Напоминание

Условия для музыкального развития ребенка в семье


Автор: Киржаева Светлана Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №536" Дошкольное отделение №8
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Условия для музыкального развития ребенка в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Условия для музыкального развития ребенка в семье

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в

семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания

ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в

семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные

учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль

педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для

последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются

те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные

способности, приобщить их к музыке, сформировать у них

положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и

приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать

значение музыкального воспитания, повышать свой собственный

культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех

предпосылок и условий, которые определяются врожденными

музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями,

отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В

одних с уважением относятся к народной и классической музыке,

профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные

спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с

ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное

удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное

образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей,

даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом

практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству

развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную

«легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители

безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения

различных видов музыкальной деятельности (восприятие,

исполнительство, творчество, музыкально - образовательная

деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным

воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с

первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на

основе которых развиваются музыкальные способности, формируется

музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему

желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании

(грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на

музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен

усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует

профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные

инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка).

Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами

умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих

инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за

исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные

дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр -

напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они

маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать

мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в

основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте.

Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно,

без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное

воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное»

музыкальное образование позволяет успешнее развивать его

музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи,

ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети,

на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это

зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако

основными за-дачами музыкального воспитания детей в семье можно

назвать те же, что и в до-школьном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями,

вызвать инте-рес к музыке, передать традиции своего народа,

сформировать основы музы-кальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных

видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство,

творчество, музы-кально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте

необходимо заложить основы для будущего профессионального

обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители

понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать

детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах,

посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются

обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют

их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома,

зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее

общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей

детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо

использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах

можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать

народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и

народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если

ребенок слышит народ-ные мелодии с раннего детства, естественно,

«проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему

привычными, родными. Ребенку важно про-чувствовать и красоту

классической музыки, накопить опыт ее восприятия, раз-личить смену

настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-

ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку,

как «взрос-лую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены

чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть

небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией,

запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией, оркестровкой

(пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и

более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство

восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический)

применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания.

Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная

музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к

ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах

музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на

непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для

другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои

преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно

крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество

которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям

книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была

сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с

изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций

картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает

представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики

взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие,

поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может

обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в

звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и

сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки

челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах,

пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку

овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и

творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и

музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и

способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно

наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте),

насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения.

Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой

насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях

искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с

маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность,

не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к

тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям,

а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго закрепляются

отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают

затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителе и , что только

заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии

детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в

занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать.

Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу

заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности,

применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только

когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение

взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает

музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно

передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения

взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально.

Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в

насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения

необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания,

накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать

его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и

в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное

музицирование детей, она может звучать и фоном для другой

деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или

педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное

музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально -

ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание

грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам,

самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в

эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку,

подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда

окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки

одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).

Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка

звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не

сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения

музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.

Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими

детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям

музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае

нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для

разностороннего развития детей. И родители должны стремиться

наиболее полно использовать его возможности.



В раздел образования