Напоминание

"Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Морозова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Карачев Брянская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

воспитателя МБДОУ детский сад №1

«Аленький цветочек» г. Карачева

на тему:

« Моделирование в системе

развития речевой

активности детей старшего

дошкольного возраста"

Актуальность темы

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами

социально-экономического

и

культурного

развития

диктует

необходимость

нравственного воспитания и формирования культуры общения. К сожалению,

все чаще уличная обстановка, телевидение, неправильные примеры взрослых

стирают, и очень жестоко, всю накопленную годами, веками нашу великую и

богатую русскую культуру. В нашей речи все чаще используются иностранные

слова, дети испытывают дефицит живого общения

.

Из своего опыта работы и

опыта своих коллег мы сталкиваемся с тем, что дети испытывают трудности на

занятиях по развитию речи (пересказ текста, составление рассказа или слабая

речевая

активность). Мне часто приходится слышать от родителей, особенно

при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в

строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может

легко пересказать серию мультфильма с достаточно сложно произносимыми

словами. Для реализации и повышения эффективности работы по обучению

детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли

я решила воспользоваться методикой мнемотехники. В соответствии с данной

проблемой

определила тему работы: "Моделирование в системе развития

речевой

активности

детей

старшего

дошкольного

возраст а".

Моделирование включает в себя работу с сенсорно-графическими схемами,

предметно-схематическими моделями , блоками, квадратами,

коллажем, схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

успешное

освоение

детьми

знаний

об

особенностях

объектов

природы,

об

окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение

и воспроизведение информации.

Новизна данной темы заключается

в

целесообразном

слиянии

наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя

с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала:

визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы) и аудиальный

(слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников). В работе принимали

участие 26 детей, которые посещают старшую группу «Ягодка».

Для решения данной проблемы я поставила цель:

выявить эффективность

использования приемов моделирования в развитии речевой активности детей.

Задачи:

1. Изучить влияние приемов моделирования на развитие речевой активности.

2. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный

материал, включающий в себя приемы мнемотехники.

Гипотеза:

Если систематически использовать моделирование, то у ребенка

расширяется представление об окружающем мире, повышается его речевая

активность, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности

и коммуникативных навыков, которые, в свою очередь, помогут в социальной

адаптации ребенка.

Методы: анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы,

качественный

и

количественный

анализ

результатов,

самообразование,

составление схем, моделей

.

На основании анализа научной литературы выделились следующие

подходы в работе с детьми: системный (мнемотехника используется в системе

обучения и воспитания), личностный (мнемотехника используется с учетом

возможностей

и

потребностей

каждого

ребенка),

культурологический

помощью

мнемотехники

ребенок

расширяет

словарный

запас,

развивает

связную речь, учится грамматически правильно говорить), и информационный

(ребенок

через

схемы

и

таблицы

воспринимает,

перерабатывает

и

воспроизводит информацию об окружающем мире).

Научная основа данной работы базируется на методических разработках:

предметно-схематические

модели,

сенсорно-графические

схемы,

коллаж,

мнемоквадраты, мнемотаблицы.

Работа по речевому развитию детей с использованием моделирования

опирается на следующие принципы: принцип развивающего образования, в

соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;

принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание

работы

соответствует

основным

положениям

возрастной

психологии

и

дошкольной педагогики.

Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно

переходить к мнемодорожкам, мнемотаблицам.

Ребенок начинает знакомиться с

художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять

авторскую

мысль

и

ответить

на

вопросы

по

содержанию

прочитанного

произведения.

В

помощь

детям

предлагаю

мнемоквадраты.

Данные

схемы

помогают

детям

самостоятельно

определять

главные

свойства

и

признаки

рассматриваемого

объекта,

обогащать

словарный

запас.

Учитываю,

насколько

ребенок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет

соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняю или заменяю

другой заставкой: изображаем персонажа в графическом виде: лиса состояла из

оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большого

коричневого круга и т. д.

Для того, чтобы понять основную последовательность и

связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой (см.

приложение).

Это

дидактический

материал,

схема,

в

которую

занесена

определенная информация. Поскольку она вначале незнакома детям, брала на себя

обучающую

роль,

т.

е.

