Напоминание

"Помогите птицам перезимовать"


Автор: Делидова Екатерина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ " Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: село Ашап, Ординский район, Пермский край
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Помогите птицам перезимовать"
Раздел: начальное образование





Назад




ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Зимующие птицы»

Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой

птицам, учить проявлять заботу к ним.

Задачи:

Образовательные:

1.

Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2.

Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

3.

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по

изучению и охране окружающей среды.

4.

Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.

5.

Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные:

1.

Помочь

осознать

главные

этические

законы

жизни

человека

любви,

добра,

справедливости к окружающему миру.

2.

Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие:

1.

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

2.

Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Методы и приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи

«Пение птиц»).

- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Учитель:

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно “почему” меж деревьями мчится,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы поищем под снежным шатром.

Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы

и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно

закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают

ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и

не дождавшись весны, гибнут.

"Как птице перезимовать?"

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Учитель:

Но кто же им даёт приют, когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт

И долго длимся вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

- Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как

помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с

нами зиму. Их называют зимующими птицами. 15 января, самая середина зимы отмечается как

Всероссийский День зимующих птиц.

- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).

- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-

вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья

скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут

крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен

уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут

очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы

детей).

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод,

как

голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу

голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает.

Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

- Сегодня, ребята, вы должны будете выполнить несколько заданий.

1 задание: Разгадывание загадок.

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (воробей) ) Слайды 2-3

Ученик: "Воробей" Николай Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Учитель: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю

температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А

если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит

мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните

причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха,

удерживающая тепло)

**Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири) слайд 4-5

Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных

лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы.

Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные.

Как только подтает, птицы улетают.

Ученик:

Сорок градусов мороза,

Всё вокруг белым-бело.

Сел снегирь на ветвь берёзы –

Красногрудому тепло.

Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

…Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья снегирю.

**По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел) Слайды 6-7

Ученик:

Дятел

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Учитель:Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел

обыкновенный. Самый редкий вид дятлов в Карелии – это седой дятел. А есть ещё такая

разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете,

что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел

спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел

долбит шишку, добывая семена.)

** Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица) слайд 8-9

Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах

и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз.

Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой

Ученик:

Синяя синица! Розовый снегирь!

Отчего мне снится весь в снегу пустырь?

И на скользком насте трепет птичьих крыл?

Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…

Пуховой комочек, слышен сердца стук.

А лететь не хочет из горячих рук.

Быль – она вернее всяких небылиц:

С голода ручнеют стайки зимних птиц.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

** Выгоняют холода

Птиц из леса в города.

На рябину налетели

Дружной стаей …

(Свиристели) Слайды 10-11

Учитель: Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит

комарами,

которых

в

тайге

видимо-невидимо.

Кроме

комаров

свиристель

питается

ягодами

рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше.

Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

**Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока) Слайды 12-13

Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые

выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим

предметам.

К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

**Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это... ( Ворона.) Слайды 14-15

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

- Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона –

серая.

- Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?

**Известно с давних нам времен,

Что эта птица – почтальон (голубь) Слайд 16

Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом.

Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались

как средство связи.

1)

Кто в лесу живет сосновом,

Носит крестит на носу?

И гнездо плетет в ту пору,

Когда пурга поет в лесу?

Не страшны ему метели,

Гнезда вьет зимой на ели.

Крик его отрывист, прост,

Криворотый красный….(клёст) Слайд 17

Ученик: Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста

клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена

из-под

твёрдых

чешуек

шишек

только

взрослые

птицы.

А

еще

клесты

помогают

и

белке

лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд. Слайд 18

Учитель: Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта

птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает

акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время

птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

2 задание: Рисование кормушек

Посмотрите на слайды, где мы с вами весим кормушки. А какие вы бы сделали сами и

повесили возле своего дома, в саду? Нарисуйте. Рисунки вывешиваются на доску.

Рисунки вывешиваются на доску.

ФИЗМИНУТКА

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)

3 задание: Угощение для птиц

Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без

вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.

1.

Рябина.

2.

Макароны

3.

Семечки.

4.

Ягоды шиповника

5.

Ржаной хлеб.

6.

Белый хлеб

7.

Шоколадные конфеты

8.

Яблоко

9.

Пшено (крупа)

10. Гречневая каша

11. Сало соленое

12. Кусочки сырого мяса и др.

Проверка задания: с блюда с "угощениями" для птиц выбираются полезные и вредные

продукты.

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.

Овёс охотно съедят синицы, воробьи.

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший

корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка

подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

Слайды 19-21

- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?

(ответы детей)

- У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Слайд 22

Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Люди кормят птиц. И мы с вами

развесили кормушки. Слайд23-24

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит

охранять свою Родину”.

Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе,

беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя

кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы

сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы

не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней

(включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от

вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я

считаю, вы станете добрее и бережливее будете относиться ко всему живому.

Учитель: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас

взволновало? Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это

наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли

через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко

ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

ВСЕМ СПАСИБО!



В раздел образования