Автор: Дмитриев Денис Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи" г.Ангарск
Населённый пункт: Иркутская область, г.Ангарск
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровой метод в занятиях УШУ с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Игровой метод в занятиях ушу с детьми старшего дошкольного возраста
Дмитриев Д.В., педагог дополнительного образования, руководитель
Клуба восточных единоборств «Файтайгер»
Занятия
ушу
воспитывают
человека
развитого
гармонично,
то
есть
физически, духовно и интеллектуально. Основа закладывается на первом этапе
обучения. При этом, чем младше дети, тем они более восприимчивы. Физические
упражнения на раннем этапе более эффективны, чем у детей старшего возраста.
Недаром в Китае ушу начинают заниматься с раннего детства.
В связи с интенсивным развитием ушу как целостной системы, направленной
на гармоничное воспитание духовного, интеллектуального и физического начал в
человеке, а также, с широким привлечением к занятиям ушу – детей старшего
дошкольного
возраста,
назрела
объективная
необходимость
в
поисках
новых
эффективных средств и методов тренировки.
Среди разнообразных средств тренировочного процесса особое место должно
принадлежать игровому аспекту обучения.
ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ СТИЛЕЙ УШУ
«Сама сущность игры основана на побудительных мотивах, вовлекающих
человека в игровое действие и доставляющих ему удовольствие»(Хейзинги И.,
1992).
Одним
из
таких
мотивов
является
подражание
–
вид
обучения,
происходящего
в
результате
буквального
копирования
поведения
объекта,
являющегося образцом для подражания. Пожалуй, один из самых интересных
разделов
ушу
представлен
подражательными
стилями,
где
в
основном
имитируются движения животных. Эти стили всегда привлекают внимание своей
зрелищностью, красотой, изяществом. Подражательные стили объединены в одно
большое направление, которое сегодня называется «сянсинцюань» – стили образа
и формы.
Почему
имитируются
именно
движения
животных?
Образ
животного
связывается
прежде
всего
с
понятием
«естественности»,
что
характерно
для
даосского мировоззрения. С другой стороны, животная магия и тотемизм были
вообще широко распространены в Китае, и, по сути, все подражательные стили
непосредственно связаны с ритуальными танцами, хотя, конечно, сегодня эта
связь и не кажется столь явной.
Сам
игровой
характер
культуры
превращает
животных
в
объект
для
подражания и имитации. Обратим внимание на сами названия многих древних
систем, связанных с животными: «игра», «забава», «представление» (си). Это,
скорее, театр и ритуальное зрелище, нежели оздоровительная методика и, тем
более – боевое искусство. Примечательно, что такие, чисто ритуальные стили (в
древности – танцы), как «кулак богомола», «кулак обезьяны», «кулак змеи» столь
прочно вошли в ушу, что им стала приписываться именно боевая ценность.
Следует ли из вышеизложенного, что «животные» стили вообще отношения к ушу
не
имеют?
Естественно,
нет,
подражательные
стили
не
столько
копировали
поведение животного, сколько подражали одному из его качеств – стремительному
изменению
направления
полета
ласточки,
мощному
прыжку
тигра,
умению
медведя обрушиваться сверху вниз на противника. Это – не сами животные, а их
характерные
качества,
точнее
–
характерные
черты
природно-естественного
поведения человека, образно выраженные через названия животных. На чем же
основывается подражание животным? Уподобление животным требует не только
повторения внешней формы их поведения, скажем, переваливающейся походки
медведя или забавных ужимок обезьяны, но и их внутреннего состояния. В
китайской традиции это объяснялось как сочетание «формы» и «бесформенного»,
соответствовавших
внешнему
и
внутреннему
началам
в
человеке.
Для
этого
бойцы имитировали даже дыхание животных, уподобляя таким образом движение
ци в своем теле – циркуляции ци в теле животного. Так, известный мастер ушу
прошлого века Ху Даочжан несколько лет прожил в лесах юга Китая среди диких
животных, пока тигры и леопарды не стали относиться к нему, как к одному из
них.
Метаформа
животного,
прочно
входя
в
сознание
практикующего
ушу,
первоначально
изменяла
кинематику
его
движений
(это
этап
имитации,
подражания),
а
на
более
высоких
этапах
–
и
манеру
его
мышления,
миропереживания. Бойцу совсем не обязательно было полностью походить на
какое-нибудь
животное.
