Автор: Клименко Виктория Евгеньевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Санинская СОШ
Населённый пункт: Владимирская область,Петушинский район
Наименование материала: Статья
Тема: «Обучение говорению учащихся основной школы через игровые приемы на уроках английского языка»
Раздел: высшее образование
МУ«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА»
МБОУ «САНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Обучение говорению учащихся основной школы через игровые приемы
на уроках английского языка»
Клименко Виктория Евгеньевна,
учитель английского языка
МБОУ «Санинская СОШ»
2019 год
1
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
На современном этапе преподавания иностранных языков учителю,
который планирует свою работу, приходится задумываться не только над
темой и содержанием последующего урока, но и над тем, насколько это будет
интересно учащимся, как преподнести изучаемый материал, как привлечь
внимание школьников и замотивировать их в образовательном процессе. Не
секрет, что ребенок сможет достичь больших результатов только тогда, когда
он сам проявляет интерес к изучаемому предмету. Таким образом, одной из
основных задач современного педагога является стремление поддержать
интерес к своему предмету, понять, какие приемы работы могут увлечь ребят
и создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка.
Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем способы
повышения качества и эффективности обучения иностранному языку.
Считаю, что одной из главных задач педагога - добиваться того, чтобы не
пропадал интерес к изучению английского языка. Большую помощь в
решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие
результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их
внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе
естественной ситуации, общения во время игры.
В школе я стараюсь основной упор делать на навыки говорения, ведь
это
самое
главное
в
обучении
иностранного
языка,
уметь
построить
высказывание,
рассказ.
Развитие
творческих
способностей
учеников.
Данный педагогический опыт возник и сформировался в условиях МБОУ
«Санинская СОШ». Становление опыта находилось в тесной связи с одним из
основных направлений работы школы: создание условий для развития у
учащихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной, с
целью
повышения
речевой
культуры
учащихся,
воспитания
свободной
личности,
реализующей
свои
способности
и
возможности
на
интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне. Для работы над
опытом были
выбраны 5 и 6 классы, так как именно в них наблюдалось
наличие
учащихся,
имеющих
базовый
уровень
планируемого
результата
обучения с конструктивным и творческим уровнем мышления и достаточно
высокими интеллектуальными возможностями.
Работая
в
школе
я
заметила,
что
у
детей
слабо
сформированы
навыки
развития
речи
на
английском
языке.
Ребята
затруднялись
в
создании
самостоятельных, связных устных и письменных высказываний, допускали
большое количество речевых, грамматических и орфографических ошибок.
В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие
между
общим
снижением
уровня
знания
английского
языка,
их
знания
лексической
базы,
незнания
грамматических
времен
и
поэтому
возникновение трудностей в устной речи.
2
Содержание опыта работы по теме «Обучение говорению учащихся
основной
школы
через
игровые
приемы
на
уроках
английского
языка»
помогает преодолеть вышеназванное противоречие.
Длительность работы над опытом составляет три года (с 2018 года). Но
и раньше я применяла игровые приемы на уроках, обучала детей говорению.
Известно, что особое место в жизни и деятельности ребенка занимает
игровая деятельность. Игра улучшает процесс передачи социально ценных
отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет
высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в
общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает
возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с
которыми в будущем придется столкнуться.
Целью исследования является: изучение игры как средства повышения
эффективности учебного процесса в обучении говорению на уроках
английского языка.
Задачи исследования:
1. Определить значимость игры в учебном процессе.
2.
Проанализировать
понятие
игра
как
средство
обучения
говорения
на
уроках английского языка.
3. Представить классификацию игр, используемых на уроках ИЯ.
Все преподавание строится на основе постоянной поддержки
творческого начала у учащихся.
В нашей школе нет психолога, что создает ряд трудностей в работе
учителя. Поэтому разрешение возникающих проблем я вижу в дальнейшем
изучении
психологических
особенностей
учащихся,
совершенствовании
методики
преподавания,
в
разработке
системного
подхода
к
работе
с
сильными и слабыми учащимися.
Стараюсь найти ошибки, недочеты в работе, исправляю их, усиливаю
позитивные моменты в своей работе, ищу наиболее эффективные способы
решения поставленных задач.
Осознаю необходимость систематической работы над повышением
педагогического
мастерства,
активно
включаю
в
работу
те
виды
деятельности, которые способствуют формированию необходимых навыков
самостоятельной работы учащихся.
3
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Актуальность работы заключается в том, что одной из основных задач
учителя – сделать свой предмет интересным и любимым. Учащиеся,
особенно в младших классах, очень эмоциональны и подвижны, их внимание
отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Использование игры как
одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает
учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Ребенку гораздо легче
выразить свои мысли и достичь каких-либо результатов посредством игры.
Тем более, игровые технологии отвечают гуманизации педагогического
процесса.
Одна
из
основных
проблем
в
образовании
-
это
внедрение
новых
технологий,
которые
бы
позволили
учителям
разнообразить
процесс
обучения и помочь ученикам овладеть знаниями. Одной из таких недавно
внедренных
технологий
является
игра.
Опыт
работы
со
школьниками
показывает,
для
того
чтобы
поддержать
интерес
у
детей
к
предмету,
необходимо
использовать
игровые
технологии,
потому
что
среди
разнообразных
приемов
организации
занятий
наибольший
интерес
у
школьников вызывают игры и игровые ситуации. В методике преподавания
большое
внимания
уделяется
играм
школьников
(Ф.
К.
Блехер,
А.
С.
Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова). Это связано с тем, что
педагоги
рассматривают
игру
как
важный
метод.
Ряд
специальных
исследований
по игровой
деятельности
в
общеобразовательной
школе
рассматривались С.В. Арутюняном, О. С. Газманом, В. М. Григорьевым, О.
А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким.
Игра является действительным инструментом преподавания, который
активизирует
мыслительную
деятельность
обучаемых,
позволяет
сделать
учебный
процесс
привлекательным
и
интересным,
заставляет
учащихся
волноваться, переживать. Игра - это уникальный феномен общечеловеческой
культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности
человек
не
демонстрирует
такого
самозабвения,
обнажения
своих
психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно
поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки
людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее
непредсказуемые сферы человеческой жизни. Если рассматривать игру, как
способ
педагогического
воздействия,
то
это
уникальное
средство
ненасильственного
обучения
детей.
