Автор: Панасюк Галина Александровна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ГОУ ЛНР ХШ№33
Населённый пункт: г.Красный Луч, пгт.Хрустальное
Наименование материала: Разработка урока математики в 5 классе
Тема: Измерение величин
Раздел: среднее образование
Урок математики в 5 классе Учитель: Панасюк Г.А.
Тема урока: «Измерение величин»
Цель урока: повторить, закрепить и обобщить знания по теме «Прямая, луч, отрезок и
координатный луч»
Образовательные: Закрепление знаний по пройденным темам.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, практические умения и
навыки, взаимовыручку и умение работать в парах, группах; умение слушать и вступать в
диалог; формировать аккуратность в вычислениях; воспитывать уважительное отношение к
чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, умение анализировать и
сравнивать; способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить
познавательный интерес к предмету; развитие не только логического, но и образного
мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать понятия координатного луча, единичного отрезка.
Уметь отмечать на координатном луче точки ,выполнять перевод единиц измерения длины
отрезка.
Метапредметные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями.
Личностные: ответственное отношение к учению;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи на выполнение действий с многозначными числами.
Тип урока: обобщающий урок по теме.
Оборудование: учебник (Никольский), тетрадь, карточки для проверки теоретических
знаний, плакаты.
Ход урока:
1.
Организационный момент
2.
Проверка домашнего задания: Есть ли вопросы по домашнему заданию? Тетради
собрать на проверку.
3.
Постановка цели и задач урока.
Какую тему мы сейчас изучаем?
Какие задачи нам предстоит решить на этом уроке?(повторить изученный материал,
подготовиться к контрольной работе, узнать что-то новое)
4.
Актуализация опорных знаний
1)
Устный опрос.
Сформулируйте определение понятия «плоскость» (дети отвечают – точного
определения нет, можно лишь привести примеры, которые дают представление о
плоскости, приводят примеры)
Дайте определение понятию «прямая». (дети отвечают – точного определения нет,
можно лишь привести примеры, которые дают представление о прямой, можно
сказать, что прямая – бесконечна, она не имеет ни начала, ни конца, приводят
примеры)
Как обозначается прямая? (либо одной строчечной латинской буквой, либо двумя
заглавными латинскими буквами)
Сколько прямых можно провести через две разные точки? (одну)
Как могут располагаться две прямые на плоскости? (могут совпадать, могут
пересекаться, могут не пересекаться, т.е. быть параллельными)
Сколько общих точек имеют две пересекающиеся прямые? (одну)
Какие прямые называются параллельными? (Две различные прямые на плоскости,
которые никогда не пересекутся)
Что называют лучом? (луч – это часть прямой, у которой есть начало, но нет конца)
Как обозначается луч? (двумя заглавными латинскими буквами, на первом месте
ставиться буква, обозначающая начало луча, а на втором – буква, обозначающая
какую-либо другую его точку)
Что называют отрезком? (отрезок – это часть прямой, ограниченная двумя точками,
точки – это концы отрезка)
Как обозначается отрезок? (двумя заглавными латинскими буквами, причем в любом
порядке)
Какие отрезки называются равными? (два отрезка называются равными, если они
совмещаются при наложении)
Что такое единичный отрезок?
Что такое координатный луч?
Правило сравнение чисел с помощью координатного луча?
2)
Устно:1. Найди ошибку и объясни, как она появилась.
403 2018 20134
× 32 × 21 × 203
826 2018 60402
+ 1239 + 4036 + 40268
13216 6054 463082
2. Выразите в нужных единицах измерения
35 мм =… см … мм
53 дм =… м… дм
71 см = … дм… см
86 мм = … см … мм
5 м 3 см = … см
17 дм 5 см = … см
7 км 7 см = … см
4 см 5 мм = … мм
3)
Блиц-опрос по карточкам.
1.
Закончите предложение или вставьте пропущенные слова, опираясь на рисунок:
М K
A B
D X
O C
а) На отрезке МС лежат точки_______________________________
б) Отрезку АО не принадлежат точки_________________________
в) Между точками М и О лежат точки________________________
г) АХ+ХС=_______________
2. Запишите все отрезки, изображенные на рисунке: E
D V K
__________________________________________________________________
3.
Запишите, опираясь на рисунок, K M P
N F
C
R
G D
а) все прямые_____________________________
б) все лучи _______________________________
Проверка проводится в парах. «5» - все правильно, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки.
5. Физкультминутка.
Шесть – тихонько
сесть
6. Повторение и обобщение
материала.
1). На прямой отметили 2 точки. Сколько образовалось лучей? А если точек 3? 5? Какой
вывод можно сделать?
2). Работа по карточкам.
.
Раз – поднялись потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Фронтальная проверка.
3) Устные упражнения. На доске записаны величины:
18см,11мм, 243км,1м24см, 5дм, 113м, 1м72см, 6м50см, 1км2м, 300м, 12см.
Среди этих величин найдите те, которые могут служить длиной отрезка, который выражает:
а) расстояние между городами;
б) длину комнаты;
в) рост человека;
г)длину карандаша;
д) длину отреза ткани;
е) расстояние от школы до дома.
4) Перевод единиц длины.(Работа в группах)
Каждая группа сдает свое задание.
6. Домашнее задание: повт.п.2.1 – 2.4, №1183, 1197.
7. Итоги урока. Удалось ли нам выполнить поставленные задачи?
Что нового вы узнали на уроке? Хорошо ли вам работалось?