Напоминание

Профессионально-прикладная физическая подготовка


Авторы: Малюка Константин Сергеевич, Маннапова Нурльбанат Ибрайевна
Должность: Старший преподаватель,студент
Учебное заведение: Астраханский Государственный Технический университет
Населённый пункт: Город Астрахань
Наименование материала: Реферат
Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка
Раздел: высшее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО

«Астраханский государственный технический университет»

Кафедра Физической подготовки

РЕФЕРАТ на тему:

«Профессионально-прикладная физическая подготовка»

Подготовил: Студент III курса ИИТИК ,

группа ДИСМБ-31

Малюка Константин Сергеевич

Астрахань – 2019 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2

1. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры (ППФК)

…………………………..…………………………………….3

2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической

подготовки………………………………………………………………………4

3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и

формы занятий………………………………………………………9

4.Подвижные игры: организация и методические основы проведения11

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы ………………………………………………………………14

Приложения………………………………………………………………………15

Введение.

Профессионально-прикладная физическая культура — это специально направленное и

избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки чело-

века к определенной профессиональной деятельности. [1]. Основное назначение ППФК —

направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и

физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная

профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости

организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных

умений и навыков. Она предполагает создание предпосылок к ускоренному

профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области,

предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств

физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в

рабочее и свободное время. Это определяет актуальность темы реферата.

Цель работы – теоретическое изучение вопросов профессионально-прикладной

физической подготовки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику профессионально-прикладной физической культуры

(ППФК);

- изучить назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки;

- изучить средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы

методики и формы занятий.

Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной физической

подготовки заключается в том, чтобы:

1)

пополнить

и

усовершенствовать

индивидуальный

фонд

двигательных

умений,

навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной

профессиональной деятельности;

2)

интенсифицировать

развитие

профессионально

важных

физических

качеств

и

непосредственно

связанных

с

ними

способностей,

обеспечить

устойчивость

повышенного на этой основе уровня дееспособности;

3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным

воздействиям условий среды, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать

увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и улучшению здоровья;

4)

способствовать

успешному

выполнению

общих

задач,

реализуемых

в

системе

профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и

других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества,

созидающих его материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к

специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что

ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими

слагаемыми

социальной

системы

воспитания

в

целом,

где

задачи

по

подготовке

к

трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для

отдельных

этапов

профессионально-прикладной

подготовки,

и

решаются

не

эпизодически, а перманентно.

Первостепенную

роль

в

их

реализации

играет

полноценная

общая

физическая

подготовка.

На

базе

создаваемых

ею

предпосылок

и

строится

специализированная

ППФП.

Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика

профессиональной

деятельности

и

ее

условий,

но

и

в

случае

резко

выраженной

специфики

не

следует

забывать

о

главенствующем

значении

принципа

всемерного

содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

Важным средством формирования профессионально важных физических качеств и

работоспособности

в

ВУЗах

является

физическое

воспитание,

поскольку

то,

каким

специалистом станет нынешний студент, зависит не только от того, насколько хорошо он

учится, но и от умения владеть здоровыми жизненными навыками. Реально и без

преувеличений, оценивая нынешний уровень здоровья студентов, можно сказать, что

физическая культура в плане сохранения и улучшения здоровья должна занимать в

учебно-педагогическом процессе значительно весомое место, чем она занимает сейчас.

Практика показывает, что значительной части студентов вузов формирование навыков

ведения здорового образа жизни имеет хаотичный характер.

Объект исследования – профессионально-прикладная физическая культура.

Предмет исследования – применение профессионально-прикладной физической

подготовки для профессионального совершенствования.

Источниками информации для подготовки реферата стала научная литература по теме

исследования.

1.Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры

(ППФК)

В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная

физическая культура представляет собой педагогически направленный процесс

обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной

профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает

индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков,

воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них

напрямую зависит профессиональная дееспособность. Каждая профессия предъявляет к

человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и

психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость

профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой

деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной —

профессионально-прикладной физической культуры. Типичные для них упражнения и

методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и

особенно существенных моментов координации движений, входящих в

профессиональную деятельность, а с другой – более направленными и, в конечном счете,

более высокими требованиями к двигательным и связанным с ними способностям [2].

