Напоминание

Правописание н и нн в различных частях речи.


Автор: Косарева Людмила Николаевна
Должность: Преподаватель русского языка
Учебное заведение: ГБ ПОУ
Населённый пункт: Моздок, РСО – Алания
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Правописание н и нн в различных частях речи.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Правописание Н и НН в различных частях речи

Цели урока:

повторить правописание - Н- И -НН- в различных частях речи, изученных

ранее;

учить видеть данные орфограммы в слове, тексте и применять их при письме.

Задачи урока:

образовательная: изучение правописания -н и -нн в наречиях на -о,-е;

закрепление умения различать -н и -нн в суффиксах

разных частей речи; проверка знаний при выполнении

разноплановых заданий;

развивающая: развитие навыков монологической речи; навыков и

способностей критического мышления (навыков

сопоставления, умений анализировать языковый

материал, процесс собственной учебной деятельности),

умений работать в группе;

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому

мнению, культуры учебного труда, воспитание любви к

родному языку.

УДД:

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания

в устной форме, контролируют и оценивают свои

действия как по результату, так и по способу действия.

1

Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических

принципов общения и сотрудничества.

Познавательная: определяют основную и второстепенную

информацию; строят логические рассуждения,

включающие установление причинно-следственных

связей.

Планируемые результаты.

Знать: условия написания -н и -нн в различных частях речи

Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять

её графически.

Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя;

овладеть приемами отбора и систематизации материала;

адекватно понимать информацию устного и

письменного сообщения.

Используемые технологии: технология критического мышления,

информационно-коммуникативная.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная

работа.

Приемы: «Мозговой штурм».

2

Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного материала

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

Привлечь внимание обучающихся на начало урока.

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность рабочих мест.

Создаёт положительный эмоциональный фон.

Готовят рабочие места к уроку.

Приветствуют учителя.

2. Орфоэпическая разминка (3мин)

Доб ы ча, зак у порить, догов о р, т о рты, балов а ться, щав е ль, з а светло,

избал о ванный, сл и вовый, гофрир о ванный, диспанс е р, жалюз и , зав и

дный, т о рты, нефтепров о д, обесп е ч е ние, облегч и ть, позвон и т, ход а

тайство.

3.Как вы думаете, какова тема урока? ( 2 мин).

Знаете ли вы, что 53% в тестовых заданиях делают ошибки на правописание

-н-, -нн- в разных частях речи.

Тема: Правописание Н и НН

Верно. Только я добавлю ( в различных частях речи).

4. Постановка целей (3 мин).

Сформулируйте цель урока.

- Как вы считаете, какую цель мы должны достичь к концу урока?

- Верно. Правильное написание Н и НН и применять это правило на

практике.

Учитель. В результате нашей работы каждый из вас сможет:

1) различать части речи, в суффиксах которых пишется н-нн (отыменное

прилагательное, отглагольное прилагательное, причастие).

2) научится грамотно писать слова с данной орфограммой.

К достижению данных целей мы будем двигаться поэтапно:

5.Трудные случаи написания ( 15 мин)

Н и НН в суффиксах разных частей речи

Задачи урока:

3

Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в причастии, имени

прилагательном, наречии;

Систематизировать знания о трудностях в правописании Н и НН в

различных частях речи;

Научиться применять полученные знания на практике

Н и НН в именах прилагательных

Н - пишется:

Образованных от существительных с помощью суффиксов

- ан -, - ян -, - ин - Напр .: кожаный, глиняный, лебединый

Искл .: дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый

В суффиксахх прилагательных –онн-, -енн - пишется НН

Напр .: станци онн ый, солом енн ый

Запомнить : ветр ен ый (день, человек), но ( без ветренный, под ветренный)

В прилагательных, образованных от существительных с основой на –

Н-.

Напр . : сте нн ой (стен-а), исти нн ый (истин-а)

В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько в

полных.

Напр .: ветре н а (ветре н ый), пусты нн а (пусты нн ый)

Н и НН в именах существительных

В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько

и в производящей основе.

В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько

и в производящей основе.

В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько

и в производящей основе.

