Автор: Лазарева Нина Паловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ гимназия№2
Населённый пункт: город Сургут, Ханты -Мансийский автономный округ
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Уроки театра для младших школьников"
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен в соответствии с
программой - подпрограмма «Уроки театра» является частью
модифицированной программы «Сценическое искусство», с использованием
методического пособия В.А. Ильев. «Технология театральной педагогики в
формировании и реализации замысла школьно урока».
Направленность дополнительной общеобразовательной программы –
художественно-эстетическая
Вид образовательной деятельности – сценическое творчество
Цель: Воспитание целостной личности ребенка, способной творчески
мыслить и индивидуально развиваться.
Задачи курса:
1. Социализация
развитие и овладение навыками межличностного общения и
сотрудничества; развитие самоуважения и взаимоуважения
учащихся
повышение уровня учебной мотивации
развитие основных высших психических функций: внимания,
памяти, мышления, воображения
воспитание самостоятельности и ответственности; развитие
самоконтроля
2. Эмоционально - личностная сфера.
коррекция страхов
научение навыкам внутреннего раскрепощения
развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции
развитие воображения
3. Технические навыки
формирование грамотного звук извлечения и звукопроизношения:
обучение в овладении навыками правильного дыхания
обучение в овладении навыками верной артикуляции
обучение в овладении навыками дикционного звукопроизношения
обучение основам орфоэпии
Информационная справка об особенностях реализации УТП
учебном году:
Общий срок реализации исходной
программы (количество лет)
три года
Год обучения (первый, второй и т.д.)
1 группа – первый год обучения
2 группа – второй год обучения
3 группа – третий год обучения
Возраст воспитанников
1 группа – 7-8 лет
2 группа – 8-9 лет
3 группа – 10-11 лет
Количество воспитанников в группе в
текущем учебном году
1 группа – от 10 до 15 человек
2 группа – от 10 до 15 человек
3 группа – от 10 до 15 человек
Количество часов в неделю
1 группа – 2 часа
2 группа – 3 часа
3 группа – 4 часа
Общее количество часов в год
1 группа – 76 часов
2 группа – 114 часов
3 группа – 152 часа
В первый год обучения является подготовительным, после чего, некоторым
учащимся будет дана рекомендация о нецелесообразности дальнейшего
обучения. За первый год происходит знакомство с театральным искусством,
обучаемые начинают общаться с педагогом на одном «языке», приобретают
навыки, необходимые для дальнейших занятий. Возможно достижение
результатов не только первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
• Стартовый; позволяющий определить исходный уровень развития ребенка
(результаты фиксируются в зачетном листе педагога).
• Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения (ПФД);
- контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Второй год обучения: Является базовым по объему и качеству знаний.
Именно он определяет перспективу и основные акценты работы данного
состава. Поскольку основной жанр, рассматриваемый в студии -
драматический, то материал, на котором идет обучение тоже
соответствующего плана. В музыке он должен быть современным, в
литературе - близким восприятию ребенка. Это способствует и поддержанию
интереса к занятиям. В результате занятий в театральной студии, участники
студии имеют возможность получить следующие навыки и умения:
знать театральную терминологию и уметь применять ее на практике
овладеть пятью - десятью дыхательными упражнениями и уметь
продуктивно выполнять их
знать пять-десять скороговорок и уметь четко произносить их в темпе,
заданном педагогом
знать пять-десять сложных звукосочетаний и уметь ясно произносить их в
заданном темпе
Третий год обучения: обучения является закрепляющим всего материала
для студийцев. Ожидаемые результаты на текущий учебный год: (дети
должны знать, уметь и т.п.)
уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные
физической нагрузкой
обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы,
препятствующие раскрытию звукового канала
производить действенный анализ текста
создавать словесно-речевой образ
применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по
сценической речи в самостоятельной работе над ролью
знать индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои
достоинства
выработать систему личного, индивидуального разминочного тренинга
привести себя в течение 15 минут в состояние максимальной
работоспособности
владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления уметь
обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и
воплощению образа
самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных помех и
зажимов - различать компоненты актерской выразительности
включать в работу весь психофизический аппарат
определять сквозное действие роли
находить элементы характерного поведения персонажа
уметь выполнять индивидуальные и групповые пластические импровизации
на заданную тему или под музыку
умение самостоятельно трансформировать предложенное движение в
соответствии со своей физической индивидуальностью
исполнение группового целостного танца
подбор музыкального материала к спектаклю, театрализованному
представлению по ассоциативному признаку
возможность предлагать варианты разработки световой партитуры
спектакля
Программа предназначена, для того чтобы осуществлять
последовательное и поступательное развитие обучающихся в течение двух
лет обучения.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по
данной программе: оценивать работу каждого ребенка в конце года по
уровню выступления на спектакле или на открытых занятиях.
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:
памятные даты:
крупные мероприятия учреждения:
другое: ежегодные театральные конкурсы.
Межпредметные связи. Приобщение обучающего к миру прекрасного,
развитию
общей
культуры
личности
средствами
театрального
искусства,
невозможно в отрыве от общеобразовательной школы. Так как воспитанники
студии при работе над спектаклем, применяя на практике школьные знания,
осознают их важность и жизненную необходимость, видя плоды своего труда.
Знание русского языка и литературы раскрываются, когда ребенок
разбирает литературный материал пьесы.
Познание
истории
помогает
быстро
и
естественно
входить
в
исторический
пласт
пьесы:
быт,
костюм,
нравы,
поведенческие
стереотипы.
Занятия
физической
культуры
дает
хорошую
физическую
подготовку,
что
является
фундаментом
физической
и
пластической
работу будущего актера.
Студия призвана подготавливать наиболее одаренных учащихся
для
поступления в
театральные
ВУЗы,
колледжи
культуры,
педагогические колледжи.
Преимущества
использования
современных ИКТ в
преподавании
театрального искусства таковы:
знакомство с любой темой можно сопровождать показом презентаций и
мультимедиа фильмов;
широко использовать показ репродукций картин художников;
«посещать» музеи и галереи города;
«погружаться» в пространство и время;
прослушивать аудиозаписи;
осуществление личностно-ориентированного обучения;
активация учебно-воспитательного процесса.
Этому способствуют следующие формы применения ИКТ на занятиях в
театральной студии:
использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная
поддержка
деятельности
педагога
на
разных
этапах
занятия и при подготовке к занятию;
использование медиа-ресурсов как союзника воспитательной работы;
организация
проектной
и
творческо-поисковой
деятельности
воспитанников;
организация личностно-ориентированного обучения средствами ИКТ.
Общая характеристика содержательно-тематической структуры. Модули
данной программы параллельны.
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО.
Первый год обучения.
Цель: Развить творческую психотехнику актера через игру.
Задачи:
1.Научить детей действовать в окружающей действительности
сценически.
2.Научить детей существовать в предлагаемых обстоятельствах по
системе актерского мастерства.
3.Сформировать понятия об артистической этике.
Ключевые понятия: сверхзадача, этюд, перевоплощение, «я» в
предлагаемых обстоятельствах, образ, действие, темпо-ритм, игровая
площадка, авансцена, карманы, кулиса, задник, занавес, зеркало сцены,
репетиция.
Второй и третий год обучения.
Цель: Выработать творческое зрение (избирательное, конструирующее -
жизненные впечатления, наблюдения, переживания).
Задачи:
1.Освоить элементы органического действия.
2.Научить смотреть и видеть.
3.Научить слушать и слышать.
4.Соединить в единое целое творческое самочувствие.
Ключевые понятия: сценическое действие, сценическое общение,
оценка факта, словесное действие, текст и подтекст, мизансцена, жанр,
драматургия, акустика, антракт, реквизит, бутафория, зритель, монолог.
Работа юных актеров должна быть направлена на поиски верного
органического поведения в предлагаемых обстоятельствах, созданных
драматургом, автором литературного произведения, на раскрытие
действенной природы слова и органическое овладение текстом автора.
