Напоминание

"Сказкотерапия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Подольская Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 173
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия в логопедической работе.

Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время

популярность в коррекционной педагогике. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в

сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с

общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно

занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может

обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с

давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста

созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает,

и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется

в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые

нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с

тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в

виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших

задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие

личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при

спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного

обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней

энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан

Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной

деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-

следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки

используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии

ребёнка.

Сказкотерапия в системе занятий по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение

элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-

следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных

жизненных ситуациях; развивать все стороны речевой функциональной системы в

занимательной для дошкольника форме; помогать усваивать социальные нормы

взаимоотношений в обществе; помогать разрешать личностные проблемы ребёнка

опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим

миром.

Используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба»,

«Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. сюжет

сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; возможное

использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию

действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных

заданий, повышаем эффективность логопедической работы.

Формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия.

Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные

ощущения.принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму,

материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.

Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис. нужно построить

новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.Каждый ребёнок «строит» свой домик

из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Развитие силы голоса.

Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке

«Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса. зайчик расстроился и потерялся в зимнем

лесу, помогите ему.

«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок?

(дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос

петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя

высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Речевое дыхание.

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха. посадим репку, скажем слова: «пусть

будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».

Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового

выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по

дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Слухового внимание.

Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни,

если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».

Цель: развитие слухового внимания.

«Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная

Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»-

«Репка», «Коробок»-«Колобок».

Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра: « Кого встретил в лесу колобок».Цель: тренировать употребление родительного

падежа существительных, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся

разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов,

активизировать словарь по теме: мебель.Маша прячется от медведя, назовите, где (под

столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

Игра: «Только ласковые слова» Цель: образование уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка,

репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.

Игра: «Длинные слова»Цель: образование сложных слов.

Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино?

(длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д.

Игра: «Всё наоборот». Цель: образование антонимов. (У дочки была добрая матушка, а

мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).

Упражнение «Если бы, да кабы…» Цель: умение составлять сложноподчиненные

предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я

был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я

был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).

Игра: «Хорошо – плохо». Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о

предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания,

правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Игра: «Слово-сказка». Цель: умение сочинять сказку по одному слову.

Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки;

И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку.

Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку

с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было

очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на

улицу. Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для

лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

Игра «Сказки перепутались»Цель: развитие памяти, внимания и воображения

когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной

сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев

сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного

театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ

ведущего, а можно разыгрывать диалоги.

Развитие связной речи.

-Договаривание отдельных слов во фразе; произнесение отдельных фраз сказочных

героев; повторение, составление простых фраз; рассказывание сказки.«Назови сказки, где

есть дед, бабка…..»«Из какой сказки фраза?»

-«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди», «Хаврошечка»,

«Белоснежка и семь гномов»)

-«Отгадай сказку по отрывку»

Психотерапевтический эффект:

- Сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом

друг другу имена герое в сказки),

- Снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке,

гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- Формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок,

стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности

ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно

сказки помогают пробудить интерес к слову.

На «сказочных» занятиях дети учатся: осознавать свои чувства, эмоции, побуждения,

устремления и желания; формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с

напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;развивать восприятие и

внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; активизировать и обогащать словарный

запас детей; развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; развивать

интонационную выразительность и силу голоса;развивать мелкую моторику рук;

формировать сильный выдох и направленную воздушную струю; укреплять

артикуляционный аппарат; и многое другое.

Автоматизация и дифферециация звуков речи в сказках:

Звуков «Л», «Ш» - «Колобок» Я колобок, колобок, румяный бок, Я от бабушки ушел, Я от

дедушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел.

Звуков «Ш», «Р» - «Теремок» Я мышка-норушка, Я лягушка-квакушка, Я комар-пискун, Я

зайка-побегайка, Я лисичка-сестричка, Я мишка косолапый.

Звука «Ч»- «Лисичка и скалочка» Лягу на лавочку, Хвостик под лавочку, Скалочку под

печку. «Заюшкина избушка»: Сейчас как выгляну, Сейчас как выскочу, Полетят клочки по

закоулочкам

Звуков «Ж», «Ш»- «Маша и медведь»: Не садись на пенек, Не ешь пирожок, Неси

бабушке, Неси дедушке. «Репка»: Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку,

Внучка за бабушку, Бабушка за дедушку, Дедушка за репушку.

Звуков «С» , «Ш» - «Кот, петух и лиса» Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна

головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.

«Волк и семеро козлят» Вы козлятушки,Вы ребятушки,Отопритеся, отворитеся,Ваша

матушка пришла,Молочка вам принесла.

Звук «Щ»- «Заяц – хваста» У меня не усы, а усищи, У меня не лапы, а лапищи, У меня не

зубы, а зубищи. Ни кого не боюсь.

В логопедической работе внедрение приёмов сказкотерапии по коррекции речи

планируется по этапам:

1 этап. Формирование предпосылок к восприятию сказки. Показ и обыгрывание коротких

сюжетов с речевым сопровождением.

2 этап. Обучение восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с

поочерёдным появлением персонажей. Показ театрализованной сказки с использованием

различных видов кукольного театра.

3 этап. Обучение запоминанию сюжета сказки. Показ-рассказ сказки с использованием

плоскостных, предметных изображений на фланелеграфе.

4 этап. Обучение слушанию и пониманию текста сказки. Чтение сказки с показом

иллюстраций, театрализация элементов сказки.

5 этап. Драматизация сказок совместно с учителем - логопедом. Постепенное включение

детей в драматизацию со сменой ролей.



В раздел образования