Игра
соответствует
естественным
потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с
удовольствием. Одной из самых главных задач учителя является повышение
мотивации к изучению своего предмета. Также и в изучении английского
языка,
игра
помогает
ученикам
познакомиться
с
культурой
страны
изучаемого
языка,
овладеть
правилами
иностранного
языка
и
практикой
говорения на языке. Проблемами стимулирования мотивации учащихся к
изучению
иностранного
языка
с
использованием
игровых
технологий
4
обучения занимались выдающие ученые (И.Л.Бим, С.С.Полат, Е.И.Пассов, и
др.) Игровая деятельность на уроке английского языка не только организует
процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к
естественной
коммуникации.
Игра
развивает
умственную
и
волевую
активность. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы
учащихся:
развиваются
внимание,
память,
мышление,
творческие
способности.
Обучающие
игры
помогают
снять
усталость,
преодолеть
языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие
результаты,
повышает
интерес
к
предмету,
позволяет
сконцентрировать
внимание
на
главном
-
овладении
речевыми
навыками
в
процессе
естественной ситуации общения во время игры.
5
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Как
развивать
речь
и
мышление
учащихся?
Как
сформировать
интеллектуально
и
творчески
развитую
личность,
обладающую
коммуникативными навыками?
Наиболее эффективной формой в обучении говорению, по моему мнению
является игровой подход. Именно говорение является одним из основных
компонентов
структуры
учебника
по
английскому
языку.
Поэтому
формирование
коммуникативной
компетенции
школьников
через
использование наиболее эффективных методов и игровых приемов на
уроках
английского
языка,
создание
различных
коммуникативных
ситуаций – ведущая педагогическая идея.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Обучение говорению - один из наиболее трудных этапов овладения
иноязычной компетенцией. Целью обучения иностранному языку в
настоящее время является развитие коммуникативных умений и навыков
обучаемых, то есть практическое владение иностранным языком. Устное
общение, роль которого стала особенно значительной, невозможно без
хорошо развитого умения говорения, которое реализуемся в способности не
только вести диалог, но и владеть навыками монологической речи. Для
грамотного иноязычного общения необходимо знать грамматические
правила, постоянно пополнять свой лексический запас, иметь знания о
фонетических особенностях языка, представление о традициях и культуре
изучаемого языка и, безусловно, развивать навыки говорения.
Согласно государственному стандарту обучения иностранному языку
современная система школьного обучения ориентирована на личность
ученика и его индивидуальные возможности [15,10]. Изучение английского
языка вызывает некоторые трудности, такие как сложность восприятия,
низкий уровень речевых навыков, отсутствие умения говорения. Особенно с
такими трудностями сталкиваются дети, которые только начинают изучать
иностранный язык.
Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых,
оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых,
говорение – это один из видов человеческой деятельности. В третьих, важно
помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт –
высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает
определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к.
подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также
являются критериями оценки результатов обучения.
6
Если созданы неподходящие условия для процесса говорения, то у ученика
возникают трудности. Основные из них:
- Ученики стесняются говорить на английском языке, боятся сделать ошибки
и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников;
- Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной
информации по данному вопросу и на родном языке;
- Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и то, что надо делать;
- У учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения
поставленной задачи;
- Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их
исключения из учебного общения, неэффективного использования времени
урока;
- При парных и групповых формах работы учащиеся часто переходят на
использование родного языка и допускают много ошибок.
Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий
речевого общения, нельзя.
Для того чтобы речь была речью по сути, а не только по форме необходимо
намерение говорящего участвовать в общении. Для этого необходим мотив на
уроке и создание речевых ситуаций, которые могут быть реальными,
условными или проблемными.
Понятия “игра”. Роль игры в образовательном процессе на уроках
англоязычного общения.
Как говорил В. А. Сухомлинский “Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности”[17, 278].
Особое место в жизни и деятельности ребенка занимает игровая
деятельность. Игра улучшает процесс передачи социально ценных
отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет
высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в
общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает
возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с
которыми в будущем придется столкнуться.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил [13,120]. Используя игры как средство
обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечают большие
потенциальные возможности, заложенные в них. В игре все равны, и чувства
равенства, радости и увлеченности, ощущения посильности заданий дают
7
возможность ребятам преодолеть психологический языковой барьер, а также
стеснительность.
Согласно утверждению психологов, игровая деятельность соответствует
человеческой природе, тенденция играть и проигрывать является
естественной для человека[13,114] .
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения, всех познавательных процессов.
Использование игр на уроке иностранного языка всегда было и будет
актуальной проблемой. Исследования детских психологов показали, что дети
дошкольного возраста получают через игру - 80% знаний, умений и навыков,
младшие школьники – 50%, подростки – 20%.
Психолог Е.И.Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как
средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения;
индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и
воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и
способностей; учение с увлечением.
Для учителя любая игра, прежде всего, упражнение. Она способствует
выполнению важных методических задач:
1 Создание психологической готовности детей к речевому общению.
2 Обеспечение естественной необходимости многократного повторения
языкового материала.
Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Игры помогают сделать урок иностранного языка интересным и творческим.
Они дают возможность создать атмосферу увлеченности, снимают усталость.
Атмосфера соревнования активизирует память детей.
Игровая деятельность позволяет не только активно включить учащихся в
учебный процесс, но и активизировать познавательную деятельность детей.
Игры помогают донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Отсюда можно сделать вывод о том, что применение игровых технологий
необходимо при обучении детей иностранному языку.
Игра может быть использована, как на этапах повторения и закрепления, так
и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать
как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной
деятельности учащихся.
Таким образом, игра - это целенаправленная творческая деятельность, в
процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей
действительности и познают мир. Если же говорить об образовательном
процессе, то педагог, используя игровые технологии в ходе проведения урока,
позволяет учащимся в более легкой и доступной форме усвоить изучаемый
8
материал. К тому же, урок, проведенный с элементами игры, вызывает
больший интерес у школьников.
Разновидности игр на уроках английского языка
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует
овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание,
сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для
снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при
активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать,
что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей
деятельности.
Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге
«Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на
следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры
5. творческие игры;
Лексика является строительным материалом, из которого строится здание под
названием «Иностранный язык».
Без знания лексических единиц невозможно организовать общение, а
следовательно и процесс говорения будет невозможен. Поэтому так важно
заинтересовать учащихся при изучении новой лексики, сделать работу более
увлекательной и доступной для всех учащихся.
С точки зрения психологии лексические игры являются лучшим способом
представления и усвоения лексики для детей не только младшего возраста, но
и для детей среднего звена. С помощью лексических игр можно решить две
проблемы:
- во-первых, вызвать у учащихся потребность в новых словах;
- во-вторых, дать им эти слова в удобном для использования виде.