Процессу приобретения двигательных навыков (особенно производственных) сопутствует

ряд определенных трудностей, которые заключаются в определении интервалов времени,

отрезков траектории и действий мышечных групп, которые должны быть выбраны для

концентрации мышечной силы, изменения функционального состояния двигательного

анализатора в соответствии с требованиями рабочих операций. Это отражается в

объединении множества сложных рабочих движений, элементов и операций в единую

систему – динамический стереотип, в выработке умений правильно планировать и

программировать рабочие действия.

Каждая профессия предъявляет к человеку

специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим

качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость

профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой

деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной —

профессионально-прикладной физической подготовкой.

Рассогласование программы с

фактическим выполнением движения особенно выражено при утомлении в сочетании с

отрицательными эмоциями. В комплексе упражнений и методике профессионально-

прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический

подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и

осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-

двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые,

подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем

исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и

из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на

физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности,

гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки,

обусловленные особенностями рабочей позы. В профессионально-прикладных видах

спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и

тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для

совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное

спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на

профессиональную деятельность, при условии, конечно, если предмет спортивной

специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по

операционному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно

это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта

представителями той или иной профессии [3]. Теоретические основы обучения

(спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе

лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации

двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и

вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток

времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать

изящно и энергично [4].

2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов,

разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической

подготовки (ППФП). С помощью средств ППФК формируются и совершенствуются

различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные,

организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области

физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности

всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Внедрение ППФК в практику физического воспитания создает предпосылки для

сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального

мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП

эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям,

снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание

ППФП, являются:

· характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в

процессе трудовой деятельности;

· характер основных профессиональных двигательных действий;

· особые внешние условия профессиональной деятельности [5].

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом

определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка

производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на

отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость

и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих

особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные,

умственные, двигательные навыки, физические и психические качества, уровень

функционирования и надежности отдельных органов и систем организма.

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих

специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при

низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчивости организма к

холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости,

хорошего состояния сердечно-сосудистой системы, системы терморегуляции. При работе

на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние

вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве,

однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища,

рук, устойчивости к гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного

(загазованность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.)

определяет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости

организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды. Профессиональная

деятельность ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит

операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они

должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать

ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют

психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо

внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем

внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить

внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются:

оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная

устойчивость, выдержка, самообладание. Таким образом, профессиональная деятельность

современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе

к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической

подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической

подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную

деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими

упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка

(ППФП).

В период подготовки к профессиональной деятельности, то есть во время учебы в вузе,

необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:

-к ускорению профессионального обучения;

-достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

-предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению

профессионального долголетия;

-использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и

восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное

время;

-выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и

спорта в профессиональном коллективе.

Основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки

обуславливают следующие факторы: · развитие ведущих для данной профессии

физических способностей;

· формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;

· повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

· воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических

качеств;

· повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма человека к

неблагоприятному воздействию условий труда;

· содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики [6].

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда,

ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в

трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих

поз) [7]. Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФК на

формирование и совершенствование специфических физических способностей,

необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде

всего, характеристики собственно производственных движений и действий или

профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его

характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и

приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и

участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые

характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.

После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные

черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм

человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее

профессионально важными (например, для водителя – статическая выносливость,

оператора – общая выносливость, буровика – сила, ткачихи – тонкая двигательная

координация). Поскольку профессий в настоящие время более тысячи, их унифицируют по

условиям труда и характеру двигательной деятельности в группы (например, группа

профессий операторского профиля – программисты, диспетчеры, операционисты и т.д.

Конкретные задачи ППФК студентов определяются особенностями их будущей

профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

-формировать необходимые прикладные знания;

-осваивать прикладные умения и навыки;

-воспитывать прикладные психофизические качества;

-воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные знания связаны с будущей профессиональной деятельностью. Студент

получает прикладные знания на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура»,

во время бесед и методических установок на учебно-тренировочных занятиях, путем

самостоятельного изучения литературы.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении

профессиональных видов работ. Они формируются в процессе активных занятий

физической культурой и спортом. Особая роль в этом принадлежит прикладным видам

спорта: туризму, автомотоспорту, водным видам спорта и др.

