Напоминание

"Эффективные приёмы работы на уроках русского языка"


Автор: Кутлахметова Марьям Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективные приёмы работы на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




«Эффективные приемы работы

с учебной информацией на уроках русского языка»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ№7

Кутлахметова Марьям Равильевна

Приемы работы на уроках русского языка:

В

начальной

школе

необходимо

сформировать

умения

рациональной

работы

с

информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать

информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность

источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными

источниками:

последовательно

и

правильно

вести

наблюдение,

получать

искомую

информацию

в

познавательном

общении

со

взрослыми

и

сверстниками,

работать

с

текстовой

информацией

книге,

компьютере),

сужая

при

этом

круг

поиска

рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного,

структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без

изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником

особенностей

своей

памяти

при

выборе

способа

кодирования

информации,

предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

При этом носитель информации, хотя и требует применения специальных умений, не

играет принципиальной роли. Он может быть использован в качестве средства достижения

искомого результата: либо как единственный источник, либо в интеграции с другими

информационными средствами (ресурсами).

В

результате

обучения

учащиеся

приобретают

первичные

навыки

работы

с

информацией: вести запись, осуществлять поиск необходимой информации, выделять и

фиксировать нужную информацию, интерпретировать и преобразовывать, представлять,

передавать и хранить информацию, создавать новую под определенную цель.

Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом,

чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный

характер.

При условии присутствия материала, который с первых дней обучения в школе

постоянно и планомерно будет ставить каждого ученика в ситуацию, в которой ему

необходимо

работать

с

информацией:

вычленять

ее,

воспринимать,

фиксировать,

преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать.

Формировать навык работы с информацией у младших школьников нужно начинать с

первого класса, уже в период обучения грамоте.

На уроках русского языка для кодирования и хранения информации по запоминанию

словарных слов можно использовать метод эйдетики - способ развития образной памяти.

(«Образ» по гречески «эйдос». Эйдетизм

разновидность

образной

памяти - это

естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять

себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий

психолог

Эрих

Йенш.).

Суть

этого

метода

в

том,

чтобы

с

помощью

рисунка

-

ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное

в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем

надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со

временем

навык

сокращается

и

запоминаемое

слово

легко

вспоминается

уже

без

придуманного образа. Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово,

рассматривая его с разных сторон.

Алгоритм по составлению ассоциограммы:

Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко

слышимой) позиции и сочинить мини-сказку к придуманному образу.

Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом,

придумать яркий рисунок – ассоциограмму и сочинить

мини-сказку к придуманному

образу.

Можно

одновременно

использовать

пункт

1

и

пункт

2,

опираясь

на

зрительную

и

слуховую память.

Использование особенностей образного мышления и удобных мнемонических и

эйдетических приёмов для наиболее эффективного запоминания и хранения информации

повышают грамотность учащихся, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его

структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать,

рассуждать, дискуссировать над словом, творчески мыслить.

1. Расшифруй скороговорку. В ней 7 слов. Запиши скороговорку правильно.

ДВЕОСЫВЗВЕШИВАЮТ

НАВЕСАХКАПЛИРОСЫ

(Две осы взвешивают на весах капли росы.)

2. Раздели слова на предложения.

ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА

(Проворонила ворона вороненка.)

ВОРОБЕЙНАКОШКУЧИРИКАЕТ

(Воробей на кошку чирикает.)

3. Найдите и выпишите слова среди напечатанных букв

ЙХЫВОРОНАУЪДВОРОБЕЙУЩЛКН

4. Найдите и выпишите слова среди напечатанных букв, исправьте возможные в них

ошибки.

ВНРЦУМАСКВАЖСТК (Москва)

ЙХЫВАРОНАУЪДВН (ворона)

5. Сколько здесь предложений. Обозначь на письме начало и конец каждого

предложения. Запиши предложения.

Девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя медведей дома не

было они ушли гулять по лесу

(Девочка заблудилась в лесу. Она пришла к домику. Там жили три медведя. Медведей

дома не было. Они ушли гулять по лесу.)

