Автор: Косарева Людмила Николаевна
Должность: Преподаватель русского языка
Учебное заведение: ГБ ПОУ
Населённый пункт: Моздок, РСО – Алания
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Правописание н и нн в различных частях речи.
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Правописание Н и НН в различных частях речи
Цели урока:
повторить правописание - Н- И -НН- в различных частях речи, изученных
ранее;
учить видеть данные орфограммы в слове, тексте и применять их при письме.
Задачи урока:
образовательная: изучение правописания -н и -нн в наречиях на -о,-е;
закрепление умения различать -н и -нн в суффиксах
разных частей речи; проверка знаний при выполнении
разноплановых заданий;
развивающая: развитие навыков монологической речи; навыков и
способностей критического мышления (навыков
сопоставления, умений анализировать языковый
материал, процесс собственной учебной деятельности),
умений работать в группе;
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому
мнению, культуры учебного труда, воспитание любви к
родному языку.
УДД:
Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания
в устной форме, контролируют и оценивают свои
действия как по результату, так и по способу действия.
1
Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических
принципов общения и сотрудничества.
Познавательная: определяют основную и второстепенную
информацию; строят логические рассуждения,
включающие установление причинно-следственных
связей.
Планируемые результаты.
Знать: условия написания -н и -нн в различных частях речи
Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять
её графически.
Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя;
овладеть приемами отбора и систематизации материала;
адекватно понимать информацию устного и
письменного сообщения.
Используемые технологии: технология критического мышления,
информационно-коммуникативная.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная
работа.
Приемы: «Мозговой штурм».
2
Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного материала
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин.)
Привлечь внимание обучающихся на начало урока.
Приветствует обучающихся.
Проверяет готовность рабочих мест.
Создаёт положительный эмоциональный фон.
Готовят рабочие места к уроку.
Приветствуют учителя.
2. Орфоэпическая разминка (3мин)
Доб ы ча, зак у порить, догов о р, т о рты, балов а ться, щав е ль, з а светло,
избал о ванный, сл и вовый, гофрир о ванный, диспанс е р, жалюз и , зав и
дный, т о рты, нефтепров о д, обесп е ч е ние, облегч и ть, позвон и т, ход а
тайство.
3.Как вы думаете, какова тема урока? ( 2 мин).
Знаете ли вы, что 53% в тестовых заданиях делают ошибки на правописание
-н-, -нн- в разных частях речи.
Тема: Правописание Н и НН
Верно. Только я добавлю ( в различных частях речи).
4. Постановка целей (3 мин).
Сформулируйте цель урока.
- Как вы считаете, какую цель мы должны достичь к концу урока?
- Верно. Правильное написание Н и НН и применять это правило на
практике.
Учитель. В результате нашей работы каждый из вас сможет:
1) различать части речи, в суффиксах которых пишется н-нн (отыменное
прилагательное, отглагольное прилагательное, причастие).
2) научится грамотно писать слова с данной орфограммой.
К достижению данных целей мы будем двигаться поэтапно:
5.Трудные случаи написания ( 15 мин)
Н и НН в суффиксах разных частей речи
Задачи урока:
3
Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в причастии, имени
прилагательном, наречии;
Систематизировать знания о трудностях в правописании Н и НН в
различных частях речи;
Научиться применять полученные знания на практике
Н и НН в именах прилагательных
Н - пишется:
Образованных от существительных с помощью суффиксов
- ан -, - ян -, - ин - Напр .: кожаный, глиняный, лебединый
Искл .: дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый
В суффиксахх прилагательных –онн-, -енн - пишется НН
Напр .: станци онн ый, солом енн ый
Запомнить : ветр ен ый (день, человек), но ( без ветренный, под ветренный)
В прилагательных, образованных от существительных с основой на –
Н-.
Напр . : сте нн ой (стен-а), исти нн ый (истин-а)
В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько в
полных.
Напр .: ветре н а (ветре н ый), пусты нн а (пусты нн ый)
Н и НН в именах существительных
В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько
и в производящей основе.
В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько
и в производящей основе.
В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько
и в производящей основе.
