Напоминание

«12 декабря - День конституции»


Автор: Кондратенко Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа–интернат № 18 Невского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка классного часа для учащихся 7 класса
Тема: «12 декабря - День конституции»
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка классного часа на тему:

«12 декабря - День конституции» для учащихся 7 класса

Цели:

воспитание уважительного отношения к государственным символам России,

Конституции как основному закону страны;

познакомить учащихся с правами и обязанностями, записанными в Конституции

РФ;

формирование уважения к правам других людей;

воспитание уважения к российскому законодательству.

Задачи:

Обучающие:

повторение знаний российской символики, понятий «отечество» и «гражданин».

Развивающие:

развитие культуры речи, аналитических приёмов мышления;

развитие диалоговой формы общения и коммуникаций в коллективе;

развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;

формирование мотивации к саморазвитию.

Воспитательные:

формирование гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного

долга;

воспитание и развитие личностных компетенций;

воспитание на примере изучения государственной символики и её истории

патриотизма и гражданственности.

Форма проведения:

беседа

Материальное обеспечение:

Конституция РФ, видеоролик, гимн, герб, флаг, карта

России, компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, электронная презентация.

Ход классного часа

1. Вводная часть

Какие символы нашей страны вы знаете?

флаг, герб, гимн.

В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя

Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг

признано считать единым флагом всей России.

Почему для флага России выбраны именно эти цвета?

(Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и

отвага).

Где можно увидеть изображение символов страны?

(На границе, здании правительства, документах, монетах…)

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

2. Вступительная беседа по теме.

Что такое Конституция?

Конституция

-

это

основной

закон

государства,

определяющий

его

общественное

и

государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов

власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Слово

конституция

происходит

от

латинского

constitution

установление,

устройство.

Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

Зачем она необходима в стране?

Конституция - основа всего законодательства государства, то есть все законы, правила,

кодексы должны строиться на основе Конституции, не противоречить ей. Она регулирует

наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией

государственной

власти,

основами

государственного

строя,

правами,

свободами

и

обязанностями человека и гражданина.

Кто, согласно Конституции, создает в нашей стране законы?

Проект закона обсуждается депутатами в Государственной Думе, затем его рассматривают

члены Совета Федерации и только потом свою резолюцию ставит Президент России.

Для полноценного управления такой огромной страной как Россия она поделена на

субъекты Федерации, а они, в свою очередь, - на муниципальные образования. Такое

территориально-административное

деление

закреплено

в

Конституции

Российской

Федерации:

Попробуйте определить – в каком субъекте Федерации и в каком муниципальном

образовании мы с вами проживаем.

3. Знакомство с правами человека.

Права человека — это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы

сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

Во 2-й главе Конституции Российской Федерации закреплены основные права и свободы

человека и гражданина.

В Российской Федерации признаются и гарантируются, исходя из норм международного

права, права и свободы человека и гражданина.

Согласно Конституции права и свободы можно разделить на три большие основные

группы:

1) гражданские;

2) политические;

3) личные.

К гражданским правам и свободам относятся:

право на частную собственность; право на имущество; право на свободное использование

своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не

запрещенной законом экономической деятельности; право на свободный труд; право на

благоприятную окружающую среду; охрану труда; охрану здоровья, отдых, образование и

т.д.

К политическим правам относятся:

право

на

объединение;

право

на

участие

в

управлении

делами

государства

как

непосредственно, так и через представителя; право на равный доступ к государственной

службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д. К их числу относятся и такие

свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.

К личным правам относятся:

право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной

жизни,

личную

и

семейную

тайну;

защиту

своей

чести

и

доброго

имени;

неприкосновенность

жилища;

свободное

передвижение,

выбор

места

пребывания

и

жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания,

обучения

и

творчества;

получение

квалифицированной

юридической

помощи,

пользование помощью адвоката и т.д.

4. Коллективное обсуждение прав и обязанностей.

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя"

В. И. Ленин

Не бывает прав без обязанностей. Также в Конституции Российской Федерации записаны

и обязанности граждан в обществе.

Главными документами, которые устанавливают правила поведения в школе, права и

обязанности её учеников являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», Устав

школы, локальные нормативные акты (например, «Правила внутреннего распорядка»,

приказы директора и другие документы). С этими документами необходимо ознакомиться,

тогда многие вопросы и непростые ситуации можно будет решить правовым способом.

На что ученики имеют право?

Предполагаемые ответы учеников:

На уважение человеческого достоинства;

На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.

Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;

Право на выбор образовательного учреждения;

На получение образования в соответствии с государственными образовательными

стандартами;

На получение образования на родном языке;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

На получение дополнительных образовательных услуг;

На свободное посещение мероприятий;

На охрану здоровья;

На перевод в другое образовательное учреждение.

Какие обязанности имеют ученики?

Предполагаемые ответы учеников:

выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

бережно относиться к имуществу;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного

учреждения;

выполнять

требования

педагогов

в

образовательном

учреждении

в

части,

отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.



В раздел образования