Прикладные физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость

— необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Одни виды труда

предъявляют повышенные требования к общей выносливости, другие — быстроте или

ловкости, третьи — к силе отдельных групп мышц и т. п. Заблаговременное

акцентированное формирование нужных прикладных физических качеств в процессе

физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из

задач ППФК.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему

специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и

самостоятельно. На учебных занятиях по физической культуре, спортивной тренировке,

при регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями могут быть

созданы также условия, при которых проявляются такие волевые качества, как

настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные

жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных

видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные

нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам,

трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную

деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий

физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли

и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять

специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле,

на море, в воздухе, гипоксии. Такие способности можно развивать путем закаливания,

дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на

вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц

брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная

гипоксия и т. д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФК не только с помощью

специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими

прикладными видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой

неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и

тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит

действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей

радиации и т. д

.

Требования к физическим способностям и двигательным навыкам в этих группах будут

примерно одинаковыми, хотя узкая специальность их будет иметь определенную

специфику. Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к

физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным

способностям и навыкам представлены в таблице 1. (Приложение 1). После того, как

выяснены профессионально важные физические способности и определены

специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее

эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств

важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно:

решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало

двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его

возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и

т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на

лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков,

например, профессионально важным качеством является сила. Следовательно,

предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям с тяжестями. Очень

важным в решении задач ППФК является отбор соответствующих средств, выбор

эффективных методов и форм их реализации.

3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики

и формы занятий

Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых

свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм

учащихся. Основным из этих средств являются физические упражнения. Они

заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных

упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры

и трудовой деятельности [8]. Физические упражнения, применяемые в целях ППФК,

классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности их

влияния на функциональные системы организма выделяют упражнения, развивающие

сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они в

основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры. Кроме

этого, упражнения можно разделить на развивающие отдельные физические способности:

координационные, силовые, скоростные, выносливость, гибкость, а также эмоциональную

устойчивость, волевые качества, внимание и т.д. Такие упражнения широко используется в

общей физической и спортивной подготовке.

Выделяют упражнения для формирования прикладных двигательных навыков: лазанья,

работе на высоте, переноске грузов, преодоления препятствий, рациональной ходьбы. Они

преимущественно заимствуются из основных и специальных упражнений таких видов

спорта, как альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая

атлетика и др. В качестве средств ППФК могут быть использованы отдельные элементы

профессиональной деятельности, например, лазанье и избегание по крутой лестнице для

пожарных; самбо, дзюдо, бокс – для оперативных работников [9]. Для решения задач

ППФК широко используются физические упражнения, имеющие достаточно выраженный

эффект так называемого неспецифического воздействия. Как уже говорилось, в некоторых

профессиях на организм работающего оказывают воздействие ряд неблагоприятных

факторов внешней среды (загазованность, недостаток кислорода, резкие перепады

температур и атмосферного давления и др.). В этих случаях широко используются бег,

плавание, лыжные гонки, гребля и другие физические упражнения высокой

интенсивности. Они повышают устойчивость организма к недостатку кислорода,

активизируют умственную работоспособность, способствуют развитию общей

выносливости, которая, в свою очередь, лежит в основе высокоэффективной трудовой

деятельности. В настоящее время определены и широко используются группы

специальных физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают

устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например,

устойчивость к гипоксии повышают скоростные циклические виды упражнений (бег,

плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания

(синхронное плавание, ныряние), альпинизм, горный туризм. Устойчивость к

перегреванию повышают спортивные игры, бег в плотной одежде, к укачиванию –

упражнения с быстрым изменением положения головы и тела в пространстве (упражнения

на гимнастических снарядах, батуте, акробатика, слалом, водные лыжи, фигурное катание

на коньках, прыжки в воду и др.), к перегрузкам – упражнение на вращение (на

центрифуге, батуте), акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и

на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног. При отборе средств для

решения задач ППФК руководствуются следующими принципами:

1. Максимальной реализации задач ППФК.

2. Адекватности и наибольшего переноса качеств и навыков.

3. Обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.

Первый принцип предполагает, что выбранное средство в максимальной степени

обеспечивает решение задач ППФП.

Второй – предусматривает использование таких воздействий, которые в наибольшей

степени улучшают качества и навыки, необходимые специалисту в его профессиональной

деятельности.