Работая над текстом, студиец должен раскрыть заключенные в нем
предлагаемые обстоятельства и определить логику поступков действующих
лиц, а затем, поставив себя в эти предлагаемые обстоятельства, сделать
поступки действующего лица как бы своими поступками, его мысли и слова -
как бы своими мыслями и словами, обстоятельства, предложенные автором, -
фактами своей биографии. А точнее сказать для выразительного исполнения
роли в любом спектакле, нужно, чтобы ребенок «через себя, ее пропустил»,
т.е. почувствовал себя тем, кого будет играть. В этом нам поможет актерский
тренаж. Упражнения на внимание, воображение, внутренне самочувствие,
внешнюю пластику. Все это поможет детям двигаться на сцене, общаться с
партнерами. Постепенно подводя ребенка к созданию сценического образа.
Эти основные принципы актерского мастерства будут развиваться, и
обогащаться в дальнейшей работе и сотрудничестве педагога и ребят на
первом году обучения, а на втором году обучение закладывается фундамент
знаний и умение работать актером.
Курс включает в себя освоение:
техники работы актера над собой и раскрытие его
творческой индивидуальности
снятие мышечных зажимов
В зависимости от успехов обучаемых, некоторые темы логически
переходят в темы второго года обучения, а некоторые уступают место более
сложным по требовательности и исполнению. К концу первого года обучения
желательно, чтобы студийцы были ознакомлены с основами артистической.
Параллельно рассматриваются основы сценического движения и
сценической речи для того, чтобы в дальнейшем более продуктивно
совмещать их использование.
Таким образом, к концу первого года обучения, каждая отдельная
группа складывается как коллектив и подготавливается к восприятию более
сложного и специфического материала.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЯ (ПЛАСТИКА ДВИЖЕНИЯ).
Цель: Добиться пластически выразительных действий, раскрыть свой
внутренний мир через игру.
Задача: развить пластические навыки учащихся, мышление,
воображение, мышечную свободу.
Ключевые понятия: координация, пластика, движение, темп, ритм,
этюд.
Это базовая дисциплина, освоение которой обеспечивает активное и
интересное существование актера на сцене.
Цель разнообразных разделов в сценическом движении (этикет,
пластика) - раскрыть способности актера и сформировать в нем потребность
в выразительном движении, опираясь на законы биомеханики. Принципы
театральной биомеханики вытекают из самой природы, движения.
Курс включает в себя освоение:
особенности физического действия на площадке. Движение в
пространстве
координация движений, равновесие
достижение пластического раскрепощения, через игровые
упражнения и тренинги
ритм, воспроизведение ритмических рисунков
тренировка скорости, темпа, контрастности движения и их сочетания
развитие пластики тела и пластическая выразительность
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.
Первый и второй год обучения.
Цель: Сформировать речевые навыки элементами техники речевого
действия.
Задачи:
1. Развить речевой голос и речевой слух.
2. Научить превратить простое «слово - говорение», в «слово -
действие».
3. Научить слышать, контролировать и воспринимать свою речь.
5. Воспитать навыки правильного дыхания.
Ключевые понятия: фонационное дыхание, физиологическое дыхание,
подтекст, голос, диапазон голоса, сила голоса, орфоэпия, темпо - ритм речи,
Третий год обучения.
Цель: Сформировать единство слова и физическое действие.
Задачи:
1.Развить непрерывность звучание во время физического действия.
2. Научить слышать себя и партнера.
3. Воспитывать навыки правильного вдоха и выдоха.
Ключевые понятия: координация движения, артикуляционная
гимнастика, сценический шепот, сценический крик, дыхательная
мускулатура.
Это постановка сценического дыхания, выявление проблемных звуков
и работа над ними с помощью сложных звукосочетаний, организация
стройного речевого процесса с помощью скороговорок и чистоговорок.
Курс включает в себя освоение:
обоснование необходимости тренинга, разбор ощущений до и
после упражнений.
глоточные и артикуляционные упражнения
резонаторные упражнения
организация верного звучания
упражнения для языка
достижения эмоционального раскрепощения голоса,
открытости, через игровые упражнения, чистоговорок, скороговорок.
Учебно-тематический план первый год обучения
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Всего
часов
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Введение в предмет.
Театральный этикет. История
становление театрального искусства.
Виды театрального творчества.
Игры на знакомство коллектива.
Русские народные сказки. Русские
поэты и драматурги.
Застольный период репетиции.
Знакомство с постановочным
материалом. Разбор произведения.
1
1
1
1
4
8
16
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Сценическая речь.
Дыхание для самых маленьких.
Учимся правильно дышать.
Вибрационный и гигиенический
массаж лица. Речевая гимнастика.
Артикуляция. Учимся правильно
артикулировать. Дикция. Игры на
развитие дикции.
Слух и развитие сценического голоса.
Речь моего героя. Фонетический
разбор текста. Орфоэпия.
1
1
1
1
1
2
1
2
1
11
3.
3.1.
3.2.
Актерское мастерство.
«Театр»- театрализованные веселые
тренинги, игры на ПФД.
1
1
3
2
33
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
Воображаем и фантазируем. Развиваем
воображение и фантазию.
Музыкально пластические игры, ПФД.
Мимика и жесты на сценической
площадке.
Внутренний монолог актера.
Репетиция спектакля в выгородке.
Работа на сценической площадке.
1
1
2
2
12
8
4.
4.1.
4.2.
4.3
4.4.
4.5.
Сценическое движение (пластика
движения).
Координация для самых маленьких.
Веселые тренинги на пластику.
Мышечные зажимы. Снятие
мышечных зажимов. Пластические
упражнения.
Темп и ритм. Тренировка ритмичности
движений.
Сценическая свобода. Бессловесные
элементы действия, игровой тренинг.
1
1
1
2
2
2
2
2
13
5.
Итоговое занятие.
1
1
ИТОГО:
16
60
76
Учебно-тематический план второй год обучения
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Всего
часов
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
Введение в предмет.
Театр как вид искусства,
многообразие выразительных средств
в театральном искусстве;
История зарождения театрального
искусства.
Знакомство со структурой театра, его
основными профессиями: актер,
режиссер, сценарист, художник,
гример. Отработка сценического
этюда «Уж эти профессии театра…»
Театр. Беседы о театральном
искусстве. Выдающиеся личности
театрального искусства.
Составление рассказа «Человек –
высшая ценность» по фотографиям
своих близких. («Людей
неинтересных в мире нет»)
Знакомство с материала для
постановки.
Застольный период репетиции.
Распределение ролей с учетом
пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них
избранной роли (внешние данные,
дикция и т.п.). Выразительное чтение
сказки по ролям.
1
1
1
1
1
1
2
4
2
38
1.10.
1.11.
1.12.
Обсуждение предлагаемых
обстоятельств, особенностей
поведения каждого персонажа на
сцене.
Обсуждение декораций, костюмов,
сценических эффектов, музыкального
сопровождения. Помощь
«художникам» в подготовке эскизов
несложных декораций и костюмов.
Репетиции на сцене.
Зрительская практика.
1
1
2
2
10
8
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Сценическая речь.
Сценическая речь на сцене.
Дыхание как фундамент работы над
речью.
Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого
аппарата.
Слух и развитие сценической речи.
Игры со словами, развивающие
связную образную речь. («Назывной
рассказ или стихотворение», «На что
похоже задуманное?», «Почему гимн
– Азия, а не гимн – Африка?», «Театр
абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение
и оправдание»). Орфоэпия. Работа над
органами артикуляции, дикции и
знакомство с нормами орфоэпии.
(Повторение букв, чередование
звонких и согласных, сочетание с
гласными; работа над пословицами и
скороговорками).
Дикция и артикуляция.
1
1
1
1
4
2
2
4
2
20
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
3.11.
3.12.
Актерское мастерство.
