Напоминание

Практическая физика


Автор: Черепкова Ирина Владимировна
Должность: учитель физики, зам.дир УВР
Учебное заведение: МКОУ Казинская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область Павловский район село Большая Казинка
Наименование материала: рабочая программа учебного курса для учащихся 8 класса
Тема: Практическая физика
Раздел: среднее образование





Назад




Воронежская область, Павловский район,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Казинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании педагогического

совета школы

Протокол №_ от «___»____ 2019____г

«Согласовано»

зам.директора по УВР

____________________И.В.Черепкова

«____»________2019г

«Утверждено»

Директор МКОУ Казинская СОШ

_________________________К.И.Гончарова

Приказ №___ от «__»_________2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

Ступень обучения (класс)

основное общее образование , 8 класс

Уровень базовый

Наименование Практическая физика

Количество часов: 16

Учебный год: 2019-2020

Составитель (ли) , КК учитель физики Черепкова И.В., 1 КК

2

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по физике для 8 класса основной школы разработана в соответствии:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации(с последующими изменениями и

дополнениями);».

2.

Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в

федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с Примерными

программами для основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и

формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

3.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования

1

» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №

1644, от 31.12.2015 № 1577);

4.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН

2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

2

» (в

редакции Изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, Изменений № 3, утв.

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

5.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН

2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,

осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

3

»;

6.

Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345«Об утверждении федерального перечня учебников,

рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего общего образования;

7.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования

4

» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342,

от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734).

8.

Программа по Физике. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое

пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017. —76, [2] с.;

1

Далее – ФГОС ООО.

2

Далее – СанПиН.

3

Далее – СанПиН ОВЗ.

4

3

9.

Основной образовательной программы ООО МКОУ Казнская СОШ

10. Учебного плана МКОУ Казинской СОШ на 2019-2020уч.г.;

11. Календарного графика МКОУ Казинская СОШ на 2019-2020 учебный год;

12. Устава МКОУ Казинской СОШ

13. Положение о рабочей программе в МКОУ Казинкая СОШ

14. .Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МКОУ

Казинская СОШ.

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного

миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных

научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы.

Программа учебного курса способствует интенсификации образовательного процесса в целом и призвана помочь профессиональному

ориентированию и самоопределению школьников.

ЦЕЛИ КУРСА:

формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач

углубление полученных в основном курсе знаний и умений

создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности

ЗАДАЧИ:

Развить физическую интуицию, для быстрого понимания содержания задачи;

Обучить обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач, как действенному

средству формирования физических знаний и учебных умений;

Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности, формированию понимания современного мира науки.

Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, обеспечивающее переход от обучения к самообразованию.

Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа учебного курса по физике разработана в соответствии с положением Закона «Об образовании», требованиями ФГОС.

Она ориентирует учащихся на совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.

Учебный

курс

создает

условия

для

развития

различных

способностей

и

позволяет

воспитывать

дух

сотрудничества

в

процессе

совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции.

Первый раздел знакомит школьников с понятием «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с

различными

сторонами

работы

с

задачами.

В

первую

очередь

особое

внимание

уделяется

последовательности

действий,

анализу

физического

явления,

анализу

полученного

ответа.

Изучив

первый

раздел,

ученик

должен

анализировать

физическое

явление,

4

программировать последовательность действий, анализировать полученный результат. В итоге курса обобщается и систематизируется как

теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ВПР и ГИА.

При решении задач по различным разделам главное внимание уделяется формированию умений решать задачи, на накопление опыта

решать задачи различной сложности. Анализ решений задач и обсуждение вопросов позволяет глубже понять сущность явлений и процессов,

побуждает стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать гипотезу, развивает речь, закрепляет вычислительные навыки, развивает умение

работать со справочной и научно-популярной литературой.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся ориентирована на развитие логического

мышления, умений и творческих способностей учащихся.

Места учебного курса в учебном плане

Программа реализуется за счет части, формируемой участниками ОП, ориентирована на учащихся 8 класса, рассчитана на 1 год

обучения, 16 учебных часа в течение 1 полугодия 2019-2020 учебного года.

Описание материально – технического обеспечения ОП

Библиотечный фонд

1)

Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8класс», «Физика 9 класс» / А.В.

Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: издательство «Экзамен», 2017. – 269, (3) с. (серия «Учебно-

методический комплект»)

2)

Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7 – 8 кл. сред. шк. / В.И. Лукашик Е.В. Иванова – 22-е изд., перераб. – М.:

Просвещение, 2018. – 240 с.: ил.

