Автор: Морозова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Карачев Брянская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
воспитателя МБДОУ детский сад №1
«Аленький цветочек» г. Карачева
на тему:
« Моделирование в системе
развития речевой
активности детей старшего
дошкольного возраста"
Актуальность темы
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами
социально-экономического
и
культурного
развития
диктует
необходимость
нравственного воспитания и формирования культуры общения. К сожалению,
все чаще уличная обстановка, телевидение, неправильные примеры взрослых
стирают, и очень жестоко, всю накопленную годами, веками нашу великую и
богатую русскую культуру. В нашей речи все чаще используются иностранные
слова, дети испытывают дефицит живого общения
.
Из своего опыта работы и
опыта своих коллег мы сталкиваемся с тем, что дети испытывают трудности на
занятиях по развитию речи (пересказ текста, составление рассказа или слабая
речевая
активность). Мне часто приходится слышать от родителей, особенно
при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в
строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может
легко пересказать серию мультфильма с достаточно сложно произносимыми
словами. Для реализации и повышения эффективности работы по обучению
детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли
я решила воспользоваться методикой мнемотехники. В соответствии с данной
проблемой
определила тему работы: "Моделирование в системе развития
речевой
активности
детей
старшего
дошкольного
возраст а".
Моделирование включает в себя работу с сенсорно-графическими схемами,
предметно-схематическими моделями , блоками, квадратами,
коллажем, схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное
освоение
детьми
знаний
об
особенностях
объектов
природы,
об
окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение
и воспроизведение информации.
Новизна данной темы заключается
в
целесообразном
слиянии
наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя
с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала:
визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы) и аудиальный
(слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников). В работе принимали
участие 26 детей, которые посещают старшую группу «Ягодка».
Для решения данной проблемы я поставила цель:
выявить эффективность
использования приемов моделирования в развитии речевой активности детей.
Задачи:
1. Изучить влияние приемов моделирования на развитие речевой активности.
2. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный
материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
Гипотеза:
Если систематически использовать моделирование, то у ребенка
расширяется представление об окружающем мире, повышается его речевая
активность, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности
и коммуникативных навыков, которые, в свою очередь, помогут в социальной
адаптации ребенка.
Методы: анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы,
качественный
и
количественный
анализ
результатов,
самообразование,
составление схем, моделей
.
На основании анализа научной литературы выделились следующие
подходы в работе с детьми: системный (мнемотехника используется в системе
обучения и воспитания), личностный (мнемотехника используется с учетом
возможностей
и
потребностей
каждого
ребенка),
культурологический
(с
помощью
мнемотехники
ребенок
расширяет
словарный
запас,
развивает
связную речь, учится грамматически правильно говорить), и информационный
(ребенок
через
схемы
и
таблицы
воспринимает,
перерабатывает
и
воспроизводит информацию об окружающем мире).
Научная основа данной работы базируется на методических разработках:
предметно-схематические
модели,
сенсорно-графические
схемы,
коллаж,
мнемоквадраты, мнемотаблицы.
Работа по речевому развитию детей с использованием моделирования
опирается на следующие принципы: принцип развивающего образования, в
соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание
работы
соответствует
основным
положениям
возрастной
психологии
и
дошкольной педагогики.
Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно
переходить к мнемодорожкам, мнемотаблицам.
Ребенок начинает знакомиться с
художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять
авторскую
мысль
и
ответить
на
вопросы
по
содержанию
прочитанного
произведения.
В
помощь
детям
предлагаю
мнемоквадраты.
Данные
схемы
помогают
детям
самостоятельно
определять
главные
свойства
и
признаки
рассматриваемого
объекта,
обогащать
словарный
запас.
Учитываю,
насколько
ребенок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет
соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняю или заменяю
другой заставкой: изображаем персонажа в графическом виде: лиса состояла из
оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большого
коричневого круга и т. д.
Для того, чтобы понять основную последовательность и
связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой (см.
приложение).
Это
дидактический
материал,
схема,
в
которую
занесена
определенная информация. Поскольку она вначале незнакома детям, брала на себя
обучающую
роль,
т.
е.
