Автор: Кутлахметова Марьям Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективные приёмы работы на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
«Эффективные приемы работы
с учебной информацией на уроках русского языка»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ№7
Кутлахметова Марьям Равильевна
Приемы работы на уроках русского языка:
В
начальной
школе
необходимо
сформировать
умения
рациональной
работы
с
информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:
На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать
информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность
источника информации сформулированному запросу.
На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными
источниками:
последовательно
и
правильно
вести
наблюдение,
получать
искомую
информацию
в
познавательном
общении
со
взрослыми
и
сверстниками,
работать
с
текстовой
информацией
(в
книге,
компьютере),
сужая
при
этом
круг
поиска
рациональными приемами деятельности.
На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного,
структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без
изменения или с изменением системы кодирования последней).
На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником
особенностей
своей
памяти
при
выборе
способа
кодирования
информации,
предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
При этом носитель информации, хотя и требует применения специальных умений, не
играет принципиальной роли. Он может быть использован в качестве средства достижения
искомого результата: либо как единственный источник, либо в интеграции с другими
информационными средствами (ресурсами).
В
результате
обучения
учащиеся
приобретают
первичные
навыки
работы
с
информацией: вести запись, осуществлять поиск необходимой информации, выделять и
фиксировать нужную информацию, интерпретировать и преобразовывать, представлять,
передавать и хранить информацию, создавать новую под определенную цель.
Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом,
чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный
характер.
При условии присутствия материала, который с первых дней обучения в школе
постоянно и планомерно будет ставить каждого ученика в ситуацию, в которой ему
необходимо
работать
с
информацией:
вычленять
ее,
воспринимать,
фиксировать,
преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать.
Формировать навык работы с информацией у младших школьников нужно начинать с
первого класса, уже в период обучения грамоте.
На уроках русского языка для кодирования и хранения информации по запоминанию
словарных слов можно использовать метод эйдетики - способ развития образной памяти.
(«Образ» по гречески «эйдос». Эйдетизм
–
разновидность
образной
памяти - это
естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять
себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий
психолог
Эрих
Йенш.).
Суть
этого
метода
в
том,
чтобы
с
помощью
рисунка
-
ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное
в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем
надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со
временем
навык
сокращается
и
запоминаемое
слово
легко
вспоминается
уже
без
придуманного образа. Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово,
рассматривая его с разных сторон.
Алгоритм по составлению ассоциограммы:
Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко
слышимой) позиции и сочинить мини-сказку к придуманному образу.
Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом,
придумать яркий рисунок – ассоциограмму и сочинить
мини-сказку к придуманному
образу.
Можно
одновременно
использовать
пункт
1
и
пункт
2,
опираясь
на
зрительную
и
слуховую память.
Использование особенностей образного мышления и удобных мнемонических и
эйдетических приёмов для наиболее эффективного запоминания и хранения информации
повышают грамотность учащихся, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его
структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать,
рассуждать, дискуссировать над словом, творчески мыслить.
1. Расшифруй скороговорку. В ней 7 слов. Запиши скороговорку правильно.
ДВЕОСЫВЗВЕШИВАЮТ
НАВЕСАХКАПЛИРОСЫ
(Две осы взвешивают на весах капли росы.)
2. Раздели слова на предложения.
ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА
(Проворонила ворона вороненка.)
ВОРОБЕЙНАКОШКУЧИРИКАЕТ
(Воробей на кошку чирикает.)
3. Найдите и выпишите слова среди напечатанных букв
ЙХЫВОРОНАУЪДВОРОБЕЙУЩЛКН
4. Найдите и выпишите слова среди напечатанных букв, исправьте возможные в них
ошибки.
ВНРЦУМАСКВАЖСТК (Москва)
ЙХЫВАРОНАУЪДВН (ворона)
5. Сколько здесь предложений. Обозначь на письме начало и конец каждого
предложения. Запиши предложения.
Девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя медведей дома не
было они ушли гулять по лесу
(Девочка заблудилась в лесу. Она пришла к домику. Там жили три медведя. Медведей
дома не было. Они ушли гулять по лесу.)
