Напоминание

«Воспитание интереса у детей к чтению. Роль чтения в обучении ребёнка другим предметам»


Автор: Файзуллина Анфиса Салихьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание интереса у детей к чтению. Роль чтения в обучении ребёнка другим предметам»
Раздел: начальное образование





Назад




«Воспитание интереса у детей к чтению.

Роль чтения в обучении ребёнка другим предметам»

Очень

часто

мы

сталкиваемся

с

тем,

что

ребёнок

затрудняется

решить

задачу,

выполнить

задание,

потому

что

не

умеет

его

прочесть

и

правильно

осмыслить.

Ребёнок,

который

не

умеет

читать,

будет

испытывать

большие

затруднения

при

выполнении

домашних

заданий.

Ему

будет

не

интересно

на

уроках,

он

будет

неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что при низкой технике чтения –

это

не

столько

удовольствие

сколько

мука.

Скорость

чтения

является

важным

фактором, влияющим на успеваемость. При переходе из класса в класс увеличивается

количество текстов для чтения. Детям с низкой техникой чтения потребуется большое

количество времени. Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В

процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От

этих показателей зависит умственная работоспособность.

Психологами проведены исследования и сделаны выводы: после окончания

начальной школы дети, которые читали выше 100 – 90 сл. стали отличниками и

хорошистами, ниже 90 –80 сл. – троечниками и т. д.

Необходимо учить детей любить книги, читать их не по принуждению. Вот

тогда можно добиться высоких результатов.

Не только в школе, но и дома, даже в большей степени, в семье мы учим любить

книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и

выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.

Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Дошкольник, как правило, любит, чтобы ему читали. Но первоклассник

испытывает противоречивые чувства: хочу читать интересную книгу и не могу, не

умею ещё читать так, чтобы не разрушилось очарование сказки, рассказа. За словами

не видно смысла.

Те родители, которые упорно не понимают этого и не находят времени, чтобы

почитать вместе с ребёнком, разрушают любовь к книге, к чтению. По результатам

анкетирования учащихся вырисовывается такая картина. На вопрос, читают ли вам

родители, утвердительно ответили …. % опрошенных, «нет» - …%, «редко» - …%.

Как видите, лишь малая часть родителей уделяет этому вопросу должное внимание,

считают это важным.

Под оптимальным чтением принято подразумевать чтение, характеризующееся

тремя аспектами: осмысленностью, выразительностью, беглостью.

Техника чтения, как и всякая техническая задача, второстепенна по

отношению к общим задачам развития ребёнка в обучении. Но, тем не менее, отрицать

её

важность

в

образовательном

процессе

было

бы

неправильно.

Слабочитающий

ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то

захлёбываться в потоке информации. Надеяться на «авось», на то, что с годами

беглость

чтения

придёт

сама,

не

стоит.

Младшие

школьники

находятся

в

том

благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости. Они имеют

практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Если будет упущено

это время, некоторые дети не достигнут даже, необходимого минимума в 90 слов в

минуту к концу 4 класса. В среднем ежемесячный прирост техники чтения должен

составлять не менее 8-10 слов в минуту. Есть ряд технологических приёмов, научно

подтверждённых, которые помогают овладевать навыками беглого чтения.

Вот некоторые из них:

1

Ежедневные, частые тренировки – важна не длительность, а частота;

2

самозамеры;

3

чтение перед сном.

Очень часто сталкиваемся с проблемой торможения техники чтения. Если

скорость чтения достигла 50-60 слов в минуту и далее не растёт, то не исключена

возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребёнок читает в такт

своим

собственным

колебаниям.

Иногда

эти

колебания

можно

наблюдать

как

раскачивание

туловища,

но

чаще

они

носят

незримый

характер.

Чтение

в

темпе

собственных колебаний может стать устойчивой, труднопреодолимой привычкой, в

этом

случае

надо

систематически

использовать

многократное

чтение

коротких

отрывков

текста.

Хорошо

помогает

рецепт:

«Три

отрывка

ежедневно,

по

3

раза

подряд». То есть, ребёнок читает текст в течение 1 минуты, делается замер слов. Далее

следует внушить мысль, что, если прочитать второй раз, то результат будет лучше.

