Напоминание

Проектная деятельность на уроках литературы


Автор: Тимофеева Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Красногуляевская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область Сенгилеевский район
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Тимофеева О.А.

учитель русского языка и литературы

МОУ Красногуляевская СШ

Проектная деятельность на уроках литературы

За последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я

думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как

сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как

создать

на

уроке

ситуацию

успеха

для

каждого

ученика?».

Каждый

учитель

мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его

обучения, развития.

На современном уроке не должно быть скуки, принуждения и лени, нет

пассивности

и

страха,

зато

должна

присутствовать

радость

от

преодоления

трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог

ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой

или исследовательской деятельность учащегося.

Проектная

деятельность

-

педагогическая

технология,

ориентированная

не

на

интеграцию

фактических

знаний,

а

на

их

применение

и

приобретение

новых

знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы

учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает

положительную мотивацию ребенка к учебе.

1.1.

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного

обучения.

Этапы работы

Содержание работы Деятельность

обучающихся

Деятельность учителя

1.

Подготовительный

Определение темы и

целей проекта

О б с у ж д е н и е

и

выбор темы

П р е д л а г а е т

т е м ы

проектов

Выделение подтем в

теме проекта

Выбор подтемы или

предложе-ние новой

подте-мы

С о в м е с т н о е

о б с у -

ждение подтем проекта

Формирование

творческих групп

О б ъ е д и н е н и е

в

микрогруппы,

распределение

обязанностей

м е ж д у

ч л е н а м и

команды

Организационная

работа по объе-динению

школь-ников в группы

Подготовка

мате-

риалов

к

исследо-

вательской работе

Совместная работа по разработке заданий,

вопросов

для

поисковой

деятельности,

подбор литературы

Установление

способов

предоставления

результатов

(формы

отчета) и критериев

оценки результата и

процесса

О б с у ж д е н и е

и

корректировка форм

предостав-ления

р е з у л ь т а т а

и

критерий

оценивания

П р е д л а г а е т

ф о р м ы

отчета

и

примерные

критерии оцени-вания

2. Планирование

Определение

источников,

спо-

с о б о в

с б о р а

и

а н а л и з а

и н ф о р -

мации

Корректировка

и

дополнение

пред-

ложений учителя

Предлагает

основ-ную

литературу,

спо собы

сбора информации

3.Разработка

проекта

Осуществление

накопления

информации

путем

р а б о т ы

с

литературой,

анкетирование,

эксперимента и др.,

ее обобщение

Поисковая

деятельно сть

п о

накоплению,

систематизации,

обобщению

информации

Консультации,

координирование

работы обучаю-щихся

4.Оформление

Оформление

Оформление

Консультации,

результатов

результатов

согласно выбранной

форме отчета

результатов

согласно выбранной

форме отчета

координирование

работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление

выполненной

работы

Д о к л а д

о

результатах работы

Организация

э к с п е р т и з ы

с

приглашением

п е д а г о г о в

ш к о л ы ,

старшеклассников

6. Оценивание

О ц е н к а

р а б о т

согласно

разработанным

критериям

Участие

в

оценке

путем

коллективного

о б с у ж д е н и я

и

самооценок

С о в м е с т н о е

с

экспертной

группой

оценивание,

выявление

неиспользованных

возможностей,

потенциала

продолжения работы

Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет

следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности

содержания.

Например:

5 класс

Проект «Образ Бабы – Яги в русских народных сказках»

Образ яблока в литературе

Что в имени тебе моём

6 класс

Проект «На необитаемом острове» по роману Ж. Верна «Необитаемый

остров»

Проект «Ночь перед Рождеством» (новогодние истории учащихся)

после изучения произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

7 класс

Легенды и предания земли Симбирской

«Памятник литературному герою».

8 класс

Проект «История моей семьи в истории моей Родины» можно предложить

после

изучения

рассказа

В.Астафьева

"Фотография,

на

которой

меня

нет".

Отправной

точкой

к

созданию

проекта

будет

последняя

фраза

из

рассказа:

"Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его

история".

9 класс

Н. М. Карамзин в истории Симбирского края

Гадания в произведениях русской литературы

Мода пушкинского времени и ее отражение в творчестве А.С. Пушкина. ( по

роману «Евгений Онегин»

10 класс

Проекты по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Картина дворянской жизни XIX века

Дуэль в произведениях литературы 19 века

Литература

как

учебный

предмет

-

замечательная,

плодородная

почва

для

проектной

деятельности.

Учителя-словесники

часто

сталкиваются

с

такими

проблемами

как

отсутствие

читательского

интереса

среди

учащихся,

узкий

кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе

даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить

вышеперечисленные

проблемы.

Знания

по

истории,

мировой

художественной

культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в

работе над литературным проектом.

Учебный проект

Проблема

проекта

"Почему?"

Актуальность

проблемы

-

мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

М е т о д ы

и

способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор

спо соб

и

м е тод о в ,

планирование

Результат

"Что

получится?"

(как

решение Ожидаемый результат

проблемы)

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют

учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А

учитель,

во-первых,

получает

дополнительную

возможность

углубить

знания

учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют

выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику

главным

героям.

Во-вторых,

учитель

изучает

индивидуальные

способности

учащихся,

наблюдает

за

их

коллективной

деятельностью,

выявляя

интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.



В раздел образования