Автор: Галка Дина Артуровна
Должность: Учитель предметов культурологического цикла
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 386
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Урок культурологического цикла в контексте современных требований ФГОС
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 386 Кировского района
Статья:
Урок культурологического цикла
в контексте современных требований ФГОС
Подготовил:
Учитель МХК, Истории и Культуре
Санкт-Петербурга, предметов
культурологического цикла
Галка Дина Артуровна
Санкт – Петербург
2019год
Приобщение к культуре, являющееся главной целью курса культурологии, должно
способствовать формированию специалиста, обладающего широким кругозором, знакомого с
лучшими достижениями мировой и отечественной культуры, способного к научному и
техническому творчеству.
В основе cтандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального и поликонфессионального состава. Одним из наиболее востребованных
является курс культурологии.
Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества перед системой образования
встала задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с
представителями мировой культуры. Образование через изучения предметов
культурологического цикла предполагает:
Знание о культуре, литературе, истории, реалиях и традициях стран;
Знание о странах в контексте развития мировой культуры;
Включение школьников в диалог культур;
Осознание роли родной культуры и культуры других стран.
Учёт возрастных особенностей и потребностей обучаемых;
Обеспечение условий и возможностей для самообразования школьников при изучении
предлагаемого материала;
Активный, деятельный подход к изучению предметов;
Использование наглядности.
Обычно предметы культурологического цикла рассчитаны на 1 год (34 учебных часа/ 1 час в
неделю).
Задачи предметов культурологического цикла:
I. Познавательный аспект.
- Формирование куммуникативной компетенции.
-Знать и понимать национальные особенности и культуру России, мировых цивилизаций и
разных стран.
-Умение вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая своё мнение и грамотно
аргументировать его.
-Развитие навыков исследовательской работы.
-Умение выполнить проектную работу, обсуждать проблемы, проводить дискуссии и диспуты.
-Уметь самостоятельно подготовить доклад и устное сообщение по выбранной теме и выступить
с ним.
-Сформировать различные виды учебного чтения, умение анализировать, систематизировать,
обобщать полученные знания, выделять главное.
II. Развивающий аспект.
-Развивать мотивацию к дальнейшему овладению мировой художественной культурой;
-Умений взаимодействовать с аудиторией.
-Соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на
новый виток осмысления, применительно к новым практическим задачам.
-С помощью творческих заданий развивать навыки поиска, отбора нужного материала
III. Воспитательный аспект.
Способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими;
коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
Обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки к
творческим проектам, экскурсиям, мероприятиям, постановкам
Способствовать созданию творческой обстановки на занятиях, усилению
мотивации учебного процесса; инициировать потребность к получению
знаний, повышению интереса к изучаемому предмету.
Создать условия для многостороннего развития личности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАНЯТИЙ
Для реализации программы используются различные формы и методы обучения и воспитания:
- словесные (используются для теоретических занятий в форме лекции, беседы,
семинары, деловых игр);
- наглядные (просмотр фото/видеоматериалов);
- практические (выполнение различных исследований, проведение экскурсий, работа в сети
Интернет и т.п.);
- участие в различных акциях, массовых мероприятиях, конкурсах, брейн-рингах, олимпиадах;
- тренинги и тестирование.
Теоретические занятия осуществляются, главным образом, в форме лекций, консультаций,
отчетов, бесед.
Задания, предлагаемые помогают:
- обеспечить необходимый уровень мотивации;
- получить/передать необходимую информацию по рассматриваемым вопросам;
- ориентировать учащихся на определенный уровень обобщений, а также на анализ исторических
фактов и событий;
- попрактиковаться в умении выделять главное, вести конспект лекции, тренировать память и
решать другие практические задачи о которых шла речь выше;
- установить необходимый уровень обратной связи и контроля.
В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности курса рекомендуется
основную часть практических занятий проводить в формате семинаров с использованием
активных методов и коммуникативных приемов обучения.
На таких занятиях можно широко использовать:
- решение проблемных задач социокультурного характера;
- коммуникативные приемы работы с репродукциями, текстовыми материалом;
- парную и групповую работу, что позволяет обеспечить постоянное речевое
взаимодействие учащихся;
- взаимообучение и взаимоконтроль посредством индивидуальных докладов и
сообщений, интервью и опросов, викторин, конкурсов;
- активные методы обучения с использованием различных видов наглядности, игр, диспутов,
совместных проектов, экскурсий и т.д.
Практические занятие проходят в форме выполнения различных индивидуальных и
коллективных заданий, проведения исследовательской работы, выпуска газеты. Также
предусматривается участие детей в различных конкурсах; мероприятиях, проводимых в рамках
международного сотрудничества; акциях в масштабе города.
Основной объем знаний учащиеся приобретают в активной форме, в ходе выполнения
практических и исследовательских работ. Занятия проводятся в малых группах, иногда
применяются индивидуальные занятия, которые дают наиболее эффективные результаты.
Личностными результатами являются:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера;
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к
самосовершенствованию в образовательной области «Культурология;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия,
трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной
культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические)
ценности, свою гражданскую позицию;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к
обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-
смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные
компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметными результатами являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления
аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев,
установления родо-видовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
• умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
• развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими,
выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск
и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Данная программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных
и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность
основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,
а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и
условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть
монологической и диалогической формами, адекватно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным
для оппонентов образом;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная
инициативность);
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации;
проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.