Напоминание

"Ребёнок и природа"


Автор: Харькова Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №44
Населённый пункт: Московская область, город Серпухов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Ребёнок и природа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик»

Воспитатель: Харькова Е. М.

Консультация для родителей

«Ребенок и природа»

Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо

знакомить с многообразными ее явлениями.

О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать

детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они

поняли

главное:

Земля

наш

общий

дом,

а

человек

часть

природы

(например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и

почвы на жизнь человека, растений, животных).

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды,

объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и

живой природе.

Ухудшение

экологической

ситуации

представляет

определенную

угрозу

здоровью

человека.

Необходимо

объяснить

ребенку,

что

выполнение

привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и

овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда

и спасти жизнь.

Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять

муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать

ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях,

связанных

с

некоторыми

растениями

или

возникающих

при

контактах

с

животными.

Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и

лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть

осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды,

травинки).

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при

контактах

с

животными.

Например,

можно

кормить

бездомных

собак

и

кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно

быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности.

Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с

птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И,

конечно

же,

ребенок

должен

усвоить,

что

нельзя

дразнить

и

мучить

животных.

Одним

из

факторов

экологической

безопасности,

как

известно,

является

работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это

ухудшает

экологию

и

отрицательно

сказывается

на

здоровье

человека,

животных и растений.

Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу,

и помните, что главное – это ваш пример.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит

это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами

обладают

экологической

культурой

-

понимают

общие

для

всех

людей

проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и

запахов,

тайнами

и

загадками,

заставляет

остановиться,

присмотреться,

задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к

тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

·формирование

системы

экологических

знаний

и

представлений

(интеллектуальное развитие) ;

· развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту

природы, восхититься ею, желания сохранить её).

· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы.

Экологическое

воспитание

дошкольников

следует

рассматривать,

прежде

всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к

окружающему

его

миру

природы

должны

лежать

гуманные

чувства,

т.е.

осознание

ценности

любого

проявления

жизни,

стремление

защитить

и

сберечь природу и т.д.

Формируя

гуманное

отношение

к

природе,

необходимо

исходить

из

следующего:

главное,

чтобы

ребенок

понял,

что

человек

и

природа

взаимосвязаны,

поэтому

забота

о

природе

есть

забота,

о

человеке,

его

будущем,

а

то,

что

наносит

вред

природе,

наносит

вред

человеку,

следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех

нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая

возрастные

особенности

дошкольников,

к

которым

от н о с я т с я

впечатлительность

и

эмоциональная

отзывчивость,

через

сострадание,

сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого

существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою

собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное

отношение детей к природе. Выражающееся в готовности проявить заботу о

тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в

беду

(разумеется,

речь

идет

о

животных,

растениях

и

т.д.),

а

активная

позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по

уходу

за

комнатными

растениями,

домашними

животными,

зимующими

птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно

вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и

боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают

позиции более сильной стороны. И поэтому должны ей покровительствовать,

должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других

людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную

оценку

и

по

мере

своих

сил

и

возможностей

противостоять

действиям

антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое

отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых

знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в

неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам

экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых

живых

существах,

об

их

потребностях

и

способов

удовлетворения

этих

потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,

приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом

сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят,

исчезновение

любого

звена

нарушает

цепочку,

т.е.

биологическое

равновесие). В то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу,

и все они могут существовать одновременно.

Разумеется,

одних

знаний

не

достаточно

для

формирования

у

детей

гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для

их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и

полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание

положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной

работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок,

выздоровевший

щенок…)

способствует

дальнейшему

развитию

чувств

сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и

при

формировании

у

детей

осознания

эстетической

ценности

объектов

природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание

эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического

воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и

развить

эстетическое

к

ней

отношение.

Необходимо

обращать

внимание

детей

на

красоту

природы,

учить

наблюдать

за

состоянием

растений

и

поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту

жизни,

осознавать,

что

красота

никак

не

определяется

утилитарным

подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное,

всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть

прекрасного, как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную

сферу. Ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки,

носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и

каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и

приумножать ее красоту.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно

составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

-

Охранять

надо

не

только

редкие,

но

и

другие,

даже

самые

обычные

растения.

- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут

отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не

прикасайся

к

нему,

сразу

уходи.

Иначе

птицы

-

родители

могут

совсем

покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать

нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В

природе о них позаботятся взрослые животные.

-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте

травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые

укрываются в их зарослях.



В раздел образования