Автор: Кузьменко Ирина Прокопьевна
Должность: УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида №6» г.Симферополя
Населённый пункт: Г.СИМФЕРОПОЛЬ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Все действия со степенями. Применение степеней»
Раздел: полное образование
АЛГЕБРА 7 КЛАСС
Учитель Кузьменко И.П.
УРОК систематизации и обобщения знаний по теме
Все действия со степенями. Применение степеней.
Цели и задачи:
Образовательные:
обобщение
знаний
о
степени
с
натуральным
показателем, закрепление навыков простейших преобразований выражений,
содержащих
степени
с
натуральным
показателем,
расширение
области
применения полученных знаний.
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к учебе, высокой
познавательной
активности
и
самостоятельности,
элементов
культуры
общения
посредством
работы
в
паре,
группе
(коммуникативной
компетентности).
Развивающие:
создание условий для реализации творческих способностей
учащихся, развитие навыков использования изученного материала;
развитие
у учащихся общеучебных
умений
и навыков:
умение сравнивать,
анализировать, обобщать,
делать выводы, работать с книгой и интернет
ресурсами;
развитие
грамотной
математической
речи
учащихся
и
познавательного интереса школьников к изучению математики.
Практические:
создание условий для формирования у обучающихся умения
применять изученные свойства и правила для преобразования выражений,
содержащих
степени
с
натуральными
показателями
и
практического
применения полученных данных.
Метапредметные:
-познавательные:
умение
анализировать
информацию
для
выполнения
учебных задач;
-регулятивные: составление плана решения проблемы;
-коммуникативные:
умение
доказывать
правоту
и
правильность
своего
решения.
Ход урока:
1.Организвционный момент. Обсуждение темы урока, постановка целей и задач.
Учитель: На прошлых уроках мы изучали свойства степеней, решали различные
примеры и задачи и заметили, что встречаемся со степенями не только на уроках
математики, но и в различных областях нашей жизни.
-Итак-проблемный вопрос: Сможем ли мы сегодня ответить на вопрос: Зачем
нам нужны степени? Где они используются? В каких областях нашей жизни?
- Начинаем с математической разминки.
Повторим свойства степеней с одинаковым основанием, которые мы
выучили: (устная работа)
1) В каком случае показатели степеней складываются?
2) В каком случае показатели степеней вычитаются?
3) В каком случае показатели степеней делятся?
4) В каком случае показатели степеней умножаются?
5) Чему равно значение выражения в нулевой степени?
Быстрый счет. У вас на столе лежит бланк ответов для Государственной
аттестации. Мы уже решали с вами задачи с пометкой ОГЭ. Сегодня вы
познакомитесь с техникой заполнения такого бланка. ( учитель проводит
инструктаж заполнения бланка). А теперь приступаем к работе.
Задания на слайде. Ответы заносим в бланк ответа.
После выполнения задания проводим самопроверку. (ответы на слайде)
Оценивание 10пр- 5б
7-8пр- 4б
5-6пр- 3б
Меньше 5примеров- ай-яй-яй!!!
2. После разминки проведем проверку знаний по карточке « блиц-опрос» с
последующей взаимопроверкой.
Работа по карточке.
Вы провели определенную исследовательскую и, даже научную работу, по
этой теме, привлекали своих родителей, работали с дополнительной
литературой и интернет ресурсами. Я думаю, что сегодня мы узнаем много
интересного, что расширит наш кругозор, повысит мотивацию к изучению
математики…….
Ребята, а кто может сформулировать тему сегодняшнего урока и определить
цели, которые мы ставили?
Учащиеся формулируют тему урока и цели, обсуждаем, подводим итог.
Учитель: Открываем тетради , записываем число и тему урока.
Слушаем выступления учащихся, делаем записи в своей тетради.
Мы уже говорили с вами о том, в каких областях нашей жизни, науки и техники
применяют степени. Давайте перечислим их снова:
-медицина, химия, биология;
-физика и астрономия;
-ИТ-технологии;
А я еще бы добавила экология и даже язык и литература!
Степень восхищения
-истощения
-окисления
-загрязнения
-точности
- разрушения
В высшей степени….
До известной степени…
Слово для выступления предоставляется учащимся.
(выступление
сопровождается
показом
слайдов,
медицинских
бланков
для
анализа кров , мини –сообщениями и т.д.)
1.
Биология, биохимия, медицина. ( Саядян А ; Древницкая Ю)
2.
Шахматы (Семенов А)
3.
Физика, астрономия ( Батлук А)
4.
ИТ-технологии (Кубрак Р)
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
1.Древние славяне имели свои названия для больших чисел:
Тысяща- 10
3
, тьма- 10
6
, легион - 10
12
, леодр – 10
24
, ворон -10
48
, колода -10
49
.
2.Наш мозг состоит из 2·10
12
нервных клеток и способен ежедневно запоминать
8,6·10
7
единиц
информации.
К
концу
жизни
память
хранит
10
8
единиц
информации, о которой пока даже не мечтают создатели компьютерной техники.
3.
Самая близкая к Солнцу планета: Меркурий. До нее всего-то 57.690.000 км.
Кто прочитает это число?
С помощью степеней это число можно записать так 5,79
10
7
км.
4.А до нашей Земли: 149,6 млн. км или 1.496
10
8
км.
5.Солнце имеет массу 2
×
10
30
кг, а Земля - 5,97·10
24
кг.
Дополнительный материал:
1.Кроссворд
6
4
2
3
5
1
7
Задания кроссворда:
1.Значение степени с основанием,
равным единице.
2 . П р о и з в ед е н и е
н е с к о л ь к и х
одинаковых множителей.
3.Число,
которое
показывает
количество
множителей
в
записи
a
n
=
a ∙ a ∙ … ∙ a
.
4.Число
a
в записи
a
n
.
5.Какое число (по знаку) получается
при
возведении
отрицательного
числа в нечётную степень?
6.Какое число (по знаку) получается
при
возведении
отрицательного
числа в чётную степень?
В выделенной строке- имя ученого (ДЕКАРТ)
Где мы уже встречали имя этого ученого?
2.Магический квадрат. Задание:
Расставь в свободных клетках степени числа х так, чтобы по горизонтали, вертикали и
диагонали значение произведения степеней было одинаковым и равно 15. Степени
чисел х не повторяются.
ответ
Х
6
Х
7
Х
2
Х
1
х
5
Х
9
Х
8
Х
3
Х
4
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (карточка)
Задача с экологической проблемой.
Обсудить условие задачи и метод решения.
РЕФЛЕКСИЯ
Подведение итога урока (с помощью методики «Неоконченное предложение»).
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Сегодня мне удалось…";
"Было интересно…";
"Особенно мне понравилось…";
"Было трудно…";
"Я похвалил бы себя…"
Порядок расположения слайдов:
1.Тема урока
2.Эпиграф
3.Устная работа (5 вопросов)
4.Быстрый счет (работа на бланке ОГЭ)
5. Самопроверка
6.Оценивание
7. Блиц-опрос
8. Взаимопроверка
9.Критерии оценивания блиц-опроса
10.Медицина, биология.
11.Микромир
12.Легенда о шахматах
13.Астрономия, физика
14.А вы знаете, что…
15…..продолжение
16.ИТ технологии
17.Любопытные факты
18. Домашнее задание
19.Подведение итогов (закончи предложение)
20.Магический квадрат
21. Магический квадрат (ответ)
22.литература