3)

Физика. Сборник олимпиадных задач. 8-11 классы/ под оед. Л.М. Монастырского _ изд. 2-е, испр. – Ростов – на- Дону. Легион – МЮ

2017 – 224 с. – (Готовимся к олимпиаде)

4)

1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик – изд. 3-е перераб. –

«ИЛЕКСА» «ГИМНАЗИЯ» Москва – Харьков 1997

5)

Справочник школьника по физике: 7 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2015. – 208 с.: ил

Технические средства обучения:

1.

Компьютер

2.

Мультимедийный проектор

3.

Экран

4.

Устройство многофункциональное (принтер/сканер/копир)

5

Мультимедийные пособия

1.

Физика 7-11 классы. Учебное электронное издание. Практикум.

2.

Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы

3.

Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы

4.

Видео энциклопедия для народного образования. Физика

5.

Виртуальная книга Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс

6.

Виртуальная книга Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс

Система оценивания по учебному курсу

Оцениваются прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами,

интернет -страницами и т.д.);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Отдается приоритет письменной формы оценки знаний .

Инструментарий для оценивания достижений учащихся.

-физических диктантов, -диагностических и тренировочных работ системы СтатГрад

- тестирование,

- самостоятельные и проверочные работы,

- контрольные работы, зачеты,

проверяя:

- лабораторные и практические отчѐты,

- домашние общие и индивидуальные работы;

-творческие работы.

Критерии и нормы оценки образовательных достижений обучающихся

6

1. Устный ответ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности

рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно

подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;

устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные

знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в

логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение

и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным

языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные

пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу; применять систему условных обозначений при ведении записей,

сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более

одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и

графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка “4” ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности

при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической

последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при

требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,

устанавливать внутрипредметные связи; применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные

правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка “3” ставится, если ученик:

1).усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению

программного материала;

2).материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3).показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них

ошибки.

7

4).допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5).не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6).испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на

основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7).отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает

отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или

отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, возможно привлечение других учащихся для

анализа ответа; заслушивается самоанализ ответа обучающимся, его предложение оценки, затем объявляется мотивированная оценка.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1).правильно по заданию учителя провел наблюдение; выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

2).логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка “4” ставится, если ученик:

1).правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2).при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка “3” ставится, если ученик:

1) допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2) при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

3. Оценка умения решать расчётные задачи

Оценка «5» ставится, если ученик:

8

1). Верно записал формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

2). Провел необходимые математические преобразования и расчёты, приведшие к правильному числовому ответу, при этом допустил не

более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик решил задачу, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик :

1). Записал только исходные формулы, необходимые для решения, продемонстрировав таким образом понимание представленной в задаче

физической модели;

2).или допустил ошибки в математических преобразованиях или записи одной из исходных формул.

4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1). выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1). не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1). не более двух грубых ошибок;

2).или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3).или не более двух-трех негрубых ошибок;

4).или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

9

Оценка “2” ставится, если ученик:

1).допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2).или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над

ошибками, устранение пробелов.

5. Оценка выполнения лабораторных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) правильно определил цель работы;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3.) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,

обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно

выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9 класс).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные

материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:

1).опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2).или было допущено два-три недочета;

3).или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4).или эксперимент проведен не полностью;

5).или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка “3” ставится, если ученик:

10

1). правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что

позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2). или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения

опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3). опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были

допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе

погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4). допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при

работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1). не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной

части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2). или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3). или полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал

или грубо нарушал требования безопасности труда.

Примечание. 1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе

работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению

с указанными выше нормами. 2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

6.Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов

обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения;

2) неумение выделить в ответе главное;

3) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

4) неумение делать выводы и обобщения;

5) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать

полученные данные для выводов;

6) неумение пользоваться учебником и справочниками;

11

7) нарушение техники безопасности;

8) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого

понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от

расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных

основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях ;

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Тестирование

Высокий уровень (отметка «5») - выполнено 91-100% заданий теста

Повышенный уровень (отметка «4») - выполнено 75-90% заданий теста

Базовый уровень (отметка «3») - выполнено 50-74% заданий теста

Низкий уровень (отметка «2») - выполнено менее 50% заданий теста

Диагностическая работа

12

За верное выполнение одного задания учащемуся выставляется один балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0

баллов. Максимальное количество тестовых баллов за выполнение всей работы 18, они переводятся в оценку при помощи специальной

шкалы пересчета

Количество набранных баллов

Оценка по пятибалльной системе

16-18

Высокий уровень (отметка «5»)

13-15

Повышенный уровень (отметка «4»)

10-12

Базовый уровень (отметка «3»)

0-9

Низкий уровень (отметка «2»)

Сообщение:

Высокий уровень (отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:

1.

