Напоминание

"Коллективная работа на уроках"


Автор: Зеленова Елена Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№9
Населённый пункт: город Ногинск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Коллективная работа на уроках"
Раздел: начальное образование





Назад




Коллективная работа на уроках

Коллективная

работа

это

процесс

взаимного

обучения

учащихся,

совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на

уроке.

Коллективные

виды

работы

делают

урок

более

интересным,

живым,

воспитывают

у

учащихся

сознательное

отношение

к

учебному

труду,

активизируют

мыслительную

деятельность,

дают

возможно сть

многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять

и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса

при минимальной затрате времени учителя.

Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с I класса.

Сначала дети работают парами, проверяя друг у друга домашние задания

по математике, русскому языку, чтению (стихотворения). Со II класса они

начинают

проверять

и

запись

заданий

в

дневники.

Все

это

старая,

добрая взаимопроверка. Но, чтобы она не наскучила детям, я разноображу

парную

работу.

Например:

вначале

дети,

сидящие

за

одной

партой,

проверяют письменные работы и выученные стихотворения друг у друга. В

следующий раз меняю местами сидящих на втором варианте первого ряда с

детьми

второго

ряда

первого варианта.

А

второй

вариант

второго

ряда

меняю местами с первым вариантом третьего ряда. Или сидящие на первом

варианте последней парты переходят на первую парту, ученик со второй

парты пересаживается на третью, с третьей на четвертую и т. д.

Дети могут и повернуться назад, найти там пару. "Они могут составлять и

сами пары, тройки и другие группы при подготовке домашнего задания по

чтению (чтение по ролям текста или стихотворения, драматизация какого-

либо произведения, составление «живой» задачи и т. д.). Уже при работе

парами

дети

приучаются

внимательнее

слушать

ответ

товарища

(ведь

ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо

тебя

обязательно

тоже

спросят

детям

это

очень

важно).

Поэтому

стихотворения и правила заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает

возможность еще раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает

соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение,

пример, задачу. Он может делать на этом уроке или в этот момент урока то,

что в другое время не разрешается — свободно общаться с товарищем,

свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-

то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться,

чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга,

дети-«учителя»

оказываются

нередко

более

требовательны

друг

к

другу,

нежели учитель.

Но

эта

работа

учит

их

и

сочувствовать

тем,

кто

с

трудом

справляется

с

заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное

товарищу, заставляют повторить еще и еще раз правило или стихотворение.

Так или иначе, дети быстро, охотно переключаются на эту деятельность.

Конечно, появляется шум, но это рабочий шум. Постепенно дети научатся

работать без лишнего шума.

Следующий вид коллективной работы — четверки. Эту форму я использую

при проверке правил по русскому языку и математике. Времени эта работа

занимает

максимум

4—5

мин,

а

результат

очень

хороший.

На

доске

записываю

от

двух

до

четырех

вопросов

по

теории

русского

языка

или

математики. Сидящие на первой парте поворачиваются лицом к сидящим

сзади — первая четверка. Сидящие на третьей парте повернулись лицом к

ребятам с четвертой парты — вторая четверка и т. д. У каждого в четверке

листочек со своей фамилией. Он передает его товарищу (по часовой стрелке).

Затем поочередно дети отвечают на вопросы. За правильный ответ ученик

получает плюс, за неверный — минус. Но даже тот ученик, который не знает

сегодня этих правил или знает их плохо, слушает их повторение три раза, а

значит и заучивает тут же. Он учится отвечать сам, сравнивать и оценивать

свои ответы и ответы товарищей. По истечении отведенного времени прошу

собрать листки и сдать их. Проверить их очень легко и быстро, достаточно

одного взгляда, чтобы определить, кто что знает.

Эффективна работа группами по четыре — восемь человек. При этом лучше

сделать небольшую перестановку столов.

Два стола ставятся лицом друг к другу вдоль класса, третий придвигается к их

боковым частям так, чтобы ученики могли удобно сесть вокруг такого стола.

Доска видна всем. Из 18 столов получается 6. Мы их называем «круглые

столы».

Каждая

группа

получает

задания,

которые

должны

выполнить

за

определенное

время.

При

выполнении

задания

можно

обращаться

за

помощью друг к другу, можно и поспорить, лишь бы найти правильные

ответы

на

вопросы

и

верные

решения.

При

таком

виде

работы

можно

провести целый урок в игровой форме. Каждая группа поочередно отвечает

на

вопросы..

Выполняются

письменные

задания

на

листочках

.

Здесь

и

безударные

гласные,

проверяемые

ударением,

словарные

слова,

сомнительные

согласные,

карточки

фонетического

разбора.

Количество

заданий должно быть таким, чтобы на каждую группу пришлось поровну.

В конце урока подводится итог того, как каждая группа

поработала. Это

своего рода игра-соревнование, но требующее от детей внимания, знаний,

взаимовыручки. Дети стремятся, хотят найти ответы на вопросы, им на таких

уроках не хочется отвлекаться.

В урок математики такого вида включаются упражнения для устного счета и

решения примеров и задач. Но такие уроки проводятся один-два раза в

четверть, как зачетные по темам. На уроках труда тоже часто организую

«круглые

столы»,

и

дети

работают

бригадами,

выполняя

какое-то

одно

изделие.

Все вышеперечисленные виды работы просты и поэтому приемлемы для

каждого учителя и класса.

Еще

один

вид

коллективной

работы

по

математике,

который

я

иногда

использую.

На

уроке

математики

после

устного

счета,

так

называемой

разминки,

дети

решают

задачи

по

учебнику

или

по

дидактическому

материалу. Причем на начало дается четыре — шесть вариантов. Сидящие за

одной партой должны решить свою задачу, затем задачу соседа, сверить

решения и результаты, при необходимости помочь друг другу. Потом нужно

поменяться местами с любым из товарищей, у которого другая задача. Новые

соседи решают теперь уже задачи друг друга, сверяют решения и результат и,

в случае положительном, вновь меняют место. Прорешавший шесть задач

может решать дополнительно из сборника любые задачи или выступить уже

в роли консультанта.

В конце урока подводится итог. Сверяются ответы задач по записи на доске.

Каждый ученик ставит себе оценку карандашом. Учитель может проследить

здесь и самооценку каждого.

Чтобы

ученики

легче

ориентировались

в

классе

во

время

такой

работы,

можно

использовать

карточки

с

номерами

задач,

которые

решаются

на

данном

уроке.

Эти

карточки

есть

на

каждом

столе.

Ученик

поднимает

карточку с тем номером задачи, которую прорешал, смотрит, у кого другой

номер, и объединяется с этим учеником для дальнейшей работы.

На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на

обычных не разрешается,— двигаться и говорить, подсказывать и слушать

подсказки. Они учатся помогать и обращаться за помощью друг к другу, что

очень

важно

в

учебном

процессе.

Это

поддерживает

интерес

к

уроку,

вызывает

желание

учиться.

Коллективный

способ

обучения

способствует

демократизации и гуманизации учебного процесса.



В раздел образования