Автор: Кондратенко Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа–интернат № 18 Невского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка классного часа для учащихся 7 класса
Тема: «12 декабря - День конституции»
Раздел: среднее образование
Разработка классного часа на тему:
«12 декабря - День конституции» для учащихся 7 класса
Цели:
воспитание уважительного отношения к государственным символам России,
Конституции как основному закону страны;
познакомить учащихся с правами и обязанностями, записанными в Конституции
РФ;
формирование уважения к правам других людей;
воспитание уважения к российскому законодательству.
Задачи:
Обучающие:
повторение знаний российской символики, понятий «отечество» и «гражданин».
Развивающие:
развитие культуры речи, аналитических приёмов мышления;
развитие диалоговой формы общения и коммуникаций в коллективе;
развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
формирование мотивации к саморазвитию.
Воспитательные:
формирование гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного
долга;
воспитание и развитие личностных компетенций;
воспитание на примере изучения государственной символики и её истории
патриотизма и гражданственности.
Форма проведения:
беседа
Материальное обеспечение:
Конституция РФ, видеоролик, гимн, герб, флаг, карта
России, компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, электронная презентация.
Ход классного часа
1. Вводная часть
Какие символы нашей страны вы знаете?
флаг, герб, гимн.
В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя
Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг
признано считать единым флагом всей России.
Почему для флага России выбраны именно эти цвета?
(Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и
отвага).
Где можно увидеть изображение символов страны?
(На границе, здании правительства, документах, монетах…)
А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?
2. Вступительная беседа по теме.
Что такое Конституция?
Конституция
-
это
основной
закон
государства,
определяющий
его
общественное
и
государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов
власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.
Слово
конституция
происходит
от
латинского
constitution
–
установление,
устройство.
Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.
Зачем она необходима в стране?
Конституция - основа всего законодательства государства, то есть все законы, правила,
кодексы должны строиться на основе Конституции, не противоречить ей. Она регулирует
наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией
государственной
власти,
основами
государственного
строя,
правами,
свободами
и
обязанностями человека и гражданина.
Кто, согласно Конституции, создает в нашей стране законы?
Проект закона обсуждается депутатами в Государственной Думе, затем его рассматривают
члены Совета Федерации и только потом свою резолюцию ставит Президент России.
Для полноценного управления такой огромной страной как Россия она поделена на
субъекты Федерации, а они, в свою очередь, - на муниципальные образования. Такое
территориально-административное
деление
закреплено
в
Конституции
Российской
Федерации:
Попробуйте определить – в каком субъекте Федерации и в каком муниципальном
образовании мы с вами проживаем.
3. Знакомство с правами человека.
Права человека — это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы
сегодня не можем жить как цивилизованные люди.
Во 2-й главе Конституции Российской Федерации закреплены основные права и свободы
человека и гражданина.
В Российской Федерации признаются и гарантируются, исходя из норм международного
права, права и свободы человека и гражданина.
Согласно Конституции права и свободы можно разделить на три большие основные
группы:
1) гражданские;
2) политические;
3) личные.
К гражданским правам и свободам относятся:
право на частную собственность; право на имущество; право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не
запрещенной законом экономической деятельности; право на свободный труд; право на
благоприятную окружающую среду; охрану труда; охрану здоровья, отдых, образование и
т.д.
К политическим правам относятся:
право
на
объединение;
право
на
участие
в
управлении
делами
государства
как
непосредственно, так и через представителя; право на равный доступ к государственной
службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д. К их числу относятся и такие
свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.
К личным правам относятся:
право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной
жизни,
личную
и
семейную
тайну;
защиту
своей
чести
и
доброго
имени;
неприкосновенность
жилища;
свободное
передвижение,
выбор
места
пребывания
и
жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания,
обучения
и
творчества;
получение
квалифицированной
юридической
помощи,
пользование помощью адвоката и т.д.
4. Коллективное обсуждение прав и обязанностей.
"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя"
В. И. Ленин
Не бывает прав без обязанностей. Также в Конституции Российской Федерации записаны
и обязанности граждан в обществе.
Главными документами, которые устанавливают правила поведения в школе, права и
обязанности её учеников являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», Устав
школы, локальные нормативные акты (например, «Правила внутреннего распорядка»,
приказы директора и другие документы). С этими документами необходимо ознакомиться,
тогда многие вопросы и непростые ситуации можно будет решить правовым способом.
На что ученики имеют право?
Предполагаемые ответы учеников:
На уважение человеческого достоинства;
На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.
Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;
Право на выбор образовательного учреждения;
На получение образования в соответствии с государственными образовательными
стандартами;
На получение образования на родном языке;
На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
На получение дополнительных образовательных услуг;
На свободное посещение мероприятий;
На охрану здоровья;
На перевод в другое образовательное учреждение.
Какие обязанности имеют ученики?
Предполагаемые ответы учеников:
выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;
бережно относиться к имуществу;
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного
учреждения;
выполнять
требования
педагогов
в
образовательном
учреждении
в
части,
отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.