4

Напр.: пута н ик (пута н ый),

Напр.: пута н ик (пута н ый),

Напр.: пута н ик (пута н ый),

избра нн ик (избра нн ый)

избра нн ик (избра нн ый)

избра нн ик (избра нн ый)

6. Физкульминутка ( 1 мин)

Зажмурьте глаза, а потом откройте их Повторите 5 раз

Н и НН в наречиях

В наречиях на – о (-е) пишется столько – Н –сколько и в прилагательном,

от которого данное наречие образовано

Напр.: интерес н о (интерес н ый), умышле нн о (умышле нн ый)

Написание Н и НН в причастиях

-НН-

- пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего

времени, образованных

- от глаголов совершенного вида

Скоше нн ый клевер

скосить (что сделать)?

(сов.в.)

Вязанные перчатки

Вязать ( что делать) несовершенный вид.

- в суффиксах полных причастий образованных от бесприставочных глаголов

совершенного вида:

бросить - брошенный

решить – решённая

- если причастие имеет зависимые слова( причастный оборот):

писанная маслом картина

много раз штопанная куртка.

-Н-

5

- в кратких причастиях - книга прочитана, все мелочи продуманы.

Трудные случаи употребления н и нн (5 мин)

1.В прилагательных, образованных от глаголов с приставками

(поношенный, умеренный, растерянный, ,подержанный отвлечённое ,

доверенное, отчаянный, окаянный)

Исключения: смышлёный, названый, посажёный

2) В прилагательных, образованных от страдательных причастий на –

ованный, ёванный (организованный, балованный, корчёванный) .

Исключения: кованый, жёваный

3) В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов

несовершенного вида, иногда с приставкой не- (желанный, священный,

неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный)

4) В кратких страдательных причастиях в отличие от полных, пишется одна н

а в кратких отглагольных прилагательных нн

Все мелочи до конца продуманы.

Ответы ученицы точны и продуманны.

Распределительный диктант ( 5 мин)

краткое причастие краткое прилагательное

Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а,

помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а,

положение бедстве…о, дорога пусты…а.

Решите тестовое задание

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

месте которых пишется одна буква Н?

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами,

запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и

маринова(4)ые грибы.

1)1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3

Решите тестовое задание

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнем, и

давно не глаже(4)ые штаны.

1) 1, 3 2) 3, 4 3) 2, 4 4) 2, 3

Решите тестовое задание

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых пишется НН?

Моще(1)ая мрамором гости(2)ая комната виллы украшена золочё(3)ой

мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии.

6

1)1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 2, 4

Проверьте себя

1- 4), 2 – 1), 3 – 3)

«Корректор» ( 3 мин)

Задание: найдите ошибки в рассуждениях:

1) В слове стриже…ые под машинку волосы пишется одна буква н , т.к. оно

образовано от глагола несов. вида стричь.

2) Фасова..ые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное

прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида.

3) В словах деревя…ый дом и серебря…ая ложка пишутся две буквы -нн,

т.к. это исключения.

4) Загруже…ая машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова.

РЕФЛЕКСИЯ ( 2 мин).

Что полезного было сегодня на уроке?

С какими трудностями столкнулись?

Какова практическая значимость сегодняшнего урока?

Домашнее задание ( 1 мин) ( по выботу)

1.Ответить на вопросы

Какие основные отличительные признаки прилагательного и причастия?

Сколько Н пишется в наречиях?

Сколько Н пишется в кратких страдательных причастиях?

Сколько Н пишется в кратких прилагательных?

2. Составить упражнение на заданную тему.

Пример упражнений.

Упражнение 1. Образуйте формы прилагательных и однокоренных

причастий с Н/НН от глаголов.

1. резать, 2. варить, 3. видеть, 4. рисовать, 5. сушить, 6. бросить.

Упражнение 2. Вставьте одну или две Н в слова.

Решё…ый пример, назва…ый брат, мочё…ые яблоки, выглаже…ое бельё,

балова…ый ребенок, непроше…ый гость, лома…ый-перелома…ый стул,

воспита…ик детского сада, сливочное мороже…ое, книга прочита…а.

Спасибо за урок!

Желаю удачи в изучении

русского языка!

7

8



В раздел образования