Игры по развитию внимания
(«Имена», «Цвета», «Краски»,
«Садовник и цветы», «Айболит»,
«Адвокаты», «Глухие и немые»,
«Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
Отработка сценического этюда
«Обращение» («Знакомство»,
«Пожелание», «Зеркало»).
Наблюдательность. Развитие
наблюдательности. (На основе своих
наблюдений показать этюд. Понять и
воспроизвести характер человека, его
отношение к окружающему миру).
Развитие стойкости внимания. Виды
внимание.
Основы артистической техники.
Специфика актерских задач.
Предлагаемые обстоятельства.
Основы артистической техники.
Внимание и воображение.
Атмосфера спектакля.
Актерское мышление.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
46
3.13.
3.14.
3.15.
3.16.
3.17.
Сценическая свобода. Бессловесные
элементы действия. Беспредметный
этюд (вдеть нитку в иголку, собирать
вещи в чемодан, подточить карандаш
лезвием и т.п.)
Словесное воздействие на подтекст.
Речь и тело (формирование
представления о составлении работы
тела и речи; подтекст вскрывается
через пластику).
Воображение пространство и
предметы.
Этюд. Сценический этюд
«Скульптура». Сценические этюды в
паре: «Реклама», «Противоречие».
Сценические этюды по группам:
«Очень большая картина»,
«Абстрактная картина», «натюрморт»,
«Пейзаж».
1
1
1
1
2
2
2
2
2
4.
4.1.
4.2.
4.3.
Сценическое движение (пластика
движения).
Психофизический тренинг,
подготовка к этюдам. Развитие
координации. Совершенствование
осанки и походки.
Сценический зажим. Снятие
мышечных зажимов. Свобода мышц.
Работа с воображаемыми предметами.
1
1
2
2
3
9
5.
Итоговое занятие.
1
1
ИТОГО:
26
88
114
Учебно-тематический план третий год обучения
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Всего
часов
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
Введение в предмет.
Театр как вид искусства.
Многообразие выразительных средств
в театральном искусстве;
История зарождения театрального
искусства:
Театр Греции, театр Рима, театр
Англии.
Становление русского театра.
Беседы о театральном искусстве.
Выдающиеся личности театрального
искусства.
Знакомство с материала для
постановки.
Застольный период репетиции.
Распределение ролей с учетом
пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них
избранной роли (внешние данные,
1
1
1
1
1
1
1
10
41
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
дикция и т.п.). Выразительное чтение
сказки по ролям.
Обсуждение предлагаемых
обстоятельств, особенностей
поведения каждого персонажа на
сцене.
Обсуждение декораций, костюмов,
сценических эффектов, музыкального
сопровождения. Помощь
«художникам» в подготовке эскизов
несложных декораций и костюмов.
Репетиции на сцене.
Зрительская практика.
1
1
4
4
10
4
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Сценическая речь.
Слух и развитие сценической речи.
Дыхание как фундамент работы
над речью.
Орфоэпия.
Дикция и артикуляция.
1
2
2
1
2
8
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
3.11.
3.12.
3.13.
Актерское мастерство.
Наблюдательность. Физический
тренаж как элемент актерского
тренинга.
Развитие стойкости внимания.
Виды внимание.
Основы артистической техники.
Специфика актерских задач.
Предлагаемые обстоятельства.
Основы артистической техники.
Внимание и воображение.
Атмосфера спектакля.
Актерское мышление.
Сценическая свобода. Бессловесные
элементы действия.
Воображение пространство и
предметы.
Подготовка к театрализованному
представлению, спектаклю и его
проведение.
Этюд.
1
1
1
1
1
1
1
4
4
4
8
2
2
8
2
2
4
4
8
4
63
4.
4.1.
4.2.
4.3
4.4.
4.5.
Сценическое движение (пластика
движения).
Обще развивающие и
корригирующие упражнения по
сценическому движению.
Снятие мышечных зажимов.
Тренировка скорости, темпа,
контрастности движения.
Свобода мышц.
Работа с воображаемыми
предметами.
1
1
2
2
2
2
2
12
5.