4
Напр.: пута н ик (пута н ый),
Напр.: пута н ик (пута н ый),
Напр.: пута н ик (пута н ый),
избра нн ик (избра нн ый)
избра нн ик (избра нн ый)
избра нн ик (избра нн ый)
6. Физкульминутка ( 1 мин)
Зажмурьте глаза, а потом откройте их Повторите 5 раз
Н и НН в наречиях
В наречиях на – о (-е) пишется столько – Н –сколько и в прилагательном,
от которого данное наречие образовано
Напр.: интерес н о (интерес н ый), умышле нн о (умышле нн ый)
Написание Н и НН в причастиях
-НН-
- пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего
времени, образованных
- от глаголов совершенного вида
Скоше нн ый клевер
скосить (что сделать)?
(сов.в.)
Вязанные перчатки
Вязать ( что делать) несовершенный вид.
- в суффиксах полных причастий образованных от бесприставочных глаголов
совершенного вида:
бросить - брошенный
решить – решённая
- если причастие имеет зависимые слова( причастный оборот):
писанная маслом картина
много раз штопанная куртка.
-Н-
5
- в кратких причастиях - книга прочитана, все мелочи продуманы.
Трудные случаи употребления н и нн (5 мин)
1.В прилагательных, образованных от глаголов с приставками
(поношенный, умеренный, растерянный, ,подержанный отвлечённое ,
доверенное, отчаянный, окаянный)
Исключения: смышлёный, названый, посажёный
2) В прилагательных, образованных от страдательных причастий на –
ованный, ёванный (организованный, балованный, корчёванный) .
Исключения: кованый, жёваный
3) В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов
несовершенного вида, иногда с приставкой не- (желанный, священный,
неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный)
4) В кратких страдательных причастиях в отличие от полных, пишется одна н
а в кратких отглагольных прилагательных нн
Все мелочи до конца продуманы.
Ответы ученицы точны и продуманны.
Распределительный диктант ( 5 мин)
краткое причастие краткое прилагательное
Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а,
помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а,
положение бедстве…о, дорога пусты…а.
Решите тестовое задание
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых пишется одна буква Н?
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами,
запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и
маринова(4)ые грибы.
1)1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3
Решите тестовое задание
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых пишется одна буква Н?
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнем, и
давно не глаже(4)ые штаны.
1) 1, 3 2) 3, 4 3) 2, 4 4) 2, 3
Решите тестовое задание
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых пишется НН?
Моще(1)ая мрамором гости(2)ая комната виллы украшена золочё(3)ой
мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии.
6
1)1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 2, 4
Проверьте себя
1- 4), 2 – 1), 3 – 3)
«Корректор» ( 3 мин)
Задание: найдите ошибки в рассуждениях:
1) В слове стриже…ые под машинку волосы пишется одна буква н , т.к. оно
образовано от глагола несов. вида стричь.
2) Фасова..ые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное
прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида.
3) В словах деревя…ый дом и серебря…ая ложка пишутся две буквы -нн,
т.к. это исключения.
4) Загруже…ая машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова.
РЕФЛЕКСИЯ ( 2 мин).
Что полезного было сегодня на уроке?
С какими трудностями столкнулись?
Какова практическая значимость сегодняшнего урока?
Домашнее задание ( 1 мин) ( по выботу)
1.Ответить на вопросы
Какие основные отличительные признаки прилагательного и причастия?
Сколько Н пишется в наречиях?
Сколько Н пишется в кратких страдательных причастиях?
Сколько Н пишется в кратких прилагательных?
2. Составить упражнение на заданную тему.
Пример упражнений.
Упражнение 1. Образуйте формы прилагательных и однокоренных
причастий с Н/НН от глаголов.
1. резать, 2. варить, 3. видеть, 4. рисовать, 5. сушить, 6. бросить.
Упражнение 2. Вставьте одну или две Н в слова.
Решё…ый пример, назва…ый брат, мочё…ые яблоки, выглаже…ое бельё,
балова…ый ребенок, непроше…ый гость, лома…ый-перелома…ый стул,
воспита…ик детского сада, сливочное мороже…ое, книга прочита…а.
Спасибо за урок!
Желаю удачи в изучении
русского языка!
7
8