январь. Тема: Знакомство с сотрудниками ГИБДД.
Беседа
Пригласить сотрудника ГИБДД. Цель: познакомить детей со
службой
ГИБДД
и
её
ролью
в
профилактике
и
предотвращении несчастных случаев на дороге.
Непосредственно
образовательная
деятельность
Тема: «Твои помощники на дороге». Цель: вырабатывать у
детей
стереотип
безопасного
поведения.
Формировать
у
детей знания о том, что на дороге у него есть помощники:
дорожные знаки, светофор, сотрудники ГБДД.
Чтение
художе ственной
литературы
Крутецкая В. А. «Что такое ГИБДД и ДПС?», «Сигналы
регулировщика дорожного движения».
Загадки.
Дидактические игры
Звуковой плакат «Правила дорожного движения»; настольно
–
печатные
игры:
«Час
пик»,
«Правила
дорожного
движения».
Сюжетно-ролевые игры
«Улица», «Служба ДПС» - дорожное движение с участием
машин,
пешеходов,
регулировщика,
который
регулирует
движение.
Работа с родителями
I. Информационный лист:
- «О работе ГИБДД».
- памятка для родителей «Знай, помни и соблюдай!»
II. Изготовление и обогащение атрибутов для сюжетно –
ролевой игры: жилет, жезл, свисток, фуражка.
Февраль. Тема: Правила поведения на улице.
Беседа
Тема:
«Дорога
не
место
для
игр».Цель:
рассмотреть
различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в
городских
условиях
при
катании
детей
на
велосипеде,
самокате,
роликовых
коньках.
Познакомить
детей
с
правилами поведения в таких ситуациях.
Непосредственно
образовательная
деятельность
I.
Тема:
«Безопасное
поведение
на
улице».
Цель:
формировать
у
детей
представление
о
специально
отведённых местах для игр на улице (детские площадки,
спортивные площадки, парки, скверы).
II. Художественное творчество. Аппликация (коллективная).
Тема:
«Наш
город».
Цель:
учить
детей
передавать
в
аппликации
панораму
города
(дома,
дорога).
Развивать
композиционные умения. Воспитывать аккуратность, умение
договариваться, доводить начатое дело до конца.
Художественная литература
Шорыгина Т.А:
"Волшебная горка";
- стихи: Мне купили самокат; Роликовые коньки; Весёлый
футбол; Пойдём играть в хоккей?
Михалков С. "Скверная история",
Лебедев-Кумач В. "Про умных зверюшек".
Загадки.
Дидактические игры
«На прогулке», «Азбука пешеходов».
Сюжетно-ролевые игры
«Перекрёсток», «Улица», «Семья», «Магазин».
Работа с родителями
Информационный лист:
- «Стой! Опасность!»
- «Велосипед и велосипедист».
- «Правила движения зимой».
- «Опасные сумерки».
Март. Тема: Транспорт. Правила поведения в транспорте.
Беседа
Тема: «Разные виды транспорта». Цель: познакомить детей с
разными
видами
транспорта,
транспортом
специального
назначения.
Непосредственно
образовательная
деятельность
I. Тема: «В городском транспорте». Цель: познакомить детей
с правилами этичного и безопасного поведения в городском
транспорте.
II. Составление творческого рассказа по серии сюжетных
картинок
"В
автобусе".
Цель:
учить
детей
составлять
творческий
рассказ
с
опорой
на
сюжетные
картинки.
Развивать
монологическую
речь.
Воспитывать
у
детей
уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать.
Экскурсия
Посещение городской пожарной части. Цель: познакомить с
профессией
пожарных
и
транспортом
специального
назначения.
Дидактические игры
Домино, лото по теме «Транспорт».
Сюжетно-ролевые игры
« П у т е ш е с т в и е
н а
а вт о бу с е » ,
« Ул и ц ы
г о р о д а » ,
«Строительство дома».
Художественная литература
Носов Н. А. "Автомобиль.
Пишунов Я. Машина моя.
Шорыгина Т. А.:
- чтение стихотворений;
- сказка «Новогодний лес».
- загадки;
Другие
формы
работы
с
детьми
Выставка детских рисунков на тему: «Правила дорожного
движения - нужно знать всем, без исключения».
Работа с родителями
Информационный лист:
- «Знакомьтесь – транспорт».
- «Памятка водителю».
- буклеты: «Безопасность детей в ваших руках», «Памятка
для родителей».
Апрель. Спортивное развлечение. Викторина.
Викторина
Тема: «Знаете ли вы правила дорожного движения?» Цель:
закрепить у детей знания о правилах дорожного движения,
правилах
поведения
пешеходов
и
водителей,
дорожных
знаках.
Спортивное развлечение
Тема:
«Мой
друг
-
светофор».
Цель:
доставить
детям
радость; закрепить умение применять полученные знания в
играх
и
повседневной
жизни;
привлечь
родителей
к
совместной
деятельности
с
детьми;
совершенствовать
двигательные
навыки;
спо собствовать
с о зд а н и ю
положительного эмоционального настроения.
Дидактические игры
«Азбука
пешехода»,
«Правила
дорожного
движения»,
«Дорожные знаки».
Сюжетно-ролевые игры
«Улица», «Перекрёсток», «Автобус» и др.
Работа с родителями
I. Информационный лист:
- «Обучайте детей правильно».
- «Правила, которые должен знать каждый».
- «Почему дети попадают в ДТП?»
II.
Изготовление
атрибутов
для
настольной
игры
«Наш
город» (дома, машины, дорожные знаки, пешеходы и т. д.)
Другие формы работы
Просмотр видеофильмов "В гостях у тётушки Совы"
3 этап – подведение итогов проектной деятельности.
Подведение итогов проекта «Правила дорожные детям знать положено»,
вручение дипломов, благодарственных писем родителям.
Итоги работы по проекту:
- в группе созданы условия для ознакомления детей с правилами дорожного
движения;
- изготовлены макеты "Перекрёсток", "Улица города";
- у детей расширился кругозор;
- сформировались представления о правилах дорожного движения, поведения на
улице и в общественных местах.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Безопасность. СПб «Детство - Пресс», 2002
2. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.
М., «Творческий Центр «Сфера», 2009
3. Крутецкая В. Моя первая дорожная азбука в картинках. СПб «Издательский
Дом «Литера», 2012
4. Старцева О.В. Школа дорожных наук. М., «Творческий Центр «Сфера», 2012
5.Саво И. Л. Правила дорожного движения для дошкольников. СПб «Детство -
Пресс», 2012
6.Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М., Мозаика-
Синтез, 2013
Анкета для родителей по ПДД.
1. С какого возраста нужно обучать детей ПДД?___________________________
2. Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей
их на дороге?_________________________________________________________
3. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?______________
4. Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить
дорогу?______________________________________________________________
5. Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?_________________
6. Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/с?________________
7. Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?________________
8. Какие ситуации считаете опасными?___________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________