На уроках по введению и закреплению лексики:
- необходимо использовать наглядность;
- различные виды кроссвордов и сканвордов;
- применять языковую догадку;
- заниматься поиском антонимов и синонимов и т.д.
9
Необходимо ставить учащимся посильные задачи, чтобы убедить их, что
каждый из них способен овладеть иностранным языком, но для этого
необходимо постоянно заниматься им.
Грамматика выполняет функцию строительного материала устной и
письменной речи. Она пронизывает весь язык.
Грамматика – это фундамент, на который возводится здание под названием
«Иностранный язык».
Игра – это эффективный приём работы в становлении грамматического
навыка. Способность играть выражается в том, что ученики охотно
принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или
фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные игры
сказочного содержания для введения, закрепления и активизации
грамматического материала.
Сказка развивает воображение ребёнка и является средством творческого
моделирования ситуаций общения.
Таким образом, сказочные персонажи используются для достижения
конкретных целей.
Грамматические игры преследуют следующие цели:
* научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие
определенные грамматические трудности,
* создать естественную ситуацию для употребления данного речевого
образца;
* развивать речевую творческую активность учащихся.
Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
Фонетические игры способствуют организации правильного произношения
звуков. Учебная цель фонетических игр состоит в том, чтобы дети правильно
произносили и узнавали требуемые звуки в словах, отработка интонации. На
начальном этапе обучения иностранному языку фонетические игры
используются регулярно. В дальнейшем, фонетические игры проводятся на
уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.
Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых
навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания иностранных
слов. Часть игр рассчитана на развитие памяти детей, другие - на
воспроизведение орфографического образа слова.
Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и
умений. Яркие, цветные, вызывающие у ребенка интерес материалы имеют
не маловажное значение при изучении иностранного языка. В этих играх
10
тренируется воображение, ребенок учится видеть в самых обычных вещах
необычное. Это и есть творчество, а благодаря ему, и свободное говорение.
Следует отметить, что для учителя любая игра – это, прежде всего,
упражнение, которое способствует выполнению важных методических задач:
1. Создание психологической готовности детей к речевому общению.
2. Обеспечение естественной необходимости многократного повторения
языкового материала.
3. Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
При организации игры на уроке желательно придерживаться следующих
методических рекомендаций.
1. Одну и ту же игру необходимо повторить несколько раз ( путем
подстановки новых лексических единиц ).
2. Целесообразно новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту
роль передать хорошо подготовленному ученику.
3 Желательно на младшем этапе приучать учащихся комментировать свои
действия. Это особенно важно в развитии говорения.
4 Желательно придать игре характер соревнования для того, чтобы получить
наибольший эффект.
5 Целесообразно использовать выражения, которые помогут учителю
провести игру на иностранном языке.
Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм
обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не
только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные
шаги по изучению английского языка. Игры способствуют запоминанию,
повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность
игрового действия активизирует все психические процессы и функции
ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она влияет
на возможность использования знаний в новой ситуации, то есть
усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику,
вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
11
НОВИЗНА ОПЫТА
В ХХ - начале ХХI века учеными доказано, что значимость школы
сегодня падает в глазах молодого поколения. Это признак технологического
кризиса в учебном процессе. Поэтому назрела необходимость обеспечения
школьникам
достаточной
самостоятельности.
Одна
из
главнейших
задач
современной школы - научить детей самостоятельно учиться. Это требование
диктуется объективной реальностью: какие бы знания и в каком бы объеме ни
получали учащиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать,
отставать
от
потребностей
жизни.
Вот
почему
сегодня
необходимо
сформировать
и
развить
у
школьников
умение
добывать
знания
самостоятельно,
приобретать
их
из
различных
источников
информации
(включая электронные пособия, ресурсы Интернета), владеть разнообразием
видов и приемов учения. Однако забывать про обучающую роль учебника на
уроке не следует.
На каждом из этапов урока в центре моего внимания - личность ученика
и его субъектный опыт, который обогащается в процессе обучения.
В соответствии с этим структура урока может быть представлена и в логике
концепции личностно-ориентированного обучения: раскрывается содержание
субъектного
опыта
обучающихся
по
рассматриваемой
теме,
который
согласуется с новой информацией и переводится в научное содержание.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые
ориентируются на создание условий для свободного развития каждой
личности
и
применяются
как
на
уроках
работы
с
грамматическим
материалом, так и на уроках развития связной речи. В ходе опыта я
усовершенствовала и
творчески
переосмыслила традиционные
методы
обучения с учетом возрастных особенностей и психологии, индивидуально-
творческих
возможностей
и
мотивов
учащихся,
а
также
в
комбинации
элементов
инновационных
методик
при
работе
с
текстом,
в
разработке
специальных
упражнений,
обеспечивающих
оптимальное
развитие
коммуникативной компетенции у обучающихся, формирование их творческих
возможностей.
12
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Организуя лексические игры, которые способствуют лучшему запоминанию
новых слов, а, следовательно, развивают у школьников коммуникативные
навыки, учитель всегда преследует определенные цели, а именно -
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к
естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность
учащихся; развивать речевую реакцию учащихся.
1.
Загадки
Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать.
Например:
1. It is a domestic animal. It likes fish.
2. It is a wild animal. It likes bananas.
3. It is very big and grey.
4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk.
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
2.
Чье солнышко ярче светит
Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и
описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение
– это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье
солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.
3.
Ассоциации
Капитан одной из команд обращается к одному из членов другой команды,
называет какое-либо слово, например Water.
Тот ученик должен быстро назвать подходящие слова.
Ex. Water: a fish, a boat, a wav, a swimmer, a ship, etc.
Если играющий не смог быстро подобрать слова, он выбывает.
4.
Пантомима
Группа
детей
выходит
к
доске
и
каждый
из
них
жестами
и
мимикой
имитирует какой-либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.и т.д.
5.
Лучший рисунок
13
Учащиеся рисуют картинку, включающую в себя как можно больше
слов по изучаемой теме, придумывают заголовок. Затем представляют свою
картинку классу с описанием того, что на ней изображено. Учащиеся могут
обменяться
рисунками
и
описывать
картинку
друга,
добавляя
слова-
комплименты.
Одной из наиболее привлекательных особенностей игр со словами является
то, что они очень просты и не требуют сложных приспособлений. Для игры
необходимы лишь карандаш и бумага
6.
Add a Word
цель игры – составить рассказ таким образом, чтобы каждый играющий по
очереди добавлял к предыдущему одно слово. Один из учащихся называет
первое слово, второй добавляет следующее, третий еще одно и т.д., пока не
получится небольшой рассказ. Например: 1) one, 2) day, 3) Jack, 4) met, 5) a
hippopotamus, 6) walking, 7) down, 8) the road … .