Третий – предполагает, что применяемые приемы для целенаправленного формирования

конкретного качества должны попутно улучшать и многие другие жизненно и

профессионально важные способности, эффективно содействовать решению основных

задач физического воспитания учащихся, не вести к отрицательным последствия.

подготовки.

В основе методики профессионально-прикладной физической лежит органическое сочетание ОФК

и ППФК, причем, последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой

профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта. Необходимо учитывать,

что положительное влияние различных физических упражнений на повышение

работоспособности специалистов будет зависеть от положительного переноса физических

способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся, занимающихся

баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной

лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно

повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов. В процессе физических

упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки) повышается

работоспособность другой, симметрично расположенной части тела, увеличивается сила, быстрота

движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не

одновременный, а разнородный характер. Например, если под воздействием физических

упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты.

Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточно высокой

степени совпадения он позволяет использовать навыки в усложненных условиях. В

процессе

физического воспитания используются в основном общепринятые формы построения

занятий. Так, например, в содержание комплексных уроков включаются обще-

подготовительные и специально-подготовительные упражнения, тесно связанные со

специфическими для данной профессии упражнениями. Элементы состязательности,

сопряжённые с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют

широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной

физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не

единственный метод решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за

недостаточной избирательности и неполного охвата задач подготовки будущего

специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства

ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств,

обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С

помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной стойкости

организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха.

Это обучение приёмам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий,

а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме

(специальные водные процедуры, различные бани и др.)

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность, — это различные

тренажёры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно

моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

4.Подвижные игры: организация и методические основы проведения

Подвижные игры на уроках физической культуры применяют строго целенаправленно, с

учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной

взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать

наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой

деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности,

функциональные особенности организма, дисциплинированность класса, а также условия,

в которых урок проводится.

Учащихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и

экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в

различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение

для укрепления здоровья, для овладения учебным материалом по физической культуре.

Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту, развитию и

укреплению важнейших функций и систем организма учащихся с учетом возраста, а также

формированию правильной осанки.

Особое значение приобретает наличие достаточно четких правил, исключающих

произвольное толкование обязанностей и действий играющих. Точные правила

упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения,

благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.

Особенность методики проведения подвижных игр на уроках физической культуры

состоит в первую очередь в том, что между подвижными играми и другими

упражнениями, включаемыми в урок должна быть обеспечена тесная организационно-

методическая преемственность и взаимосвязь. Надо правильно определять место

выбранной игры среди других упражнений и учитывать возможную ее длительность.

Подвижные игры, знакомые учащимся и не занимающие много времени, можно

проводить, например, с целью разминки перед упражнениями, которые связаны со

значительными мышечными напряжениями. После таких упражнений возможно

проведение относительно спокойных игр. Подвижные игры с бегом, прыжками,

включаемые перед упражнениями, требующими большой концентрации внимания,

точности движений, могут затруднять последующее успешное выполнение подобных

упражнений.

При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-

гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой

используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и

одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ в

организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся

необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным

полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и

закаливания организма водными процедурами.

Содержательная направленность практического использования игрового материала на

уроках физической культуры заключается прежде всего в следующем:

1. Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно

включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными

скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления

мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним.

Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные

перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой

атлетики, армреслинга (борьбы на руках) и т. д. Весьма эффективными для решения

данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим

отягощениями — наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег

или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные

для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность.

2. Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных

ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны

включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными

остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие

дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на

сознательное и целеустремленное опережение соперника.

3. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной

координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде,

обладания определенной физической сноровкой.

Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой

сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с

продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами

применяемой игры.

Заключение

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов,

разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической

подготовки (ППФК). С помощью средств ППФК формируются и совершенствуются

различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные,

организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области

физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности

всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма. Особое

значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и

качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся.

Основным из этих средств являются физические упражнения. Они заимствуются из

богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта,

общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.

Естественную потребность в движениях человек удовлетворял на протяжении жизни в

трудовом процессе. По мере развития научно-технического прогресса стали изменяться

условия жизни людей. Таким образом, научно-технический прогресс, наряду с

улучшением условий жизни и работы в современно обществе, создает предпосылки для

малоподвижного образа жизни. Большинство исследователей указывают, что высокой

эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно

достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При

этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же

обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном

соответствии с ее задачами.

