Напоминание

"Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы"


Автор: Пилипчук Лидия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "ЗЕМЛЯ РОДНАЯ"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы"
Раздел: начальное образование





Назад




Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы

«Время

есть

величайший

из

новаторов»,

-

говорил

английский

философ

Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том

числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем

ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала

массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима

традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение

новых образовательных стандартов - это веяние времени.

Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе

начался в 2012-2013 учебном году и

осуществлялся

через

изучение

нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального

уровней

по

внедрению

ФГОС

ООО,

формирование

рабочей

группы

по

введению

ФГОС,

составление

основной

образовательной

программы

образовательного

учреждения,

создание

плана

методической

работы

по

внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в

соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС

ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на

новые стандарты.

В

марте

2012

года

в

соответствии

с

приказом

директора

школы

была

организована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению

ФГОС

второго

поколения.

В

план

работы

по

внедрению

ФГОС

были

включены следующие вопросы:

1) изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

2)

разработка

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования;

3) разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

4) разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

5) ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;

6) изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения

для его реализации;

7)

разработка

системы

мониторинга

достижения

основных

планируемых

результатов образования;

8) создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих

деятельность

педагогов,

членов

администрации)

с

целью

сопровождения

внедрения

ФГОС

четким

инструментарием,

локальными

актами,

регламентирующими деятельность учителей;

Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС

второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:

дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение

о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования

на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в

соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в

должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по

УР

в

части

организации

деятельности

по

внедрению

ФГОС

второго

поколения), на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены

до

родителей

цели

и

задачи

ФГОС

второго

поколения;

проведен

опрос

родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во

внеурочное

время;

скорректирован

план

методической

работы,

основная

деятельность

ее

направлена

на

изучение

методических

материалов,

сопровождающих

внедрение

ФГОС

второго

поколения,

и

разработку

программ; включены в план методического совета школы мероприятия по

методическому

сопровождению

деятельности

учителей,

разрабатывающих

рабочие учебные программы;

Второй

этап:

изданы

ряд

приказов,

регламентирующих

деятельность

педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной

деятельности на ступени основного общего образования.

При реализации первого и второго этапов достаточно непростая ситуация

сложилась при создании нормативно-правовой базы данной образовательной

реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными

идеями

и

направлениями,

такие

как:

Фундаментальное

ядро

содержания

общего

образования,

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

но

не

были

разработаны образовательные программы ОУ, рабочие программ по учебным

предметам

и

внеурочной

деятельности,

соответствующих

условиям

конкретной школы. Однако рабочая группа педагогов школы за короткий срок

вполне

успешно

справилась

с

данной

проблемой.

Кропотливо

изучив

большое

количество

научно-методической

литературы

серии

«Стандарты

второго

поколения»,

администрация

школы,

педагоги

разработали

и

подготовили к работе все нормативно-правовые документы в соответствии с

требованиями ФГОС основного общего образования. Тем самым обеспечили

плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых

условиях. Внушительным результатом работы педагогов в этом плане была

разработка и модификация

программ внеурочной деятельности по пяти

направлениям:

спортивно-оздоровительному,

общекультурному,

общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социальному.

Педагогический коллектив нашей школы более десяти лет

реализовывает программу развития личности школьника. Школа не может не

гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе. Вместе с

тем,

введение

ФГОС

второго

поколения

кардинально

изменило

представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного

образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей,

стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика

нам

знакомо,

а

вот

как

перестроить

сформировавшиеся

убеждения

и

поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой

для администрации и педагогов школы.

Третий этап – реализация ООП ООО.

В

период

перехода

на

новые

образовательные

стандарты

необходима

мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в

общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по

сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

В сентябре 2012 года составлен и утвержден план методической работы,

сопровождающий переход на ФГОС ООО.

Основной целью методической работы является:

- создание модели методического сопровождения перехода школы

на

новые

федеральные

государственные

образовательные

стандарты,

создание

условий

для

реализации

ФГОС

нового

поколения

в

школе,

обеспечение

профессиональной готовности педагогических работников к

реализации

ФГОС

ООО

через

создание

системы

непрерывного

профессионального развития.

Были определены приоритетные задачи:

• создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС

основной школы,

• создать методическое обеспечение введения ФГОС основной

школы,

• обеспечить преемственность методических и учебно-

методических разработок федерального, регионального и муниципального

уровней,

• разработать дополнительные образовательные модульные

программы,

ориентированные

на

повышение

профессиональной

компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС ООО,

• обеспечить повышение профессиональной компетенции

педагогических работников по вопросам ФГОС,

• разработать систему мониторинга реализации проекта

«Методическое сопровождение введения ФГОС основной школы».

Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс

наиболее

эффективной

формой

деятельности

педагогов

является

проект.

Именно

проект

позволяет

включить

всех

учителей

в

коллективную

творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект

методической работы школы «Программа организации методической работы

в школе в связи с переходом на новые ФГОС».

Старт

проекту

дал

педагогический

совет

«Концепция

образовательных

стандартов второго поколения: традиции и инновации», на котором педагоги

школы объединились в творческие группы для работы над проектом

(ни

один учитель при этом не остался в стороне от проектной деятельности).

Методическое

сопровождение

ФГОС

ООО

предполагает

то,

что

каждый

педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу

специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При

этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:

- изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;

- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои

способы

и

формы

повышения

мастерства,

добровольно

участвовать

в

различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы,

возможность

самому

педагогу

предложить

индивидуальную

форму

повышения

квалификации,

в

том

числе

и

дистанционно.

Постоянно

участвуют в вебинарах издательств «Дрофа» и «Просвещение», публикуют

свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах.

Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить

на

организационные

и

дидактические

формы;

коллективные

и

индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:

- тематические методические и педагогические советы;

- тематические заседания ШМО, микрогрупп;

- диагностика, педагогический мониторинг;

- индивидуальная работа;

- аттестация;

- самообразование педагогов;

- семинары - практикумы;

- педагогические лектории;

- открытые уроки;

- взаимопосещение уроков;

- предметные недели;

- творческие отчеты;

- групповые и индивидуальные консультации;

- практикумы по конструированию уроков;

- информирование и обсуждение методических новинок;

- презентация методических наработок.

Можно

выделить

следующие

ключевые

темы

методической

работы

по

методическому сопровождению введения ФГОС:

- реализация национальной образовательной инициативы "Наша

новая

школа"

в

деятельности

школы,

в

работе

учителя-предметника,

классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в

контексте введения ФГОС;

-

современный урок и его особенности, проектно-

исследовательская

и

внеурочная

деятельность:

специфика,

способы

организации, измерение результативности;

- технология оценивания универсальных учебных действий,

оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к

ГИА и ЕГЭ;

- ознакомление с учебно-методическими и информационно-

методическими

ресурсами,

необходимыми

для

успешного

решения

задач

ФГОС;

- мониторинг процесса воспитания, анализ результативности

воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.

Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма

зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть

креативным:

владеющим

современными

образовательными

технологиями;

эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым

новшествам,

мотивированным

на

работу

с

учащимися,

способным

к

личностному и профессиональному развитию.

Таким образом, целенаправленная система методической работы по

сопровождению

ФГОС

ООО

на

этапе

подготовки

обеспечивает

создание

необходимых условий для его внедрения и реализации.

Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:

- положительная мотивация заметно растет;

- все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового

поколения;

- повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения

ими новых технологий;

- создана действующая информационно-методическая база по внедрению

ФГОС.

Образовательные

стандарты

второго

поколения

предусматривают

новые

подходы к системе оценивания обучающихся.

Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и

универсальных

учебных

действий

и

учителям

и

администраторам

необходимо

иметь

полное

представление

о

содержании

оценки,

общих

подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях

используемых заданий.

Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную

подготовительную работу к введению ФГОС: участие в эксперименте по

модернизации структуры и содержания общего образования, 100% курсовую

переподготовку, организованное тьюторское сопровождение, именно вопросы

формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным.

Анкетирование

учителей

5-7

классов

нашей

школы

в

январе

2015

года

выявило,

что

в

выделении

и

анализе

заданий,

направленных

на

УУД

затрудняются 40% респондентов, а в определении уровня сформированности

УУД школьников испытывают затруднения все учителя. Это связано с тем,

что

единая

диагностика

предметных,

тем

более

личностных

и

метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана.

Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена

система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и

стимулирует

учащихся,

насколько

точную

обратную

связь

обеспечивает,

насколько

она

информативна

и

включает

учащихся

в

самостоятельную

оценочную деятельность.

Новые

стандарты

ориентируют

образовательный

процесс

на

достижение

качественно

новых

целей

и

результатов.

Основной

задачей

и

критерием

оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания

образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение

системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно

дополняющие

друг

друга:

метапредметные

и

предметные

стандартные

письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие

работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них,

занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для

индивидуализации

образования

недостаточно

этих

стандартизированных

работ.

Учитель

должен

сам

научиться

разрабатывать

подобные

задания.

Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее

содержание формирует и проверяет УУД.

