Автор: Галка Дина Артуровна
Должность: Учитель предметов культурологического цикла
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 386
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Эстетическое восприятие действительности на уроках культурологического цикла
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 386 Кировского района
Статья:
Эстетическое восприятие действительности на уроках
культурологического цикла
(из опыта работы учителя по МХК)
Подготовил:
Учитель МХК, Истории и
Культуре Санкт - Петербурга,
предметов
культурологического цикла
Галка Дина Артуровна
Санкт – Петербург
2019 год
Художественное воспитание рассматривалось отечественной
педагогической наукой как целенаправленный процесс, обеспечивающий
формирование у учащихся развитого эстетического сознания, вкусов,
потребностей, интересов к художественному творчеству.
Осваивая мир художественных образов, ребенок способен научиться
воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни,
человеческих отношениях. Он приобретает возможность ценить добро и
красоту в их не разрывное единстве, творить «по законам красоты».
Приобретенное в школе эстетическое восприятие действительности поможет
в дальнейшем тянуться к прекрасному, духовному, возвышенному как в своей
семейной или профессиональной жизни, так и по отношению к окружающей
действительности.
Содержание предметов культурологического цикла является синтезом
нескольких дисциплин: литературы, истории, философии, архитектуры,
музыки, скульптуры, живописи, а основы знаний по этим предметам
закладываются в средней школе. Ребятам предлагается ответить на многие
вопросы из разных областей искусства (за 1 час в неделю необходимо
освоить большой объем информации).
Основными задачами Мировой Художественной Культуры является:
1)
создать условия для живого общения старшеклассников с
шедеврами мирового искусства не только во время классных
занятий, но и во внеклассной работе и внешкольной их жизни,
обогатить их духовной мир, воспитывать высокие чувства,
вооружая их опытом поколений;
2)
развивать понимание искусства, способность быть читателем,
слушателем, зрителем;
3)
научить отличать гуманистическую культуру от антикультуры.
4)
Выбор программы предполагает учет возрастных особенностей,
восприятия искусства школьниками
Технология обучения в педагогической мастерской. Что же отличает
систему технологии труда от простой методики проведения урока?
Технология предполагает:
1.
Рациональную организацию деятельности учащихся и её
оснастку.
2.
Определение последовательности учебных операций,
позволяющих получить результат с наименьшими затратами.
3.
Закрепление действий
Таким образом, технология – это способ организации педагогического
процесса посредствам разумно подготовленного учебного материала (план,
учебник, программа, серия упражнений, действий, операций), это и способ
развития критического мышления. При определении технологического
процесса на каждом уроке учитель должен руководствоваться целями,
которые он ставит перед собой и учащимися той или иной темы; прогнозом
на конечный результат и конкретной педагогической ситуацией, сложившейся
в данном классе. Технология учебного процесса должна быть нацелена на
решение задач обучения, развития ив воспитания.
Некоторые варианты учебных технологий:
Классно-урочная система, проблемное обучение, программированное
обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, бригадно-
лабораторное обучение, учебные обучающие игры.
Коллективный способ обучения (коллективно-творческая деятельность).
Под технологией образования, согласно определению ЮНЕСКО,
понимается системный подход создания, применения и определение всего
процесса преподавания и усвоения заданий с учетом технических и
человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей
оптимизацию форм образования. Следовательно, помимо методов обучения
(взаимосвязанных способов деятельности преподавателей и учащихся,
направленных на овладение ими знаниями, умениями и навыками, на
воспитание и развитие в процессе обучения) и средств обучения (специально
разработанных вещественных, материальных объектов, предназначенных для
повышения эффективности учебного процесса) современная педагогическая
технология подразумевает наличие средств и способов информатизации; как-
то система сбора, обработки, хранения и поиска информации посредством
определенного вида техники; набор программных средств; и, соответственно
инструкции и оценка эффективности их применения.