Соответствие содержания заявленной теме

2.

Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

3.

Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

4.

Свободное владение монологической литературной речью.

5.

Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но

допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 -2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

13

3)

излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

Низкий уровень (отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает

ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка письменной работы определяется с учѐтом прежде всего еѐ общего математического уровня, оригинальности, последовательности,

логичности еѐ выполнения, а также числа ошибок и недочѐтов и качества оформления работы.

Ошибка, повторяющаяся в одной работе несколько раз, рассматривается как одна ошибка.

З а орфографические

ошибки,

допущенные

учениками,

оценка не

снижается;

об

орфографических

ошибках

доводится

до

сведения

преподавателя русского языка. Однако ошибки в написании математических терминов, уже встречавшихся школьникам класса, должны

учитываться как недочѐты в работе.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты.

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

14

Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;

Приобретение

умения

ставить

перед

собой

познавательные

цели,

выдвигать

гипотезы,

конструировать

высказывания

естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения;

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Метапредметные результаты.

Приобретение навыков самостоятельной работы, работы со справочной литературой;

Овладение умениями планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов;

Овладение

универсальными

способами

деятельности

на

примерах

использования

метода

научного

познания

при

решении

практических задач;

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при

помощи таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного.

Предметные результаты.

Научиться решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике;

Приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач;

Углубление знания в области физики механических, тепловых и электрических процессов.

3.Содержание

I.

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач (1 час)

15

Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию, по содержанию, по способу задания и решения.

Примеры задач всех видов. Этапы решения физической задачи. Различные приемы и способы решения физической задачи: алгоритмы,

аналогии, геометрические приемы, графический способ.

II.

Механическое движение и его относительность (2 часа)

Основные понятия кинематики. Траектория, путь, перемещение. Относительность движения. Графический способ решения задач на

движение. Решение вычислительных задач на относительность движения.

III.

Давление (3часа)

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Закон Паскаля и его применение. Сообщающиеся сосуды с однородной и разнородной

жидкостями. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

IV.

Работа и мощность. Простые механизмы (3часа)

Механическая работа и мощность. Рычаги. Моменты силы.. Блоки подвижные и неподвижные. Кпд механизмов.

V.

Тепловые явления (4часа)

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Количество теплоты и способы ее определения при различных процессах. Теплообмен.

Уравнение теплового баланса.

VI.

Постоянный электрический ток (2 часа)

Сила

тока.

Напряжение.

Сопротивление.

Закон

Ома.

Работа

и

мощность

тока.

Закон

Джоуля

Ленца.

Соединения

проводников

(последовательное и параллельное). Смешанные соединения. Закороченные схемы. Симметричные схемы. Бесконечные схемы.

Итоговое тестирование по курсу 1 час

4. Тематическое планирование учебного курса

Основное содержание по

разделам

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

16

1

Физическая задача.

Классификация задач.

Правила и приемы

решения физических

задач

(1 часа)

2

Механическое движение

и его относительность

(2 часа)

определять траекторию движения тела;

- переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

- различать равномерное и неравномерное движение;

- доказывать относительность движения тела;

- определять тело, относительно которого происходит движение;

- использовать межпредметные связи физики, географии, математики;

- проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать

опытные данные, делать выводы;

- рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном

движении;

- выражать скорость в км/ч, м/с;

- анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

- определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

- графически изображать скорость, описывать равномерное движение;

- применять знания из курса, географии, математики; - представлять результаты измерений

и вычислений в виде таблиц и графиков;

- определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику

зависимости пути равномерного движения от времени;

3

Давление

(3часа)

- приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;

17

- вычислять давление по известным массе и объему;

- переводить основные единицы давления в кПа, гПа;

- проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от

действующей силы и делать выводы;

- приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;

- выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и

делать выводы;

- отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

- объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;

- анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы;

- объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;

- анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты;

- выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

- работать с текстом учебника;

- составлять план проведения опытов;

- решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда;

- приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

- проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать

результаты, делать выводы;

- вычислять массу воздуха;

- сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

18

- объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;

- проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного

давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;

- применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты

над уровнем моря, математики для расчета давления;

- вычислять атмосферное давление;

- объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;

- наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы;

- измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

- объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем

моря;

- применять знания из курса географии, биологии;

- измерять давление с помощью манометра;

- различать манометры по целям использования;

- определять давление с помощью манометра;

- приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического

пресса;

- работать с текстом учебника;

- доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы,

действующей на тело;

- применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике;

- выводить формулу для определения выталкивающей силы;

19

- рассчитывать силу Архимеда;

- указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

- работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;

- анализировать опыты с ведерком Архимеда;

- опытным путем обнаруживать, выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее

тело;

- определять выталкивающую силу;

- работать в группе;

- объяснять причины плавания

тел;

- приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;

- конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

- применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания;

- применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении

плавания тел;

- на опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

- работать в группе;

- применять знания из курса математики, географии при решении задач;

- применять теоретические знания к решению задач;

- применять теоретические знания к решению задач различных типов по теме;

4

Работа

и

мощность.

Простые механизмы

(3часа)

- вычислять механическую работу;

20

- определять условия, необходимые для совершения механической работы;

- вычислять мощность по известной работе;

- приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;

- анализировать мощности различных приборов;

- выражать мощность в различных единицах;

- проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы;

- применять условия равновесия рычага в практических целях: подъём и перемещение

груза;

- определять плечо силы;

- решать графические задачи;

- приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы,

зависящее и от модуля

силы, и от ее плеча;

- работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага;

- применять знания из курса математики, биологии;

- анализировать результаты, полученные при решении задач;

- проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в

равновесии;

- проверять на опыте правило моментов;

- применять знания из курса биологии, математики, технологии;

- работать в группе;

21

- приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;

- сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

- применять знания из курса математики, биологии;

- анализировать результаты, полученные при решении задач;

- опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого

механизма, меньше полной;

- анализировать КПД различных

механизмов;

- работать в группе;

- приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;

- работать с текстом учебника;

5

Тепловые явления

(4часа)

- объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают

работу или тело совершает работу;

- перечислять способы изменения внутренней энергии;

- приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и

теплопередачи;

- проводить опыты по изменению внутренней энергии;

- объяснять тепловые явления на основе молекулярно - кинетической теории;

- приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности;

- проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и

делать выводы;

22

- приводить примеры теплопередачи путем конвекции;

- анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

- сравнивать виды теплопередачи;

- приводить примеры теплопередачи путем излучения;

- анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

- сравнивать виды теплопередачи;

- находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал;

- работать с текстом учебника;

- объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества;

- анализировать табличные данные;

- приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ;

- рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им

при охлаждении;

- разрабатывать план выполнения работы;

- определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное

холодной при теплообмене;

- объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц;

- анализировать причины погрешностей измерений;

- разрабатывать план выполнения работы;

- определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с

табличным значением;

23

- объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц;

- анализировать причины погрешностей измерений;

- объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее;

- приводить примеры экологически чистого топлива;

- приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю,

перехода энергии от одного тела к другому;

- приводить примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии;

- определять количество теплоты;

- получать необходимые данные из таблиц;

- применять знания к решению задач;

- применять знания к решению задач;

- применять знания к решению задач;

- приводить примеры агрегатных состояний вещества;

- отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного

строения газов, жидкостей и твердых тел;

- отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих

процессов;

- проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и

объяснять результаты эксперимента;

- работать с текстом учебника;

- анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и

отвердевания;

24

- рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации;

- объяснять понижение температуры жидкости при испарении;

- приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара;

- проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации,

анализировать его результаты и делать выводы;

- работать с таблицей 6 учебника;

- приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации

водяного пара;

- находить в таблице необходимые данные;

- рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту

парообразования;

- приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека;

- измерять влажность воздуха;

- работать в группе;

- объяснять принцип работы и устройство ДВС;

- приводить примеры применения ДВС на практике;

- объяснять устройство и принцип работы паровой турбины;

- приводить примеры применения паровой турбины в технике;