6. Разгадай ребус и запиши получившееся слово:

7. Переставь слоги так, чтобы получились слова:

РОВОНА СИРОСЯ РОБЕЙВО(ворона, Россия, воробей)

8. Замените развернутое определение одним словом.

Например:

- Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь);

- Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал);

- комната для занятий в школе (класс);

- дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея);

- учащийся школы (ученик);

- длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал);

- ребенок женского пола (девочка);

- первый (второй – двенадцатый) месяц года (календарь);

- домашнее животное, родственник волка (собака);

- крестьянское, сельское поселение (деревня);

- домашняя птица с красным гребнем на голове (петух);

- предметы, из которых едят, пьют и в которых готовят пищу (посуда);

- человек, который учит кого-нибудь в школе (учитель);

- столица России (Москва).

9. Предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по

смыслу слова из "Словаря".

- Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.

- Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.

- Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

10. В каждом слове «спряталось» еще одно слово. Найди его.

Ласточка, бусы, задача, земляника, жаворонки, рыбак (рыбак), радуга, дубрава, хорошо,

вдруг, телевизор, коньки, весело.

11. При знакомстве с новыми словами можно использовать небольшие шутливые

стихи.

При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли? Что за мон?

В звуках нету смысла

Но едва шепнут лимон –

Сразу станет кисло.

При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор

С топором пошел во двор

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор.

12. Приемы работы со словами - антонимами на уроках русского языка:

Соедини слова стрелками:

ЮГ КАРЛИК

БОГАЧ СЕВЕР

ЗИМА БЕДНЯК

ВЕЛИКАН ЛЕТО

ГРЯЗНЫЙ ДОБРЫЙ

ПЕЧАЛЬНЫЙ ЧИСТЫЙ

ЗЛОЙ ВЕСЕЛЫЙ

13.

Раздели слова на слоги. Возьми последние слоги из слов каждой строчки и

составь из них новые слова. Запиши их.

а) облака, кора, отмель _________________________________

б) сало, ступа, вата ________________________________

в) купи, перо, снежок ______________________________

14. Назови буквы в каждой строчке. Расшифруй слова: для этого найди способ, как

прочитать буквы.

ЬЛЕРПА ТРАМ

ЬНЮИ ЬЛЮИ

ТСУГВА ЙАМ

15. Раздели слова на слоги. Возьми первые слоги из слов каждой строчки и составь

из них новые слова. Запиши их.

а) магазин, шипы, народ _________________________________

б) прутик, живёт, налить ________________________________

в) каша, ранка, дача, шипы ______________________________

16. Прочитай и запиши слова, написанные сначала жирным шрифтом, а затем

курсивом.

МАКМЫШКАМАЛМИШКАМЕЛМИЛКАМЕЧПИЛКАМЕХВИЛКАМЕЧВОЛКИ.

17.

Прочитай. Рассмотри

«чудо-дерево»

со

слогами.

Составь

из

слогов

слова

с

буквосочетаниями, которые написаны на табличке.

Чудо, ...

18. О чём говорится в этом стихотворении? Что значит с умом, толково?

.

Собери из букв слова-названия животных. Запиши их.

19. Прочитай буквы. Собери из букв предложение-загадку и слово-отгадку. Запиши

загадку. Правильно обозначай начало и конец предложения.

20. Прочитай. Поиграй с одноклассниками: кто быстрее соберёт свою пирамиду?

Впиши в слова пропущенные буквы.

21. Рассмотри рисунок. Догадайся, как звали девочку из сказки Г. Х. Андерсена.

Впиши в имя девочки пропущенные буквы.

22. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может

сопровождаться

ярким

рисунком,

подкрепляющим

образ. Тренинг-разминка

для

«заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Ребята – ребята решают ребус

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

Женщина - варит щи

Тарелка – тарелка-это тара

Улица – на улице встречаю знакомые лица

23. В слове спряталось другое слово.

Валенки – валенки у Ленки

Сверкает – в новом платье сверкает Верка

Вдруг – друг-друга

Гореть – горе гореть!

Лисица – братец Лис

Облако – на облаке лак

Пловец – пловец плывет в плове

Соловей - соловей поет соло

Ужин – ужи на ужин

Комната – живёт Ната

24. Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и

«надевать».



В раздел образования