После второго замера действительно увеличивается скорость. Теперь ребёнка надо

обязательно похвалить. И предложить прочитать в третий раз. И конечно, третий замер

обнаружит прибавку – скорость выросла ещё на 2-3 слова. Если читать таким образом

ежедневно по три отрывка, то прибавка скорости чтения за 2 недели составит не менее

10-15

слов

в

минуту.

Кстати,

о

выборе

текста

для

замера

скорости

чтения.

От

правильности этого выбора зависит полученный вами результат. Он должен отвечать

требованиям:

1

Быть незнакомым, но все слова должны быть хорошо знакомы,

2

Числительных не должно быть,

3

Прилагательных может быть от 8 до 12% (т.е. на текст 100 слов – 8-12

прилагательных)

Второй аспект, характеризующий оптимальное чтение, - это выразительность.

Иногда

бывает,

что

ребёнок

с

выразительной

речью

читает

невыразительно.

Это

свидетельствует

о

том,

что

он

либо

плохо

ориентируется

в

тексте,

либо

имеет

артикуляционные

затруднения.

Чтобы

их

устранить,

надо

в

первом

случае

использовать многократное чтение небольшого отрывка, во втором – читать в темпе

скороговорки. После такой тренировки легко достигается не только выразительность,

но и возрастает скорость чтения.

И, наконец, осмысленность чтения достигается применением традиционных

упражнений: пересказа текста, ответы на вопросы к тексту. Судя по результатам

анкетирования ……% родителей обсуждают прочитанное с детьми, ……% не делают

этого,

…..%

обсуждают,

но

редко.

Родители,

которые

не

обсуждают

с

детьми

прочитанное, делают большую ошибку. Пусть ребёнок уже научился бегло читать, но

он долго ещё нуждается в том, чтобы ему читали вслух; чтобы, читая, отвечали на его

вопросы,

выслушивали

его

взволнованные

замечания,

делились

с

ним

своими

переживаниями и мыслями о прочитанном, ненавязчиво приоткрывая маленькому

читателю тайны большой литературы.

Почему же многие дети неохотно и мало читают? Существует ряд причин, в том

числе и социальных. Общий спад интереса к чтению, обилие источников информации,

помимо книг. Некоторые родители считают, что любое чтение полезно, а это ошибка.

Нужно оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно некоторые

родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Чаще всего это не

приносит

пользы

младшим

школьникам,

т.к.

они

воспринимают

художественные

произведения

поверхностно,

следят

главным

образом

за

развитием

сюжета

и

улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную

привычку

читать,

пропуская

описания

природы,

рассуждения

автора.

Следя

за

чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной

тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-

популярной

литературе.

В

выборе

книг

для

своего

ребёнка

прежде

всего

руководствуйтесь

следующим

принципом:

книга

с

первой

же

страницы

должна

заинтересовать ребёнка. Если интерес возникает на 10 странице, первые 9 прочитайте

сами, дойдите до интригующего места, начните его читать и прервитесь на самом

интересном, предоставив ребёнку читать дальше самостоятельно. Следите, чтобы

ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав

5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем всё закончилось7 прочитав

окончание и узнав судьбу героев, дети, естественно, пропуская целые абзацы или

главы книги, а иногда просто оставляют её.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает

родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде

всего

выбирается

интересная

и

занимательная

книга,

чтобы

дети

с

удовольствием

ждали

вечера.

Читать

вслух

следует

по

очереди.

Чтение

вслух

полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко.

Продолжительность домашнего чтения не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло

детей, не притупляло интереса к чтению.

И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного

обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную

роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие

собственной библиотечки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться

книгами с товарищами. Родители должны терпеливо, но неуклонно требовать от

ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книги. Перед чтением

бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или

слышал. Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Для младших

школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к

книге. Они помогают ребёнку запоминать и понять прочитанное. Важно научить

ребёнка

рассматривать

рисунки

в

книге,

подмечать

интересные

детали.

Большое

значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно

рассмотрел рисунок. Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если

ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо при этом помочь ему с помощью

вопросов.

В.А.Сухомлинский писал о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев в

совершенстве математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому

недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.



В раздел образования