Автор: Харькова Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №44
Населённый пункт: Московская область, город Серпухов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Ребёнок и природа"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик»
Воспитатель: Харькова Е. М.
Консультация для родителей
«Ребенок и природа»
Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо
знакомить с многообразными ее явлениями.
О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать
детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они
поняли
главное:
Земля
–
наш
общий
дом,
а
человек
–
часть
природы
(например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и
почвы на жизнь человека, растений, животных).
Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды,
объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и
живой природе.
Ухудшение
экологической
ситуации
представляет
определенную
угрозу
здоровью
человека.
Необходимо
объяснить
ребенку,
что
выполнение
привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и
овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда
и спасти жизнь.
Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять
муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать
ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях,
связанных
с
некоторыми
растениями
или
возникающих
при
контактах
с
животными.
Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и
лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть
осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды,
травинки).
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при
контактах
с
животными.
Например,
можно
кормить
бездомных
собак
и
кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно
быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности.
Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с
птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И,
конечно
же,
ребенок
должен
усвоить,
что
нельзя
дразнить
и
мучить
животных.
Одним
из
факторов
экологической
безопасности,
как
известно,
является
работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.
Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это
ухудшает
экологию
и
отрицательно
сказывается
на
здоровье
человека,
животных и растений.
Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу,
и помните, что главное – это ваш пример.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
обладают
экологической
культурой
-
понимают
общие
для
всех
людей
проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и
запахов,
тайнами
и
загадками,
заставляет
остановиться,
присмотреться,
задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к
тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
·формирование
системы
экологических
знаний
и
представлений
(интеллектуальное развитие) ;
· развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить её).
· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Экологическое
воспитание
дошкольников
следует
рассматривать,
прежде
всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к
окружающему
его
миру
природы
должны
лежать
гуманные
чувства,
т.е.
осознание
ценности
любого
проявления
жизни,
стремление
защитить
и
сберечь природу и т.д.
Формируя
гуманное
отношение
к
природе,
необходимо
исходить
из
следующего:
главное,
чтобы
ребенок
понял,
что
человек
и
природа
взаимосвязаны,
поэтому
забота
о
природе
есть
забота,
о
человеке,
его
будущем,
а
то,
что
наносит
вред
природе,
наносит
вред
человеку,
следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех
нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая
возрастные
особенности
дошкольников,
к
которым
от н о с я т с я
впечатлительность
и
эмоциональная
отзывчивость,
через
сострадание,
сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого
существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою
собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное
отношение детей к природе. Выражающееся в готовности проявить заботу о
тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в
беду
(разумеется,
речь
идет
о
животных,
растениях
и
т.д.),
а
активная
позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по
уходу
за
комнатными
растениями,
домашними
животными,
зимующими
птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно
вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и
боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают
позиции более сильной стороны. И поэтому должны ей покровительствовать,
должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других
людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную
оценку
и
по
мере
своих
сил
и
возможностей
противостоять
действиям
антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое
отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых
знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в
неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам
экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых
живых
существах,
об
их
потребностях
и
способов
удовлетворения
этих
потребностей;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,
приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом
сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят,
исчезновение
любого
звена
нарушает
цепочку,
т.е.
биологическое
равновесие). В то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу,
и все они могут существовать одновременно.
Разумеется,
одних
знаний
не
достаточно
для
формирования
у
детей
гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для
их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и
полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание
положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной
работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок,
выздоровевший
щенок…)
способствует
дальнейшему
развитию
чувств
сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и
при
формировании
у
детей
осознания
эстетической
ценности
объектов
природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание
эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического
воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и
развить
эстетическое
к
ней
отношение.
Необходимо
обращать
внимание
детей
на
красоту
природы,
учить
наблюдать
за
состоянием
растений
и
поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту
жизни,
осознавать,
что
красота
никак
не
определяется
утилитарным
подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное,
всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть
прекрасного, как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную
сферу. Ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки,
носят избирательный и субъективный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и
каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и
приумножать ее красоту.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно
составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
-
Охранять
надо
не
только
редкие,
но
и
другие,
даже
самые
обычные
растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут
отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не
прикасайся
к
нему,
сразу
уходи.
Иначе
птицы
-
родители
могут
совсем
покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать
нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В
природе о них позаботятся взрослые животные.
-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте
травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые
укрываются в их зарослях.