доводила
до
детей
содержание,
которое
вложено
в
мнемодорожку.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают
обучающие
мнемотаблицы
-
это
графическое
или
частично
графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
путем выделения
главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно
передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было
понятно
детям.
Схемы
служат
своеобразным зрительным
планом для
создания
монологов, помогают детям выстраивать структуру рассказа, последовательность и
лексико-грамматическую
наполняемость.
Мнемотаблицы
использовала
для
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов
,
пересказах
художественной
литературы
,
заучивании
стихов
,
отгадывании
и
загадывании
загадок, активизации речевой активности детей.
Уровни использования мнемотаблиц:
- Рассматривала таблицу и перерабатывала то, что на ней изображено.
- Перекодировывала информацию, т.е. преобразовывала ее из абстрактных
символов в образы.
- Осуществляла пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы
(образы), т.е. отрабатывала метод запоминания.
- Работала с графической зарисовкой мнемотаблиц (коллективно, парами,
индивидуально; особое внимание уделяла детям с опережающим развитием и
отстающим).
Мнемотехника многофункциональна. На основе
мнемотаблиц создавала
разнообразные
дидактические
игры
(«Угадай
знак»,
«Помоги
другу»,
«Придумай сказку»), продумывала разнообразные модели с детьми («Придумай
и
расскажи»).
Одновременно
вовлекала
родителей
в
образовательный
процесс.
Приглашала
их
на
занятия
по
составлению
мнемотаблиц
и
их
практическому
применению,
оформила
лепбук,
папку.
Были
разработаны
заочные
консультации
для
родителей,
с предоставлением теоретического и
практического
материала
по
использованию
мнемодорожек,
мнемотаблиц,
который
помогает
заинтересовать
детей
и
родителей,
добиваться
хороших
результатов.
В процессе проведения мониторинга
у
воспитанников
отмечена
положительная динамика развития не только в активизации связной речи, но и
в
выполнении
целевых
ориентиров.
Умение
составлять
описательный
рассказ
проверялось
в
дидактической
игре
«Супермаркет»,
где
каждый
ребенок должен был сделать покупку, самостоятельно описав ее внешний вид,
характерные особенности, но не называть её.
Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало года и
промежуточный,
можно
сказать,
что
систематическая
работа
по
развитию
речевой активности
с использованием методов мнемотехники способствует
положительным результатам. Дети проявляют
активный интерес к работе с
мнемотаблицами.
Результатом моей целенаправленной работы стало повышение уровня
речевой
активности
детей.
Использование
мнемотаблиц
увлекло
детей,
превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать
по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился
интерес к заучиванию стихотворений. Проявляется речевая активность, дети
преодолевают
робость,
застенчивость,
учатся
свободно
держаться
перед
аудиторией.
Мнемосхемы
помогли
сделать
процесс
запоминания
более
простым,
интересным,
творческим;
у
детей
легче
и
быстрее
происходит
овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов, появилось
желание пересказывать информацию как на занятиях, так и в повседневной
жизни. С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об
окружающем
мире,
обогатился
и
активизировался
словарный
запас,
формируется лексико-грамматический строй речи.
-Разработана
и
включена
в
образовательный
процесс
система приемов
моделирования для развития активной, связной речи дошкольников.
-
Разработано дидактическое обеспечение.
Таким образом, изучив особенности системы моделирования, я намерена
продолжать
работу
в
этом
направлении,
и
следующим
этапом
моей
деятельности будет применение данного метода на других занятиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дата мониторинга
высокий
средний
низкий
11.09.2017
5%
35%
60%
25.01.2018
15%
40%
45%
(25.05 2018)
Структура мнемотехники
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, переходить на
мнемодорожки и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат —
структурная
единица
мнемодорожки
или
мнемотаблицы.
Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией.
Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое
предложение.
Мнемодорожка — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него
дети учатся составлять истории.
Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На
каждое
слово
или
маленькое
словосочетание
придумывается
картинка
(изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-
рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы , составленные детьми.
Как я работаю с детьми по мнемотаблицам:
1.
Читаю детям рассказ, обсуждаем, анализируем.
2.
Вместе решаем, как будем обозначать предметы, действия, как лучше
нарисовать таблицу.
3.
Дети, опираясь на основу, проявляют свое творчество; каждый рисует
свое видение рассказа.
4.
Пересказываем рассказ.