Например, последовательность деятельности учителя культурологии в
системе технологического обучения представляется следующим образом:
1 этап. Определение содержание обучение (реализуется в процессе
перспективного, текущего и поурочного планирования на основе
общеобразовательной программы или авторского варианта, или частных,
вариативных программ, рекомендованных Министерством образования РФ)
2 этап. Выделение приоритетных целей обучения или иной темы при
изучении модулей образования, определенных стандартами, или, например,
школой развивающего обучения и т.д., в соответствии с глобальной задачей
перспективы (формирование активной личности, подготовка в институт,
развитие теоретического мышления, формирование устойчивого интереса к
мышлению, подготовка к участию на олимпиаде и др.)
3 этап. Разработка технологии, нацеленной на конечный результат, что
предполагает:
1) Выбор учебного материала, подборка соответствующего содержания:
- выделение наиболее значимого материала;
- соответствующая целям его компоновки (структурирование);
- определение ярких красочных примеров и доказательств;
- подготовка порции содержания исторического материала для
закрепления (выработки умения и навыков);
- отбор источников изучения (документы и др.)
2) Выбор формы организации учебного процесса (вид ученого занятия):
- комбинированных урок; - лекция; - семинар; - лабораторное
занятие; - самостоятельная классная работа; - самостоятельная
внеклассная работа; - практическое занятие; - учебная экскурсия;
- встреча с гостем; - ролевые учебные игры – работа по заданному
алгоритму (памятке); - познавательная игра.
3) Выбор методов обучения:
Информационно-развивающие методы
Передача информации в готовом виде
Самостоятельное добывание знаний
Рассказ учителя (гостя)
Работа с учебником, книгой, историческим
источником, рабочей тетрадью
Лекция
Работа с обучающей программой
Объяснение
Работа с информационными базами
данных
Демонстрация фильмов
Магнитофонная запись
Использование СМИ
Учебные телепрограммы
Видеозаписи передач
Прослушивание учебной экскурсии
Сообщения учащихся по готовым тестам
Работа со справочной литературой
Проблемно-поисковые методы:
- проблемное изложение учебного материала (моделирование проблемной
ситуации, постановка проблемы, выдвижение предположений, гипотезы,
доказательство и проверка правильности решения проблемы);
- учебная дискуссия (формулировка вопросов дискуссии, определение правил
поведения, ролевое распределение);
- лабораторная поисковая работа (предшествует теоретическому изучению;
проводится по первоисточникам, хрестоматиям, дидактическому раздаточному
материалу);
- организационно-деятельностная игра (анализ конкретной ситуации);
- исследовательская работа (подготовка рефератов, сообщений, докладов);
- ответы на вопросы;- решение познавательных задач.
Направленные на совершенствование знаний и формирование умений и
навыков репродуктивные методы:
- пересказ учебного материала;- выполнение заданий по алгоритму (образцу
исторических памяток) изучаемого события;- письменная работа по
инструкции (составление схем, диаграмм, заполнение таблиц);
- упражнения на тренажерах (решение тестов, заполнение «Листов
опорных сигналов», «блок-схем»).
Творчески-репродуктивные методы:
- написание сочинения по заданной теме; - подготовка докладов,
сообщений, презентаций; - решение познавательных задач
- анализ событий и явлений по алгоритму неизученного явления;
- деловые игры (заседание парламента, художественные салоны,
аукционы)
4). Выбор средств обучения и учебного оборудования:
- учебные книги (учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники
задач и заданий, словари, справочники, сборники нормативных
документов, специальная литература, методические указания, рабочие
тетради);
- наглядные пособия (таблицы, схемы, диаграммы, карты, атласы,
контурные карты, иллюстрации, учебные картины, произведения
изобразительного искусства, вещественные источники, муляжи, пакеты
с учебным материалом, натуральные объекты культуры и музеев);
- аудиовизуальные средства (кинофильмы, видеофильмы,
магнитозаписи, видеозаписи, диафильмы, пленки с накладными
проекциями, диапозитивы).
