Автор: Подольская Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 173
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия в логопедической работе.
Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время
популярность в коррекционной педагогике. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в
сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с
общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно
занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может
обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с
давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста
созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает,
и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется
в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые
нарушения, в том числе и в работе над связной речью.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с
тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в
виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших
задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие
личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при
спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного
обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней
энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан
Пиаже.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной
деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-
следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки
используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии
ребёнка.
Сказкотерапия в системе занятий по развитию связной речи преследует такие цели:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение
элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-
следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных
жизненных ситуациях; развивать все стороны речевой функциональной системы в
занимательной для дошкольника форме; помогать усваивать социальные нормы
взаимоотношений в обществе; помогать разрешать личностные проблемы ребёнка
опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим
миром.
Используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба»,
«Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. сюжет
сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; возможное
использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию
действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных
заданий, повышаем эффективность логопедической работы.
Формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия.
Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные
ощущения.принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму,
материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис. нужно построить
новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.Каждый ребёнок «строит» свой домик
из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
Развитие силы голоса.
Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке
«Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса. зайчик расстроился и потерялся в зимнем
лесу, помогите ему.
«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок?
(дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос
петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя
высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.
Речевое дыхание.
Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха. посадим репку, скажем слова: «пусть
будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового
выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по
дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
Слухового внимание.
Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни,
если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».
Цель: развитие слухового внимания.
«Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная
Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»-
«Репка», «Коробок»-«Колобок».
Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра: « Кого встретил в лесу колобок».Цель: тренировать употребление родительного
падежа существительных, формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся
разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов,
активизировать словарь по теме: мебель.Маша прячется от медведя, назовите, где (под
столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Игра: «Только ласковые слова» Цель: образование уменьшительно-ласкательных
суффиксов.
Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка,
репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.
Игра: «Длинные слова»Цель: образование сложных слов.
Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино?
(длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д.
Игра: «Всё наоборот». Цель: образование антонимов. (У дочки была добрая матушка, а
мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).
Упражнение «Если бы, да кабы…» Цель: умение составлять сложноподчиненные
предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.
Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я
был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я
был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).
Игра: «Хорошо – плохо». Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о
предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания,
правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Игра: «Слово-сказка». Цель: умение сочинять сказку по одному слову.
Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки;
И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку.
Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку
с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было
очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на
улицу. Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для
лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.
Игра «Сказки перепутались»Цель: развитие памяти, внимания и воображения
когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной
сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев
сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного
театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ
ведущего, а можно разыгрывать диалоги.
Развитие связной речи.
-Договаривание отдельных слов во фразе; произнесение отдельных фраз сказочных
героев; повторение, составление простых фраз; рассказывание сказки.«Назови сказки, где
есть дед, бабка…..»«Из какой сказки фраза?»
-«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди», «Хаврошечка»,
«Белоснежка и семь гномов»)
-«Отгадай сказку по отрывку»
Психотерапевтический эффект:
- Сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом
друг другу имена герое в сказки),
- Снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке,
гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- Формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок,
стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности
ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно
сказки помогают пробудить интерес к слову.
На «сказочных» занятиях дети учатся: осознавать свои чувства, эмоции, побуждения,
устремления и желания; формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с
напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;развивать восприятие и
внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; активизировать и обогащать словарный
запас детей; развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; развивать
интонационную выразительность и силу голоса;развивать мелкую моторику рук;
формировать сильный выдох и направленную воздушную струю; укреплять
артикуляционный аппарат; и многое другое.
Автоматизация и дифферециация звуков речи в сказках:
Звуков «Л», «Ш» - «Колобок» Я колобок, колобок, румяный бок, Я от бабушки ушел, Я от
дедушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел.
Звуков «Ш», «Р» - «Теремок» Я мышка-норушка, Я лягушка-квакушка, Я комар-пискун, Я
зайка-побегайка, Я лисичка-сестричка, Я мишка косолапый.
Звука «Ч»- «Лисичка и скалочка» Лягу на лавочку, Хвостик под лавочку, Скалочку под
печку. «Заюшкина избушка»: Сейчас как выгляну, Сейчас как выскочу, Полетят клочки по
закоулочкам
Звуков «Ж», «Ш»- «Маша и медведь»: Не садись на пенек, Не ешь пирожок, Неси
бабушке, Неси дедушке. «Репка»: Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
Внучка за бабушку, Бабушка за дедушку, Дедушка за репушку.
Звуков «С» , «Ш» - «Кот, петух и лиса» Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна
головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.
«Волк и семеро козлят» Вы козлятушки,Вы ребятушки,Отопритеся, отворитеся,Ваша
матушка пришла,Молочка вам принесла.
Звук «Щ»- «Заяц – хваста» У меня не усы, а усищи, У меня не лапы, а лапищи, У меня не
зубы, а зубищи. Ни кого не боюсь.
В логопедической работе внедрение приёмов сказкотерапии по коррекции речи
планируется по этапам:
1 этап. Формирование предпосылок к восприятию сказки. Показ и обыгрывание коротких
сюжетов с речевым сопровождением.
2 этап. Обучение восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с
поочерёдным появлением персонажей. Показ театрализованной сказки с использованием
различных видов кукольного театра.
3 этап. Обучение запоминанию сюжета сказки. Показ-рассказ сказки с использованием
плоскостных, предметных изображений на фланелеграфе.
4 этап. Обучение слушанию и пониманию текста сказки. Чтение сказки с показом
иллюстраций, театрализация элементов сказки.
5 этап. Драматизация сказок совместно с учителем - логопедом. Постепенное включение
детей в драматизацию со сменой ролей.