5.
Проводим рефлексию.
Пособие «Речевые часы»
Использую в индивидуальной работе с детьми ( часы делаю разной
сложности: для детей с опережающим развитием, для детей, которые не
полностью выполняют ООП.)
Составляем описательные рассказы с детьми по таким схемам –
таблицам.
Методическая разработка
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ с использованием
моделирования
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ
»
Воспитатель:
МОРОЗОВА Т.Ю.
Программные задачи
Обучающие:
- Учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать
свои мысли;
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, отвечать на
вопросы полными предложениями;
- Обогащать словарный запас детей эпитетами, определениями,
сложносочиненными предложениями; упражнять в словообразовании ;
- Учить соотносить информацию с условными символами;
- Формировать навыки свободного общения посредством монологической и
диалогической речи.
Развивающие:
- Развивать умение проявлять активность и установление контактов в играх и
совместной деятельности;
- Развивать эмоциональную сферу, ассоциативное восприятие, логическое
мышление и творческое воображение, выразительность речи;
- Развивать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать
художественные произведения;
- Развивать самопознание, умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к себе, сверстникам и взрослым;
- Воспитывать чувство сплоченности для достижения общей цели,
взаимопомощь;
- Воспитывать любовь к родному языку, желание познавать его и грамотно
строить свою речь;
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Дети входят в группу, здороваются с гостями, используя различные
приветствия
(«Здравствуйте»,
«Доброе
утро»,
«Рады
встрече»
и
др.)
и
становятся перед гостями.
Воспитатель:
Ребята,
нас
сегодня
пригласили
в
телестудию
на
детскую
передачу «Умники и умницы». Мальчики будут умниками, девочки – умницами,
я – телеведущей, а все кто в зале – зрителями. Итак, начинаем?
Дети: Да!
Воспитатель:
(Берет
микрофон).
Добрый
день,
уважаемые
телезрители!
Сегодня в нашей телестудии ребята из детского сада «Аленький цветочек»
г. Карачева. Они пришли на нашу передачу не только для того, чтобы рассказать
о себе, но и, конечно, для того, чтобы поиграть и получить хорошее настроение.
Скажите, пожалуйста, Умницы, какими бы вы хотели сегодня видеть
мальчиков?
Девочки: Веселыми, находчивыми, умными, ответственными и др.
Воспитатель: А вы, Умники, какими бы хотели видеть девочек?
Мальчики: Добрыми, любознательными, эрудированными, воспитанными.
ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Воспитатель: В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться
и рассказать немного о себе.
1 ребенок: Меня зовут Фиксина Эвелина. Мне 5 лет. Я хожу в старшую группу
«Ягодка». У меня много друзей. Мы любим играть с животными и куклами. Я
люблю свой детский сад.
2 ребенок: Меня зовут Железнов Саша. Мне 5 лет. У меня дружная семья: папа,
мама, братик и я. Я помогаю маме ухаживать за маленьким братом. Я люблю
играть в машины и путешествовать.
ВЫСЛУШИВАЮТСЯ 2-3 НЕБОЛЬШИХ РАССКАЗА
Воспитатель: Благодарю за ответы. А теперь, уважаемые игроки, занимайте,
пожалуйста, свои места.
ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ
Воспитатель: С нами сегодня играют ваши сверстники
из других детских
садов. Нам очень интересно, какие вопросы они нам прислали. За каждое
выполненное задание у нас на мониторе будет появляться Смайлик.
Итак, 1-ый конверт. Внимание на монитор (Появляется фотография мальчика).
Нам
прислал
письмо
мальчик
Юра
из
детского
сада
«Айболит»
г. Брянска: «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите составить рассказ о зиме.
Я слышал, вы используете схемы при пересказе. Научите и ребят нашего сада
пользоваться ими».
Воспитатель читает рассказ: «Наступила зима. Всюду белый пушистый снег.
Холодно на улице. Дети оделись тепло и пошли гулять. Они катались на санках,
лыжах, играли в снежки, лепили веселого снеговика. Хорошо зимой!»