Достаточно
было
сымитировать
несколько
его
характерных
признаков,
например:
издать
крик
орла,
сформировать
особую
позицию
ладони
–
«лапу
тигра»,
почесаться
как
обезьяна.
В
этом
случае
считалось, что человек полностью идентифицирует себя с животным, так как
«набрал» определенное количество признаков требуемого объекта.
Ушу
во
многом
базируется
именно
на
принципе
имажинарности,
уподобления другим объектам – горам, деревьям, животным.
Принцип имажинарности требовал от занимающегося абсолютно полного
представления образа животного. Истинный мастер сяноинь-цюань не зависел от
обстановки, ему уже не надо было досконально точно воспроизводить движения
какого-либо животного, т.к. нужный образ уже вошел в его плоть и кровь.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И
ГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ УШУ
В тренировочную форму занятий игровой метод включается как составная
часть педагогического процесса, заключающегося в комплексном воздействии на
занимающихся
различными
формами,
методами
и
средствами,
доступными
и
соответствующими их возрастным и индивидуально-личностным особенностям.
В процессе применения игрового метода обучения на занятиях ушу в сочетании
между
собой
решаются
образовательные,
воспитательные
и
оздоровительные
задачи.
В образовательном аспекте особую роль приобретают игры, походящие по
структуре
и
характеру
движений
на
те
двигательные
действия,
которые
непосредственно входят в арсенал технических средств ушу.
Методика
применения
игр
на
различных
этапах
обучения
двигательным
действиям имеет свои особенности.
На этапе начального ознакомления с двигательными действиями необходимо
применять игры, имеющие схожий с изучаемым элементом техники ушу характер.
Это
помогает
первичному
усвоению
учениками
(в
упрощенной,
схематичной
форме, но на технически правильной основе) элементов изучаемого движения.
Тем самым создаются благоприятные предпосылки для дальнейшего углубленного
изучения данного движения.
Например: простейшие двигательные умения и навыки, приобретенные в
игровых
условиях,
облегчают
овладение
техникой
при
последующем,
более
углубленном ее изучении (Яковлев В.Г. и Ратников В.П., 1977). Однако следует
заметить,
что
диапазон
применения
игр
на
этапе
начального
разучивания
двигательного
действия
должен
быть
четко
продуман
и
ограничен.
Так
как,
вследствие
некоторой
двигательной
свободы
во
время
игры,
при
решении
основной задачи могут возникать отклонения от правильной техники, которые
способны
закрепиться,
что
приводит
к
грубым
ошибкам,
существенно
затрудняющим выполнение элемента или вызывающим значительное искажение.
Поэтому основное внимание учащихся нужно направлять на качество выполнения
упражнений.
Имеет
смысл
вводить
качественный
анализ
результатов
игры,
назначать штрафные очки за неправильное выполнение. Особую роль приобретает
игровой
метод
на
этапе
совершенствования
двигательных
действий,
так
как
создает условия при которых учащиеся в облегченных условиях многократно
повторяют технические и тактические действия в целостном, законченном виде.
Кроме этого, игровой метод способствует развитию навыка высшего порядка, т.е.
способности применять его в вариативных условиях окружающей обстановки при
меняющейся нагрузке, а также при возрастающем психическом и физическом
утомлении.
Также
игра
повышает
эмоциональный
тонус,
способствует
повышению активности и уменьшению утомляемости, что особенно важно на
этом
этапе,
характеризующемся
преобладанием
методов
многократного
повторения,
вызывающих
психическое
напряжение,
вследствие
монотонности
занятий.
Необходимо отметить, что другими дополнительными средствами нельзя так
полно смоделировать схоластическую динамику двигательной деятельности на
фоне постоянно меняющихся ситуаций, характерных для поединка, как это можно
сделать с помощью игрового метода.
Игры для развития скорости реакции
Скорость – это двигательное качество, которое определяет способность
человека
совершить
определенный
объем
действий
за
единицу
времени.
Различают скорость реакции (простой и сложной), скорость отдельных движений,
быстроту проявляемую в темпе движения, резкость.
Скорость простой реакции развивается с помощью игр в которых необходимо
реагировать
известным
движением
(заранее
обусловленным)
на
заранее
определенный сигнал. («Эстафеты», «Перетягивание через черту» и т.д.)
Скорость
сложной
реакции
характеризуется
временем
реагирования
в
условиях
неопределенности
раздражителя.
Это
качество
играет
решающее
значение в борьбе с противником. Различают скорость реакции выбора и реакцию
на движущийся объект.