6. Разгадай ребус и запиши получившееся слово:
7. Переставь слоги так, чтобы получились слова:
РОВОНА СИРОСЯ РОБЕЙВО(ворона, Россия, воробей)
8. Замените развернутое определение одним словом.
Например:
- Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь);
- Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал);
- комната для занятий в школе (класс);
- дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея);
- учащийся школы (ученик);
- длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал);
- ребенок женского пола (девочка);
- первый (второй – двенадцатый) месяц года (календарь);
- домашнее животное, родственник волка (собака);
- крестьянское, сельское поселение (деревня);
- домашняя птица с красным гребнем на голове (петух);
- предметы, из которых едят, пьют и в которых готовят пищу (посуда);
- человек, который учит кого-нибудь в школе (учитель);
- столица России (Москва).
9. Предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по
смыслу слова из "Словаря".
- Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.
- Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.
- Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.
10. В каждом слове «спряталось» еще одно слово. Найди его.
Ласточка, бусы, задача, земляника, жаворонки, рыбак (рыбак), радуга, дубрава, хорошо,
вдруг, телевизор, коньки, весело.
11. При знакомстве с новыми словами можно использовать небольшие шутливые
стихи.
При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":
Что за ли? Что за мон?
В звуках нету смысла
Но едва шепнут лимон –
Сразу станет кисло.
При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:
Взял Егор в углу топор
С топором пошел во двор
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор.
Поищи и ты топор.
12. Приемы работы со словами - антонимами на уроках русского языка:
Соедини слова стрелками:
ЮГ КАРЛИК
БОГАЧ СЕВЕР
ЗИМА БЕДНЯК
ВЕЛИКАН ЛЕТО
ГРЯЗНЫЙ ДОБРЫЙ
ПЕЧАЛЬНЫЙ ЧИСТЫЙ
ЗЛОЙ ВЕСЕЛЫЙ
13.
Раздели слова на слоги. Возьми последние слоги из слов каждой строчки и
составь из них новые слова. Запиши их.
а) облака, кора, отмель _________________________________
б) сало, ступа, вата ________________________________
в) купи, перо, снежок ______________________________
14. Назови буквы в каждой строчке. Расшифруй слова: для этого найди способ, как
прочитать буквы.
ЬЛЕРПА ТРАМ
ЬНЮИ ЬЛЮИ
ТСУГВА ЙАМ
15. Раздели слова на слоги. Возьми первые слоги из слов каждой строчки и составь
из них новые слова. Запиши их.
а) магазин, шипы, народ _________________________________
б) прутик, живёт, налить ________________________________
в) каша, ранка, дача, шипы ______________________________
16. Прочитай и запиши слова, написанные сначала жирным шрифтом, а затем
курсивом.
МАКМЫШКАМАЛМИШКАМЕЛМИЛКАМЕЧПИЛКАМЕХВИЛКАМЕЧВОЛКИ.
17.
Прочитай. Рассмотри
«чудо-дерево»
со
слогами.
Составь
из
слогов
слова
с
буквосочетаниями, которые написаны на табличке.
Чудо, ...
18. О чём говорится в этом стихотворении? Что значит с умом, толково?
.
Собери из букв слова-названия животных. Запиши их.
19. Прочитай буквы. Собери из букв предложение-загадку и слово-отгадку. Запиши
загадку. Правильно обозначай начало и конец предложения.
20. Прочитай. Поиграй с одноклассниками: кто быстрее соберёт свою пирамиду?
Впиши в слова пропущенные буквы.
21. Рассмотри рисунок. Догадайся, как звали девочку из сказки Г. Х. Андерсена.
Впиши в имя девочки пропущенные буквы.
22. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может
сопровождаться
ярким
рисунком,
подкрепляющим
образ. Тренинг-разминка
для
«заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Ребята – ребята решают ребус
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня
Женщина - варит щи
Тарелка – тарелка-это тара
Улица – на улице встречаю знакомые лица
23. В слове спряталось другое слово.
Валенки – валенки у Ленки
Сверкает – в новом платье сверкает Верка
Вдруг – друг-друга
Гореть – горе гореть!
Лисица – братец Лис
Облако – на облаке лак
Пловец – пловец плывет в плове
Соловей - соловей поет соло
Ужин – ужи на ужин
Комната – живёт Ната
24. Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и
«надевать».