Итак, ребята, нарисуем схему этого рассказа. Обсуждая содержание текста, я
буду рисовать на доске, а каждый из вас у себя на бумаге.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ ТЕКСТ ПО ЧАСТЯМ И, СОВЕТУЯСЬ С
ДЕТЬМИ, СОСТАВЛЯЕТ МНЕМОТАБЛИЦУ
А теперь давайте проверим, правильно ли мы составили схему, и все вместе
перескажем по ней рассказ.
ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРЕСКАЗЫВАЕТ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, ЗАТЕМ 1
РЕБЕНОК ПОЛНОСТЬЮ СОСТАВЛЯЕТ РАССКАЗ
Молодцы, настоящие Умники и Умницы. Отправим наши схемы ребятам в
Брянск и они по ним будут составлять рассказы.
НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК
Воспитатель: Посмотрим, от кого же пришло 2 письмо. С нами играет девочка
Юля из детского сада «Золотой ключик» г. Орла. Она задает нам такой вопрос:
«Ребята, ответьте, какие сказки зашифрованы в схемах». Возьмите у себя на
столах конверты с картинками сказок и рассмотрите их. Я буду показывать вам
схему, а вы поднимайте картинку».
ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ СКАЗКИ СОГЛАСНО ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ
МНЕМОТАБЛИЦАМ
Молодцы. Справились с заданием Оли.
НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК
Воспитатель
: Открываем 3 письмо. Его прислал мальчик Дима из детского
сада
«Солнышко»
г.
Москвы.
Он
просит
рассказать
сказку
движениями
и
эмоциями.
ЭТЮД «ЦВЕТОК И РУЧЕЕК»
«На берегу веселого журчащего ручейка рос хорошенький цветок, который
всегда любовался собой. Однажды подул сильный ветер, и ручеек брызнул на
цветок
несколько
капелек.
Рассердился
цветок
и
закричал:
как
ты
смеешь
брызгаться!
Все
платье
мне
замочил!
Не
хочу
больше
с
тобой
дружить».
Огорчился ручеек и повернулся в другую сторону. Вскоре наступили жаркие
дни,
ярко
светило
солнце.
Цветку
было
очень
жарко,
а
его
хорошенькое
платьице запылилось. Вспомнил тут цветок о своем старом друге ручейке и,
вздыхая, сказал: Если бы я не обидел своего друга, он напоил и омыл бы
меня…». Услышал эти слова ручеек и простил друга. Обрадовался цветок, и с
тех пор они больше не ссорились».
ПОД СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ
РАССКАЗ, ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА КОВЕР И ВЫПОЛНЯЮТ
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ
Молодцы, ребята, справились с заданием Димы.
НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК
Воспитатель: И, наконец, последнее письмо. Оно пришло из г. Воронежа.
Пишет нам девочка Оля из детского сада «Радуга»: «Ребята, помогите малышам
найти куклу. Вот ее приметы. У нее круглое лицо, светлые волосы, голубые
глаза, черные брови, розовые щеки, на лице улыбка».
Ребята, чем же мы можем помочь, что мы можем сделать?
Дети: По приметам куклы составим ее портрет.
ВОСПИТАТЕЛЬ С ДЕТЬМИ РИСУЮТ ПОРТРЕТ КУКЛЫ,
СОГЛАСНО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ДВУХ СЛОВ В ОДНО:
«круглолицая», «светловолосая», «голубоглазая», «чернобровая»,
«розовощекая», «улыбающаяся»
Воспитатель: А
еще
Оля
просит
помочь
своим
ребятам
научиться
разговаривать выразительно. Она прислала нам Колобка и схемы, согласно
которым мы должны пропеть его песенку разной интонацией.
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ПООЧЕРЕДНО ИСПОЛНЯЮТ ПЕСЕНКУ
КОЛОБКА ПО ПИКТОГРАММАМ:
«Колобок веселый, ему грустно, Колобок испугался, сердится, удивляется,
у него болит горло - говорит шепотом».
Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК
Воспитатель: Ну что же, уважаемые игроки, наша игра подошла к концу.
Подведем
итоги:
Со
всеми
заданиями
вы
сегодня
справились.
Обратите
внимание на монитор, смайлики показывают правильность ваших ответов. Что
вам больше всего понравилось в нашей игре? (Ответы детей). Все девочки и
мальчики достойны звания «Умники» и «Умницы».
ДЕТЯМ ВРУЧАЮТСЯ МЕДАЛИ И ПРИЗ
(ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ)