Автор: Тимофеева Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Красногуляевская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область Сенгилеевский район
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Тимофеева О.А.
учитель русского языка и литературы
МОУ Красногуляевская СШ
Проектная деятельность на уроках литературы
За последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я
думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как
сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как
создать
на
уроке
ситуацию
успеха
для
каждого
ученика?».
Каждый
учитель
мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.
Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его
обучения, развития.
На современном уроке не должно быть скуки, принуждения и лени, нет
пассивности
и
страха,
зато
должна
присутствовать
радость
от
преодоления
трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог
ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой
или исследовательской деятельность учащегося.
Проектная
деятельность
-
педагогическая
технология,
ориентированная
не
на
интеграцию
фактических
знаний,
а
на
их
применение
и
приобретение
новых
знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы
учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает
положительную мотивацию ребенка к учебе.
1.1.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного
обучения.
Этапы работы
Содержание работы Деятельность
обучающихся
Деятельность учителя
1.
Подготовительный
Определение темы и
целей проекта
О б с у ж д е н и е
и
выбор темы
П р е д л а г а е т
т е м ы
проектов
Выделение подтем в
теме проекта
Выбор подтемы или
предложе-ние новой
подте-мы
С о в м е с т н о е
о б с у -
ждение подтем проекта
Формирование
творческих групп
О б ъ е д и н е н и е
в
микрогруппы,
распределение
обязанностей
м е ж д у
ч л е н а м и
команды
Организационная
работа по объе-динению
школь-ников в группы
Подготовка
мате-
риалов
к
исследо-
вательской работе
Совместная работа по разработке заданий,
вопросов
для
поисковой
деятельности,
подбор литературы
Установление
способов
предоставления
результатов
(формы
отчета) и критериев
оценки результата и
процесса
О б с у ж д е н и е
и
корректировка форм
предостав-ления
р е з у л ь т а т а
и
критерий
оценивания
П р е д л а г а е т
ф о р м ы
отчета
и
примерные
критерии оцени-вания
2. Планирование
Определение
источников,
спо-
с о б о в
с б о р а
и
а н а л и з а
и н ф о р -
мации
Корректировка
и
дополнение
пред-
ложений учителя
Предлагает
основ-ную
литературу,
спо собы
сбора информации
3.Разработка
проекта
Осуществление
накопления
информации
путем
р а б о т ы
с
литературой,
анкетирование,
эксперимента и др.,
ее обобщение
Поисковая
деятельно сть
п о
накоплению,
систематизации,
обобщению
информации
Консультации,
координирование
работы обучаю-щихся
4.Оформление
Оформление
Оформление
Консультации,
результатов
результатов
согласно выбранной
форме отчета
результатов
согласно выбранной
форме отчета
координирование
работы обучающихся
5. Презентация
Предоставление
выполненной
работы
Д о к л а д
о
результатах работы
Организация
э к с п е р т и з ы
с
приглашением
п е д а г о г о в
ш к о л ы ,
старшеклассников
6. Оценивание
О ц е н к а
р а б о т
согласно
разработанным
критериям
Участие
в
оценке
путем
коллективного
о б с у ж д е н и я
и
самооценок
С о в м е с т н о е
с
экспертной
группой
оценивание,
выявление
неиспользованных
возможностей,
потенциала
продолжения работы
Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет
следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности
содержания.
Например:
5 класс
Проект «Образ Бабы – Яги в русских народных сказках»
Образ яблока в литературе
Что в имени тебе моём
6 класс
Проект «На необитаемом острове» по роману Ж. Верна «Необитаемый
остров»
Проект «Ночь перед Рождеством» (новогодние истории учащихся)
после изучения произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
7 класс
Легенды и предания земли Симбирской
«Памятник литературному герою».
8 класс
Проект «История моей семьи в истории моей Родины» можно предложить
после
изучения
рассказа
В.Астафьева
"Фотография,
на
которой
меня
нет".
Отправной
точкой
к
созданию
проекта
будет
последняя
фраза
из
рассказа:
"Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его
история".
9 класс
Н. М. Карамзин в истории Симбирского края
Гадания в произведениях русской литературы
Мода пушкинского времени и ее отражение в творчестве А.С. Пушкина. ( по
роману «Евгений Онегин»
10 класс
Проекты по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Картина дворянской жизни XIX века
Дуэль в произведениях литературы 19 века
Литература
как
учебный
предмет
-
замечательная,
плодородная
почва
для
проектной
деятельности.
Учителя-словесники
часто
сталкиваются
с
такими
проблемами
как
отсутствие
читательского
интереса
среди
учащихся,
узкий
кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе
даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить
вышеперечисленные
проблемы.
Знания
по
истории,
мировой
художественной
культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в
работе над литературным проектом.
Учебный проект
Проблема
проекта
"Почему?"
Актуальность
проблемы
-
мотивация
Цель проекта
"Зачем?" (мы делаем проект)
Целеполагание
Задачи проекта
"Что?" (для этого мы делаем)
Постановка задач
М е т о д ы
и
способы
"Как?" (мы это можем делать)
Выбор
спо соб
и
м е тод о в ,
планирование
Результат
"Что
получится?"
(как
решение Ожидаемый результат
проблемы)
Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют
учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А
учитель,
во-первых,
получает
дополнительную
возможность
углубить
знания
учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют
выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику
главным
героям.
Во-вторых,
учитель
изучает
индивидуальные
способности
учащихся,
наблюдает
за
их
коллективной
деятельностью,
выявляя
интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.