7.
Игра“Jumbler Words” (анаграммы).
Ребятам раздаются карточки с буквами, с тем, чтобы они составили из них
слова.
Обычно,
слова
выбираются
по
какой
либо
теме,
например:
«Животные», «Цветы», «Школьные предметы». Победителем становится тот
ученик, который первым правильно составил все слова из имеющихся у него
букв. Например: ooglyib, rat, ythosri (biology, Art, History). ( Приложение 1)
Фонетические игры способствуют постановке грамотного произношения,
помогают учащимся правильно выговаривать звуки. Благодаря фонетическим
играм учащиеся могут выразительно читать стихотворения с целью их
дальнейшего разучивания и воспроизведения по ролям.
1.
Скороговорки.
В качестве фонетических игр можно использовать скороговорки, проводя
соревнование, кто лучше и быстрее произнесет скороговорку.
2.
Чья команда лучше споет песню
Команда – победительница получает пять баллов.
Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную
познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для
коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
3.
Игра «Конкурс поэтов».
Объявляется
конкурс
поэтического
мастерства.
Образуйте
пары
(тройки).
Задача каждой пары подобрать как можно больше рифм в строфе. Пара,
которая
назовет
больше
всех
рифм,
выигрывает
и
предполагает
новую
строфу.
(Приложение 2)
Грамматические игры помогают учащимся правильно
употреблять некоторые речевые образцы, содержащие определенные
грамматические трудности. Они способствуют развитию творческой
14
активности учеников, создавая естественную ситуацию для употребления
того или иного речевого образца.
1.
Описать картинку
Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно
использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает
некий персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели.
Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?
T : No, she is not.
P2: Is the girl standing? Побеждает ученик, который угадал действие,
изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
2.
What do you like to do?
Цель – активизация в речи общих вопросов.
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему
вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не
отгадают. Отгадавший становится водящим.
3.
Цифры
Цель: повторение количественных числительных
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается
вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за
другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть
названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая
быстрее справится с заданием.
4.
Кругосветное путешествие.
Вводится структура «There is а book on the desk», которая в дальнейшем будет
встречаться довольно часто. Для прочного закрепления ее можно
использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например,
так: There is a blackboard on the wall. и т.д.
5.
Changes
Один ученик выходит из класса. В это время в классе происходят какие-то
изменения : один или два ученика меняют свои места за партами,
передвигается стул, открывается окно и т. п. Когда водящий возвращается, он
должен ответить на вопрос «What has changed?» т. е. назвать всё, что
изменилось в классе. За каждое правильное предложение команда /или
ученик/ получает одно очко.
6.
Заколдованный город.
Потренировать учащихся в употреблении прошедшего времени можно в ходе
вот такой игры: учитель выбирает ведущего, ведущий выходит из класса.
15
Учитель говорит : «Представьте себе, что наш город посетил злой
волшебник, он вчера остановил все часы и жизнь замерла. Выберите, то что
вы делали вечером и замрите. Расколдует вас водящий, если правильно
скажет предложение.» Ребята имитируют действия, кто-то смотрит телевизор,
кто-то читает и т.д. Водящему сообщаю, что нужно сделать. Он говорит: -
Sveta watched TV yesterday. Сказал правильно, ученик «оживает». Ведущих
можно менять.
7.
Что ты рисуешь?
Тренировка Present Continuous. У каждого ученика - лист бумаги и карандаш.
Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
- Are you drawing a horse? - No, I'm not drawing a horse. - Are you drawing a
pig?...
8. Конкурс красоты
При изучении притяжательного падежа существительных. Для этого ребята
приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке
и прикрепляется к одежде. Затем каждый ученик оценивает стрижку (наряд)
и пишет свое мнение на листочке. I like Ann's hair-cut. I like Kate's dress.
Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждается.
9. Составь предложение
Тренировка придаточных предложений времени и условия. Класс делится на
две
команды.
Каждой
команде
дается
вариант
главного
предложения,
например:
I will give you to read a book if...
Участники пишут свои варианты придаточных предложений: you drink milk.
you give me sweets. Правильно составленное предложение приносит команде
балл.
10. Where were you?
Играющие делятся на 2 команды. Один из учеников играет роль посетителя.
Обращаясь к классу,
он говорит: “I called at your house at 10 o’clock last
Saturday morning, but you weren’t in. Where were you?”Представители 2-х
команд по очереди отвечают:
“I was at my uncle’s house”;
“I was at the airport”;
“I was at the mountains”.
За каждое правильное предложение команда получает очко.
Эту же игру можно использовать для практики в употреблении Perfect
11. Дирижер
Усвоения структур в Present Continuous .
В роли дирижера выступает учитель. Учащимся объяснено, что роли ученика
и учителя будет выполнять группа, которая должна внимательно следить за
речью учащихся и исправлять их ошибки.
16
Дирижер поднимает карточку со знаком вопроса и хор произносит: “What are
you doing?” Показываю на одного из учеников и тот говорит: “I am speaking
English”. Хор комментирует: “He is speaking English”.
Вновь
поднимаю
знак
вопроса,
и
игра
продолжается.
Учащиеся
много
говорят и внимательно слушают друг друга.
При изучении придаточных предложений времени и условия, относящихся к
будущему времени, игра также помогает усвоению материала. Класс делится
на
2
команды.
Каждое
команде
дается
вариант
главного
предложения,
например: “I shall read you a book if…” Участники игры пишут свои варианты
придаточных предложений. Например:
“…you drink milk”;
“…you listen to me”;
“…you give me sweets”;
“…you eat the soup”.
Правильно составленное придаточное предложение приносит команде балл.
12. What would you do if… “Cross Questions and Crooked Answers”.
Она очень забавна и смешна.
Класс делится на 2 команды. В каждой команде равное количество учащихся.
Для команды №1 напишите на доске: “What would you do if…?” Для команды
№2: “I would…”.
Объясните команде №1, что они должны заполнить предложение вообразив.
Например, “What would you do if you saw a tiger in the street?” Кто-то из них
может написать “What would you do if you worn a car in a lottery?” То есть все
члены 1-й команды составляют вопросы, команда №2 должна вообразить и
написать: “I would dance for hours”. Другой может написать: “I would buy a
wig”.
Когда все напишут предложения, соберите вопросы команды №1 и положите
в коробку, а ответы команды №2 – в другую коробку. Вытягивайте вопрос
команды №1 и к нему – ответ команды №2.