- сравнивать КПД различных машин и механизмов;

- находить в таблице необходимые данные;

- рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления, парообразования

25

жидкости тела, удельную теплоту плавления, парообразования;

- применять знания к решению задач;

6

Постоянный

электрический ток

(2 часа)

- собирать электрическую цепь;

- объяснять назначение источника тока в электрической цепи;

- различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи;

- работать с текстом учебника;

- приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их

использования в технике;

- объяснять тепловое, химическое и магнитное действия тока;

работать с текстом учебника;

- объяснять зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени;

- рассчитывать по формуле силу тока;

- выражать силу тока в различных единицах;

- включать амперметр в цепь;

- определять цену деления амперметра и гальванометра;

- чертить схемы электрической цепи;

- измерять силу тока на различных участках цепи;

- работать в группе;

- выражать напряжение в кВ, мВ;

- анализировать табличные данные,

26

-определять цену деления вольтметра;

- включать вольтметр в цепь;

работать с текстом учебника;

- строить график зависимости силы тока от напряжения;

- объяснять причину возникновения сопротивления;

- анализировать результаты опытов и графики;

- собирать электрическую цепь, измерять напряжение, пользоваться вольтметром;

- - рассчитывать напряжение по формуле;

- измерять напряжение на различных участках цепи;

- чертить схемы электрической цепи;

- устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника;

- записывать закон Ома в виде формулы;

- решать задачи на закон Ома;

- анализировать результаты опытных данных, приведенных в таблице;

- исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного

сечения и материала проводника;

- вычислять удельное сопротивление проводника;

- чертить схемы электрической цепи;

- рассчитывать электрическое сопротивление;

- собирать электрическую цепь;

27

- пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи;

- работать в группе;

- представлять результаты измерений в виде таблиц;

- собирать электрическую цепь;

- измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра;

- представлять результаты измерений в виде таблиц;

- работать в группе;

- приводить примеры применения последовательного соединения проводников;

- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном

соединении;

- приводить примеры применения параллельного соединения проводников;

- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении;

- рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и

последовательном соединении проводников;

- применять знания к решению

задач;

- выражать работу тока в Вт • ч;кВт *ч;

- измерять мощность и работу токав лампе, используя амперметр, вольтметр, часы;

- рассчитывать работу и мощность электрического тока;

- выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока;

- работать в группе;

28

- объяснять нагревание проводников током с позиции молекулярного строения вещества;

- рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по за кону Джоуля -

Ленца; - объяснять назначения конденсаторов в технике;- объяснять способы увеличения и

уменьшения емкости конденсатора;- рассчитывать электроемкость кон, работу, которую

совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора;- находить в таблице

необходимые данные; рассчитывать параметры электрической цепи по закону Ома.

применять знания к решению задач;- различать по принципу действия лампы,

используемые для освещения, предохранители в современных приборах;

Итоговое тестирование

1

применять знания к решению задач по изученным разделам

Итого

16

Приложение №1 к программе учебного курса для

учащихся 8 класса «Практическая физика» на 2019-2020 учебный год

29

Календарно-тематическое планирование

дата

Тема

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредлметные

Личностные

I.

Физическая задача. Классификация задач Правила и приемы решения физических задач (1 часа)

1.

Ф и з и ч е с ка я

т е о р и я

и

р е ш е н и е

з а д а ч

Классификация

физиче ских

задач

( п о

содержанию,

по

способу

задания и решения и т.п.)

Э т а п ы

р е ш е н и я

физической задачи Приемы

и

способы

решения

задач

( А л го р и т м ,

а н а л о г и я ,

геометрические приемы

Приобретение

навыков

самостоятельной

работы, работы со

справочной

литературой;

Овладение

умениями

планировать

учебные

действия

н а

о с н о в е

выдвигаемых

г и п о т е з

и

обоснования

полученных

результатов;

Сформированность

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

т в о р ч е с к и х

способностей

учащихся;

Самостоятельност

ь

в

приобретении

новых

знаний

и

умений;

II.

Механическое движение и его относительность (2часа)

2

О с н о в н ы е

п о н я т и я

кинематики.

Траектория,

п у т ь ,

п е р е м е щ е н и е .

Относительность

движения.

Графический

способ решения задач

Научиться

решать

нестандартные

задачи,

используя

стандартные

алгоритмы

и

набор

п р и е м о в ,

необходимых в математике;

Углубление знания в области физики

механических, процессов.

