Автор: Луценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 46
Населённый пункт: х. Нещадимовский
Наименование материала: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
дошкольного
образования. Информатизация
системы
образования
предъявляет
новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно
актуально
в
условиях
введения
ФГОС
и
реализации
Стратегии
развития
информационного
общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят
сейчас
в
системе
дошкольного
образования.
И
во
многом
это
связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и
воспитания. Одним из важных условий обновления является использование
новых
информационных
технологий.
На
сегодняшний
день
воспитателю
доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер,
использование
сети
интернет,
телевизор,
видео,
DVD,
различного
рода
мультимедиа
-
и
аудио-визуальное
оборудование.
Воспитатели
стали
для
ребенка проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование
ИКТ
является
одним
из
приоритетов
образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из
инновационных
направлений
являются
компьютерные
и
мультимедийные
технологии.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
т ак
как позволяет средствами
мультимедиа,
в
наиболее
до ступной
и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить
творческую составляющую учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение
качества
образования
в
ДОУ
путем
внедрения
в
образовательный
процесс
информационно-коммуникационных
технологий
в
соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы
задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ,
педагоги, воспитанники и их родители.
- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную
педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
-
разработка
технологий
мультимедийных
сопровождений
образовательного
процесса.
-
создание
общей
сетевой
мультимедийной
базы,
банка
компьютерных
обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми
могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.
Значимость проекта:
Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в
своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода
ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. А именно,
воспитание
любознательного,
активного,
эмоционально
отзывчивого,
овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками ребенка.
Вопрос
организации
предметно-развивающей
среды
(ПРС)
ДОУ
на
сегодняшний
день
наиболее
актуален,
так
как
важным
критерием
оценки
деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-
пространственная
среда.
ПРС
должна
быть
вариативной
и
содержательно
насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим,
спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить
в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и
наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной
точкой
для
работы
над
целым
направлением
—
создание
интерактивной
образовательной среды.
Значимым
аспектом
интерактивной
образовательной
среды
ДОУ
является
использование
педагогами
ИКТ,
в
виде
инструмента
развития
мотивации
образовательного
процесса.
ИКТ,
тем
самым,
помогает
перенести
тяжесть
с
вербальных
методов
образования
на
методы
поисковой
и
творческой
деятельности
воспитателей
и
воспитанников.
В
связи
с
этим
воспитатель,
в
большей
степени,
становится
соучастником,
помощником.
Использование
компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
-
подбор
познавательного
и
иллюстративного
материала
к
занятиям,
к
совместной
образовательной
деятельности,
оформление
стендов,
групп,
кабинетов.
-
создание
презентаций
в
программе Microsoft
Рower
Рoint в
различных
образовательных
областях:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к
занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для
большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и
возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы,
анимационные
картинки,
игры,
просмотр
познавательных
мультфильмов.
Презентация
помогает
объединить
огромное
количество
демонстрационного
материала,
освобождая
от
большого
объема
бумажных
наглядных
пособий,
таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов.
Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного
материала
с
наложением
хорошо
известным
им
аудиорядом,
создание
простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
-
использование
интерактивной
доски.
Интерактивная
доска
позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по
игре.
Дети
привыкают
оценивать
ситуацию,
не
погружаясь
полностью
в
виртуальный мир один на один с компьютером.
-
Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.
Выполняя
задания,
ребенок
учится
планировать,
выстраивать
логику
элемента
конкретных
событий,
представлений,
у
него
развивается
способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать
прежде,
чем
делать.
Это
означает
начало
овладения
основами
теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
-
использование
сети
интернет
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его
использование
в
учебно-
воспитательных
целях
в
дошкольных
учреждениях
требует
тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится
от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10
минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений
зрения
и
снятия
напряжения
с
глаз
необходимо
выполнить
несложную
гимнастику для глаз.
Заключение.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет
внедрять
инновационные
процессы
в
дошкольное
образование.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в
развитии
всех
сфер
личности
дошкольника,
взаимодействии
с
родителями
воспитанников,
организации
деятельности
воспитателя,
значительно
способствует
повышению
качества
образовательного
процесса. Я
выявляю
следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя
наиболее
широкому
раскрытию
их
способностей,
активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2.
ИКТ
дают
возможность
воспитанникам
наглядно
представить
результат
своих
действий,
выявить
достижения
в
процессе
работы,
зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3.
Наличие
современных
информационно-технических
средств
и
навыков
работы
с
ними
позволяет
педагогу
намного
эффективнее
выполнять
поставленные задачи.
4.
Использование
ИКТ
значительно
повысило
культуру
труда
педагога;
способствовало
изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ
в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а
также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало
и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;
расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно
качество
наглядности,
и
ее
содержательное
наполнение.
В
частно сти,
прекрасные
возможно сти
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации
больших
объемов
демонстрационного
материала
из
разных
источников,
представленных
в
разных
формах,
оптимально
выбранных
и
скомпонованных
педагогом
в
зависимости
от
потребностей
детей
и
особенностей программы.