Учащиеся получают огромное удовольствие от этой игры. (Приложение 3)
Речевые игры также важны в процессе обучения английскому языку. Они
позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на
иностранном языке, тренировку и активизацию в её рамках навыков и умений
монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия
партнёров по общению.
Главными целями организации и проведения речевых игр является обучение
учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в
потоке информации; развивать слуховую реакцию, слуховую память, речевую
реакцию в процессе коммуникации; научить учащихся умению выражать
мысли в их логической последовательности.
1.
Last Word Chain.
17
Цель: развитие навыков монологической речи, навыков построения
логически связного высказывания.
Для начала игры учитель произносит первое предложение. Следующий
ученик должен придумать предложение, которое начиналось бы с последнего
слова предыдущего предложения. Если ученик затрудняется, он пропускает
ход, и ход переходит к следующему ученику:
I have got a cat. The cat is grey. The grey cat is under the chair. The chair is near
the table. The table is in the room.
2.
Make a story.
Цель: формирование связного монологического или диалогического
высказывания и активизация соответствующих навыков и умений.
Каждый участник получает карточку с одним предложением из
определённого рассказа. Ему не разрешается показывать его другим
участникам или записывать – он должен его запомнить. На это даётся 2
минуты. Затем карточки собираются, и учитель читает рассказ. Играющие
прослушивают его, а затем каждый из них в соответствии с логикой
построения по очереди называют своё предложение. Сильным ученикам
достаются более сложные предложения, а слабым более простые.
AT MY GRANDFATHER’S
My sister and I enjoy living in the country. We usually spend our summer holidays
at our grandfather’s. He lives and works in the forest – he is a forester. He lives in
a small house. He has a garden.
Different plants grow in his garden. It’s very beautiful there. There is a lake near
the house. The lake is full of fish. Near the lake there are high green hills and large
fields. A lot of different flowers grow in the fields. The forest is full of mushrooms
and berries. Different birds and animals live on the hills and in the forest.
Grandfather knows and loves them all. He knows a lot of things about animals:
where they live in winter and in summer, what they eat, what they like to do, how
they teach their children and play with them.
He knows all about birds, too. When a bird is singing he can say what bird it is. In
winter, when there is not much food in the forest, he gives the birds something to
eat.
Grandfather likes the forest. He always says that the forest is full of wonders. We
like to listen to grandfather’s stories about the forest’s wonders.
( Приложение 4)
Заранее продумав проведение орфографических игр, можно также
улучшить и развить определенные навыки монологической и диалогической
речи. Например, записав ряд тематических слов на доске, предложите
18
учащимся их грамотно прочитать и составить с ними хотя бы по одному
предложению.
1.
Буквы рассыпались.
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове с дальнейшим
использованием их в речи.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и,
не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно
рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе:
«Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто
первый правильно запишет слово, прочитает его и составит свое
предложение.
2.
Вставь букву.
Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического
материала.
Ход игры: образуются
две
команды.
Доска
разделена
на
две
части.
Для
каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква.
Представители
команд
поочередно
выходят
к
доске,
вставляют
пропущенную букву и читают слово.
Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g,
h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten,
old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed). (Приложение 5)
Особой популярностью среди учащихся пользуются творческие и ролевые
игры. Известно, что ролевые игры успешно пробуждают и развивают
фантазию школьников, выполняя важную роль в развитии творческих
способностей детей. Ролевые игры можно использовать на различных этапах
урока. Все экспромты на уроке должны быть заранее подготовлены и
продуманы. Может появиться почтальон с письмом-заданием или просто
советами по выполнению домашнего задания. Важным приемом творческой
деятельности является чувство удивления, неожиданности, новизны, а также
готовность принять нестандартное [9,38]. Посредством творческой
деятельности ученики могут проявить собственную индивидуальность,
показать свои творческие способности и поделиться теми знаниями, которые
у них уже имеются . Творческий уровень связан с такими умениями как,
например, подготовить сообщение на определенную тему, выразить свое
отношение к содержанию текста, интерпретировать главную идею текста.
1.
The Place We Live in.
Игра проводится по принципу игры «Морской бой».
Каждый ученик получает карточку с изображением двух одинаковых
трехэтажных домиков. Домик «А» - его домик, домик «В» - домик его
партнера. В каждом домике девять комнат. Нижний ряд – the ground floor,
19
средний
–
the
first
floor, верхний
–
the
second
floor. Для
обозначения
вертикальных рядов используется соответственно: on the left, in the middle, on
the right.
Учитель
предлагает
ученикам
задумать
расположение
спальни,
гостиной
и
кухни
(каждый
в
своем
домике).
Для
обозначения
комнат
используются
начальные
буквы
соответствующих
английских
слов
(k
-
kitchen). Ученики начинают задавать вопросы друг другу, чтобы выяснить
где, какая комната расположена, делая пометки в домике «В», например: Is
there a bedroom on the first floor? Если ученик не угадывает расположение
комнаты, то ход переходит к партнеру. Выигрывает тот, кто первым отгадает
расположение комнат.
В процессе игры ученики отрабатывают лексический материал по теме
“My house”, вопросительные и отрицательные формы, структуры there is,
there are.
Аналогичная игра может быть проведена по теме “My flat”.
На карточках изображены две одинаковые комнаты А и В, которые разделены
на девять клеток. В каждой клетке помещается какой либо один предмет
мебели. Задавая вопросы, ученики стараются отгадать, где какой предмет
мебели расположен. В процессе игры ученики повторяют лексику по теме
“My flat”, в том числе предлоги места, и оборот there is / are.
2.
Детектив.
Игра в паре, в которой отрабатывается навык употребления прошедшего
времени, построение вопросительных и отрицательных предложений. Целью
игры является выяснение что делал, где был и в какое время партнер вчера,
два дня назад и т.д. Один из участников выступает в роли детектива, второй в
роли подозреваемого. Детектив выиграет, если ему удастся выяснить, чем
занимался партнер в деталях.
3.
Interview.
Игра,
в
которой
тренируется
беглость
речи
в
ситуации
вопрос-ответ.
Учащиеся
выбирают
известную
личность,
обсуждают
его
( е ё )
биографические данные, его творчество перед игрой.
Игра проходит в группах из трёх-четырёх человек, работающих вместе.
Один
из
них
играет
роль
известного
человека,
другие
задают
ему
(ей)
вопросы о жизни, творчестве, работе, семье и т.д. Затем один из учащихся
класса пересказывает всё, что он узнал об этой личности.