В настоящее время еще не существует специальной классификации физических

упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных

профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен

решаться самостоятельно. Однако, при подборе средств физического воспитания в целях

ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит

более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического

воспитания.

Поэтому общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки

студентов, будущих бакалавров, магистров и др. специалистов различного профиля

современного производства повышается с каждым годом. В современных условиях важное

значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков,

повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным

заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры,

и, в частности, физического воспитания.

Список литературы

1. Бишаева, А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента;

КноРус – Москва, 2012. – 304 c.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание,

2013. – 930 с.

3. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия»,

2012. – 288 с

4. Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовка; Феникс – Москва, 2010. – 256 c.

5. Кабачков, В.А.; Полиевский, С.А. Профессионально – прикладная физическая

подготовка; М.: Высшая школа – Москва, 2014. – 176 c. 6. Ильин, В.И. ППФП студентов в

ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 350 c.

7. Коробков, А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая

школа, 2015. – 420 c.

8. Коробейников, Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное

пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2015. – С.74-75.

9. Холодов, Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта:

Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: Академия, 2014. – 144 с.

Приложения

Приложение 1

Таблица 1.

Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к физическим и

непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным

способностям и навыкам

Преимущественно физический труд

Силовые и другие двигательные способности;

резистентность функциональных систем организма по

отношению к воздействии неблагоприятных условий

среды (высокой и низкой температур, высокой

влажности воздуха и газовых примесей в нем и др.);

разнообразные двигательные навыки (в частности,

навыки перемещения в ограниченном пространстве,

преодоления предметных препятствий, поднимания и

переноски тяжестей); психическая устойчивость,

базирующаяся, кроме прочего, на физической кондиции

Виды (разновидности) профессионально-

трудовой деятельности

Профессионально важные физические качества

(способности), от степени развития которых

существенно зависит эффективность или безопасность

профессиональной деятельности.

Разновидности двигательно-

активного строительного труда

Выносливость, проявляемая преимущественно в

динамических режимах мышечных напряжений;

координационные и другие двигательные способности;

разнообразные двигательные навыки; закаленность

организма по отношению к воздействию меняющихся

условий внешней среды; равновесие тела на узкой и

неустойчивой опоре, в необычных положениях;

устойчивость функции сенсорного контроля,

самообладание, базирующееся, кроме прочего, на

физической кондиции

Разновидности станочного труда

в металлообрабатывающей и других

отраслях промышленности

(слесарные, токарные, фрезерные,

швейные и другие работы)

Неординарно развитая ручная ловкость, способность к

мгновенным двигательным реакциям; общая,

региональная и локальная выносливость (проявляемая

при многократном воспроизведении двигательных

действий, в которых участвуют преимущественно

некоторые из звеньев мышечного аппарата – мышцы

пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие

позу); устойчивость функций зрительного и тактильного

контроля: навыки точно отлаженных движений руками

Разновидности труда подвижного

состава ж.д. транспорта включа

ющие в значительном объеме

двигательную активность

Разносторонняя физическая подготовленность к

неординарным проявлениям силовых, скоростных и

других двигательных способностей, особенно в

экстремальных ситуациях; устойчивость функций

вестибулярного аппарата к укачиванию; общая

резистентность организма к воздействию

неблагоприятных погодных и других внешних

факторов; разнообразные двигательные навыки;

находчивость, решительность, отважность,

базирующиеся, кроме прочего, на отличной физической

кондиции

Приложение 2

Рис.1. Комплекс прикладных физических упражнений студента

Приложение 3

Рис.2. Воздействие на межпозвоночные

диски груза, поднимаемого различными

способами (по Р. Хедману): 1 —

неправильно; 2 — правильно

[1] Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И.

Психология физического воспитания и

спорта: Учебное пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений. – М.; Издательский

центр «Академия», 2012. – 188 с.

[2] Ильин, В.И. ППФП студентов в

ВУЗах. Научно-методологические и

организационные основы. – М., 2015. –

150 c.

[3] Ильин, В.И. ППФП студентов в

ВУЗах. Научно-методологические и

организационные основы. – М., 2015. –

163 c.

[4] Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И.

Психология физического воспитания и

спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр

«Академия», 2012. – 183 с.

[5] Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные

основы. – М., 2015. – 192 c.

[6] Коробков, А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая

школа, 2015. – 136 c.

[7] Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание,

2013. – 230 с.

8] Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия»,

2012. – 201 с.



В раздел образования