Автор: Пилипчук Лидия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "ЗЕМЛЯ РОДНАЯ"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы"
Раздел: начальное образование
Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы
«Время
есть
величайший
из
новаторов»,
-
говорил
английский
философ
Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том
числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем
ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала
массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима
традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение
новых образовательных стандартов - это веяние времени.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе
начался в 2012-2013 учебном году и
осуществлялся
через
изучение
нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального
уровней
по
внедрению
ФГОС
ООО,
формирование
рабочей
группы
по
введению
ФГОС,
составление
основной
образовательной
программы
образовательного
учреждения,
создание
плана
методической
работы
по
внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в
соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС
ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на
новые стандарты.
В
марте
2012
года
в
соответствии
с
приказом
директора
школы
была
организована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению
ФГОС
второго
поколения.
В
план
работы
по
внедрению
ФГОС
были
включены следующие вопросы:
1) изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
2)
разработка
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования;
3) разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
4) разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
5) ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;
6) изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения
для его реализации;
7)
разработка
системы
мониторинга
достижения
основных
планируемых
результатов образования;
8) создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих
деятельность
педагогов,
членов
администрации)
с
целью
сопровождения
внедрения
ФГОС
четким
инструментарием,
локальными
актами,
регламентирующими деятельность учителей;
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС
второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение
о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования
на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в
должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по
УР
в
части
организации
деятельности
по
внедрению
ФГОС
второго
поколения), на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены
до
родителей
цели
и
задачи
ФГОС
второго
поколения;
проведен
опрос
родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во
внеурочное
время;
скорректирован
план
методической
работы,
основная
деятельность
ее
направлена
на
изучение
методических
материалов,
сопровождающих
внедрение
ФГОС
второго
поколения,
и
разработку
программ; включены в план методического совета школы мероприятия по
методическому
сопровождению
деятельности
учителей,
разрабатывающих
рабочие учебные программы;
Второй
этап:
изданы
ряд
приказов,
регламентирующих
деятельность
педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной
деятельности на ступени основного общего образования.
При реализации первого и второго этапов достаточно непростая ситуация
сложилась при создании нормативно-правовой базы данной образовательной
реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными
идеями
и
направлениями,
такие
как:
Фундаментальное
ядро
содержания
общего
образования,
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,
но
не
были
разработаны образовательные программы ОУ, рабочие программ по учебным
предметам
и
внеурочной
деятельности,
соответствующих
условиям
конкретной школы. Однако рабочая группа педагогов школы за короткий срок
вполне
успешно
справилась
с
данной
проблемой.
Кропотливо
изучив
большое
количество
научно-методической
литературы
серии
«Стандарты
второго
поколения»,
администрация
школы,
педагоги
разработали
и
подготовили к работе все нормативно-правовые документы в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования. Тем самым обеспечили
плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых
условиях. Внушительным результатом работы педагогов в этом плане была
разработка и модификация
программ внеурочной деятельности по пяти
направлениям:
спортивно-оздоровительному,
общекультурному,
общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социальному.
Педагогический коллектив нашей школы более десяти лет
реализовывает программу развития личности школьника. Школа не может не
гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе. Вместе с
тем,
введение
ФГОС
второго
поколения
кардинально
изменило
представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного
образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей,
стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика
нам
знакомо,
а
вот
как
перестроить
сформировавшиеся
убеждения
и
поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой
для администрации и педагогов школы.
Третий этап – реализация ООП ООО.
В
период
перехода
на
новые
образовательные
стандарты
необходима
мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в
общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по
сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
В сентябре 2012 года составлен и утвержден план методической работы,
сопровождающий переход на ФГОС ООО.
Основной целью методической работы является:
- создание модели методического сопровождения перехода школы
на
новые
федеральные
государственные
образовательные
стандарты,
создание
условий
для
реализации
ФГОС
нового
поколения
в
школе,
обеспечение
профессиональной готовности педагогических работников к
реализации
ФГОС
ООО
через
создание
системы
непрерывного
профессионального развития.
Были определены приоритетные задачи:
• создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС
основной школы,
• создать методическое обеспечение введения ФГОС основной
школы,
• обеспечить преемственность методических и учебно-
методических разработок федерального, регионального и муниципального
уровней,
• разработать дополнительные образовательные модульные
программы,
ориентированные
на
повышение
профессиональной
компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС ООО,
• обеспечить повышение профессиональной компетенции
педагогических работников по вопросам ФГОС,
• разработать систему мониторинга реализации проекта
«Методическое сопровождение введения ФГОС основной школы».
Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс
наиболее
эффективной
формой
деятельности
педагогов
является
проект.
Именно
проект
позволяет
включить
всех
учителей
в
коллективную
творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект
методической работы школы «Программа организации методической работы
в школе в связи с переходом на новые ФГОС».
Старт
проекту
дал
педагогический
совет
«Концепция
образовательных
стандартов второго поколения: традиции и инновации», на котором педагоги
школы объединились в творческие группы для работы над проектом
(ни
один учитель при этом не остался в стороне от проектной деятельности).
Методическое
сопровождение
ФГОС
ООО
предполагает
то,
что
каждый
педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу
специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При
этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
- изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои
способы
и
формы
повышения
мастерства,
добровольно
участвовать
в
различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы,
возможность
самому
педагогу
предложить
индивидуальную
форму
повышения
квалификации,
в
том
числе
и
дистанционно.
Постоянно
участвуют в вебинарах издательств «Дрофа» и «Просвещение», публикуют
свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах.
Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить
на
организационные
и
дидактические
формы;
коллективные
и
индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:
- тематические методические и педагогические советы;
- тематические заседания ШМО, микрогрупп;
- диагностика, педагогический мониторинг;
- индивидуальная работа;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- семинары - практикумы;
- педагогические лектории;
- открытые уроки;
- взаимопосещение уроков;
- предметные недели;
- творческие отчеты;
- групповые и индивидуальные консультации;
- практикумы по конструированию уроков;
- информирование и обсуждение методических новинок;
- презентация методических наработок.
Можно
выделить
следующие
ключевые
темы
методической
работы
по
методическому сопровождению введения ФГОС:
- реализация национальной образовательной инициативы "Наша
новая
школа"
в
деятельности
школы,
в
работе
учителя-предметника,
классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в
контексте введения ФГОС;
-
современный урок и его особенности, проектно-
исследовательская
и
внеурочная
деятельность:
специфика,
способы
организации, измерение результативности;
- технология оценивания универсальных учебных действий,
оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к
ГИА и ЕГЭ;
- ознакомление с учебно-методическими и информационно-
методическими
ресурсами,
необходимыми
для
успешного
решения
задач
ФГОС;
- мониторинг процесса воспитания, анализ результативности
воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма
зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть
креативным:
владеющим
современными
образовательными
технологиями;
эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым
новшествам,
мотивированным
на
работу
с
учащимися,
способным
к
личностному и профессиональному развитию.
Таким образом, целенаправленная система методической работы по
сопровождению
ФГОС
ООО
на
этапе
подготовки
обеспечивает
создание
необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:
- положительная мотивация заметно растет;
- все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового
поколения;
- повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения
ими новых технологий;
- создана действующая информационно-методическая база по внедрению
ФГОС.
Образовательные
стандарты
второго
поколения
предусматривают
новые
подходы к системе оценивания обучающихся.
Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и
универсальных
учебных
действий
и
учителям
и
администраторам
необходимо
иметь
полное
представление
о
содержании
оценки,
общих
подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях
используемых заданий.
Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную
подготовительную работу к введению ФГОС: участие в эксперименте по
модернизации структуры и содержания общего образования, 100% курсовую
переподготовку, организованное тьюторское сопровождение, именно вопросы
формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным.
Анкетирование
учителей
5-7
классов
нашей
школы
в
январе
2015
года
выявило,
что
в
выделении
и
анализе
заданий,
направленных
на
УУД
затрудняются 40% респондентов, а в определении уровня сформированности
УУД школьников испытывают затруднения все учителя. Это связано с тем,
что
единая
диагностика
предметных,
тем
более
личностных
и
метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана.
Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена
система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и
стимулирует
учащихся,
насколько
точную
обратную
связь
обеспечивает,
насколько
она
информативна
и
включает
учащихся
в
самостоятельную
оценочную деятельность.
Новые
стандарты
ориентируют
образовательный
процесс
на
достижение
качественно
новых
целей
и
результатов.
Основной
задачей
и
критерием
оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания
образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение
системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие
друг
друга:
метапредметные
и
предметные
стандартные
письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них,
занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для
индивидуализации
образования
недостаточно
этих
стандартизированных
работ.
Учитель
должен
сам
научиться
разрабатывать
подобные
задания.
Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее
содержание формирует и проверяет УУД.