Эту игру можно провести в форме пресс-конференции по определённой
теме
с
участием
«известных
людей»
с
неограниченным
количеством
журналистов, представляющих различные печатные издания.
(Приложение 6)
В работе содержится материал, подобранный для проведения урока в 5 и 6
классах.
20
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Многоаспектная работа с различными видами игр позволила мне достичь
следующих
результатов:
-
у
большинства
учащихся сформировалась
положительная
мотивация
изучения английского языка;
-
более
эффективно
происходит
развитие
интеллектуальных
умений
и
навыков
учащихся,
формируется
умение
творческого
подхода
к
решению
учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
-
повышается
культурный
уровень,
что
позволяет
учащимся
добиваться
реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
-
повысился
уровень
коммуникативной
компетенции,
что
подтверждается
результатами годовых оценок.
Готовясь
к
занятиям,
стремлюсь
сконцентрировать
внимание
на
главном,
наиболее
существенном
в
изучаемом,
заранее
определить
правильное соотношение времени, отводимого для разных этапов урока. Урок
нужно построить так, чтобы ученикам дома осталось совсем немного работы,
так
как
ещё
в
школе
они
усвоили
теоретический
материал
и
получили
достаточную тренировку в применении его на практике.
Таким образом, широко используя различные приёмы и методы
развития речевой деятельности учащихся и применяя их в учебном процессе,
я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
Постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения
внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к
творческой
активности.
Ребята
ждут
новых
интересных
заданий,
сами
проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический
климат
на
уроках:
ребята
не
боятся
ошибок,
помогают
друг
другу,
с
удовольствием участвуют в различных монологах и диалогах.
Невозможно измерить результат творческой работы в баллах или
процентах, но никакая деятельность не проходит бесследно, тем
более
творческая. Используя в своей практике разные виды игр, первое и очень
важное, что я заметила, - ученики перестали бояться говорить на английском
языке, стали более раскрепощенные. Стали спокойнее воспринимать задания
такого рода, а некоторые даже с радостью выполняют, потому что лишь
творческие работы дают возможность избежать стандартности и проявить
свою индивидуальность.
Интерес к предмету вырос, качество знаний составляет 50 % и выше.
Оценивая результаты, полученные в ходе применения моей методики,
могу сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация к изучению
нового материала, рождаются оригинальные идеи по поводу передачи его
содержания, развиваются творческие способности.
В классах, где я работаю, ребята учатся сравнивать свои результаты со
своими
предшествующими
достижениями,
объективно
оценивать
свою
21
работу. Это, на мой взгляд, очень важно, так как формирование и дальнейшее
развитие мотивации возможно построить только на достижении успеха.
Подтверждением
результативности
опыта
могут
служить
итоги
контрольных работ по английскому языку.
Таблица 1.Качество подготовки учащихся по итогам года:
по английскому языку в 5-6 классах
Годы
«5»
«4»
«3»
«2»
По школе
2018
0%
87.5%
12.5%
0%
2019
0%
71.4%
28.5%
0%
В 2019 году в данный класс прибыла новая ученица, что увеличило
количество «3»
Таблица 2. Анализ результатов успеваемости по английскому языку (качество
успеваемости на примере учащихся одного и того же класса).
Годы
« 4»
3
2018-2019
80%
20%
2019-2020
по итогам
первой
четверти
80%
20%
Таблица 3. Мониторинг формирования речевой компетенции учащихся
основной школы через игровые приемы (на примере одного классного
коллектива: сентябрь 2018г.; октябрь2019 г.)
Работа с монологами и
диалогами
Начальный этап
Завершающий этап
Сложно
80%
10 %
легко
10%
90%
Не знаю
10%
0%
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
22
Представленный опыт охватывает единую систему «урок – внеклассная
работа» и эффективен при работе с учащимися как начального звена, так и
основной школы. В старших классах планируется проведение деловых игр.
Кроме
того,
он
предполагает
оригинальную
организацию
учебного
материала. Разнообразные формы внеклассной работы по английскому языку:
творческие конкурсы, проектные работы и т.п.
При правильном и систематическом использовании работы с различными
игровыми приемами возрастает интерес
учащихся к урокам английского
языка, интенсивно развивается их речь, повышается уровень грамотности.
Параллельно
растёт
профессионализм
учителя,
усиливается
творческая
направленность
его
деятельности.
Уроки
английского
языка
становятся
интересными для учащихся и педагога.
Данный опыт (или его фрагменты) могут быть использованы педагогами
общеобразовательных
школ
района,
которые
готовы
к
осуществлению
творческого подхода в обучении через игровую
деятельность учащихся,
развитию
образного
мышления
учащихся,
при
условии
удачного
выбора
форм,
методов
обучения,
их
усовершенствования
или
выработки
новых,
позволяющих наиболее оптимальным путем достичь поставленных целей.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Артёмов В. А. Психология обучения иностранным языкам. – М., 1999
23
2.
Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и
средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 [Текст] /
- 1996 - 27 с.
3.
Верещагина И. Н., Притыкина Т. А. Английский язык: Учебник для II
кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз. – М., Просвещение, 1996.
4.
Верещагина И. Н., Притыкина Т. А. Английский язык: Учебник для III
кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз. – М., Просвещение, 1996.
5.
И.П.Гладилина. Некоторые приемы работы на уроках английского
языка в начальной школе (журнал «Иностранные языки в школе № 3 –
2003).
6.
И.В. Голышкина. Изучаем английский язык играя 5- 6 классы –
Волгоград Изд.: Учитель, 2007.
7.
Г.В. Данилова. Английский язык 5-9 классы: обучающие игры на
уроках. - Волгоград: Учитель, 2008.
8.
Е. В. Ильченко. Игры, импровизации и мини – спектакли на уроках
английского языка.- М.: Издательство Институт Общегуманитарных
Исследований, 2003
9.
Е. Кашина. Ролевые и лингвистические игры - Самара, 1992
10.Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для
учителя. [Текст] / И.Е. Колесникова - Минск: Народная Асвета. - 1990 -
120 с.
11.Кувшинов В. И. Игры на занятиях английского языка// ИЯШ. – М.,
1993. – №2. – С. 26 – 28.
12.Кудрявцева О. В., Кузнецова Е. П. Использование игровых технологий
для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем
звене // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 24-26.
13.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения
до 17 лет): Учебное пособие.4-е изд. [Текст] / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-
во Ун-та Российской академии образования, 1996 - 120 с.
14.Настольная книга преподавателя иностранных языков: Справочное
пособие/ Маслыко Е. А., Бабинская П. К. и др. – 3 – е изд. – Мн.:
Высшая школа, 1997
15.Никитенко З.Н. «Подходы к обучению иностранным языкам сегодня.