Игры, развивающие скорость реакции выбора заключаются в реагировании
определенным
движением
на
один
из
нескольких
сигналов,
который
заранее
обусловлен. Ярким примером являются такие игры: «Вызов номеров», «Стороны
света» и т.д.
Реакция на движущийся объект развивается в играх, направленных на умение
реагировать
на
действия
соперника
(«Пятнашки»,
«Гладиаторы»,
«Борьба
за
ленточку» и т.д.)
Скорость
отдельного
движения
более
эффективно
развивается
в
играх,
направленных
на
умение
решать
двигательную
задачу,
таких
как:
«Проведи
прием»,
«Вызов
номеров»,
«Стороны
света»
и
других,
в
которых
успешное
решение двигательной задачи зависит от быстроты одиночного движения (удара,
прыжка и т.д.)
Частота скорости движений – быстрота, проявляемая в темпе движений.
Развитию этого качества способствует использование игр с бегом, прыжками,
ударами и другими двигательными действиями, выполняемыми в высоком темпе
движений (Эстафеты, «Невод» и др.)
Резкость
–
достижение
максимальной
скорости
в
движениях.
Резкость
развивают
игры
с
ударными
движениями,
бросками,
приемами
и
другими
двигательными действиями, требующими применения максимальной скорости в
движениях.
Например:
«Проведи
прием».
Игры
на
разбивание
предметов:
«Подвижная цель» и др.
Игры для развития силовых способностей
Это игры с преодолением внешнего сопротивления или противодействием
ему за счет мышечных усилий.
Для развития силовых способностей статического характера применяются
игры
с
удержанием
в
различных
стойках:
мабу,
гунбу,
пубу
и
т.д.
веса
собственного
тела
или
веса
тела
партнера,
требующие
значительного
изометрического мышечного напряжения («Игры на выбывание» с удержанием
своего тела в различных стойках).
Развитию динамической силы способствуют игры с силовым напряжением
динамического характера («Перетягивание через черту», «Перетягивание захватом
в замок», «Бой быков», «Сильная шея» и др.).
Для развития скоростно-силовых способностей подходят игры, в которых
результат зависит как от проявления силы, так и от скорости движений («Сильная
хватка», «Акробаты», «Прыгуны и ползуны», «Перекати поле» и др., подробнее
см.
классификацию
по
преимущественному
проявлению
скоростно-силовых
качеств).
Игры для развития выносливости
Заключаются в необходимости длительно выполнять работу без снижения
интенсивности. Для этого подходят игры, требующие многократного повторения
упражнений,
с
непрерывной
двигательной
деятельностью,
связанные
со
значительной затратой сил («Бег раков», «Пятнашки», «Игры на выбывание»,
«Борьба
за
ленточку»,
«Сорви
шапку»,
«Невод»
и
др.).
Игры
с
элементами
единоборств
преимущественно
развивают
специальную
анаэробную
или
анаэробно-аэробную выносливость, т.к. требуют максимального напряжения в
кратковременный период. Это имеет особое значение в спортивных поединках
продолжающихся не более 2-х минут.
Игры на развитие гибкости
Развитию гибкости способствуют игры требующие выполнения упражнений
с большой амплитудой («Мостик и кошка», «Акробаты» и др.).
Игры на развитие координации
Для воспитания координации используются игры, побуждающие к быстрому
переходу
от
одних
действий
к
другим,
например,
«Охотники
и
утки»,
«Пятнашки», «Салки ногами» и др. Применяются игры для совершенствования
координации, точности движений («Подвижная цель», «Перекати-поле» и др.); для
совершенствования
способности
поддерживать
равновесие
(«Бой
петухов»,
«Борьба на бревне», «Халбас Харата» и др.). Кроме того необходимо использовать
игры,
развивающие
способность
быстро
перестраивать
двигательную
деятельность
в
соответствии
с
внезапными
изменениями
обстановки.
К
этой
группе
можно
отнести
коллективные
подвижные
игры
и
игры
с
непосредственным включением навыков единоборств («Шаолиньский коридор»,
«Проведи прием», «Борьба всадников», «Футбол раков» и др.)
Игра вызывает эмоциональное возбуждение занимающихся, поэтому они
зачастую не способны быстро переходить к серьезному выполнению
последующих заданий. Для избегания подобных последствий необходимо
правильно распределить игровой материал в процессе занятия. После подобных
игр следует применять упражнения на внимание и комплексы дыхательных
упражнений.