доводила

до

детей

содержание,

которое

вложено

в

мнемодорожку.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают

обучающие

мнемотаблицы

-

это

графическое

или

частично

графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.

путем выделения

главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно

передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было

понятно

детям.

Схемы

служат

своеобразным зрительным

планом для

создания

монологов, помогают детям выстраивать структуру рассказа, последовательность и

лексико-грамматическую

наполняемость.

Мнемотаблицы

использовала

для

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов

,

пересказах

художественной

литературы

,

заучивании

стихов

,

отгадывании

и

загадывании

загадок, активизации речевой активности детей.

Уровни использования мнемотаблиц:

- Рассматривала таблицу и перерабатывала то, что на ней изображено.

- Перекодировывала информацию, т.е. преобразовывала ее из абстрактных

символов в образы.

- Осуществляла пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы

(образы), т.е. отрабатывала метод запоминания.

- Работала с графической зарисовкой мнемотаблиц (коллективно, парами,

индивидуально; особое внимание уделяла детям с опережающим развитием и

отстающим).

Мнемотехника многофункциональна. На основе

мнемотаблиц создавала

разнообразные

дидактические

игры

(«Угадай

знак»,

«Помоги

другу»,

«Придумай сказку»), продумывала разнообразные модели с детьми («Придумай

и

расскажи»).

Одновременно

вовлекала

родителей

в

образовательный

процесс.

Приглашала

их

на

занятия

по

составлению

мнемотаблиц

и

их

практическому

применению,

оформила

лепбук,

папку.

Были

разработаны

заочные

консультации

для

родителей,

с предоставлением теоретического и

практического

материала

по

использованию

мнемодорожек,

мнемотаблиц,

который

помогает

заинтересовать

детей

и

родителей,

добиваться

хороших

результатов.

В процессе проведения мониторинга

у

воспитанников

отмечена

положительная динамика развития не только в активизации связной речи, но и

в

выполнении

целевых

ориентиров.

Умение

составлять

описательный

рассказ

проверялось

в

дидактической

игре

«Супермаркет»,

где

каждый

ребенок должен был сделать покупку, самостоятельно описав ее внешний вид,

характерные особенности, но не называть её.

Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало года и

промежуточный,

можно

сказать,

что

систематическая

работа

по

развитию

речевой активности

с использованием методов мнемотехники способствует

положительным результатам. Дети проявляют

активный интерес к работе с

мнемотаблицами.

Результатом моей целенаправленной работы стало повышение уровня

речевой

активности

детей.

Использование

мнемотаблиц

увлекло

детей,

превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать

по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился

интерес к заучиванию стихотворений. Проявляется речевая активность, дети

преодолевают

робость,

застенчивость,

учатся

свободно

держаться

перед

аудиторией.

Мнемосхемы

помогли

сделать

процесс

запоминания

более

простым,

интересным,

творческим;

у

детей

легче

и

быстрее

происходит

овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов, появилось

желание пересказывать информацию как на занятиях, так и в повседневной

жизни. С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об

окружающем

мире,

обогатился

и

активизировался

словарный

запас,

формируется лексико-грамматический строй речи.

-Разработана

и

включена

в

образовательный

процесс

система приемов

моделирования для развития активной, связной речи дошкольников.

-

Разработано дидактическое обеспечение.

Таким образом, изучив особенности системы моделирования, я намерена

продолжать

работу

в

этом

направлении,

и

следующим

этапом

моей

деятельности будет применение данного метода на других занятиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата мониторинга

высокий

средний

низкий

11.09.2017

5%

35%

60%

25.01.2018

15%

40%

45%

(25.05 2018)

Структура мнемотехники

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, переходить на

мнемодорожки и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат

структурная

единица

мнемодорожки

или

мнемотаблицы.

Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией.

Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое

предложение.

Мнемодорожка — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него

дети учатся составлять истории.

Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание

придумывается

картинка

(изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-

рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотаблицы , составленные детьми.

Как я работаю с детьми по мнемотаблицам:

1.

Читаю детям рассказ, обсуждаем, анализируем.

2.

Вместе решаем, как будем обозначать предметы, действия, как лучше

нарисовать таблицу.

3.

Дети, опираясь на основу, проявляют свое творчество; каждый рисует

свое видение рассказа.

4.

Пересказываем рассказ.

5.

