Напоминание

Урок культурологического цикла в контексте современных требований ФГОС


Автор: Галка Дина Артуровна
Должность: Учитель предметов культурологического цикла
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 386
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Урок культурологического цикла в контексте современных требований ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 386 Кировского района

Статья:

Урок культурологического цикла

в контексте современных требований ФГОС

Подготовил:

Учитель МХК, Истории и Культуре

Санкт-Петербурга, предметов

культурологического цикла

Галка Дина Артуровна

Санкт – Петербург

2019год

Приобщение к культуре, являющееся главной целью курса культурологии, должно

способствовать формированию специалиста, обладающего широким кругозором, знакомого с

лучшими достижениями мировой и отечественной культуры, способного к научному и

техническому творчеству.

В основе cтандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который

предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям

информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского

гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его

многонационального и поликонфессионального состава. Одним из наиболее востребованных

является курс культурологии.

Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества перед системой образования

встала задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с

представителями мировой культуры. Образование через изучения предметов

культурологического цикла предполагает:

Знание о культуре, литературе, истории, реалиях и традициях стран;

Знание о странах в контексте развития мировой культуры;

Включение школьников в диалог культур;

Осознание роли родной культуры и культуры других стран.

Учёт возрастных особенностей и потребностей обучаемых;

Обеспечение условий и возможностей для самообразования школьников при изучении

предлагаемого материала;

Активный, деятельный подход к изучению предметов;

Использование наглядности.

Обычно предметы культурологического цикла рассчитаны на 1 год (34 учебных часа/ 1 час в

неделю).

Задачи предметов культурологического цикла:

I. Познавательный аспект.

- Формирование куммуникативной компетенции.

-Знать и понимать национальные особенности и культуру России, мировых цивилизаций и

разных стран.

-Умение вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая своё мнение и грамотно

аргументировать его.

-Развитие навыков исследовательской работы.

-Умение выполнить проектную работу, обсуждать проблемы, проводить дискуссии и диспуты.

-Уметь самостоятельно подготовить доклад и устное сообщение по выбранной теме и выступить

с ним.

-Сформировать различные виды учебного чтения, умение анализировать, систематизировать,

обобщать полученные знания, выделять главное.

II. Развивающий аспект.

-Развивать мотивацию к дальнейшему овладению мировой художественной культурой;

-Умений взаимодействовать с аудиторией.

-Соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на

новый виток осмысления, применительно к новым практическим задачам.

-С помощью творческих заданий развивать навыки поиска, отбора нужного материала

III. Воспитательный аспект.

Способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими;

коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

Обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки к

творческим проектам, экскурсиям, мероприятиям, постановкам

Способствовать созданию творческой обстановки на занятиях, усилению

мотивации учебного процесса; инициировать потребность к получению

знаний, повышению интереса к изучаемому предмету.

Создать условия для многостороннего развития личности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАНЯТИЙ

Для реализации программы используются различные формы и методы обучения и воспитания:

- словесные (используются для теоретических занятий в форме лекции, беседы,

семинары, деловых игр);

- наглядные (просмотр фото/видеоматериалов);

- практические (выполнение различных исследований, проведение экскурсий, работа в сети

Интернет и т.п.);

- участие в различных акциях, массовых мероприятиях, конкурсах, брейн-рингах, олимпиадах;

- тренинги и тестирование.

Теоретические занятия осуществляются, главным образом, в форме лекций, консультаций,

отчетов, бесед.

Задания, предлагаемые помогают:

- обеспечить необходимый уровень мотивации;

- получить/передать необходимую информацию по рассматриваемым вопросам;

- ориентировать учащихся на определенный уровень обобщений, а также на анализ исторических

фактов и событий;

- попрактиковаться в умении выделять главное, вести конспект лекции, тренировать память и

решать другие практические задачи о которых шла речь выше;

- установить необходимый уровень обратной связи и контроля.

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности курса рекомендуется

основную часть практических занятий проводить в формате семинаров с использованием

активных методов и коммуникативных приемов обучения.

На таких занятиях можно широко использовать:

- решение проблемных задач социокультурного характера;

- коммуникативные приемы работы с репродукциями, текстовыми материалом;

- парную и групповую работу, что позволяет обеспечить постоянное речевое

взаимодействие учащихся;

- взаимообучение и взаимоконтроль посредством индивидуальных докладов и

сообщений, интервью и опросов, викторин, конкурсов;

- активные методы обучения с использованием различных видов наглядности, игр, диспутов,

совместных проектов, экскурсий и т.д.

Практические занятие проходят в форме выполнения различных индивидуальных и

коллективных заданий, проведения исследовательской работы, выпуска газеты. Также

предусматривается участие детей в различных конкурсах; мероприятиях, проводимых в рамках

международного сотрудничества; акциях в масштабе города.

Основной объем знаний учащиеся приобретают в активной форме, в ходе выполнения

практических и исследовательских работ. Занятия проводятся в малых группах, иногда

применяются индивидуальные занятия, которые дают наиболее эффективные результаты.

Личностными результатами являются:

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное

многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции; к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и

способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении

и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,

этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и

мира, творческой деятельности эстетического характера;

• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к

самосовершенствованию в образовательной области «Культурология;

• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической

коммуникации;

• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия,

трудолюбие, дисциплинированность;

• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской

идентичности личности;

• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать

ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной

культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические)

ценности, свою гражданскую позицию;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к

обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-

смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные

компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметными результатами являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её

решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления

аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев,

установления родо-видовых связей;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения

учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать

и отстаивать своё мнение;

• умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

• развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими,

выполняя разные социальные роли;

• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск

и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

• развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание

текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская

второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе

коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Данная программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

регулятивные:

самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных

и практических задач;

пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и

делать выводы;

работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание

текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность

основных фактов;

осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;

выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,

а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

решать проблемы творческого и поискового характера;

самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;

контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

коммуникативные:

готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:

выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и

условиями межкультурной коммуникации;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть

монологической и диалогической формами, адекватно использовать речевые средства для

дискуссии и аргументации своей позиции;

спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным

для оппонентов образом;

уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная

инициативность);

уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать

продуктивной кооперации;

проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную

поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.



В раздел образования