Если
для
проведения
стартовой
диагностики
5-7
классов
мы
ориентировались
на
проверочные
работы
Московского
центра
качества
образования, то для итогового тестирования школьников в конце 5 класса
приказом директора создана рабочая группа по организации, проведению и
анализу
комплексной
проверочной
работы
на
межпредметной
основе,
направленной на оценку сформированности познавательных, регулятивных и
коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-
практических задач, основанных на работе с текстом.
Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы:
планирование
итоговой
работы;
разработка
заданий;
конструирование
проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в
целом; подготовка инструкций по проведению работы. В данный момент мы
разрабатываем задания комплексной проверочной работы (за основу взяли
тексты известного журналиста и писателя Василия Пескова).
Также для оценки уровня сформированности метапредметных результатов 24
мая в День славянской письменности и культуры в школе будет проведен
День учебных проектов (это пока условное название). Успех в современном
мире во многом определяется способностью человека организовать свою
жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и
привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его,
оценить,
удалось
ли
достичь
поставленных
целей.
Многочисленные
исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали,
что
большинство
современных
лидеров
в
политике,
бизнесе,
искусстве,
спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе
есть
все
возможности
для
развития
проектного
мышления
с
помощью
особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. В январе
школьники
и
их
родители
были
информированы
об
учебной
проектной
деятельности, учителя предложили школьникам темы проектов, школьники
выбрали тему и учителя. Классные руководители проследили, чтобы все
ученики
участвовали
в
проектной
деятельности.
Для
5-7
классов
мы
предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных и
групповых.
При
выборе
тем
проектов
учителя
прежде
всего
обращали
внимание на знаменательные и юбилейные даты 2013 года.
Текущий
мониторинг
происходит
с
помощью
таблицы
образовательных
результатов, которые размещаются в «Рабочем журнале учителя». «Рабочий
журнал учителя» - это блокнот для рабочих записей. Он необходим для
фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не
может
быть
отображена
в
официальном
классном
журнале.
В
таблицах
отметки
выставляются
в
графу
того
действия
(умения),
которое
было
основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-ти
бальной системе.
Кроме
того,
в
4
четверти
проходит
так
называемый
экспериментальный
мониторинг,
задачами
которого
являются
своевременно
обнаружить
успешность или неуспешность учения и в зависимости от обнаруженных
результатов
строить
дальнейшую
обучающую
деятельность,
достижение
эффективности в планировании учебного материала.
Выводы по итогам этого учебного года:
опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что концептуальные идеи
и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта
второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной
системой;
материально-технические
возможности
школы
(использование
ИКТ
технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность
эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку
положительный
опыт
общения,
позволяет
проявить
себя
активной,
творческой личностью;
много
внимания
на
уроках
и
внеурочных
занятиях
уделяется
проектной
деятельности;
дети
охотно
включаются
в
самостоятельный
поиск
новой
информации, интерпретации её, представления своих проектов;
наблюдения за пятиклассниками при посещении уроков показывают: дети
стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в
диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное),
но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют
работать
в
паре;
показывают
навыки
самоорганизации
в
группе,
направленной
на
решение
учебной
задачи;
уже
большая
часть
детей
адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
· наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что
учитель
обладает
определенным
уровнем
методической
подготовки,
выстраивает
учебный
процесс
по
принципу:
«ученик-субъект»
учебной
деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками,
инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
Вскрылись и определенные проблемы при апробации ФГОС ООО.
В части материально-технического обеспечения:
в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной
деятельности
В части информационно-методического обеспечения:
требуется
совершенствование
ресурсного
потенциала:
программно-
методического;
Введение
ФГОС
основного
общего
образования
выявило
некоторые
проблемы кадрового характера:
· сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения
урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
· реализация проектной деятельности требует от педагога владение в
совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
В части оценочной деятельности и диагностики:
отсутствие
диагностических
материалов
для
оценки
о сво ения
метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
работа
по
ведению
портфолио
как
форме
оценивания
учащихся
должна
совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти
намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,
методические
материалы
и
наисовременнейшее
оборудование
не
дадут
результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная,
профессиональная,
информационная
компетентности
ещё
не
обеспечат
выполнение
задач
стандарта.
Гарантией
успешной
реализации
цели
образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая
позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного
из
главных
разработчиков
новых
стандартов
-
о
времени,
начавшихся
реформах
в
образовании:
«Мы
живем
в
изменяющемся
мире,
и
если
превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной
точке, то он превратится в тормоз».