Автор: Киржаева Светлана Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №536" Дошкольное отделение №8
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Условия для музыкального развития ребенка в семье
Раздел: дошкольное образование
Условия для музыкального развития ребенка в семье
Характеристика условий для музыкального развития ребенка в
семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания
ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в
семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные
учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль
педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для
последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются
те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные
способности, приобщить их к музыке, сформировать у них
положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и
приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать
значение музыкального воспитания, повышать свой собственный
культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех
предпосылок и условий, которые определяются врожденными
музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями,
отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В
одних с уважением относятся к народной и классической музыке,
профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные
спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с
ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное
удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное
образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей,
даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом
практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству
развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную
«легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители
безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения
различных видов музыкальной деятельности (восприятие,
исполнительство, творчество, музыкально - образовательная
деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным
воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с
первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на
основе которых развиваются музыкальные способности, формируется
музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему
желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании
(грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на
музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен
усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует
профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные
инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка).
Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами
умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих
инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за
исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные
дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр -
напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они
маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать
мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в
основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте.
Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно,
без какой - либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное
воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное»
музыкальное образование позволяет успешнее развивать его
музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи,
ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети,
на их домашнее музыкальное окружение.
Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Используемый репертуар
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это
зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако
основными за-дачами музыкального воспитания детей в семье можно
назвать те же, что и в до-школьном учреждении, а именно:
· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями,
вызвать инте-рес к музыке, передать традиции своего народа,
сформировать основы музы-кальной культуры;
· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных
видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство,
творчество, музы-кально-образовательная, деятельность);
· способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте
необходимо заложить основы для будущего профессионального
обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители
понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать
детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах,
посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются
обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют
их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома,
зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее
общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей
детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо
использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах
можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать
народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и
народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если
ребенок слышит народ-ные мелодии с раннего детства, естественно,
«проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему
привычными, родными. Ребенку важно про-чувствовать и красоту
классической музыки, накопить опыт ее восприятия, раз-личить смену
настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-
ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку,
как «взрос-лую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены
чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть
небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией,
запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией, оркестровкой
(пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и
более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство
восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический)
применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания.
Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная
музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к
ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах
музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на
непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для
другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои
преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно
крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество
которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям
книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была
сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с
изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций
картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает
представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики
взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие,
поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может
обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в
звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и
сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки
челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах,
пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку
овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и
творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и
музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и
способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно
наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте),
насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения.
Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой
насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях
искусством.
К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с
маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность,
не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к
тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям,
а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго закрепляются
отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают
затем негативное отношение к музыке.
Педагог должен суметь убедить родителе и , что только
заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии
детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в
занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать.
Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу
заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности,
применение разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только
когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение
взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает
музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно
передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения
взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально.
Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в
насыщенном положительными эмоциями окружении.
Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения
необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания,
накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать
его дома.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и
в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное
музицирование детей, она может звучать и фоном для другой
деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или
педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное
музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально -
ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание
грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам,
самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в
эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку,
подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда
окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки
одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).
Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка
звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не
сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения
музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.
Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими
детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям
музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае
нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для
разностороннего развития детей. И родители должны стремиться
наиболее полно использовать его возможности.