Напоминание

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах в условиях реализации ФГОС».


Автор: Касимова Татьяна Гаврильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Юттяхская специальная общеобразовательная школа-интернат" МО "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: с.Юттях
Наименование материала: распространение инновационного опыта работы
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах в условиях реализации ФГОС».
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Юттяхская специальная общеобразовательная школа – интернат»

Муниципального образования «Верхоянский район»

Республики Саха (Якутия)

Тема: «Формирование нравственной культуры школьников

на уроках русского языка и литературы»

Автор разработки: Касимова Т.Г.,

учитель русского языка и литературы

с. Юттях, 2018

I. Условия возникновения и становления опыта.

1.

Актуальность, перспективность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая

большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене

политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены

представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме, верности Родине, готовности служению Отечеству.

Для учителя очень важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в

мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Да, можно

рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но

суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому,

служении ему.

Поэтому на уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное

отношение к родному слову, так как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей,

всю гамму человеческих чувств и отношений.

С точки зрения духовно- нравственного понимания в литературе может рассматриваться любая

тема.

2. Цель и задачи

Целью педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой,

созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет

стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Задачи в том, чтобы уроки помогали:

формировать представление о духовном мире человека;

осознавать необходимость этих знаний для становления личности;

формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;

научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

развивать потребность в чтении, в книге.

Для решения этих задач нужны условия, при которых необходимо:

■ создать комфортную обстановку, где ученик не чувствовал бы себя обделенным вниманием;

■ создать на уроках эмоциональную атмосферу увлеченности;

■ использовать порой задания, превышающие возможности ученика для формирования волевой

сферы.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей

идеей

работы

является

обеспечение

условий

формирования

духовно

богатой,

способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения

каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.

Организация

учебной

работы

при

развивающей

и

проектной

деятельности

предполагает

сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.

4.

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта опирается на основные положения преподавания литературы как

предмета, как искусства и нравственно - этического курса, помогающего каждому ученику

состояться человеком. «...Общение с книгой - это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н.

Ильин).

5.

Технологии обучения

Ведущей идеей стало обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к

самореализации в обществе личности в процессе преподавания, на основе включения каждого

ученика в интересную для него практическую деятельность.

Организация

учебной

работы

при

развивающей

и

проектной

деятельности

предполагает

сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.

Чтобы воплотить идею в жизнь, необходимо:

- внедрение новых педагогических технологий и форм воспитания в работу с детьми;

- создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы, эмоционального фона для каждого

ребёнка, творческое содействие;

- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут вносить разнообразие и

многогранность в творческую деятельность детей;

- накопление и систематика собственного опыта работы, изучение опыта коллег, постоянное

расширение кругозора и изучение всех вновь появляющихся тенденций и направлений в этой

области воспитания.

Каждый

урок

русского

языка

и

литературы

должен

быть

ярким,

запоминающимся

и

результативным. Необходимым условием для этого является активная творческая деятельность

каждого

ребёнка.

Добиться

этого

можно

только

за

счёт

создания

необходимой

рабочей

и

эмоциональной атмосферы и личным соучастием в каждом творческом процессе.

Активность

не

возникает

сама

собой

при

обращении

к

той

или

иной

форме,

а

создается

совместным творческим трудом.

Педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно-нравственных ценностей:

- опора на ценностный потенциал содержания образования,

- сочетание традиционных форм обучения с инновационными,

- интеграция учебной и внеклассной формы деятельности.

Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К

тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял

главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том,

в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.

Дети учатся проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а

затем вырабатывать собственные оценки персонажей, это способствует развитию читательских

навыков, постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности

детей, формированию их нравственных идеалов.

Таким образом, на уроках литературы нужно помочь ученику как можно раньше осознать себя

личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство слова, поэтому легко

найти в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой

нравственности.

Духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который

старается жить в согласии со своей совестью.

6. Методы, формы и приемы обучения

Методы обучения, используемые в работе: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод

дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и практические методы.

Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые на уроке и во

внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся эффективны

следующие приемы:

создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов;

мотивация деятельности;

сравнение, аналогия;

предложение на выбор различных заданий;

взаимопроверка;

самостоятельное формирование учащимися выводов;

использование наглядности.