Если

для

проведения

стартовой

диагностики

5-7

классов

мы

ориентировались

на

проверочные

работы

Московского

центра

качества

образования, то для итогового тестирования школьников в конце 5 класса

приказом директора создана рабочая группа по организации, проведению и

анализу

комплексной

проверочной

работы

на

межпредметной

основе,

направленной на оценку сформированности познавательных, регулятивных и

коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-

практических задач, основанных на работе с текстом.

Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы:

планирование

итоговой

работы;

разработка

заданий;

конструирование

проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в

целом; подготовка инструкций по проведению работы. В данный момент мы

разрабатываем задания комплексной проверочной работы (за основу взяли

тексты известного журналиста и писателя Василия Пескова).

Также для оценки уровня сформированности метапредметных результатов 24

мая в День славянской письменности и культуры в школе будет проведен

День учебных проектов (это пока условное название). Успех в современном

мире во многом определяется способностью человека организовать свою

жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и

привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его,

оценить,

удалось

ли

достичь

поставленных

целей.

Многочисленные

исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали,

что

большинство

современных

лидеров

в

политике,

бизнесе,

искусстве,

спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе

есть

все

возможности

для

развития

проектного

мышления

с

помощью

особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. В январе

школьники

и

их

родители

были

информированы

об

учебной

проектной

деятельности, учителя предложили школьникам темы проектов, школьники

выбрали тему и учителя. Классные руководители проследили, чтобы все

ученики

участвовали

в

проектной

деятельности.

Для

5-7

классов

мы

предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных и

групповых.

При

выборе

тем

проектов

учителя

прежде

всего

обращали

внимание на знаменательные и юбилейные даты 2013 года.

Текущий

мониторинг

происходит

с

помощью

таблицы

образовательных

результатов, которые размещаются в «Рабочем журнале учителя». «Рабочий

журнал учителя» - это блокнот для рабочих записей. Он необходим для

фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не

может

быть

отображена

в

официальном

классном

журнале.

В

таблицах

отметки

выставляются

в

графу

того

действия

(умения),

которое

было

основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-ти

бальной системе.

Кроме

того,

в

4

четверти

проходит

так

называемый

экспериментальный

мониторинг,

задачами

которого

являются

своевременно

обнаружить

успешность или неуспешность учения и в зависимости от обнаруженных

результатов

строить

дальнейшую

обучающую

деятельность,

достижение

эффективности в планировании учебного материала.

Выводы по итогам этого учебного года:

опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что концептуальные идеи

и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта

второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной

системой;

материально-технические

возможности

школы

(использование

ИКТ

технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность

эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку

положительный

опыт

общения,

позволяет

проявить

себя

активной,

творческой личностью;

много

внимания

на

уроках

и

внеурочных

занятиях

уделяется

проектной

деятельности;

дети

охотно

включаются

в

самостоятельный

поиск

новой

информации, интерпретации её, представления своих проектов;

наблюдения за пятиклассниками при посещении уроков показывают: дети

стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в

диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное),

но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют

работать

в

паре;

показывают

навыки

самоорганизации

в

группе,

направленной

на

решение

учебной

задачи;

уже

большая

часть

детей

адекватно оценивает свою деятельность на уроке;

· наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что

учитель

обладает

определенным

уровнем

методической

подготовки,

выстраивает

учебный

процесс

по

принципу:

«ученик-субъект»

учебной

деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками,

инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.

Вскрылись и определенные проблемы при апробации ФГОС ООО.

В части материально-технического обеспечения:

в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной

деятельности

В части информационно-методического обеспечения:

требуется

совершенствование

ресурсного

потенциала:

программно-

методического;

Введение

ФГОС

основного

общего

образования

выявило

некоторые

проблемы кадрового характера:

· сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения

урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;

· реализация проектной деятельности требует от педагога владение в

совершенстве приемами, технологиями метода проектов;

В части оценочной деятельности и диагностики:

отсутствие

диагностических

материалов

для

оценки

о сво ения

метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

работа

по

ведению

портфолио

как

форме

оценивания

учащихся

должна

совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти

намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,

методические

материалы

и

наисовременнейшее

оборудование

не

дадут

результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная,

профессиональная,

информационная

компетентности

ещё

не

обеспечат

выполнение

задач

стандарта.

Гарантией

успешной

реализации

цели

образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая

позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного

из

главных

разработчиков

новых

стандартов

-

о

времени,

начавшихся

реформах

в

образовании:

«Мы

живем

в

изменяющемся

мире,

и

если

превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной

точке, то он превратится в тормоз».



В раздел образования