Лекция 2»
16.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] /
М.Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984 - 370 с.
24
17.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа,
1974 г. - 288 с.
18.Утемов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по
развитию творческой личности учащихся в педагогической системе
НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования.
Выпуск 1
19.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности:
Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров:
АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
Приложение 1
25
1.
Загадки
Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать.
Например:
1. It is a domestic animal. It likes fish.
2. It is a wild animal. It likes bananas.
3. It is very big and grey.
4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk.
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
2.
Чье солнышко ярче светит
Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и
описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение
– это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье
солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.
3.
Ассоциации
Капитан одной из команд обращается к одному из членов другой команды,
называет какое-либо слово, например Water.
Тот ученик должен быстро назвать подходящие слова.
Ex. Water: a fish, a boat, a wav, a swimmer, a ship, etc.
Если играющий не смог быстро подобрать слова, он выбывает.
4.
Пантомима
Группа
детей
выходит
к
доске
и
каждый
из
них
жестами
и
мимикой
имитирует какой-либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.и т.д.
5.
Лучший рисунок
Учащиеся рисуют картинку, включающую в себя как можно больше
слов по изучаемой теме, придумывают заголовок. Затем представляют свою
картинку классу с описанием того, что на ней изображено. Учащиеся могут
обменяться
рисунками
и
описывать
картинку
друга,
добавляя
слова-
комплименты.
Одной из наиболее привлекательных особенностей игр со словами является
то, что они очень просты и не требуют сложных приспособлений. Для игры
необходимы лишь карандаш и бумага
6.
Add a Word
26
цель игры – составить рассказ таким образом, чтобы каждый играющий по
очереди добавлял к предыдущему одно слово. Один из учащихся называет
первое слово, второй добавляет следующее, третий еще одно и т.д., пока не
получится небольшой рассказ. Например: 1) one, 2) day, 3) Jack, 4) met, 5) a
hippopotamus, 6) walking, 7) down, 8) the road … .
7.
Игра“Jumbler Words” (анаграммы).
Ребятам раздаются карточки с буквами, с тем, чтобы они составили из них
слова.
Обычно,
слова
выбираются
по
какой
либо
теме,
например:
«Животные», «Цветы», «Школьные предметы». Победителем становится тот
ученик, который первым правильно составил все слова из имеющихся у него
букв. Например: ooglyib, rat, ythosri (biology, Art, History).
Приложение 2
27
1.
Скороговорки.
В качестве фонетических игр можно использовать скороговорки, проводя
соревнование, кто лучше и быстрее произнесет скороговорку.
2.
Чья команда лучше споет песню
Команда – победительница получает пять баллов.
Пение
на
уроках
иностранного
языка
позволяет
включить
в
активную
познавательную
деятельность
каждого
ребенка,
создает
предпосылки
для
коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
3.
Игра «Конкурс поэтов».
Объявляется
конкурс
поэтического
мастерства.
Образуйте
пары
(тройки).
Задача каждой пары подобрать как можно больше рифм в строфе. Пара,
которая
назовет
больше
всех
рифм,
выигрывает
и
предполагает
новую
строфу.
Приложение 3
28
1.
Описать картинку
Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно
использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает
некий персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели.
Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?
T : No, she is not.
P2: Is the girl standing? Побеждает ученик, который угадал действие,
изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
2.
What do you like to do?
Цель – активизация в речи общих вопросов.
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему
вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не
отгадают. Отгадавший становится водящим.
3.
Цифры
Цель: повторение количественных числительных
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается
вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за
другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть
названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая
быстрее справится с заданием.
4.
Кругосветное путешествие.
Вводится структура «There is а book on the desk», которая в дальнейшем будет
встречаться довольно часто. Для прочного закрепления ее можно
использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например,
так: There is a blackboard on the wall. и т.д.
5.
Changes
Один ученик выходит из класса. В это время в классе происходят какие-то
изменения : один или два ученика меняют свои места за партами,
передвигается стул, открывается окно и т. п. Когда водящий возвращается, он
должен ответить на вопрос «What has changed?» т. е. назвать всё, что
изменилось в классе. За каждое правильное предложение команда /или
ученик/ получает одно очко.
6.
Заколдованный город.
Потренировать учащихся в употреблении прошедшего времени можно в ходе
вот такой игры: учитель выбирает ведущего, ведущий выходит из класса.
Учитель говорит : «Представьте себе, что наш город посетил злой
волшебник, он вчера остановил все часы и жизнь замерла. Выберите, то что
29
вы делали вечером и замрите. Расколдует вас водящий, если правильно
скажет предложение.» Ребята имитируют действия, кто-то смотрит телевизор,
кто-то читает и т.д. Водящему сообщаю, что нужно сделать. Он говорит: -
Sveta watched TV yesterday. Сказал правильно, ученик «оживает». Ведущих
можно менять.
7.
Что ты рисуешь?
Тренировка Present Continuous. У каждого ученика - лист бумаги и карандаш.
Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
- Are you drawing a horse? - No, I'm not drawing a horse. - Are you drawing a
pig?...
8. Конкурс красоты
При изучении притяжательного падежа существительных. Для этого ребята
приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке
и прикрепляется к одежде. Затем каждый ученик оценивает стрижку (наряд)
и пишет свое мнение на листочке. I like Ann's hair-cut. I like Kate's dress.
Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждается.
9. Составь предложение
Тренировка придаточных предложений времени и условия. Класс делится на
две
команды.
Каждой
команде
дается
вариант
главного
предложения,
например:
I will give you to read a book if...
Участники пишут свои варианты придаточных предложений: you drink milk.
you give me sweets. Правильно составленное предложение приносит команде
балл.
10. Where were you?
Играющие делятся на 2 команды. Один из учеников играет роль посетителя.
Обращаясь к классу,
он говорит: “I called at your house at 10 o’clock last
Saturday morning, but you weren’t in. Where were you?”Представители 2-х
команд по очереди отвечают:
“I was at my uncle’s house”;
“I was at the airport”;
“I was at the mountains”.
За каждое правильное предложение команда получает очко.
Эту же игру можно использовать для практики в употреблении Perfect
11. Дирижер
Усвоения структур в Present Continuous .
В роли дирижера выступает учитель. Учащимся объяснено, что роли ученика
и учителя будет выполнять группа, которая должна внимательно следить за
речью учащихся и исправлять их ошибки.
Дирижер поднимает карточку со знаком вопроса и хор произносит: “What are
you doing?” Показываю на одного из учеников и тот говорит: “I am speaking
English”. Хор комментирует: “He is speaking English”.