- средства программирования и компьютеризации (обучающие
программы, тесты, учебные занятия, проектно-графические работы,
контрольные задачи, презентации уроков и т.д.)
- дидактические материалы (обучающие программы, раздаточный
материал, сценарии деловых игр, индивидуальные проверочные
опросники, исторические «памятки», пакеты с документами).
В школе достаточно технических средств, чтобы каждый учитель мог
использовать их на уроках. И это позволяет значительно оптимизировать
учебный процесс. Этапы проверки знаний можно заранее продумать в
игровой форме, тестовом варианте и т.д.
Компьютер является универсальным техническим средством обучения,
уникальным помощником учителя, универсальным средством наглядности и
хранителем бесценного преподавательского опыта. В результате работы с
ПО различного типа, были сформулированы для себя следующие принципы
выбора программного продукта для использования на уроке:
1. Программа должна быть понятна с первого знакомства, как
преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно
быть максимально простым.
2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по
своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься
творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет
выводиться информация.
3. Программа должна позволять использовать информацию в любой
форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-
аудиофрагменты и т.д.)
В итоге, как оказалось, этим требованиям соответствует не готовый
продукт, а программа создания презентаций. В отличие от традиционных
видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить
внимание преподавателя на ходе урока. Как правило, презентация состоит из
иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде
простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что учит школьников
грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов,
проблемных вопросов и т.д. Наличие этих заданий показывает, что подобные
презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию
картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь,
освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку
большинство из них, как мы знаем, визуалы по восприятию информации.
Развивая творческий потенциал учеников, формируя заинтересованность
в глубоком изучении конкретной темы, учащимся предлогается по
желанию подготовить краткие выступления-презентации по разным темам
МХК. В ходе практической работы все презентации были сведены к трем
основным типам: компьютерный диафильм с использованием элементов
анимации, программы для повторительно-обобщающих уроков, классические
компьютерные презентации.
Одной из успешных форм работы считается лекция. В чистом
виде лекция активизирует репродуктивные способности, чтобы учащиеся
могли создать что-то новое, оригинальное, необходимо дополнить лекцию
творческими заданиями.
Наиболее активная форма работы, направленная на развитие творческих
способностей - методики организации открытого режиссерского действия и
методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы
театральной педагогики. Это такая формула: учитель - тема урока -
режиссерский замысел - коллективное творчество.
И, действительно, есть такие темы, в которых элемент театрализации
необходим. Уроки в 10 классе по произведениям Шекспира запомнились
ребятам надолго. Я разделила класс на группы, каждая группа выполняла
творческое задание. Получился урок - спектакль. Здесь звучали стихи
А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака. Учащиеся подобрали отрывки из
лучших мировых экранизаций великого драматурга и в исполнении самых
ярких звезд мирового кинематографа. (Л.Оливье, Р.Бартон, Э.Тейлор,
И.Смоктуновский, Вивьен Ли), на уроке звучала музыка, ученики слушали,
потом обсуждали, задавали вопросы, делились своими впечатлениями.
Как активную форму работы на уроке МХК, используются «уроки-эврики».
Здесь школьники готовят дополнительные творческие задания,
импровизируют, составляют сценарии.
Для развития критического самостоятельного мышления, творческой
активности школьников, пробуждения интереса к искусству,
урокикультурологического цикла могут быть представлены в форме урока -
путешествия, урока-репортажа из музея, уроки - конкурсы, уроки -
концерты, уроки - диспуты о проблемах современного искусства. Эти уроки
развивают воображение, творческие способности, вкус - все то, что и
определяет понятие духовно богатая личность: «Благо, даруемое нам
искусством, не в том, чему мы от него научимся, а в том, какими мы
благодаря ему становимся» (О.Уальд)
Уроки культурологического цикла, в частности Мировой художественной
культуры - явление бесконечно разнообразное, сложное и очень интересное.
Задача педагога: относится к искусству как к важному средству раскрытия
духовного, творческого потенциала личности. Стимулировать ее
всестороннее развитие.