Проводим рефлексию.

Пособие «Речевые часы»

Использую в индивидуальной работе с детьми ( часы делаю разной

сложности: для детей с опережающим развитием, для детей, которые не

полностью выполняют ООП.)

Составляем описательные рассказы с детьми по таким схемам –

таблицам.

Методическая разработка

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ с использованием

моделирования

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ

»

Воспитатель:

МОРОЗОВА Т.Ю.

Программные задачи

Обучающие:

- Учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать

свои мысли;

- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, отвечать на

вопросы полными предложениями;

- Обогащать словарный запас детей эпитетами, определениями,

сложносочиненными предложениями; упражнять в словообразовании ;

- Учить соотносить информацию с условными символами;

- Формировать навыки свободного общения посредством монологической и

диалогической речи.

Развивающие:

- Развивать умение проявлять активность и установление контактов в играх и

совместной деятельности;

- Развивать эмоциональную сферу, ассоциативное восприятие, логическое

мышление и творческое воображение, выразительность речи;

- Развивать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать

художественные произведения;

- Развивать самопознание, умственную активность, сообразительность,

наблюдательность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к себе, сверстникам и взрослым;

- Воспитывать чувство сплоченности для достижения общей цели,

взаимопомощь;

- Воспитывать любовь к родному языку, желание познавать его и грамотно

строить свою речь;

- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Дети входят в группу, здороваются с гостями, используя различные

приветствия

(«Здравствуйте»,

«Доброе

утро»,

«Рады

встрече»

и

др.)

и

становятся перед гостями.

Воспитатель:

Ребята,

нас

сегодня

пригласили

в

телестудию

на

детскую

передачу «Умники и умницы». Мальчики будут умниками, девочки – умницами,

я – телеведущей, а все кто в зале – зрителями. Итак, начинаем?

Дети: Да!

Воспитатель:

(Берет

микрофон).

Добрый

день,

уважаемые

телезрители!

Сегодня в нашей телестудии ребята из детского сада «Аленький цветочек»

г. Карачева. Они пришли на нашу передачу не только для того, чтобы рассказать

о себе, но и, конечно, для того, чтобы поиграть и получить хорошее настроение.

Скажите, пожалуйста, Умницы, какими бы вы хотели сегодня видеть

мальчиков?

Девочки: Веселыми, находчивыми, умными, ответственными и др.

Воспитатель: А вы, Умники, какими бы хотели видеть девочек?

Мальчики: Добрыми, любознательными, эрудированными, воспитанными.

ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Воспитатель: В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться

и рассказать немного о себе.

1 ребенок: Меня зовут Фиксина Эвелина. Мне 5 лет. Я хожу в старшую группу

«Ягодка». У меня много друзей. Мы любим играть с животными и куклами. Я

люблю свой детский сад.

2 ребенок: Меня зовут Железнов Саша. Мне 5 лет. У меня дружная семья: папа,

мама, братик и я. Я помогаю маме ухаживать за маленьким братом. Я люблю

играть в машины и путешествовать.

ВЫСЛУШИВАЮТСЯ 2-3 НЕБОЛЬШИХ РАССКАЗА

Воспитатель: Благодарю за ответы. А теперь, уважаемые игроки, занимайте,

пожалуйста, свои места.

ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ

Воспитатель: С нами сегодня играют ваши сверстники

из других детских

садов. Нам очень интересно, какие вопросы они нам прислали. За каждое

выполненное задание у нас на мониторе будет появляться Смайлик.

Итак, 1-ый конверт. Внимание на монитор (Появляется фотография мальчика).

Нам

прислал

письмо

мальчик

Юра

из

детского

сада

«Айболит»

г. Брянска: «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите составить рассказ о зиме.

Я слышал, вы используете схемы при пересказе. Научите и ребят нашего сада

пользоваться ими».

Воспитатель читает рассказ: «Наступила зима. Всюду белый пушистый снег.

Холодно на улице. Дети оделись тепло и пошли гулять. Они катались на санках,

лыжах, играли в снежки, лепили веселого снеговика. Хорошо зимой!»

Итак, ребята, нарисуем схему этого рассказа. Обсуждая содержание текста, я

буду рисовать на доске, а каждый из вас у себя на бумаге.

ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ ТЕКСТ ПО ЧАСТЯМ И, СОВЕТУЯСЬ С

ДЕТЬМИ, СОСТАВЛЯЕТ МНЕМОТАБЛИЦУ

А теперь давайте проверим, правильно ли мы составили схему, и все вместе

перескажем по ней рассказ.

ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРЕСКАЗЫВАЕТ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, ЗАТЕМ 1

РЕБЕНОК ПОЛНОСТЬЮ СОСТАВЛЯЕТ РАССКАЗ

Молодцы, настоящие Умники и Умницы. Отправим наши схемы ребятам в

Брянск и они по ним будут составлять рассказы.

НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК

Воспитатель: Посмотрим, от кого же пришло 2 письмо. С нами играет девочка

Юля из детского сада «Золотой ключик» г. Орла. Она задает нам такой вопрос:

«Ребята, ответьте, какие сказки зашифрованы в схемах». Возьмите у себя на

столах конверты с картинками сказок и рассмотрите их. Я буду показывать вам

схему, а вы поднимайте картинку».

ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ СКАЗКИ СОГЛАСНО ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ

МНЕМОТАБЛИЦАМ

Молодцы. Справились с заданием Оли.

НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК

Воспитатель

: Открываем 3 письмо. Его прислал мальчик Дима из детского

сада

«Солнышко»

г.

Москвы.

Он

просит

рассказать

сказку

движениями

и

эмоциями.

ЭТЮД «ЦВЕТОК И РУЧЕЕК»

«На берегу веселого журчащего ручейка рос хорошенький цветок, который

всегда любовался собой. Однажды подул сильный ветер, и ручеек брызнул на

цветок

несколько

капелек.

Рассердился

цветок

и

закричал:

как

ты

смеешь

брызгаться!

Все

платье

мне

замочил!

Не

хочу

больше

с

тобой

дружить».

Огорчился ручеек и повернулся в другую сторону. Вскоре наступили жаркие

дни,

ярко

светило

солнце.

Цветку

было

очень

жарко,

а

его

хорошенькое

платьице запылилось. Вспомнил тут цветок о своем старом друге ручейке и,

вздыхая, сказал: Если бы я не обидел своего друга, он напоил и омыл бы

меня…». Услышал эти слова ручеек и простил друга. Обрадовался цветок, и с

тех пор они больше не ссорились».

ПОД СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ

РАССКАЗ, ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА КОВЕР И ВЫПОЛНЯЮТ

СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ

Молодцы, ребята, справились с заданием Димы.

НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК

Воспитатель: И, наконец, последнее письмо. Оно пришло из г. Воронежа.

Пишет нам девочка Оля из детского сада «Радуга»: «Ребята, помогите малышам

найти куклу. Вот ее приметы. У нее круглое лицо, светлые волосы, голубые

глаза, черные брови, розовые щеки, на лице улыбка».

Ребята, чем же мы можем помочь, что мы можем сделать?

Дети: По приметам куклы составим ее портрет.

ВОСПИТАТЕЛЬ С ДЕТЬМИ РИСУЮТ ПОРТРЕТ КУКЛЫ,

СОГЛАСНО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ДВУХ СЛОВ В ОДНО:

«круглолицая», «светловолосая», «голубоглазая», «чернобровая»,

«розовощекая», «улыбающаяся»

Воспитатель: А

еще

Оля

просит

помочь

своим

ребятам

научиться

разговаривать выразительно. Она прислала нам Колобка и схемы, согласно

которым мы должны пропеть его песенку разной интонацией.

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ПООЧЕРЕДНО ИСПОЛНЯЮТ ПЕСЕНКУ

КОЛОБКА ПО ПИКТОГРАММАМ:

«Колобок веселый, ему грустно, Колобок испугался, сердится, удивляется,

у него болит горло - говорит шепотом».

Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.

НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК

Воспитатель: Ну что же, уважаемые игроки, наша игра подошла к концу.

Подведем

итоги:

Со

всеми

заданиями

вы

сегодня

справились.

Обратите

внимание на монитор, смайлики показывают правильность ваших ответов. Что

вам больше всего понравилось в нашей игре? (Ответы детей). Все девочки и

мальчики достойны звания «Умники» и «Умницы».

ДЕТЯМ ВРУЧАЮТСЯ МЕДАЛИ И ПРИЗ

(ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ)



В раздел образования