Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС


Автор: Луценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 46
Населённый пункт: х. Нещадимовский
Наименование материала: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

в

настоящий

момент

являются

неотъемлемой

частью

современного

дошкольного

образования. Информатизация

системы

образования

предъявляет

новые

требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно

актуально

в

условиях

введения

ФГОС

и

реализации

Стратегии

развития

информационного

общества.

Мы

видим,

какие

значительные

перемены

происходят

сейчас

в

системе

дошкольного

образования.

И

во

многом

это

связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и

воспитания. Одним из важных условий обновления является использование

новых

информационных

технологий.

На

сегодняшний

день

воспитателю

доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер,

использование

сети

интернет,

телевизор,

видео,

DVD,

различного

рода

мультимедиа

-

и

аудио-визуальное

оборудование.

Воспитатели

стали

для

ребенка проводником в мир новых технологий.

Актуальность:

Использование

ИКТ

является

одним

из

приоритетов

образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из

инновационных

направлений

являются

компьютерные

и

мультимедийные

технологии.

Применение

информационно-коммуникационных

технологий

в

дошкольном

образовании

становится

все

более

актуальным,

т ак

как позволяет средствами

мультимедиа,

в

наиболее

до ступной

и

привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить

творческую составляющую учебного процесса.

Цель проекта:

Повышение

качества

образования

в

ДОУ

путем

внедрения

в

образовательный

процесс

информационно-коммуникационных

технологий

в

соответствии с ФГОС.

Задачи проекта:

- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы

задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ,

педагоги, воспитанники и их родители.

- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную

педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

-

разработка

технологий

мультимедийных

сопровождений

образовательного

процесса.

-

создание

общей

сетевой

мультимедийной

базы,

банка

компьютерных

обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми

могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.

Значимость проекта:

Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в

своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода

ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. А именно,

воспитание

любознательного,

активного,

эмоционально

отзывчивого,

овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

сверстниками ребенка.

Вопрос

организации

предметно-развивающей

среды

(ПРС)

ДОУ

на

сегодняшний

день

наиболее

актуален,

так

как

важным

критерием

оценки

деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-

пространственная

среда.

ПРС

должна

быть

вариативной

и

содержательно

насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим,

спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить

в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и

наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной

точкой

для

работы

над

целым

направлением

создание

интерактивной

образовательной среды.

Значимым

аспектом

интерактивной

образовательной

среды

ДОУ

является

использование

педагогами

ИКТ,

в

виде

инструмента

развития

мотивации

образовательного

процесса.

ИКТ,

тем

самым,

помогает

перенести

тяжесть

с

вербальных

методов

образования

на

методы

поисковой

и

творческой

деятельности

воспитателей

и

воспитанников.

В

связи

с

этим

воспитатель,

в

большей

степени,

становится

соучастником,

помощником.

Использование

компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,

планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

-

подбор

познавательного

и

иллюстративного

материала

к

занятиям,

к

совместной

образовательной

деятельности,

оформление

стендов,

групп,

кабинетов.

-

создание

презентаций

в

программе Microsoft

Рower

Рoint в

различных

образовательных

областях:

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Речевое

развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к

занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для

большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и

возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы,

анимационные

картинки,

игры,

просмотр

познавательных

мультфильмов.

Презентация

помогает

объединить

огромное

количество

демонстрационного

материала,

освобождая

от

большого

объема

бумажных

наглядных

пособий,

таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов.

Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного

материала

с

наложением

хорошо

известным

им

аудиорядом,

создание

простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

-

использование

интерактивной

доски.

Интерактивная

доска

позволяет

ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по

игре.

Дети

привыкают

оценивать

ситуацию,

не

погружаясь

полностью

в

виртуальный мир один на один с компьютером.

-

Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.

Выполняя

задания,

ребенок

учится

планировать,

выстраивать

логику

элемента

конкретных

событий,

представлений,

у

него

развивается

способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать

прежде,

чем

делать.

Это

означает

начало

овладения

основами

теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и

для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

-

использование

сети

интернет

в

педагогической

деятельности,

с

целью

информационного

и

научно-методического

сопровождения

образовательного

процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального

развития

детей,

необходимо

помнить,

что

его

использование

в

учебно-

воспитательных

целях

в

дошкольных

учреждениях

требует

тщательной

организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с

возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится

от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10

минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений

зрения

и

снятия

напряжения

с

глаз

необходимо

выполнить

несложную

гимнастику для глаз.

Заключение.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя

позволяет

внедрять

инновационные

процессы

в

дошкольное

образование.

Информационные

технологии

значительно

расширяют

возможности

воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в

развитии

всех

сфер

личности

дошкольника,

взаимодействии

с

родителями

воспитанников,

организации

деятельности

воспитателя,

значительно

способствует

повышению

качества

образовательного

процесса. Я

выявляю

следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,

способствуя

наиболее

широкому

раскрытию

их

способностей,

активизации

умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2.

ИКТ

дают

возможность

воспитанникам

наглядно

представить

результат

своих

действий,

выявить

достижения

в

процессе

работы,

зафиксировать

моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3.

Наличие

современных

информационно-технических

средств

и

навыков

работы

с

ними

позволяет

педагогу

намного

эффективнее

выполнять

поставленные задачи.

4.

Использование

ИКТ

значительно

повысило

культуру

труда

педагога;

способствовало

изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ

в целом;

повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а

также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало

и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;

расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые

дидактические

возможности,

связанные

с

визуализацией

материала,

его

«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,

которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и

собственно

качество

наглядности,

и

ее

содержательное

наполнение.

В

частно сти,

прекрасные

возможно сти

создает

систематизация

и

структурирование

учебного

материала.

Появляется

возможность

для

концентрации

больших

объемов

демонстрационного

материала

из

разных

источников,

представленных

в

разных

формах,

оптимально

выбранных

и

скомпонованных

педагогом

в

зависимости

от

потребностей

детей

и

особенностей программы.



В раздел образования