7. Виды деятельности.

Поскольку процесс формирования ценностной ориентации учащихся на уроке литературы

осуществляется через их деятельность, выделяются основные виды этой деятельности:

эстетический, творческий, исследовательский.

П. Технология опыта

1. Урочная деятельность

Русский язык и литература выделяются в системе школьных предметов, так как обладают

немаловажной особенностью: не только формируют у учащихся определенные знания, умения,

навыки, но и помогают их нравственному становлению, приобретению моральных, этических

жизненных принципов.

Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они

развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где надо уметь

быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Также

большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги,

диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих

ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о

семье.

Например, при изучении «Слово о полку Игореве», важно отметить рассуждения неизвестного

автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня

и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Литература же создает ценности,

необходимые душе.

Именно в школе формируется мировоззрение личности. Классическая литература помогает в

этом сложном процессе. «Литература учит быть человеком»,- говорил В.Г. Белинский. Известный

учитель литературы Евгений Павлович Ильин утверждает: «…русская классика по самой сути

своей учительна, т.е. моралистична и преподавать ее как-то иначе – это своими руками воздвигать

барьер между классом и классикой…»

Кто же сегодня говорит с детьми о долге и предательстве, о любви и ненависти, о добре и зле - о

вечных человеческих ценностях, кроме преподавателя литературы? Наблюдается процесс развития

индустрии кино и видеоигр, где моральный аспект сталкивается с коммерческим

интересом.

Много жестоких сцен можно увидеть в них. И шока уже ни у кого нет. Характерно,

что излюбленным героем и зарубежного, и отечественного кинематографа становится герой-

мститель. Конечно, для мести у него бывает причина, но в центре истории – сама месть,

неотвратимая, не ведающая о прощении, примиряющая со злом, делающая его обаятельным и

нестрашным. Кто же попытается остановить безумие?! Мы даже не догадываемся, насколько

изувечено мировоззрение наших детей.

Злой человек не плохой.

Он просто не видел добра.

А кто виноват?!

И, если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и

окружающим людям, если понятия долг, честь будут не просто словами, а станут нравственными

заповедями, то учитель справился со своей задачей.

Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А. Платонова при знакомстве с его

рассказом "Юшка”: "Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке

или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята высказывают

свое мнение о том, как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям

и миру, размышляют о том, нужно ли сочувствие и сострадание. Также важно подвести ребят к

выводу, что какими бы не были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения

достоинства другой личности.

К числу доступных и оказывающих сильное влияние на становление личности учащихся

относятся рассказ «Телеграмма», также вызывают большой интерес у учащихся рассказ «Заячьи

лапы».

Очень важно взаимодействие на уроках литературы и смежных искусств, ибо литература в союзе

с другими искусствами сильнее воздействует на мысли и чувства учеников, способствует

возникновению в их воображении более ярких образов, повышает в целом эмоциональный

настрой уроков. Поэтому, при создании презентации уместно включать фрагменты из музыки.

Привлечение музыки сильно воздействует на полноту восприятия содержания, вызывает

эмоциональные мысли и чувства, под её влиянием обогащается духовный мир ребенка. Музыка

раскрывает красоту родной природы: дети видят лес, горы, слышат пение птиц, шум деревьев…

Одним из эффективных технологий обучения русскому языку и литературе является

использование игровых методов. Игра - помощник на любом этапе обучения (как с начинающими,

так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) учащимися. Ребята очень любят

игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре.

Она создаёт возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях,

максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению. В начале игры

ученикам-лидерам раздаются роли инициативных и активных персонажей, а застенчивые дети

получают роли ведомых. Постепенно подбираются роли, противоположные индивидуальным

особенностям ребенка, т.е. происходит психокоррекция их поведения.

Используются следующие формы игр.

Первое - это лингвистические. Сюда относятся грамматические, лексические, фонетические

игры. Вторая форма игр - это сюжетно - ролевые, ситуативные игры. Причем, иногда достаточно

одного игрового момента, чтобы сделать более привлекательным обычное задание, такое,

например, как чтение диалога. Стоит поставить перед учащимися задачу представить себя в какой-

то определенной роли, например, роли артиста, журналиста или какого-то сказочного персонажа,

то в результате закрепляются в памяти учащихся не только необходимые лексико-грамматические

образцы, но и получают удовольствие от процесса работы.