Итоговое занятие.
1
1
ИТОГО:
152
Список литературы
Список литературы, используемой для разработки и организации
учебного процесса:
1.
А.Ильев. «Технология театральной педагогики в формировании и
реализации замысла школьно урока». М., «АО-АСПЕКТ ПРЕСС» 2013г.
2.
А.П.Козляникова, Э.М.Чарели «Тайны вашего голоса». Е., 2006г.
3.
И.Э.Кох. Основы сценического движения. Л., 1970 г.
4.
С. В. Петрова. Физический тренаж как элемент актерского тренинга.
Ч., 2002г.
5.
В.А.Петров. Развитие творческого потенциала личности в условиях
театральной самодеятельности. (2-е части) Ч., 1988г.
6.
В.А.
Петров.
Основные
драматические
системы
театрального
искусства XX века. Ч., 1996г.
7.
В.М.Степаненко. Основы сценического фехтования. Ч., 1999г.
8.
Р.Д.Романов. «Татр. Как дорог он мне». Методическая литература. М,
2008г.
9.
Н.И.Козляникова. Сценическая речь. М., «Лист» 1991г.
10.
В.А.Дель.
Подготовительный
этап
работы
режиссера
над
спектаклем. Ч., 2010г.
11.
Г.А.Цукерман. Психология саморазвития: задача для подростков и
их педагогов. М., «Интерпракс» 2006г.
12.
В.А.Петров
Драматическое
действие
как
феномен
искусства.
Ч.,«Ариана»1991г.
13.
Е. В. Проскурекова Развитие фонационного дыхания. Ч., 1996г.
14.
Ю.М.Черняк Режиссерская композиция спектакля. М.,«Театральное
искусство». 1977г.
15.
В.
А.
Петров
Учебное
пособие
для
руководителей
театральных
студий и мини театров. М.,1994г.
16.
В.А.Делъ Эволюция металогических взглядов К.С.Станиславского.
Ч.,2010г.
17.
Р.Г.Щикина «Импровизация в искусстве актера». Ч., 2005г.
18.
Д.Х.Вагапова. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,
«Цитадель» 1999г.
Методические журналы
Я вхожу в мир искусств. Дом, который построили мы. М., №3 2015 г.
Д.Х.Вагапова. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,
«Цитадель» 2014 г.
«Искусство
в
школе»
общественно-педагогический
и
научно-
методический журнал
«Педагогика искусства» электронное научное издание (art-
education)
Список литературы, рекомендуемой для родителей и студийцев:
1.
В.А.Петров, Р.И.Балабан. «Сто уроков театра». М., «АО-АСПЕКТ
ПРЕСС» 2012г.
2.
Я вхожу в мир искусств. Дом, который построили мы. М., №3 2000г.
3.
Книга за книгой Г.К.Науменко «Тридцать три Егорки». М., «Детская
литература»2014г.
4.
И.Ю.Рябцева, Л.Ф.Жданова. Приходите к нам на праздник. Сборник
сценариев и методическая литература. Я. «Академия развития».2015г.
5.
Популярное
пособие
для
родителей,
воспитателей
и
учителей.
Е.Сенттна. «Через игру - к совершенству». Умные сказки. М., «Лист 2013г.
6.
Популярное пособие для родителей, воспитателей и учителей. Е.
Сеницина. « Через игру - к совершенству». Умные стихи. М., «Лист» 2015г.
7.
В.А.Петров Основы теории драматического искусства в терминах.
Учебное пособие. Ч., 2013г.
8.
Т.А.Ладыженской.
Школьная
драматургия.
№2
М.,
«С-Инфо
БАЛЛАС» 2011г.
9.
Т.М.Тарабарина,
Н.В.
Елкина.
«Потешки,
поговорки,
пословицы,
скороговорки». Я., «АООТ» 2009г.
10.
Л.А.Побединская. В школу как на праздник. Сборник сценариев. М.,
«Сфера». 2008г.
11.
К.Алянский. Азбука театра. Л., «Детская литература ». 2013г.