Овладение

универсальными

способами

деятельности

на

примерах

использования

Приобретение

умения

с т а в и т ь

п е р е д

с о б о й

познавательные

цели,

выдвигать

гипотезы,

30

метода

научного

п о з н а н и я

п р и

решении

практических

задач;

конструировать

высказывания

естественнонаучно

г о

х а р а к т е р а ,

доказывать

собственную точку

зрения;

3

Решение

вычислительных

задач

на

относительность

движения

III.

Давление (3часа)

4

Давление

твердых

тел,

жидкостей и газов

Научиться

решать

нестандартные

задачи,

используя

стандартные

алгоритмы

и

набор

п р и е м о в ,

необходимых в математике;

Овладение

универсальными

способами

деятельности

на

примерах

использования

метода

научного

п о з н а н и я

п р и

решении

практических

задач;

Приобретение

уме н и я

с т а в и т ь

п е р е д

с о б о й

познавательные

цели,

выдвигать

гипотезы,

конструировать

высказывания

естественнонаучног

о

х а р а к т е р а ,

доказывать

собственную

точку

зрения;

5

Закон

Паскаля

и

е го

применение.

Сообщающиеся

сосуды.

Сообщающиеся

сосуды

с

разнородной жидкостью и

тел в одной жидкости

6

Закон

Архимеда.

Условия

плавания тел.

IV.

Работа и мощность. Простые механизмы (3 часа)

7

Механическая

работа

и

мощность.

П р и о б р е т е н и е

н а в ы к а

п р е д в а р и т е л ь н о г о

р е ш е н и я

к о л и ч е с т в е н н ы х

з а д а ч

н а

Овладение

универсальными

способами

деятельности

на

Мотивация

образовательной

деятельности

ш ко л ь н и ко в

н а

8

Рычаги .Блоки подвижные

и неподвижные

31

качественном

уровне,

графического

решения задач;

примерах

использования

метода

научного

п о з н а н и я

п р и

решении

практических

задач;

основе

личностно

ориентированного

подхода.

9

Кпд механизмов

V.

Тепловые явления (4 часа)

10

Внутренняя

энергия

и

способы

ее

изменения.

Количество теплоты

Научиться

решать

нестандартные

задачи,

используя

стандартные

алгоритмы

и

набор

п р и е м о в ,

н е о бход и м ы х

в

м а т е м а т и к е ;

П р и о б р е т е н и е

н а в ы к а

п р е д в а р и т е л ь н о г о

р е ш е н и я

к о л и ч е с т в е н н ы х

з а д а ч

н а

качественном

уровне,

графического

решения задач;

Формирование

умений

воспринимать,

перерабатывать

и

предъявлять

информацию

в

словесной,

образной,

символической

ф о р м а х ,

п р и

помощи

таблиц

и л и

г р а ф и ко в ,

выделять

о снов но е

и з

прочитанного.

Сформированность

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

т в о р ч е с к и х

способностей

учащихся;

11

Закон сохранения энергии

при

тепловых

процессах.

Урав нение

т е п л о в о г о

баланса

12

Р е ш е н и е

з а д а ч

н а

теплообмен

13

Решение

гр а ф ич е с к их

задач

VI.

Постоянный электрический ток (2 часа)

14

Сила

тока.

Напряжение.

Сопротивление. Закон Ома

Работа

и

мощность

тока.

Закон Джоуля – Ленца.

Научиться

решать

нестандартные

задачи,

используя

стандартные

алгоритмы

и

набор

п р и е м о в ,

необходимых в математике;

Формирование

умений

воспринимать,

перерабатывать

и

Мотивация

образовательной

деятельности

ш кол ь н и ко в

н а

32

П р и о б р е т е н и е

н а в ы к а

п р е д в а р и т е л ь н о г о

р е ш е н и я

к о л и ч е с т в е н н ы х

з а д а ч

н а

качественном

уровне,

графического

решения задач; Углубление знания в

области

физики

электриче ских

процессов.

предъявлять

информацию

в

словесной,

образной,

символической

ф о р м а х ,

п р и

помощи

таблиц

и л и

г р а ф и ко в ,

выделять

о снов но е

и з

прочитанного

материала.

основе

личностно

ориентированного

подхода.

15

Соединение проводников

( п о с л е д о в ат е л ь н о е

и

параллельное

Смешанное

соединение проводников

16

Итоговое тестирование

33



В раздел образования