Автор: Мадиярова Зулейха Алмасовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №141
Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок-КВН " Удивительный мир чисел"
Раздел: среднее образование
Урок КВН «Удивительный мир чисел»
Цели проведения КВН:
•
развивать интуииию, догадку, эрудицию и владение методами математики;
•
прививать навыки самостоятельного поиска решения задач на темы «Квадратный
корень», «Квадратный трехчлен», «Средняя линия треугольника», «Геометрические
построения»; учить детей делать умозаключения, выводы;
•
пробудить математическую любознательность и инициативу; развивать устойчивый
интерес к математике;
•
закрепить умение работать с калькуляторами;
•
воспитывать культуру математического мышления.
ХОД УРОКА
1.
Цифровой ребус.
Расшифруйте запись (одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными
буквами - разные цифры). гггг
Х
ггг
aaaa
+ аааа
_
aaaa__
абвгда
Ответ:
Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
2.
Конкурс капитанов команд.
«Наш конструктор числовой - поработай головой».
Вычислите простейшим способом:
√
19881989
4
+
219881988
2
+
4 · 19881989
−
1
-
√
19881989
4
−
2 · 19881990 ²
+
4 · 19881989
+
3 .
Ответ: a=19881989. Тогда
√
a
4
+
2
(
a
−
1
)
2
4 a
−
1
−
√
a
4
+
2
(
a
+
1
)
2
+
4 a
+
3
=
√
a
4
+
2 a ²
+
1
−
√
a
4
−
2 a ²
+
1
=
(
a
2
+
1
)
−
(
a
2
−
1
)
=
2
Правильный ответ оценивается в 6 баллаов.
3. «Cитуации в жизни такие: либо сложные, либо простые!»
а) Неожиданное усыхание.
В
только
что
расколотом
арбузе
содержалось
99%
воды.
После
его
«усыхания»
содержание воды стало составлять 98%. Сообразите в уме, во сколько раз «усох» арбуз. .
Не спешите с ответом: арбуз усох не в
99
98
раза!
Решение. Первоначально сухое вещество (мякоть) арбуза составляла 1% его массы, а
после
усыхания
2%.
Это
означает,
что
доля
сухого
вещества
в
арбузе
удвоилась,
следовательно, вдвое уменьшилась масса самого арбуза.
б) Состав с углем.
На станцию привезли 420 т угля в вагонах вместимостью по 15 т, 20 т, 25 т. Сколько
каких вагонов было использовано, если известно, что всего было 27 вагонов?
Решение. Пусть х, у, z - вагоны вместимостью по 15 т, 20 т, 25 соответственно. Тогда
имеем:
{
15 х
+
20 у
+
25 z
=
420,
х
+
у
+
г
=
27,
,
т. е. числа у и z должны удовлетворять уравнению
15(27 - у - z) + 20у + 25z = 420
в натуральных числах;
у + 2z - 3 => у = z = 1 и х = 25.
Ответ. Было использовано 25 вагонов по 15 т, один вагон в 20 т и один вагон в 25 т.
(Задание а) оценивается в 2 балла; задание б) - в 4 балла.)
4. «Загадки и шарады.
За разгадку - две награды!»
Три соседа мужика
(Федор, Яков и Лука),
Чтоб всегда с водою жить,
Стали свой колодец рыть.
Но Лука вдруг говорит:
- Ведь момент один забыт!
Нужно длины всех дорог
От колодца на порог
Сделать равными, друзья!
Допускать обид нельзя.
Можно ль это сделать им?
И смекни, путем каким?
Какое место для колодца следует выбрать, чтобы все три расстояния от него до домов
были одинаковыми? Правильный ответ - 5 баллов.
Решение. Пусть А, В и С - точки расположения трех домов. Проведем серединные
перпендикуляры к отрезкам АВ и ВС. Тогда точка О их пересечения будет единственной
точкой,
равноудаленной
от
точек
А,
В
и
С,
поскольку
для
этой
точки
выполнены
равенства АО = ВО и ВО= ОС. Заметим, что проведенные перпендикуляры могут и не
пересекаться, но только в том случае, когда точки А, В и С лежат на одной прямой. Таким
образом, искомое место для колодца - точку О - можно найти приведенным способом, но
лишь при условии, что дома расположены не на одной прямой.
5.
Простейшая геометрия на местности
Задание. На местности обозначены три данные точки А, В и С, не лежащие на одной
прямой. Через точку А проложите прямую, параллельную прямой ВС. (4 балла)
Решение. Продолжим прямую АВ за точку В и отложим на ней точку D на расстоянии
АВ от точки В. Продолжим прямую СD за точку С и отложим на ней точку Е на рассто-
янии СD от точки С. Тогда отрезок АЕ
будет
параллелен
отрезку ВС, являющемуся
средней линией треугольника АDE.
6.
«И
фокусы покажем, и секрет, может быть, расскажем»/
Числовой фокус. Пусть каждая команда загадает трех-
значное число. Умножьте его на 27, потом на 37 (с помощью калькулятора) и запишите
полученное число. Опять задуманное число умножьте на 13, потом на 77. Затем сложите
ответ
с
записанным
числом
и
результат
покажите
мне.
(Учитель
сообщает,
какое
трехзначное число было задумано.).
С е к р е т
ф о к у с а .
П у с т ь
з а д у м а н о
т р е х з н а ч н о е
ч и с л о
100
Х
+ 10у + z .
Выполнив указанные действия, получим:
200000
X
+ 20000у + 2000z = 1000·2(100x + 10у +z).
Разделив результат на 2000, найдем задуманное число.
7.
«Целое число в арифметику вошло, тайн немало принесло»
Задание. Найдите три последовательных целых числа, сумма квадратов которых равна
434.
Решение. Пусть x - 1 - первое число,x - второе число,x + 1 - третье число. Тогда имеем:
(x - 1)
2
+ x² + (x+ 1)
2
= 434,
3x
2
+ 2= 434,
3
X
2
= 432, x
2
= 144,
x
1,2
= ±12.
Следовательно, первое число 11 или - 11, второе 12 или -12, третье 13 или - 13.
Ответ: 11, 12, 13 и - 11, - 12, - 13.
8.
«Как будет быстрее?»
Задача. Два туриста хотят добраться до селения, находящегося от них на расстоянии
30 км. Дело осложняется тем, что у них имеется только один (одноместный) велосипед.
Как
туристам
нужно
организовать
движение,
чтобы
как
можно
быстрее
им
обоим
добраться
до
селения?
Скорость
пешехода
считайте
равной
5
км/ч,
а
скорость
велосипедиста 15 км/ч.
Решение. Если один турист проедет на велосипеде половину пути, т. е. 15 км, за один
час,
оставит
велосипед
и
дальше
будет
идти
пешком
в
течение
трех
часов,
то
он
доберется до селения за 4 часа. Второй турист, наоборот, сначала пройдет пешком 15 км,
а затем поедет на велосипеде, т. е. тоже затратит на дорогу 4 часа. Таким образом, два
туриста доберутся до селения одновременно.