30
Вновь
поднимаю
знак
вопроса,
и
игра
продолжается.
Учащиеся
много
говорят и внимательно слушают друг друга.
При изучении придаточных предложений времени и условия, относящихся к
будущему времени, игра также помогает усвоению материала. Класс делится
на
2
команды.
Каждое
команде
дается
вариант
главного
предложения,
например: “I shall read you a book if…” Участники игры пишут свои варианты
придаточных предложений. Например:
“…you drink milk”;
“…you listen to me”;
“…you give me sweets”;
“…you eat the soup”.
Правильно составленное придаточное предложение приносит команде балл.
12. What would you do if… “Cross Questions and Crooked Answers”.
Она очень забавна и смешна.
Класс делится на 2 команды. В каждой команде равное количество учащихся.
Для команды №1 напишите на доске: “What would you do if…?” Для команды
№2: “I would…”.
Объясните команде №1, что они должны заполнить предложение вообразив.
Например, “What would you do if you saw a tiger in the street?” Кто-то из них
может написать “What would you do if you worn a car in a lottery?” То есть все
члены 1-й команды составляют вопросы, команда №2 должна вообразить и
написать: “I would dance for hours”. Другой может написать: “I would buy a
wig”.
Когда все напишут предложения, соберите вопросы команды №1 и положите
в коробку, а ответы команды №2 – в другую коробку. Вытягивайте вопрос
команды №1 и к нему – ответ команды №2.
Учащиеся получают огромное удовольствие от этой игры.
Приложение 4
1.
Last Word Chain.
31
Цель: развитие навыков монологической речи, навыков построения
логически связного высказывания.
Для начала игры учитель произносит первое предложение. Следующий
ученик должен придумать предложение, которое начиналось бы с последнего
слова предыдущего предложения. Если ученик затрудняется, он пропускает
ход, и ход переходит к следующему ученику:
I have got a cat. The cat is grey. The grey cat is under the chair. The chair is near
the table. The table is in the room.
2.
Make a story.
Цель: формирование связного монологического или диалогического
высказывания и активизация соответствующих навыков и умений.
Каждый участник получает карточку с одним предложением из
определённого рассказа. Ему не разрешается показывать его другим
участникам или записывать – он должен его запомнить. На это даётся 2
минуты. Затем карточки собираются, и учитель читает рассказ. Играющие
прослушивают его, а затем каждый из них в соответствии с логикой
построения по очереди называют своё предложение. Сильным ученикам
достаются более сложные предложения, а слабым более простые.
AT MY GRANDFATHER’S
My sister and I enjoy living in the country. We usually spend our summer holidays
at our grandfather’s. He lives and works in the forest – he is a forester. He lives in
a small house. He has a garden.
Different plants grow in his garden. It’s very beautiful there. There is a lake near
the house. The lake is full of fish. Near the lake there are high green hills and large
fields. A lot of different flowers grow in the fields. The forest is full of mushrooms
and berries. Different birds and animals live on the hills and in the forest.
Grandfather knows and loves them all. He knows a lot of things about animals:
where they live in winter and in summer, what they eat, what they like to do, how
they teach their children and play with them.
He knows all about birds, too. When a bird is singing he can say what bird it is. In
winter, when there is not much food in the forest, he gives the birds something to
eat.
Grandfather likes the forest. He always says that the forest is full of wonders. We
like to listen to grandfather’s stories about the forest’s wonders.
Приложение 5
1.
Буквы рассыпались.
32
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове с дальнейшим
использованием их в речи.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и,
не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно
рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе:
«Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто
первый правильно запишет слово, прочитает его и составит свое
предложение.
2.
Вставь букву.
Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического
материала.
Ход игры: образуются
две
команды.
Доска
разделена
на
две
части.
Для
каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква.
Представители
команд
поочередно
выходят
к
доске,
вставляют
пропущенную букву и читают слово.
Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g,
h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten,
old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).
Приложение 6
33
1.
The Place We Live in.
Игра проводится по принципу игры «Морской бой».
Каждый ученик получает карточку с изображением двух одинаковых
трехэтажных домиков. Домик «А» - его домик, домик «В» - домик его
партнера. В каждом домике девять комнат. Нижний ряд – the ground floor,
средний
–
the
first
floor, верхний
–
the
second
floor. Для
обозначения
вертикальных рядов используется соответственно: on the left, in the middle, on
the right.
Учитель
предлагает
ученикам
задумать
расположение
спальни,
гостиной
и
кухни
(каждый
в
своем
домике).
Для
обозначения
комнат
используются
начальные
буквы
соответствующих
английских
слов
(k
-
kitchen). Ученики начинают задавать вопросы друг другу, чтобы выяснить
где, какая комната расположена, делая пометки в домике «В», например: Is
there a bedroom on the first floor? Если ученик не угадывает расположение
комнаты, то ход переходит к партнеру. Выигрывает тот, кто первым отгадает
расположение комнат.
В процессе игры ученики отрабатывают лексический материал по теме
“My house”, вопросительные и отрицательные формы, структуры there is,
there are.
Аналогичная игра может быть проведена по теме “My flat”.
На карточках изображены две одинаковые комнаты А и В, которые разделены
на девять клеток. В каждой клетке помещается какой либо один предмет
мебели. Задавая вопросы, ученики стараются отгадать, где какой предмет
мебели расположен. В процессе игры ученики повторяют лексику по теме
“My flat”, в том числе предлоги места, и оборот there is / are.
2.
Детектив.
Игра в паре, в которой отрабатывается навык употребления прошедшего
времени, построение вопросительных и отрицательных предложений. Целью
игры является выяснение что делал, где был и в какое время партнер вчера,
два дня назад и т.д. Один из участников выступает в роли детектива, второй в
роли подозреваемого. Детектив выиграет, если ему удастся выяснить, чем
занимался партнер в деталях.
3.
Interview.
Игра,
в
которой
тренируется
беглость
речи
в
ситуации
вопрос-ответ.
Учащиеся
выбирают
известную
личность,
обсуждают
его
( е ё )
биографические данные, его творчество перед игрой.
Игра проходит в группах из трёх-четырёх человек, работающих вместе.
Один
из
них
играет
роль
известного
человека,
другие
задают
ему
(ей)
вопросы о жизни, творчестве, работе, семье и т.д. Затем один из учащихся
класса пересказывает всё, что он узнал об этой личности.
Эту игру можно провести в форме пресс-конференции по определённой теме
с участием «известных людей» с неограниченным количеством журналистов,
представляющих различные печатные издания.
34