Итак, ролевая игра позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения на основе

специально отобранных «жизненных» ситуаций. На мой взгляд, использование ролевых игр на

уроке развивает чувство языка у детей, дает возможность проявить свои творческие способности.

На уроках русского языка, изучая раздел «Лексика», важно научить ребенка не только объяснять

значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы

употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а

затем записаны под диктовку.

После усвоения новой лексики учащимся предлагается выполнить творческую работу, написать

сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю

больше всего в человеке», «О милосердии».

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к

окружающему миру, ценность и радость бытия.

Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование

этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина

и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного

богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не

соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать

пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми,

кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий

пример.

В нашей школе этнокультурному направлению уделяется большое внимание. На уроках русской

национальной культуры, культуры народов РС (Я), а с 2019 - 2020 учебного года на уроках

«Основы духовно – нравственной культуры народов России», происходит межпредметная связь

истории с литературой. Наряду с изучением языка ученики подбирают материалы о занятиях

русского и якутского народов, одежде, украшениях, изучают сведения и о песнях, легендах,

сказаниях, посещают краеведческий музей.

Решение проблем нравственного воспитания осуществляется через такие формы воспитательного

воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные

выставки достижений.

Все дети по своей природе фантазеры и творцы. Поэтому каждому ребенку дается возможность, в

рамках организации самостоятельной работы, созидать, используя для этого проектные

технологии.

Форма представления проектов может быть разной. Это могут быть рисунки, плакаты и чертежи,

поделки и различные макеты.

Известно, что осознание успеха неразрывно связано с признанием достижений личности

окружающими. При этом ученикам важно увидеть, что результат их деятельности реально

востребован на практике. Конечный результат может быть в различной форме: раздаточный

материал, презентации «Power Point», рисунки, сочинения, проекты, схемы и т.д. Общий принцип,

на котором базируется метод проектов, заключается в установлении непосредственной связи

учебного материала с жизненным опытом обучающихся.

Большую

практическую

направленность,

вносящую

познавательный

характер,

имеют

внеклассные мероприятия.

В зависимости от вида проекта, работа над ним может осуществляться как в индивидуальной, так

и в групповой форме. Работа над проектами может выполняться на уроке, а может выходить за

пределы урока как внеурочная деятельность.

Ребята предоставляется возможность заимствовать интересную информацию, иллюстрации по

любой тематике в Интернете, сочинять стихи, петь песни.

Важно педагогом создать такую воспитательную систему, которая учебную деятельность за

скобки не выносит, а включает в себя, позволяет не просто вложить в каждого обучаемого некий

запас знаний, но и создать личность. Ученики учатся излагать свои мысли, выступать публично,

приобщаться к национальной культуре русского и якутского народа, т.е. жить в обществе.

Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи.

На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в

спор, обсуждая нравственные проблемы.

При подготовке к сочинению или изложению проводится большая работа по тексту, в процессе

которой дается возможность обсудить содержание текста. Эффективным средством нравственного

воспитания является коллективная творческая деятельность, коллективное сотворчество, которое

ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и

чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других,

осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.

.

2. Внеурочная деятельность

С целью формирования духовно - нравственной ориентации используются следующие формы

работы во внеурочной деятельности:

школьные праздники (праздники первого и последнего звонка, выпускной бал, др.);

-школьные

традиционные

мероприятия

(неделя

русского

языка

и

литературы,

олимпиады,

ярмарки, интеллектуальные марафоны и др.);

народные праздники (Рождество, масленица, Пасха, Новый год и др.);

Итак, на уроках русского языка и литературы необходимо показать бережное отношение к слову,

потому как слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и

отношений.

Размышления

над

словом,

его

анализ,

интерпретация

помогают

учащимся

познакомиться с особенностями видения мира, понять и познать себя как представителя своей

нации.

Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю

негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это

не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать

только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным

средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении

наслаждаться окружающим миром.

III. Результативность

Работа над данной темой позволяет развивать индивидуальные познавательные способности

каждого школьника, помогает познать себя, самоопределиться и самореализовываться.

Проводимая работа позволяет педагогу добиваться положительных результатов в обучении

школьников.



В раздел образования