Автор: Казекина Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Трудные случаи написания сочинения - рассуждения 15.2"
Раздел: среднее образование
Трудные случаи при написании сочинения – рассуждения 15.2
Слайд 2:
- Что представляет собой 3 часть ОГЭ?
Часть 3 ОГЭ - задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение -
рассуждение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на
основе прочитанного текста.
Часть 3 ОГЭ выполняется на основе текста, включённого во вторую часть
КИМа.
Слайд 3:
-Как звучит задание?
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
фразы (финала) текста экзаменационной работы.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера
нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения
должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 4:
- Каким может быть вопрос по тексту?
Как вы понимаете финал текста <цитата>?
Как вы понимаете смысл предложения <цитата>?
Почему герой <цитата>?
Задание 15.2:
проверяет умение самостоятельно интерпретировать (истолковывать,
разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как
правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея)
исходного текста;
проверяет умение анализировать предложенную в задании фразу
текста в соотнесении со всем текстом.
Стоит отметить, что в последнее время преобладает мнение о «лёгкости»
выбора сочинения 15.2. Однако подчас учащиеся сталкиваются с
множеством проблемой.
В первую очередь:
что написать о тексте?
Как его разобрать?
Слайд 5:
- Какие проблемные моменты ещё волнуют ученика?
не понимаю, как должно выглядеть (быть построено) сочинение –
рассуждение;
не знаю, что такое тезис, как его сформулировать;
не понимаю, как найти в тексте аргументы;
не знаю, с какой частью сочинения связать вывод и о чём в нём
написать.
Работа по написанию сочинения-рассуждения ведётся с разбора задания.
Слайд 6:
- Какие вопросы помогут сформулировать первое предложение
сочинения?
1.
В каком месте текста находится данное (ые) предложения? (В начале, в
середине, в финале текста.)
2.
Кому принадлежит высказывание? (Автору, главному герою,
второстепенному персонажу.)
3.
Что выражается в данном высказывании? (Основная мысль текста,
чувства героя.)
Шаблон: В (начале, середине, финале) текста словами (автора, героя)
(выражается основная мысль текста или передаётся эмоциональное
состояние героя).
Слайд 7: основная работа
Затем необходимо разграничить 2 позиции в тексте, «найти» в предложении
(ях) из текста 2 части, попробовать увидеть в цитате антитезу, чтобы
впоследствии, исходя из этого, создавать аргументирующую часть (2
аргумента).
Слайд 8: эмоциональный фон
В тексте, в котором передаётся эмоциональное состояние героя (а таких
текстов большинство) возможно выделить:
- 2 чувства, которые соседствуют в душе героя;
- 2 этапа в формировании качества человека (до и после совершения
поступка, осмысление его);
o
2 точки зрения (один герой-другой герой);
o
2 мира (мир взрослых-мир детей);
o
противостояние один-толпа и т.п.
Слайд 9:
В заключительной части сочинения-рассуждения необходимо сделать вывод,
подвести итог всего вышесказанного, однако это может быть и «шаг вперёд»,
некое развитие в теме.
Ведётся работа и по анализу видов информации в тексте: фактуальная,
концептуальная, оценочная. В тексте выделяются слова, передающие
эмоциональное состояние героя, слова-оценки.
Слайды 10, 11, 12, 13: композиция сочинения – рассуждения 15.2.
Рассмотрим данные приёмы на примере работы с текстом:
Слайд 14, 15: задание и текст
Задание. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете
смысл предложений «И пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал
скрипку...»
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда
шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора
заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек
пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
(5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с
короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она
покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела
мимо людей и водила смычком.
(8) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в
откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было
написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень
хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней
мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама
девочка тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него
заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой
скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в
дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в
девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18) А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало
мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед
и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои
деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
(22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она
посмотрела бы на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой,
узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно,
полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки.
(27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (27) И долго ещё слышал
скрипку... (По В. Крапивину)
Предложен рабочий лист (образец)
Рабочий лист обучающ____ся ____класса___
№
Вопрос
Ответ
1
В каком месте находятся
предложенные для
интерпретации
предложения?
Предложенные для интерпретации
предложения находятся в финале текста.
2
Что выражается в
высказывании?
В. Крапивин в тексте передаёт
эмоциональное состояние мальчика.
3
Кто является носителем
Носителем эмоций является мальчик.
эмоций?
4
Какие два чувства
овладевают мальчиком?
С одной стороны, стыд, неловкость,
смущение - «и пошёл, пошёл, не решаясь
оглянуться», а с другой — восхищение от
музыки - «долго ещё слышал музыку».
(Антитеза)
5
В каких предложениях
говорится о неловкости,
смущении героя? Какие
слова отражают его
состояние?
В предложениях 23-25 говорится о том, что
Кинтель смущается своего внешнего вид,
не смеет признаться себе в заворожённости
от музыки.
6
В каких предложениях
говорится о восхищении
героя? Какими словами
передаются эти ощущения?
В предложениях 13-16 говорится о том,
как мальчик был восхищён музыкой и юной
скрипачкой.
7
Что мешает герою текста
проявить чувства?
Как часто человек не решается на какой-то
благородный поступок из-за мнения
окружающих. «Кинтель попятился,
чувствуя, как наливаются теплотой уши и
щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь
оглянуться».
8
Какова роль музыки в
жизни героя?
Музыка влияет благотворно на человека,
она раскрывает в нём самые лучшие
чувства. «И долго ещё слышал скрипку...»
Таким образом, проанализировав текст, выделив во фразе-задании 2 аспекта
темы, а затем найдя подтверждение этому в тексте, учащийся сможет создать
собственное сочинение 15.2.
Понимание структуры фразы даёт обучающимся основу для письменной
работы. Учащиеся, которые работают подобным образом, зная шаблон,
предпочитают самостоятельно излагать мысли, ориентируются в тексте.
Опираясь на собственные личные восприятия, они создают собственные
тексты.
Слайд 16:
Пример таблицы (анализ текста).
Слайд 17-18:
Тексты с дырками (клише, шаблоны).